Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия студии изобразительного искусства ( 8-11 класс) «Холокост в творчестве художника Ильи Клейнера»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломовская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»
309204 с. Ломово ул. Мозгового, 12
Т (47231) 4-41-22 Е –mail: lomovo @ yandex.ru
Конкурс «Память о Холокосте – путь к толерантности»
Номинация. Работы педагогов: внеклассное занятие.
Холокост в творчестве художника Ильи Клейнера
(Занятие студии изобразительного искусства, 8-11 класс)
Ф.И.О. участника:
Краснокутская Людмила Алексеевна, учитель
изобразительного искусства.
Учебное заведение:
МБОУ «Ломовская СОШ Корочанского района Белгородской области»
Ломово, 2018
Тема занятия: «Холокост в творчестве художника Ильи Клейнера»
Конспект занятия студии изобразительного творчества. 8-11 классы.
Цель: Активизация интереса учащихся к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войны на примере уроков Холокоста через творчество художника Ильи Клейнера.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить учащихся с темой Холокост как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
- формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений по теме Холокоста;
Развивающая:
- стимулирование и активизация поисковой и творческой деятельности школьников;
- развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
- обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
-организовать учащихся к участию в муниципальном этапе регионального конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности».
Опережающие задания: Учащиеся получают поисковые задания по теме «Холокост» и готовят сообщения.
Оборудование: запись песни Александра Розенбаума «Долгая дорога лета», презентация «Холокост в творчестве художника Ильи Клейнера».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учитель. Ежегодно в нашей стране проводится Международный конкурс «Память о Холокосте - путь к толерантности» .
На Конкурс могут быть представлены творческие работы: эссе, рассказы, стихи, рисунки, плакаты, презентации.
Слайд 1. «Автопортрет». 2011. Сегодня мы познакомимся с уроками Холокоста через творчество известного художника Ильи Александровича Клейвера, и каждый из вас создаст композицию, в которой вы передадите своё мировоззренческое суждений по теме Холокоста.
Слайд 2. «Бабий Яр». 1991. 26 января 2011 года в Москве, в годовщину освобождения Освенцима Красной Армией, в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе прошла торжественная церемония передачи в дар музею живописных произведений члена Московского отделения Союза художников РФ Ильи Клейнера. Слайд 3. «Для меня Холокост — это, прежде всего вся моя большая родня, упавшая замертво в овраг Бабьего Яра под пулями озверевших гитлеровцев, — сказал Илья Александрович на церемонии. — Трагедия шестимиллионного растерзанного фашистскими палачами еврейского народа, лежащая за пределами человеческого сознания, не должна предаться забвению, чтобы ЭТО никогда не повторилось…»
(http://www.ikleiner.ru/gallery/holocost/)
II. Изучение нового материала.
Познакомимся с краткой биографией художника Ильи Александровича Клейнера.
Ученик.Слайд 4. Илья Александрович Клейнер родился в 1938 году. Получил высшее гуманитарное образование, окончил аспирантуру в Институте истории искусств в Москве. Поэт Юрий Левитанский пишет в своих воспоминаньях о своем друге: «С Ильей Александровичем Клейнером мы знакомы примерно уже четверть века — значит, четверть века я знаком с его талантом. Талант его с самого начала был универсален, многообразен, и проявлялся он буквально во всем, за что бы ни брался его хозяин — будь то серьезные занятия историей или философией, будь то игра (так, между делом, полушутя) на какой-то старенькой скрипке с одною-единственною струною, — все это было талантливо неизменно, все освещалось мягким светом доброго его дарованья. Но с годами все отчетливее начнет проступать главное его дарованье, главное его призванье, самое сильное, самое свое — это живопись, это рисованье, это художество — дело его жизни…»
(http://www.alefmagazine.com/pub2421.html)
Ученик. Слайд 5. «Мы смотрим на вас». 2006. В 2005 году Генассамблея ООН приняла программу под названием «Холокост и ООН», предусматривающую поощрение разработки образовательных программ по теме Холокоста с целью рассказать людям, что именно происходило в то время.
Тогда же был учреждён Международный день памяти жертв Холокоста (27 января, как уже было отмечено, – это день освобождения лагеря Освенцим), который подразумевал различные мероприятия в отделениях ООН по всему свету. Так, на церемонии в зале Генассамблеи в 2006 году собралось более 2000 человек, множество человек во всём мире смотрели теле- и интернет-трансляцию.
ООН при поддержке ЮНЕСКО, Европарламента и региональных межправительственных организаций объявило о поощрении проведения специальных мероприятий, таких как просмотр документальных фильмов и подготовку информационных материалов, дабы повысить осведомлённость людей о том, как опасна политика геноцида.
( http://www.ikleiner.ru/gallery/holocost/)
Ученик.Слайд 5. «Холокост». 2007. Геноцид - (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - действия, совершаемые с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. С 1948 является международным преступлением. Слайд 6. Политика нацистской Германии получила определение – холокост.
