Крым во многие времена привлекал и восхищал людей искусства. Живописный полуостров любили многие художники, писатели, поэты, театральные деятели и музыканты. Великолепные пейзажи и удивительные места полуострова оставили след в творчестве и судьбе многих художников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Крым глазами художников.»
Крым глазами художников
Крым во все времена привлекал и восхищал людей искусства. Живописный полуостров любили многие художники, писатели, поэты, театральные деятели и музыканты.
Великолепные пейзажи и удивительные места полуострова оставили след в творчестве и судьбе многих художников.
Иван Константинович Айвазовский
( 1817-1900)
Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.
Родился будущий художник в Крыму, в Феодосии, в 1817 году. Иван Айвазовский с раннего детства был влюблен в море, поэтому огромное количество своих полотен художник посвятил Крыму, удивительному месту, где прожил всю свою жизнь.
Художник в мельчайших деталях запечатлел и спокойное и бушующее море, заливы и побережья.
Иван Константинович писал удивительные лунные ночи, закаты и рассветы в Крыму, передавая неповторимую атмосферу. Множество художников, гораздо старше его, стали подражать ему в манере письма и после него в каждой лавочке уже красовались виды моря «а ля Айвазовский». Рим, Неаполь, Венеция, Амстердам, Лондон и даже самодовольный Париж восхищались его картинами, в которых так живо был передан солнечный или лунный свет, что люди, не искушенные в живописи, даже подозревали художника в «фокусничестве» (а нет ли у вас за картиной лампы или свечи?).
Корабль в море.
Вид из Ливадийского парка на Ялту. 1861 г.
Архип Иванович Куинджи (1842-1910)
Архип Куинджи один из самых необычных пейзажистов 2-й половины XIX века, которого называют «художником света». Виной тому невероятно точная передача световых потоков, а может, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему. Ему даже приписывают использование «лунных красок». Конечно, это всего лишь легенда, подчеркивающая, однако, магию его творчества.
Не многие люди искусства могут похвастаться такой биографией: успех в личной жизни и в творчестве, прижизненные любовь и признание публики, критиков, коллег. Сюжеты мастера поражали и поражают своим реализмом и дарят умиротворение.
Знаменитый пейзажист посвятил Крымским берегам не мало работ. Он мастерски передавал солнечный и лунный свет, величие горных склонов и переменчивость Чёрного моря. Куинджи часто бывал в Крыму, а в 1886 году купил землю на побережье.
Берег моря со скалой.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
Крымский пейзаж. 1887 г.
До двадцати пяти лет Исаак Левитан писал только Москву и Подмосковье. География его пейзажей не расширялась по очень простой, банальной и грустной причине — художник был беден, почти нищ и не мог позволить себе дальних переездов. Ранней весной 1886 года, заработав первые серьёзные деньги за декорации для спектакля Частной оперы Саввы Мамонтова, Левитан, окрылённый возможностью вырваться за пределы привычного мира, впервые в жизни едет в Крым.
Дневников Левитан не вёл, и детали его пребывания в Крыму даже для самых дотошных биографов до сих пор фрагментарны. Он был молод и чрезвычайно впечатлителен, и южная природа, столь отличная для привычной его глазу и кисти подмосковной, поначалу не могла не потрясти Левитана. Различным было всё — ландшафт, растительность, интенсивность красок. Здесь открывалась новая, плохо представимая до этого реальность — скалы, татарские сакли, море. — Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! — восторженно писал Левитан другу Чехову. — Представьте теперь себе яркую зелень, голубое небо, да еще какое небо! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, — я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует своё полное ничтожество.
Полтора-два месяца Левитан провёл в Крыму. С кем он общался, где бывал и у кого остановился на постой, что видел и какие новые впечатления владели им — мы можем только догадываться. . Уже в середине мая Левитан, пресытившись впечатлениями и затосковав по «милому северу», покинет Крым, чтобы почти полтора десятилетия не вспоминать о нём и не возвращаться. В следующий раз он приедет в Ялту только в 1900-м году, за несколько месяцев до смерти, — проститься.
Можно было бы утверждать, что Крым не оставил существенных следов в творчестве Левитана, остался в его биографии незначительным эпизодом, если бы не одно «но»: крымские этюды, сделанные весной 1886 года, окажутся чрезвычайно удачными — зрители и ценители раскупят их прямо с выставки. А о Левитане станут говорить, как о человеке, открывшем для русской публики «новый Крым».
В крымских горах.
Константин Фёдорович Богаевский (1871-1943)
Знаменитый феодосийский художник Богаевский К. Ф. родился и почти всю жизнь прожил в Феодосии. Наотрез отказался заниматься у Айвазовского, т.к. его привлекали не морские виды, а древняя история Крыма. В 1891 году поступает в Академию художеств и занимается в мастерской пейзажиста Архипа Куинджи.
Константин Федорович очень любил Крым и боготворил его природу. Красоту этого края он понимал по-своему, и всю любовь перенес на свои полотна. . Художник почти три года, с 1925 по 1927, выполнял заказ Крымского комитета по охране памятников искусства — им создана большая серия акварелей и рисунков, изображающих старый Крым и его исторические памятники.
Феодосия. 1930 г.
Иосиф Евстафьевич Крачковский
(1854-1914)
В 1890-е годы Крачковский едет в Крым, где пишет картины, исполняя многочисленные заказы русской знати и императорской семьи. Природа юга так полюбилась художнику, что с этого времени он каждую весну и осень проводит в Крыму, в Италии или на Французской Ривьере. Мотивы южной весны с ее яркими красками цветущих деревьев, роскошных южных цветов, с ее мягкими тонами неба и далей отныне заполняют его картины. Художник был влюблен в жизнь, свет, краски. В его пейзажах краски ослепительно ярки, но в то же время бесконечно тонки, сложны и разнообразны. Решительный, увлекающийся, подвижный, удивительно добрый и отзывчивый, с ярким художественным темпераментом. Его страстная любовь к природе, благоговейное отношение к мельчайшим деталям объясняют многое в его творчестве.
В своих картинах Крачковский часто «отдавал предпочтение портретности в пейзаже, считая, что лучше природы не придумаешь, что случайности распределения масс зелени, облаков, красочных пятен так божественно прекрасны, что дай Бог, чтобы хватило сил хоть немного приблизиться к ним», — писал Н. Беккер, близкий родственник и ученик Крачковского.
Весна в Крыму. 1912 г.
Художественная лихорадка охватила Крым в конце XIX века и продолжилась в XX. Большая часть преподавателей Императорской Академии Художеств и Московского института Живописи, Ваяния и Зодчества работали в Крыму. В музеях Москвы и Петербурга, а позднее и в Крымских музеях, собраны этюды, натюрморты, пейзажи, этнографические рисунки лучших представителей отечественного изобразительного искусства.
Крым и сегодня манит художников. Сюда приезжают за известностью и просто побыть наедине с природой. Но все любят это место и считают его самым красивым мире.
Да и не любить этот край невозможно. Многие художники выражали свою любовь и восхищение на полотнах, а мы, современное поколение, можем любоваться этими шедеврами и стремиться душой туда, где творили великие и талантливые.