kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Роль и значение хохломской росписи как элемент декоративного рисования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие было проведено коррекционной школе в 10 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Роль и значение хохломской росписи как элемент декоративного рисования"»

Роль и значение хохломской росписи как элемент декоративного рисования на уроках изобразительного искусства



Безгодкова Анастасия Викторовна

МАОУ СОШ №15

Россия

Аннотация

Данная статья содержит в себе знакомство с хохломской роспись на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. На уроках учащиеся знакомятся с историей росписи, как она возникла, этапы росписи, знакомство с цветом и подготовки деревянных изделий к росписи. Материал изложен от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объёмных изображений. Итоговая работа учащихся-роспись изделия на бумаге.





Хохлома и хохломская роспись-это неотъемлемая часть наших промыслов, традиций, которые передаются из по кон веков. Это промысло учит людей не только ценить и заботится о нём, но стараться приумножать, сохранять и передаваться из поколения в поколение.

Знакомство с росписью происходит в дошкольном возрасте, в детском саду, где воспитатель учит азам росписи, и дети пробуют на листе бумаги основные элементы, самое простые. Более подробно роспись проходят в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства, где учащиеся с помощью учителя закрепляют ранее полученные навыки, знакомятся с новыми элементами и расписывают изделие. Если у учащихся возникает желание попробовать роспись не на листе бумаге, а на дереве, то работа может быть выполнена на внеклассном занятии, кружке или дома. А если желание перерастает в увлечение, то учащийся может со своими работами учувствовать в различных выставках и конкурсах, как школьного, так и более высоко уровня. Ведь по мере работы с росписью ребёнок через себя пропускает любовь к росписи, уважение, умение чтить её. Не говоря уже о том, что оттачивается умение, возникает желание импровизироваться и выявляется индивидуальный стиль работы.

Знакомство с росписью более детально и основательно проходит в начальной общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства. Это происходит в 4 классе, где включает циклов уроков по Хохломе. К 10 годам учащиеся уже умеют правильно держать кисть, работать ею аккуратно, знают все цвета красок, умеют правильно смешивать, композиционно располагать рисунок на листе и работать без предварительного рисунка, а именно без простого карандаша.

Знакомство с Хохломой делится на четыре урока, так как за один урок, который длится 40-45 минут, охватить всю роспись невозможно. За четыре урока учащиеся знакомятся с историей возникновением росписи, её развития, с видами и этапами, с материалом использования, цветом. По принципу от простого к сложному. Ведь каждый урок взаимосвязан с друг другом и нельзя начать проходить более сложный этап росписи, если не пройдешь более простой и не попробуешь его. Ведь учащиеся пропускают роспись через себя, когда пробуют рисовать. Учатся её понимать, стараться выполнять правильно рисунок и аккуратно. Именно такой подход к работе приводят к выполнению итогового задания с желанием и лёгкостью.

Важно еще то, чтоб у ребенка не было страха выполнения работы, так как роспись выполняется сразу красками, без предварительного рисунка простым карандашом, элементы росписи должны быть аккуратными, правильными по форме. И чтоб с первого раза получилось всё правильно и аккуратно многие элементы росписи повторяются по несколько раз. Для того, чтоб учащиеся поняли принцип выполнения и приобретали уверенность в росписи, закрепили полученный результат. Именно после такого подхода у учащихся приобретается уверенность в росписи, и они дальше продолжают работать без страха и с желанием.



Цель уроков хохломской росписи

Познакомить учащихся с Хохломой и её росписью, как элемент декоративно-прикладного искусства, с видами орнаментов, техникой и материалами для выполнения.


Задачи уроков хохломской росписи

  1. Предоставить условия для ознакомления с украшениями, созданными людьми;

  2. Способствовать формированию представлений об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности, развитию умений творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные, анализировать свой рисунок и рисунок товарища;

  3. Содействовать воспитанию бережного отношения к родной природе, национальным традициям;

  4. Создать условия для ознакомления с понятием «орнамент», с изображениями травинок, листьев и ягодок на изделиях художественных промыслов; способствовать развитию фантазии у ребенка, умения подбирать удачные цветовые сочетания в работе, формированию умения преображать реальные формы в декоративные, навыков работы с гуашевыми красками, дружеских отношений в классе;

  5. Сформировать представления о понимании красоты и традиций в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам культуры, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа;

  6. Развивать творческие способности, изобразительные навыки, умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать художественный вкус.



Планируемые образовательные результаты к концу уроков

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре и традициях России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, альбомом, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «орнамент», «композиция»;

Метапредметные (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте народных промыслов, росписи; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству.



Организационная структура уроков

Урок №1

Знакомство с Хохломой и

роспись элемента узора «травка»

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный

момент

Проверяет готовность обучающихся

к уроку и показывает презентацию «Хохлома. История и возникновение».

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально


Коммуникативные: активно слушать

учителя

II. Изучение нового материала

Учитель задаёт вопросы о презентации и продолжает рассказ об элементе росписи «травка».

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.


