Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации коррекционной работы с детьми на уроках ИЗО»
Методические рекомендации коррекционной работы с детьми ЗПР на уроках изобразительного искусства
Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей с ЗПР
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей детей с ЗПР, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельности. Эстетическое воспитание на занятиях по рисованию осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие у детей целенаправленной изодеятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам.
Предметное рисование - изображение предмета, передача своих впечатлений о нем путем применения различных средств изобразительности.
Задачи:
- формировать у детей познавательный интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; бережное отношение к миру предметов;
- вызывать у дошкольников желание выразить в рисунке свое отношение к предметам;
- побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке тем изображения;
- формировать обобщенные представления об изображаемом предмете;
- стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа.
Сюжетное рисование - содержанием такого рисунка является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях.
Задачи:
формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы.
развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка.
развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения.
побуждать детей к самостоятельности в замысливании образа.
учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него.
Декоративное рисование - имеет огромное значение в развитии основ личности ребенка - присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства родины, осознание себя как частицы своего народа.
Задачи:
формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к предметам народного искусства, понимание его особенностей.
формирование желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослого и по собственной инициативе.
формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений - освоение детьми характерных элементов, узоров росписи; воспитание чувства ритма, формы, симметрии.
воспитание активности самостоятельности, инициативы и творчества при создании узоров.
Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР - насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.
Этапы:
Формирование мотивационно - ориентировочных основ изобразительной деятельности.
Формирование основных умений изобразительной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.
Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).
Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования.
При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать средующие принципы:
- формирование у детей представлений о том, что любое изображение -- это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
- учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
- тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности -- предметной, игровой, трудовой и общения;
- актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;
- эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
- развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
- процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.
Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:
дети овладевают специфическим восприятием - умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;
дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.