Сам термин появился в обиходе благодаря заимствованию из греческих библейских текстов форм слова holocaustum («всесожжение», «жертва всесожжения»), в английском варианте – holocaust. . Тема Холокоста с заглавной буквы для народов всего мира остается весьма актуальной, хотя со времен катастрофы прошло немало времени.
Учитель. Илья Клейнер в 2006-2008 годах пишет серию картин, посвященных преследованию и уничтожению еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. Познакомимся с темой Холокост как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов.
Ученик. Слайд 7.«Главный палач. 2007». 30 января 1933 года Адольф Гитлер стал канцлером Германии и уже 15 сентября 1935 года – были приняты Нюрнбергские законы – два законодательных акта, предусматривающих лишение немецкого гражданства тех, кто не «обладает германской или родственной ей кровью», пристальное внимание уделено было евреям и цыганам.
Слайд 8.«Мясорубка». 2006. В ноябре 1938 года весь мир потрясли события так называемой «Хрустальной ночи». Более 1400 синагог было разрушено, тысячи евреев пострадали, десятки тысяч – оправлены в концлагеря. (http://www.holofond.ru.)
Ученик. Слайд 9-10. Концентрационный лагерь - (концлагерь) - специально оборудованный центр массового содержания заключенных, военнопленных и гражданского населения. Слайд 11. 21 сентября 1939 года – появилась инструкция о заключении польских евреев в гетто. Во время Второй мировой войны словом «гетто» назывались, охраняемые немецкими нацистами или поддерживающими их режим местными националистами, жилые зоны, находящиеся на оккупированных территориях, куда насильственно перемещались евреи для компактного проживания.
22 июня 1941 года – Германия напала на СССР, на оккупированных территориях началось массовое уничтожение советских евреев.
Наибольшую известность получило Варшавское гетто, а в Советском Союзе и постсоветском пространстве Минское гетто.
Слайд 12. «Мать и ребенок». 2006. Чуть позднее евреям было велено носить на рукаве «Звезду Давида».
29 сентября 1941года в Бабьем Яре уничтожили десятки тысяч евреев Киева, а 20 марта 1942 года в лагере Освенцима начали работать газовые камеры. Мясорубка была запущена.
Ученик.Слайд 13. Газовые камеры - помещение (обычно небольшое), предназначенное для умерщвления людей путём отравления газом. Газовые камеры широко использовалась в нацистской Германии как средство убийства заключенных в концентрационных лагерях, на территории оккупированной Польши. Слайд 14. «Трубы Освенцима». 2006. В газовые камеры в первую очередь отбирали женщин, детей, стариков и нетрудоспособных. Оставшимся заключённым предстояла татуировка номера, каторжный труд, голод. Эсэсовцы отбирали из наиболее физически крепких узников и формировали зондеркоманды.
Члены зондеркоманды должны были встретить прибывающих поездами заключённых и сопроводить отобранных для уничтожения в газовую камеру, замаскированную под душевую.
Слайд 15-16. «Жертвы холокоста». 2006. После убийства они извлекали трупы из камеры, обыскивали их в поисках ценностей и вырывали золотые зубы. Трупы закапывались или сжигались в крематориях и в ямах на открытом воздухе.
Многие члены зондеркоманды не выдерживали этой работы и кончали жизнь самоубийством.
Ученик. Слайд 17.«Любовь выше смерти. За час до убийства». 2007.
200 тысяч человек были убиты, и около миллиона пациентов немецких больниц было замучено голодом по программе «Т-4». Эта программа предусматривала умерщвление инвалидов, людей с умственными нарушениями, детей с неврологическими и соматическими заболеваниями, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны».
Ученик. Слайд 18. «Бухенвальдская мадонна». 2009. Гибель детей и молодёжи стала одной из самых трагических страниц в истории Холокоста. Слайд 19. «Я не хочу умирать».2009. Многочисленные показания, воспоминания, дневники и исследования показывают, что с первых дней антисемитской политики нацистов молодое поколение, а особенно представители еврейского народа, целенаправленно преследовалось и уничтожалось.
Слайд 20. Согласно списку, подписанному секретарем Исполкома Корочанского Райсовета депутатов трудящихся Косиловой, из Корочанского района было угнано в Германию 832 человека, а из села Ломово в Германию было отправлено 57 девушек. К счастью, все они выжили и возвратились домой. Некоторые из них остались жить в нашем селе, а Лащенко Наталья Павловна, до выхода на пенсию, проработала уборщицей помещений в Ломовской средней школе.
По другим сведениям из Корочанского района было вывезено в Германию около 2 тыс. чел. (http://belstory.ru/goroda/korotcha/okkupatsiya-i-osvobozhdenie-korotchanskogo-rayona.html; Летопись села Ломово).
Слайд 21.«Дети холокоста». 2006. Дети, как правило, старше 12-13, зачастую использовались в качестве чернорабочих в лагерях на кухне, для уборки казармы, работали в помещениях по обслуживанию лошадей и делали другой рабский труд. Слайд 22. «Крик».2006. Кроме того, дети использовались и в качестве субъектов медицинских экспериментов врача – садиста Йезефа Менгеля. Слайд 23. «Горе». 2006. В случае малейшего недомогания этих детей также ожидала смерть.