Коммуникативные: умеют строить понятное

монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать

одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия
и правила; рассуждать
и находить ответы на вопросы, формулировать их.

III. Творческая практическая деятельность

Учитель объясняет этапы работы, вывешивает наглядное пособие на доску. Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Выполняют творческую работу

Коммуникативные: активно работают; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники

исполнения рисунка.

IV. Итог урока.

Рефлексия

Учитель подытоживает работу учащихся, задавая им вопросы, тем самым закрепляет пройденный материал.

В конце урока учитель хвалит учащихся за выполненную работу.

Рассматривают свою работу, оценивают её и одноклассников, сравнивая их

Коммуникативные: активно работают; отвечают на вопросы; анализируют свою работу и одноклассников.

Урок №2

Элементы хохломской росписи-узор «листочки» и узор «ягодки»

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный

момент

Проверяет готовность обучающихся

к уроку и показывает презентацию «Виды хохломской росписи».

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально


Коммуникативные: активно слушать

учителя

II. Изучение нового материала

Учитель задаёт вопросы о презентации и продолжает рассказ о росписи «листочки» и «ягодки».

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.


Коммуникативные: умеют строить понятное

монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать

одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия
и правила; рассуждать
и находить ответы на вопросы, формулировать их.

III. Творческая практическая деятельность

Учитель объясняет этапы работы, вывешивает наглядное пособие на доску. Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Выполняют творческую работу

Коммуникативные: активно работают; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники

исполнения рисунка.

IV. Итог урока.

Рефлексия

Учитель подытоживает работу учащихся, задавая им вопросы, тем самым закрепляет пройденный материал.

В конце урока учитель хвалит учащихся за выполненную работу.

Рассматривают свою работу, оценивают её и одноклассников, сравнивая их

Коммуникативные: активно работают; отвечают на вопросы; анализируют свою работу и одноклассников.

Урок № 3

Сложный травной орнамент хохломской росписи

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный

момент

Проверяет готовность обучающихся

к уроку и показывает презентацию «Сложные травные орнаменты с использованием «листочков» и «ягодок».

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально


Коммуникативные: активно слушать

учителя

II. Изучение нового материала

Учитель задаёт вопросы о презентации и продолжает рассказ о сложных орнаментах.

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умеют строить понятное

монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать

одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия
и правила; рассуждать
и находить ответы на вопросы, формулировать их.

III. Творческая практическая деятельность

Учитель объясняет этапы работы, вывешивает наглядное пособие на доску. Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.



Выполняют творческую работу

Коммуникативные: активно работают; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники

исполнения рисунка.

IV. Итог урока.

Рефлексия

Учитель подытоживает работу учащихся, задавая им вопросы, тем самым закрепляет пройденный материал.

В конце урока учитель хвалит учащихся за выполненную работу.

Рассматривают свою работу, оценивают её и одноклассников, сравнивая их.

Коммуникативные: активно работают; отвечают на вопросы; анализируют свою работу и одноклассников.

Урок №4

Роспись хохломской посуды (итоговая работа)

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные
учебные действия

I. Организационный

момент

Проверяет готовность обучающихся

к уроку и показывает презентацию «Золотая хохлома».

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально


Коммуникативные: активно слушать

учителя

II. Изучение нового материала

Учитель задаёт вопросы о презентации и продолжает рассказ об этапах хохломской посуды.

Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умеют строить понятное

монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать

одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия
и правила; рассуждать
и находить ответы на вопросы, формулировать их.

III. Творческая практическая деятельность

Учитель объясняет этапы работы, вывешивает наглядное пособие на доску. Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе.

Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Выполняют творческую работу

Коммуникативные: активно работают; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники

исполнения рисунка.

IV. Итог урока.

Рефлексия

– Ребята, какой с вами подведем итог о всей пройденной хохломской росписи?

– Что вы для себя интересного приобрели в этой росписи?

– Рассмотрите выполненную вами работу и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать сходство с реальной посудой на вашем рисунке?

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Поаплодируем

себе. Молодцы!

Рассматривают свою работу, оценивают её и одноклассников, сравнивая их

Коммуникативные: активно работают; отвечают на вопросы; анализируют свою работу и одноклассников.



Список использованной литературы:

  • Азбука народных промыслов/ 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт. –сост. И.А. Хапилина. -Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2014. -199 с.

  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева и др.]; под ред.Б.М.неменского. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

  • Орлова Л.В. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учеб. Издание. -М.: Мозаика-Синтез, 2002

  • Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «изобразительное искусство и черчения» /М.В. Соколов, М.С. Соколова. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. -399 с: ил.

  • Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы/ [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева и др.]; под ред.Б.М.неменского. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
"Роль и значение хохломской росписи как элемент декоративного рисования"

Автор: Казанцева Людмила Ивановна

Дата: 01.11.2019

Номер свидетельства: 525183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Золотая Хохлома""
    ["seo_title"] => string(83) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaizobrazitielnoghoiskusstvav5klassiezolotaiakhokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "267160"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450300329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства