Просмотр содержимого документа
«"Роль и значение хохломской росписи как элемент декоративного рисования"»
Роль и значение хохломской росписи как элемент декоративного рисования на уроках изобразительного искусства
Безгодкова Анастасия Викторовна
МАОУ СОШ №15
Россия
Аннотация
Данная статья содержит в себе знакомство с хохломской роспись на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. На уроках учащиеся знакомятся с историей росписи, как она возникла, этапы росписи, знакомство с цветом и подготовки деревянных изделий к росписи. Материал изложен от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объёмных изображений. Итоговая работа учащихся-роспись изделия на бумаге.
Хохлома и хохломская роспись-это неотъемлемая часть наших промыслов, традиций, которые передаются из по кон веков. Это промысло учит людей не только ценить и заботится о нём, но стараться приумножать, сохранять и передаваться из поколения в поколение.
Знакомство с росписью происходит в дошкольном возрасте, в детском саду, где воспитатель учит азам росписи, и дети пробуют на листе бумаги основные элементы, самое простые. Более подробно роспись проходят в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства, где учащиеся с помощью учителя закрепляют ранее полученные навыки, знакомятся с новыми элементами и расписывают изделие. Если у учащихся возникает желание попробовать роспись не на листе бумаге, а на дереве, то работа может быть выполнена на внеклассном занятии, кружке или дома. А если желание перерастает в увлечение, то учащийся может со своими работами учувствовать в различных выставках и конкурсах, как школьного, так и более высоко уровня. Ведь по мере работы с росписью ребёнок через себя пропускает любовь к росписи, уважение, умение чтить её. Не говоря уже о том, что оттачивается умение, возникает желание импровизироваться и выявляется индивидуальный стиль работы.
Знакомство с росписью более детально и основательно проходит в начальной общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства. Это происходит в 4 классе, где включает циклов уроков по Хохломе. К 10 годам учащиеся уже умеют правильно держать кисть, работать ею аккуратно, знают все цвета красок, умеют правильно смешивать, композиционно располагать рисунок на листе и работать без предварительного рисунка, а именно без простого карандаша.
Знакомство с Хохломой делится на четыре урока, так как за один урок, который длится 40-45 минут, охватить всю роспись невозможно. За четыре урока учащиеся знакомятся с историей возникновением росписи, её развития, с видами и этапами, с материалом использования, цветом. По принципу от простого к сложному. Ведь каждый урок взаимосвязан с друг другом и нельзя начать проходить более сложный этап росписи, если не пройдешь более простой и не попробуешь его. Ведь учащиеся пропускают роспись через себя, когда пробуют рисовать. Учатся её понимать, стараться выполнять правильно рисунок и аккуратно. Именно такой подход к работе приводят к выполнению итогового задания с желанием и лёгкостью.
Важно еще то, чтоб у ребенка не было страха выполнения работы, так как роспись выполняется сразу красками, без предварительного рисунка простым карандашом, элементы росписи должны быть аккуратными, правильными по форме. И чтоб с первого раза получилось всё правильно и аккуратно многие элементы росписи повторяются по несколько раз. Для того, чтоб учащиеся поняли принцип выполнения и приобретали уверенность в росписи, закрепили полученный результат. Именно после такого подхода у учащихся приобретается уверенность в росписи, и они дальше продолжают работать без страха и с желанием.
Цель уроков хохломской росписи
Познакомить учащихся с Хохломой и её росписью, как элемент декоративно-прикладного искусства, с видами орнаментов, техникой и материалами для выполнения.
Задачи уроков хохломской росписи
Предоставить условия для ознакомления с украшениями, созданными людьми;
Способствовать формированию представлений об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности, развитию умений творчески преображать формы реального мира в условно-декоративные, анализировать свой рисунок и рисунок товарища;
Содействовать воспитанию бережного отношения к родной природе, национальным традициям;
Создать условия для ознакомления с понятием «орнамент», с изображениями травинок, листьев и ягодок на изделиях художественных промыслов; способствовать развитию фантазии у ребенка, умения подбирать удачные цветовые сочетания в работе, формированию умения преображать реальные формы в декоративные, навыков работы с гуашевыми красками, дружеских отношений в классе;
Сформировать представления о понимании красоты и традиций в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам культуры, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа;
Развивать творческие способности, изобразительные навыки, умение анализировать изделие, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать художественный вкус.
Планируемые образовательные результаты к концу уроков
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре и традициях России, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, альбомом, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «орнамент», «композиция»;
Метапредметные (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); регулятивные – научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте народных промыслов, росписи; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству.
Организационная структура уроков
Урок №1
Знакомство с Хохломой и
роспись элемента узора «травка»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные учебные действия
I. Организационный
момент
Проверяет готовность обучающихся
к уроку и показывает презентацию «Хохлома. История и возникновение».