Ученик. Слайд 24.«Не плачь, сын мой. Ты будешь жить». 2008.
Однако многие дети смогли выжить. Некоторым помогло участие в подпольной деятельности сопротивления. Часть из них были отделены от родителей или других родственников, другие стали еврейскими партизанами. Некоторые неевреи прятали еврейских детей.
В спасении евреев принимали участие люди самого разного социального происхождения. Им помогали представители практически всех профессий: военные, чиновники, священники, рыбаки, рабочие, крестьяне, служащие, деятели науки и искусства, учителя, предприниматели и многие другие. Этих отважных людей стали называть «Праведники мира».
Ученик. Слайд 26. На 1 января 2017 года Институт Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем» признал праведниками мира 26 513 человек из 51 страны. Звание «Праведника мира» присуждается при соответствии следующим критериям: - активное участие в спасении одного или нескольких евреев от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти;
- действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения;
- существовала реальная опасность спасителю и его родственникам.
В особых случаях принимается во внимание экономическое и общественное благополучие спасителя.
Слайд 27. В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках — иврите и французском — выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». (Яд ва-Шем:http://www.yadvashem.org)
Ученик.Слайд 28. «Никто не забыт, ничто не забыто». 2006. 27 января 1945 г. солдаты Красной Армии освободили узников Освенцима. Эту дату принято считать окончанием Холокоста.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста.
Слайд 27. «Реквием по убиенным». 2006. Каковы же жертвы нацистской политики? Согласно «Энциклопедии геноцида», общее число жертв геноцида славян составило от 19,7 до 23,9 млн человек (среди них жители СССР, поляки, словенцы, сербы. Во Второй мировой войне гитлеровцы убили около 2,4 млн. поляков. В ходе Холокоста умерщвлено примерно четверть всех цыган в Европе, или около 220 тысяч человек.
Слайд 28. «Незаживающие раны прошлого». 2009. В 1998 году была создана Международная организация по сотрудничеству в увековечивании и изучении Холокоста, членами которой является 31 страна. Слайд 29 «Люди, помните свою историю».2010. Важным моментом в сохранении памяти людей о Холокосте и необходимости недопущения подобной трагедии впредь является художественное осмысление Холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве.
(https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1828551)
Учитель. Холокост - не только прошлое, но и наше возможное будущее. Исторически и психологически Холокост - это, прежде всего симптом летальной социальной болезни - человекофобии, охватившей все человечество. Кто знает о болезни, тот имеет шанс излечиться...
III. Подведение итогов занятия.
Вы сегодня познакомились с трагическими событиями мировой истории. Серия картин Ильи Клейнера, посвящённые Холокосту, необычны. Они напоминают плакаты или лозунги – яркие и остросоциальные. Художник часто использует приёмы аллюзии, то есть стилистические фигуры его картин содержат указание, аналогию и намёк на политический факт геноцида. Визуальная метафора картин художника – это всегда загадка для зрителя. В них мы видим сочетание несочетаемых признаков различных предметов, а это ведет к мгновенному перевороту привычного хода восприятия. Визуальная метафора является более сложной для “прочтения”, но она поможет вам в формировании навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений по теме Холокоста, которые вы, надеюсь, передадите в своих рисунках.
Слайд 30. «Непреходящая боль». 2006. Закончить занятие я хочу словами исследователя Холокоста И. Бауэра: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Нет геноцида против «кого-то», геноцид всегда против всех.
IV.Рефлексия: Ребята, выполните набросок композиции по теме «Холокост». Используя полученную информацию, передайте в рисунке своё осмысление трагедии и понимание того, что память о Холокосте – это путь к толерантности и миру.
Надеюсь, что репродукции картин Ильи Клейнера и песня Александра Розенбаума «Долгая_дорога_лета» помогут вам в решении своих творческих замыслов.
Звучит запись песни Александра Розенбаума «Долгая_дорога_лета».
На экране демонстрируется слайд - шоу презентации «Холокост в творчестве художника Ильи Клейнера».
Дополнительная, справочная и другая информация.
Дети и Холокост. Энциклопедия Холокоста . https://en.wikipedia.org/wiki/Encyclopedia_of_the_Holocaust
Российский фонд «Холокост» – Российская Федерация: http://www.holofond.ru.
Материалы к статье В.В. Потапова «Оккупация и освобождение Корочанского района». (http://belstory.ru/goroda/korotcha/okkupatsiya-i-osvobozhdenie-korotchanskogo-rayona.html;Мемориальные музеи в Германии, посвященные жертвам национал-социализма – Германия: http://www.topographie.de
Простой талант Ильи Клейнера. Ежемесячный международный еврейский журнал Алеф. http://www.alefmagazine.com/pub2421.html
сайты: Яд ва-Шем:http://www.yadvashem.org
Совет Европы: http://www.coe.int/T/E/Cultural_Co- operation/education/Teaching_Remembrance
Холокост в живописи: Илья Клейнер. http://www.ikleiner.ru/gallery/holocost/