kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Холокост в искусстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

XX век оставил после себя тяжелое наследие Холокоста. Важным моментом в сохранении в памяти людей этой трагедии и необходимости недопущения такого впредь является художественное осмысление Холокоста в искусстве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Автор САВОНИК Д.А.»

«Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь осталось научиться жить на земле, как люди».

Бернард Шоу











Холокост в искусстве







Автор: Савоник Данила Александрович, учащийся 8 класса

филиала МБОУ «СОШ с.Красавка» в селе Низовка.











Руководитель: Давиденко Наталья Васильевна, учитель истории и обществознания.



















Содержание:

1. Введение. Цели и задачи работы.

2. Основная часть:

- тема Холокоста в скульптуре

- тема Холокоста в живописи

- тема Холокоста в литературных произведениях

- отражение темы в музыке

3. Заключение, вывод.



















1

ХХ век оставил после себя тяжелое наследие Холокоста. Владеть им тяжело, но и предавать забвению нельзя, недопустимо, преступно…. Важным моментом в сохранении памяти людей этой трагедии и необходимости недопущения такого впредь является художественное осмысление Холокоста в искусстве. Через знакомство с произведениями искусства приобретается опыт эмоционального восприятия трагедии людей, их внутреннего мира, а не просто узнаёшь абстрактную теорию. Искусство отражает вечные темы жизни, открывает духовный опыт человечества.

Ещё задолго до того, как завершился Холокост, у евреев уже существовало отчаянное желание сохранить его от забвения. Скрываясь и убегая, продираясь сквозь тени газовых камер и дым из крематориев, евреи лихорадочно искали способы засвидетельствовать чудовищные преступления нацистов. Объятые ужасом, ожидая своей смерти, они обращались к будущему и Всевышнему: «Помните!».

Выжившие и их потомки чувствовали непреодолимую необходимость сохранения этой истины. Они оставили нам стихи и письма, дневники и фрагменты романов, музыкальные произведения, некоторые известны во всём мире. Война закончилась, и ошеломляющий масштаб «окончательного решения еврейского вопроса» был полностью осознан: немцы и их пособники уничтожили 6 миллионов евреев со всех уголков Европы, убив более одной трети еврейского населения мира.

Именно поэтому для переживших Холокост и их детей призыв – «Никогда не забывайте!» по понятным причинам стал, можно сказать, 11-й Заповедью.

Но стремление к сохранению памяти распространилось далеко за пределы сообщества людей, наиболее пострадавших от кампании нацистов, воистину промышленных её масштабов по истреблению евреев. В последние десятилетия, памятные мероприятия, посвящённые Холокосту, стали широко распространённым культурным явлением. Этой теме посвящены бесчисленные книги, лекции и документальные фильмы. А в больших и малых городах на всех континентах, кроме арабских стран и Антарктиды, возведены мемориалы и музеи Холокоста.Но оставшиеся в живых, по крайней мере, имеют уверенность: то, что случилось с ними, не будет позабыто. А это значит, не произойдет в будущем: больше никогда!

Или будет забыто и… произойдет?!

2

Тема Холокоста в скульптуре (Приложение 1)

1.Майда́нек  — лагерь смертиТретьего рейха на окраине польского города Люблина. В настоящее время является музейным учреждением, включённым в Государственный реестр. В Майданеке был создан первый в истории памятник жертвам Холокоста. Он был открыт в мае 1943 года[6]. В настоящее время на территории лагеря Майданек действует мемориальный музей. Он был создан в ноябре 1944 года и стал первым музеем в Европе на месте бывшего гитлеровского концлагеря.

У входа на территорию лагеря в 1969 году был воздвигнут Памятник борьбы и мученичества (проект Виктора Толкина).

Возле крематория и расстрельных рвов сооружен мавзолей с бетонным куполом, под которым собран прах жертв.

2.Госуда́рственный музе́й А́ушвиц-Биркена́у У музея есть разные задачи, в том числе исследования Холокоста при нацистском режиме

В 1947 году концентрационный лагерь был переоборудован в музей, а в 1979 году был включён в список Всемирного наследияЮНЕСКО.

С 1960 года в бывшем концентрационном лагере Освенцим I действуют так называемые «национальные выставки» созданные отдельными странами Европы, пострадавшими от национал-социализма.

В 1962 году вокруг музея в Биркенау и в 1977 году вокруг музея в Освенциме была создана охраняемая территория для сохранения исторического состояния лагеря. В 1967 году был открыт первый большой мемориальный памятник.

3.Рука в Майами (США)Авторство этой мемориальной композиции принадлежит Кеннету Трейстеру. Проект вызвал волну критики — считалось, что огромная рука будет смотреться «гротескно» и «грубо вмешается в городской пейзаж», но инициативная группа утверждала, что в этом и заключается вся суть проекта. Мемориал спасли.

В 1987-89 гг. по макету был отлит бронзовый памятник — устремленная к небу гигантская рука, по которой карабкаются сотни человеческих фигур. В основании монумента — розовый камень, который был привезен из Иерусалима специально для этой композиции. Открытие памятника состоялось 4 февраля 1990 года. Рядом с ним установлена мемориальная стена, на которой выбиты имена тысяч погибших.

4. Обувь на берегу (Венгрия, Будапешт)Этот необычный памятник жертвам Холокоста расположен на берегу Дуная, в Пеште (одной из двух частей Будапешта). Вдоль набережной, в 300 метрах от Парламента, стоят 60 пар старомодной бронзовой обуви — мужской, женской,

детской.

3

Идея памятника возникла у Кена Тогая, а ее воплощением занялся скульптор Дьюла Пауэр. Эти ботинки, боты и туфли напоминают о страшных событиях — в 1944–45 гг. венгерская нацистская партия «Скрещенные стрелы» проводила здесь массовые казни евреев. Их расстреливали прямо на берегу, а тела сбрасывали в воду. Перед казнью евреев заставляли разуться — обувь стоила немалых денег, и ее запросто можно было продать на черном рынке. Приговоренных зачастую связывали по несколько человек — их ставили на самый край набережной, но пулю пускали только в одного. Обмякшее тело застреленного нарушало равновесие группы, все падали в воду и тонули.

Памятник погибшим евреям был установлен 16 апреля 2005 года

5. Плиты (Германия, Берлин)

Идея «Мемориала памяти убитых евреев Европы» родилась у берлинской публицистки Лее Рош, а реализацией занимался скульптор-деконструктивист Питер Айзенман. Несмотря на весь аскетизм, мемориал поражает грандиозностью — на огромном поле рядами стоят 2 711 безликих серых блоков разной высоты, образуя неживой лес.

Строительство мемориала было начато в 2003 году после того, как были готовы блоки. С этими плитами из бетона связана неприятная история: в их производстве участвовал химический концерн Дегусса (предоставлял анти-граффити покрытие), а дочернее предприятие концерна — Дагеш — во времена Третьего рейха производило газ, которым в концлагерях травили евреев. Возведение монумента приостановили, но после обсуждений было принято решение продолжить начатое. Мемориал открылся в 2005 году.

6. Яма (Беларусь, Минск) Это один из первых памятников, установленных жертвам Холокоста. Первая часть мемориала «Яма» — площадка, вручную выложенная камнями — была открыта в 1947 на месте, где в 1942-м нацисты расстреляли 5 000 евреев.

Вторая часть — скульптурная группа людей, которые спускаются по лестнице — была установлена в 2000 году. Худые бронзовые фигуры, составляющие композицию «Последний путь», будто стекают вдоль ступенек к яме, где их ждет смерть

7. За колючей проволокой (Сан-Франциско, США)

Авторство и реализация этой мемориальной композиции, которая была установлена в 1984 году в Линкольн-Парке, принадлежит Джорджу Сегалу. Бетонные фигуры — одна у проволоки, куча тел поодаль — символизируют выживших и погибших жертв нацистской жестокости. На одного оставшегося в живых был десяток тех, кого смерть не пощадила.

8. Яд ва-Шем (Иерусалим, Израиль)Яд ва-Шем — это музей Холокоста, в

котором собраны уникальные артефакты

того страшного времени. Там также находится несколько мемориалов в память об убитых нацистами евреях. Среди скульптурных композиций комплекса — дерево из фигур людей, забор из колючей проволоки в виде человеческих скелетов, и многие другие.

Тема Холокоста в живописи (Приложение 2)

1.Павел Фантль, *Песенка спета*. 1942 — 1944
Павел Фантль по профессии был врачом, родился в Праге в 1903 году, отбывал заключение в концлагере Терезиенштадт. Благодаря тому, что один из чешских полицейских проникнулся к нему жалостью, художник получал материалы и мог писать картины. Его цветное полотно "Песенка спета" - карикатура на Гитлера, фюрер изображен в образе клоуна, его гитара, прельстившая мелодией целый народ, лежит на полу разбитая и вся в крови. Картина очень смелая, в январе 1945 года Фантль с женой и сыном был депортирован в Освенцим, там всю семью приговорили к расстрелу. Сохранил картину все тот же чешский полицай, замуровав ее в стену гетто.