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально
Коммуникативные:активно слушать
учителя
II. Изучение нового материала
Учитель задаёт вопросы о презентации и продолжает рассказ об элементе росписи «травка».
Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.
Коммуникативные: умеют строить понятное
монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать
одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
III. Творческая практическая деятельность
Учитель объясняет этапы работы, вывешивает наглядное пособие на доску. Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
Выполняют творческую работу
Коммуникативные: активно работают; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники
исполнения рисунка.
IV. Итог урока.
Рефлексия
Учитель подытоживает работу учащихся, задавая им вопросы, тем самым закрепляет пройденный материал.
В конце урока учитель хвалит учащихся за выполненную работу.
Рассматривают свою работу, оценивают её и одноклассников, сравнивая их
Коммуникативные: активно работают; отвечают на вопросы; анализируют свою работу и одноклассников.
Урок №2
Элементы хохломской росписи-узор «листочки» и узор «ягодки»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные учебные действия
I. Организационный
момент
Проверяет готовность обучающихся
к уроку и показывает презентацию «Виды хохломской росписи».
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально
Коммуникативные:активно слушать
учителя
II. Изучение нового материала
Учитель задаёт вопросы о презентации и продолжает рассказ о росписи «листочки» и «ягодки».
Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.
Коммуникативные: умеют строить понятное
монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать
одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
III. Творческая практическая деятельность
Учитель объясняет этапы работы, вывешивает наглядное пособие на доску. Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
Выполняют творческую работу
Коммуникативные: активно работают; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники
исполнения рисунка.
IV. Итог урока.
Рефлексия
Учитель подытоживает работу учащихся, задавая им вопросы, тем самым закрепляет пройденный материал.
В конце урока учитель хвалит учащихся за выполненную работу.
Рассматривают свою работу, оценивают её и одноклассников, сравнивая их
Коммуникативные: активно работают; отвечают на вопросы; анализируют свою работу и одноклассников.
Урок № 3
Сложный травной орнамент хохломской росписи
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные учебные действия
I. Организационный
момент
Проверяет готовность обучающихся
к уроку и показывает презентацию «Сложные травные орнаменты с использованием «листочков» и «ягодок».
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально
Коммуникативные:активно слушать
учителя
II. Изучение нового материала
Учитель задаёт вопросы о презентации и продолжает рассказ о сложных орнаментах.
Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.
Коммуникативные: умеют строить понятное
монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать
одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
III. Творческая практическая деятельность
Учитель объясняет этапы работы, вывешивает наглядное пособие на доску. Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
Выполняют творческую работу
Коммуникативные: активно работают; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники
исполнения рисунка.
IV. Итог урока.
Рефлексия
Учитель подытоживает работу учащихся, задавая им вопросы, тем самым закрепляет пройденный материал.
В конце урока учитель хвалит учащихся за выполненную работу.
Рассматривают свою работу, оценивают её и одноклассников, сравнивая их.
Коммуникативные: активно работают; отвечают на вопросы; анализируют свою работу и одноклассников.
Урок №4
Роспись хохломской посуды (итоговая работа)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные учебные действия
I. Организационный
момент
Проверяет готовность обучающихся
к уроку и показывает презентацию «Золотая хохлома».
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально
Коммуникативные:активно слушать
учителя
II. Изучение нового материала
Учитель задаёт вопросы о презентации и продолжает рассказ об этапах хохломской посуды.
Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.
Коммуникативные: умеют строить понятное
монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать
одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
III. Творческая практическая деятельность
Учитель объясняет этапы работы, вывешивает наглядное пособие на доску. Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
Выполняют творческую работу
Коммуникативные: активно работают; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники
исполнения рисунка.
IV. Итог урока.
Рефлексия
– Ребята, какой с вами подведем итог о всей пройденной хохломской росписи?
– Что вы для себя интересного приобрели в этой росписи?
– Рассмотрите выполненную вами работу и подумайте, все ли у нас получилось. Удалось ли нам передать сходство с реальной посудой на вашем рисунке?
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились. Поаплодируем
себе. Молодцы!
Рассматривают свою работу, оценивают её и одноклассников, сравнивая их
Коммуникативные: активно работают; отвечают на вопросы; анализируют свою работу и одноклассников.
Список использованной литературы:
Азбука народных промыслов/ 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт. –сост. И.А. Хапилина. -Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2014. -199 с.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева и др.]; под ред.Б.М.неменского. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
Орлова Л.В. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учеб. Издание. -М.: Мозаика-Синтез, 2002
Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «изобразительное искусство и черчения» /М.В. Соколов, М.С. Соколова. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. -399 с: ил.
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы/ [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева и др.]; под ред.Б.М.неменского. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.