Просмотр содержимого документа
««Значимость внеурочной деятельности с учащимися в детской школе искусств»»
Методическая работа
«Значимость внеурочной деятельности с учащимися в детской школе искусств»
Подготовила: преподаватель
Головина Наталья Михайловна
г. Ульяновск, 2019 год
В нашем современном мире, к сожалению, заметно падает интерес к классическому художественному и музыкальному искусству. Наши дети, стали жертвами массовой популярной культуры, роль внеурочной работы в музыкальных школах возрастает в значительной степени. Преподавание в музыкальной школе направлено на всестороннее развитие личности детей, формирование их мировоззрения, воспитание культуры чувств. Внеурочная работа с учащимися детской школы искусств понимается как деятельность, которая способствует подъему общей музыкальной культуры детей, формированию духовных интересов и убеждений.
Организовывая внеурочные мероприятия, учащиеся получают возможность свободно реализовать свои художественные идеи, приобретают навыки и умение оценивать результаты своей творческой деятельности, понимать и чувствовать искусство, формировать свой собственный музыкальный вкус.
Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и музыкально-эстетическую направленность. В ее основе лежит совместная деятельность педагога и родителя, ученика и педагога, ребенка и родителя.
Процесс организации и функционирования внеурочной работы формируется в школах искусств индивидуально, исходя из опыта работы и творческой активности преподавателей. Потому формы внеурочной работы могут быть довольно обширны и многообразны, но обязательно наполнены глубоким, богатым внутренним содержанием, что дает благоприятные результаты, как для детей, так и для преподавателей.
Целью внеурочной работы в школе искусств является:
формирование и развитие музыкального мышления, эстетического и художественного вкуса;
расширение кругозора;
умение реализовать себя в коллективной деятельности;
приобщение учащихся к высоким культурным ценностям;
развитие собственных видений художественных образов и воплощение их с помощью музыки;
развитие музыкальных и творческих способностей, личностного потенциала учащихся;
создавать условия для самореализации учащихся в разных видах деятельности;
формирование интереса к национальной культуре;
организация совместного проведения досуга детей и родителей;
воспитание детей на общечеловеческих духовных ценностях;
формирование понимания и поддерживания нравственных устоев;
развитие самостоятельности и познавательной активности;
приобщение к творческому наследию выдающихся композиторов, музыкантов, писателей, художников;
формирование эстетического отношения к искусству и окружающему миру в целом.
Рассмотрим организацию и функционирование внеурочной работы на примере нашей школы искусств, которая делится три формы деятельности.
Первая формадеятельности– это участие учащихся в концертах:
Концерты – лекции, посвященные композиторам.
Новогодние концерты.
Концерты посвященные юбилейным датам.
Концерты – посвящения в первоклассники.
Концерты для родителей.
Отчетные концерты класса.
Агитационные концерты в детских садах.
Участие в школьных конкурсах.
Концерты, посвященные выпускникам.
Тематические концерты в библиотеках города.
Участие в концертах всегда волнительно для ребенка любого возраста. Выступая на сцене, дети учатся справляться со сценическим волнением, формировать способность справедливо оценивать собственное выступление и выступление своих сверстников, овладевать собой перед большой аудиторией, чувствовать ответственность.
Участвуя во всех этих столь важных и желанных для детей концертах, формируется добросовестность в отношении к занятиям, хорошая успеваемость и активность в повседневной работе. Ощутить себя артистом, пережить творческий подъем, почувствовать благодарность слушателей – все это мощный стимул для самоутверждения и самореализации личности ребенка, на что в конечном итоге и направлена вся деятельность детской школы искусств.
Концерт – важное средство художественного воспитания ребенка!
Вторая форма деятельности – это посещение учащимися, родителями и преподавателями концертные залы города:
БКЗ Ленинский мемориал
БКЗ Филармония
БКЗ Дворец губернаторский.
Очень важное место в формировании художественного воспитания ребенка лежит не только участие им в концертной жизни школы, но и посещение концертных залов. Многие дети в нашей школе, к сожалению, не слышали народного оркестра, симфонического оркестра. Не знают звучание органа или балалайки бас. Не видели никогда балет. Многие родители не могут сами водить своих детей на концерты, спектакли и балеты, но с удовольствием соглашаются на наши организованные поездки в ведущие концертные залы города. Последние несколько лет, наша школа покупает абонементы для детей. Посещая такие мероприятия, замечаешь, что у учащихся возрастает интерес к классической музыке, они с удовольствием слушают, а потом бурно обсуждают услышанное между собой. Делятся впечатлениями и с нетерпением ждут нового концерта.
После посещения таких концертов значительно увеличивался рост в их собственной игре на инструментах. У них появились новые кумиры, на которых они хотели быть похожи. Такие концерты дают толчок для серьезного обучения музыкой, не только для общего развития, но и дальнейшего профессионального образования.
Третья форма деятельности – это классное мероприятие с чаепитием.
В отличие от общеобразовательной школы, уроки в школе искусств проходят в индивидуальной форме, что препятствует общению между учащимися в классе. Классное мероприятие с чаепитием сближает не только учащихся между собой, но и между преподавателем. Организовывая чаепитие, нужно заранее подготовить развлекательно- познавательную программу, в которой все участники процесса будут задействованы.
Приведенные выше формы внеурочной работы имеют одно предназначение, содержащие в себе основные функции дополнительного образования: творческую, воспитательную и познавательную.
Исходя из выше представленного можно сделать следующие выводы. Организовывая внеурочную деятельность с учащимися детской школы искусств, тем самым даем возможность получить новую, дополнительную информацию. Проявлять свои исполнительские качества, что повышает самооценку учащихся. Расширить свой музыкальный кругозор, свое творческое мышление, сформировать свой музыкально-художественный вкус. Участвовать в мероприятиях вместе с друзьями и преподавателями, что позволяет им ощущать равноправие, собственную значимость. А самое главное иметь возможность участвовать в концертной деятельности, независимо от уровня музыкальных и творческих способностей.