2.Феликс Нуссбаум, *Беженец*, 1939
Феликс Нуссбаум - самый именитый художник из всех, чьи работы представлены на выставке. Его арестовали в Бельгии в 1940 году, но ему удалось бежать в Брюссель вместе с женой. Картина "Беженец" автобиографична, она рассказывает о странствиях еврея, который нигде не может найти покой. Вначале полотно Феликс отсылает отцу в Амстердам, однако отец попадает в Освенцим в 1944 году, и после его убийства полотно уходит с молотка на аукционе. Не избежала смерти и чета Нуссбаум, Феликс с женой приговорен к ссылке в концлагерь в том же 1944 году. На момент смерти ему было всего 39 лет.

3.Бедрих Фритта, *Черный ход*, 1941-1944
Бедрих Фритта - еще один узник Терезиенштадта. Он родился в Чехии в 1906 году, а умер в Освенциме в 1944 году. Вместе с единомышленниками-живописцами много трудился в заключении, картины прятал в стенах гетто. Его картина "Черный ход" - это метафора смерти, поскольку за полуоткрытыми воротами не видно возможности спастись.

4.Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, *Одна весна*, 1941
Картина "Одна весна" написана дуэтом живописцев - Карлом Робертом Бодеком и Куртом Конрадом Лёвом - во время их пребывания в концлагере Гюрс на территории оккупированной Франции. Несмотря на свои крохотные размеры, она стала центром экспозиции. Яркая бабочка, порхающая над колючей проволокой, - символ освобождения. Судьба художников сложилась по-разному: австриец Курт Лев сумел бежать из концлагеря в Швейцарию, а

5

вот Карл Бодек, родившийся в украинском городе Черновцы, попал в Освенцим, где был убит.

5.Лео Хаас, *Прибытие транспорта, Терезинское гетто*, 1942
Лео Хаас - талантливый график. Он был задействован нацистами для разработки архитектурных чертежей Терезиенштадта. Ночами заключенный украдкой делал зарисовки о жизни концлагеря. На картине "Прибытие транспорта" можно видеть десятки обреченных людей, которых доставили на верную погибель в лагерь смерти. От картины веет холодом и трагическим предзнаменованием, над строем кружат хищные птицы. Несмотря на то, что Хааса ждало беспросветное будущее, он все же нарисовал в левом нижнем углу знак подпольного сопротивления - V. Из Терезиенштадта Хаас был переведен в Освенцим, сумел выжить в концлагере и дожил до 1983 года.

Тема Холокоста в литературных произведениях (Приложение 3)

1.Визенталь. - Москва : Текст, 2001. - 188 с.  

Симон Визенталь (р. 1908) - известный австрийский общественный деятель, публицист, всю свою жизнь посвятивший розыску и преданию суду нацистских преступников. Герой его автобиографической повести, бывший узник концлагеря, не может забыть встречу с умирающим офицером СС, перед смертью пытавшимся покаяться и получить прощение за участие в массовых убийствах евреев. Можно ли простить и забыть Холокост? И всегда ли можно простить раскаявшегося преступника? Эти и многие другие вопросы ставит перед читателем Визенталь.

2.Визель, Эли. "Ночь"

Это очень короткая повесть о 15-летнем мальчике, побывавшем в Освенциме. Рассказ очевидца. Там столько боли, и столько любви. Это практически невыносимый ужас перед человеческой жестокостью. Нобелевский лауреат Элиэзер Визель.  

3.Гай, Давид Иосифович. «Десятый круг» Повесть "Десятый круг" посвящена жизни, борьбе и гибели минского гетто в годы второй мировой войны. Повесть целиком построена на документальном материале.

4.Кузнецов, Анатолий Васильевич. «Бабий Яр»

Эта книга - полная авторская версия знаменитого документального романа "Бабий Яр" об уничтожении еврейского населения Киева осенью 1941 года. Анатолий Кузнецов, тогда подросток, сам был свидетелем расстрелов киевских евреев, много общался с людьми, пережившими катастрофу, собирал воспоминания других современников и очевидцев. Впервые его роман был опубликован в журнале "Юность" в 1966 году, и даже тогда, несмотря на многочисленные и грубые цензурные сокращения, произвел эффект.

6

разорвавшейся бомбы - так до Кузнецова про Холокост не осмеливался писать никто.

стихотворение Мусы Джалиля «Варварство», написанное поэтом в концлагере в 1943 году:Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она

7


Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно

8


Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей..

Отражение темы в музыке

В 1962 году поэт Евгений Евтушенко посетил урочище Бабий Яр, глубокий овраг в северо-западной части Киева, где в сентябре 1941 года нацистами были казнены около 70 000 евреев. Вернувшись в номер своей гостиницы, Евтушенко сразу же написал стихотворение, первая строка которого – "Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье..." – отражает его "неприятие исторической несправедливости, того, что на месте гибели стольких невинных людей отсутствует памятник". Немногим позже  Дмитрий Шостакович прочитал поэму и решил включить ее в свою пятичастную симфонию-ораторию. Каждая часть этого произведения основана на стихотворениях Евтушенко, ее первая часть - "Бабий Яр" - повествует о Холокосте. Несмотря на цензурные запреты, 18 декабря 1962 года симфония была представлена и с энтузиазмом воспринята общественностью. "Бабий Яр" - таким стало неофициальное название симфонии.

Кантату Арнольда Шёнберга "Уцелевший из Варшавы" (1947) часто называют первым музыкальным отражением темы Холокоста. В этой кантате, представляющей зрителям вымышленный рассказ о восстании в Варшавском гетто, композитор использует все музыкальные и текстуальные средства, чтобы отобразить страдания человека, вызванные травматическими воспоминаниями. Шёнберг написал и музыку, и либретто для "Уцелевшего". Это история человека, который пережил Холокост и воспоминает о Варшавском гетто. Кантата стала образцом для многих немецких композиторов, стремившихся создать музыкальный мемориал жертвам Холокоста. Среди этих произведений – кантата "Пепел Биркенау" (нем. DieAschevonBirkenau), написанная Гюнтером Кочаном в 1965 году и, созданная несколькими авторами, кантата "Еврейская хроника" (нем. JüdischeChronik), премьера которой состоялась в 1966 году. 







9

Равнодушие и не противодействие геноциду - один из уроков Холокоста, который должен быть прочно усвоен человечеством. По мнению многих ученых, полное осознание Холокоста лежит за пределами человеческого разума. Ведь он зародился в стране с огромными культурными и духовными традициями, проводился на территории «цивилизованной» Европы, фактически на глазах всего мира. Но без стремления осознать истоки, ход и последствия Холокоста мы не гарантированы от его повторения.

Но былое равнодушие не было всеобщим. В тот страшный период мы видим ярчайшие примеры морального и физического сопротивления оккупантам. Это была борьба не просто за выживание, но борьба  за сохранение человеческого достоинства. Она дала немало примеров самопожертвования и высокой силы духа. Эта грань Холокоста, равно как и нравственный пример тысяч и тысяч людей, которые бескорыстно пришли на помощь своим знакомым и соседям, а нередко и совершенно незнакомым людям, является залогом того, что знания и память о Холокосте, несмотря ни на что,  еще долго будут востребованы нашим обществом.






















10

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1Холокост»

Приложение 1

1.Рука в Майами (США)

2.Обувь на берегу (Венгрия, Будапешт)









3.Плиты (Германия, Берлин)

























4. Яма (Беларусь, Минск)





















5.За колючей проволокой (Сан-Франциско, США)























6. Яд ва-Шем (Иерусалим, Израиль)























Приложение 2

1Павел Фантль, *Песенка спета*. 1942 — 1944

2. Феликс Нуссбаум, *Беженец*, 1939



3. Бедрих Фритта, *Черный ход*, 1941-1944

4. Карл Роберт Бодек и Курт Конрад Лёв, *Одна весна*, 1941





5.Лео Хаас, *Прибытие транспорта, Терезинское гетто*, 1942



























Приложение 3

Симон Визенталь (р. 1908)

Визель, Эли. "Ночь"





Гай, Давид Иосифович. «Десятый круг»

Кузнецов, Анатолий Васильевич. «Бабий Яр»





2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Холокост в искусстве

Автор: Давиденко Наталья Васильевна

Дата: 29.01.2019

Номер свидетельства: 497623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Холокост в искусстве"
    ["seo_title"] => string(21) "kholokost_v_iskusstve"
    ["file_id"] => string(6) "497619"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548755440"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Конспект занятия студии изобразительного искусства ( 8-11 класс) «Холокост в творчестве художника Ильи Клейнера»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_studii_izobrazitelnogo_iskusstva_8_11_klass_kholokost_v_tvorc"
    ["file_id"] => string(6) "494260"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546965520"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация «Холокост в творчестве художника И. Клейнера»"
    ["seo_title"] => string(60) "prezentatsiia_kholokost_v_tvorchestve_khudozhnika_i_kleinera"
    ["file_id"] => string(6) "494276"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1546970216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства