kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа для учащихся на тему: «Музейные профессии. Экскурсовод»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представления о музейной профессии "экскурсовод".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа для учащихся на тему: «Музейные профессии. Экскурсовод»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

Республика Мордовия, город Саранск





Беседа для учащихся на тему:

«Музейные профессии. Экскурсовод»

(для детей 8 -12 лет)





Подготовила:

педагог дополнительного образования

руководитель музея МУ ДО «ЦЭВД»

Калиниченко Анжелика Николаевна









Саранск 2022 г

Беседа на тему:

«Музейные профессии. Экскурсовод»



Цель: 

  • формирование представления о музейной профессии «экскурсовод»;

  • знакомство с основными понятиями и терминами в музейном деле.

Задачи:

  • познакомить учащихся с профессиями людей, которые работают в музеях;

  • воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к людям труда.

Оборудование: мультимедийная презентация, опорные таблицы, карточки «профессии».

Методы проведения занятий:

Словесные: рассказ; беседа; объяснение.

Наглядные: показ видеофильма; работа с мультимедийными программами.





Ход урока

Я посетить хочу давно

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки.

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в… (музей)



На прошлом занятии мы узнали с вами, что такое музей. Узнали, какие музеи вы посещали, давайте вспомним основные понятия.

МУЗЕЙ — учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Музей - это здание, в котором выставлены для показа ценные предметы искусства и истории людей.

Люди много сотен лет назад начали собирать и хранить памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей.

А для чего нужны музеи?

В музее можно увидеть, как жили люди в прошлом, понять, что их интересовало, и узнать много интересного.

Музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и вообще, узнать много интересного.

 В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. 

Сегодня мы будем знакомиться с музейными профессиями. Кто же такой музейный работник? Каким он должен быть?

- Существует множество специальностей под общим названием «музейный работник».

– Посмотрите на список профессий и выберете те, которые, по вашему мнению, являются музейными профессиями.

Повар, Строитель, Хранитель, Музыкант, Экскурсовод, Реставратор, Сварщик, Смотритель, Швея (показ картинок).

Экскурсовод

Он рассказывает внятно,
Он экскурсии ведёт.
Нам становится понятно
То, что он - ...
Ответ: Экскурсовод

Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий.

Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии.



В современном мобильном обществе понятие «путешествие» становится само собой разумеющимся явлением. Для таких групп отдыхающих, туристов, предлагают свои услуги - специально обученные люди – экскурсоводы. Они проводят экскурсии по достопримечательным местам, выставкам, экспозициям, музеям, заповедникам, архитектурным сооружениям или садово-парковым ансамблям.

Профессия экскурсовода появилась в нашей стране примерно двести лет назад. Правда, в XIX веке она заметно отличалась от нынешней. Наиболее правильно было бы назвать человека, сопровождавшего богатых господ во время отдыха на природе и рассказывавшего о местных достопримечательностях – гидом.

Более серьёзные требования к этой профессии стали предъявлять в эпоху бурного открытия по всей стране музеев и картинных галерей. Иметь специальное образование в области истории и искусствоведения стало совсем не лишним. Да и знание иностранных языков становилось бесспорным плюсом для экскурсовода нового типа. Ведь международный туризм, помимо знакомства с ресторанами и курортами, стал включать в себя и знакомство с культурой и историей посещаемой страны.


До конца 1960-х гг. работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники институтов, музеев и др.), лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. В то время экскурсовод в музее - это сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения.

Появление новой профессии связано с мерами, принятыми в 70-е годы директивными органами по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-просветительной работы с населением, способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности. Экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя, того, кому доверено нести знания людям.


Сегодня профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, её уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. Эта профессия даёт возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности. 

Мастерство экскурсовода

Мастерство экскурсовода, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства: педагогического, лекторского, основ ораторского искусства, этики, логики, психологии.

Для экскурсовода характерны четыре вида способностей:

  • конструктивные;

  • организаторские;

  • коммуникативные;

  • аналитические.

Работа экскурсовода сложна и многогранна, требует глубокой и основательной подготовки. По существу, экскурсия - это театр одного актера, коим и является экскурсовод. 

Основные элементы экскурсии


Основными составляющими элементами экскурсии являются:

  • показ;

  • рассказ;

  • движение.

Проводить толковые экскурсии, состоящие из двух действий - показа и рассказа - дело непростое. «Говорить путано умеет всякий, говорить ясно умеют немногие», - сказал Галилео Галилей.

Показ

Показ - изучение объектов под руководством экскурсовода, благодаря чему экскурсант не только видит объект, но, слушая объяснение гида, с его помощью анализирует объект. Экскурсовод должен хорошо понимать, зачем он показывает объект, и в зависимости от темы экскурсии строить свой рассказ об этом объекте. Часто один и тот же объект показывается, преследуя разные цели. В искусствоведческих экскурсиях упор делается на стиль и архитектурные особенности зданий, а в исторических - на события, связанные с этими зданиями.

Во время проведения экскурсии нужно строить маршрут так, чтобы объекты показа помогали излагать тему в логической последовательности. Надо помнить, что люди едут на экскурсии для того, чтобы увидеть, поэтому в большинстве случаев на пешеходных экскурсиях показ предшествует рассказу. 

Рассказ

Экскурсовод должен сделать свой рассказ последовательным. И здесь возможны варианты:

  • вначале показать объект, потом рассказать;

  • предварительно рассказать о каждом объекте, предупредив экскурсантов, что они вскоре увидят памятники, о которых идет речь.

К основным методическим приемам показа можно отнести:

  • предварительный осмотр( экскурсовод показывает и называет объект);

  • зрительный анализ (исторический, искусствоведческий, естественно-научный и т.д);

  • зрительная реконструкция (несохранившийся объект восстанавливаем посредством рассказа и материалами из портфеля экскурсовода (например, фото);

  • зрительное сравнение (показываем один объект, находящийся перед экскурсантами, а другой демонстрируем изображением, рисунком, фотографией и др.);

  • наглядные пособия (фото, схемы, карты, буклеты, графики и др.);

  • жест (показ надо подкреплять жестом вытянутой руки и ни в коем случае не пальцем. Жест должен быть красив и своевремен.


Рассказ в экскурсии носит подчинённый характер, сопровождая показ. Он должен быть последовательным, логичным, убедительным, доступным. В рассказе приводятся различные точки зрения, объясняется и высказывается своё отношение. Рассказ не должен перегружаться датами, цифрами.

Установлено, что человек запоминает 10% прочитанного, 25% услышанного, 30% увиденного и 50% информации при комплексном восприятии зрением и слухом. Таким образом, при правильном использовании показа и рассказа экскурсия способствует лучшему запоминанию материала. Основные методические приёмы рассказа: справка, описание, объяснение, комментарий, вопросы, ответы, диалог, в детской экскурсии задания, цитирование.

Методика экскурсовода

В экскурсионную методику входит также умение грамотно делать логические переходы, паузы, движение группы, построение маршрута.

Для экскурсовода чрезвычайно важны и манера поведения, и внешний вид, и культура речи. Важная черта мастерства экскурсовода - умение установить контакт с группой и руководить ей. Экскурсантов надо любить, быть к ним внимательным, приветливым, не загромождать свою речь непонятными терминами, а если без этого не обойтись, доходчиво разъяснить. Под культурой речи понимается грамотность, лексическое богатство, выразительность, образность.

Профессия экскурсовода интересная, творческая. Видимая легкость работы на самом деле даётся многолетней практикой и постоянным обучением. И чтобы дорасти до настоящего профессионала, необходимо очень много трудиться и много знать.

Процесс совершенствования профессионального мастерства экскурсовода безграничен. Важное место в нем занимает работа по изучению экскурсионной теории, развитию интуиции экскурсовода, обогащению языка.

Составляют характеристику работника музея. Предполагают, что музейный работник должен обладать следующими качествами:

  • любовь к истории и искусству;

  • аккуратность;

  • доброжелательность;

  • внимательность;

  • усидчивость;

  • эрудиция;

  • знание иностранных языков;

  • умение общаться с людьми;

  • неконфликтность;

  • грамотная речь;

  • правильное произношение.


Требования к профессии

 К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них:

  • склонность к участию в культурно-воспитательной работе;

  • понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания;

  • сознание своего долга;

  • наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам;

  • непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей;

  • непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний;

  • чувство нового;

  • инициатива и творческий поиск в работе;

  • глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения;

  • воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами;

  • владение методикой проведения экскурсий;

  • любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы "портфеля экскурсовода", прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Профессия и специальность

Одним из главных направлений совершенствования профессионального мастерства экскурсоводов является специализация. Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают - "профессия" и "специальность".

Профессия - форма трудовой деятельности, требующая определенной суммы знаний и навыков.

 Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Например, профессия - врач, специальность врача - терапевт, хирург, невропатолог, стоматолог и т. д. Профессия - основной род занятий, термин "специалист" указывает на степень овладения знаниями и умениями в рамках определенной профессии. Иначе, специалист - это работник, который профессионально владеет какой-либо специальностью.

Задача процесса подготовки новых экскурсоводов - сделать специалистов профессионалами-экскурсоводами, т. е. помочь каждому специалисту овладеть необходимой суммой знаний и навыков профессии экскурсовода. Необходимо так организовать дело, чтобы пришедший в экскурсионное учреждение работник не только сохранял, но и продолжал совершенствовать свою специальность, т. е. укреплял тот базис, который позволяет ему успешно осуществлять экскурсионную деятельность. УВ экскурсионных учреждениях и государственных музеях принцип специализации получил широкое развитие. На его основе созданы тематические секции экскурсоводов: историческая, литературная, природоведческая, производственная и др. Работа экскурсоводов-специалистов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов.

Всех работников, приходящих в экскурсионное учреждение после окончания курсов или самостоятельной подготовки, можно разделить на несколько групп:

  • одни проводят экскурсии по одной-двум темам, подготовленным во время учебы, они не стремятся сами расширять тематику проводимых экскурсий;

  • для другой группы экскурсоводов первые годы работы характерны поисками своей главной темы, которая, как правило, не выходит за рамки полученной специальности. Выбрав такую тему, они отдают свои силы ее совершенствованию, повышению профессионального мастерства.

  • третья группа экскурсоводов - это те, которые берутся за любую тему и уже через пять-шесть лет имеют на своем счету добрый десяток несходных по своему содержанию экскурсионных тем. Экскурсии ими ведутся, как правило, на среднем уровне.

Престиж профессии 

Это уважение, которым она пользуется. Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. У молодежи, которая ставит своей целью стать экскурсоводами, решающим в выборе этой профессии является возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.

Профессиональное мастерство экскурсовода и престиж этой профессии - взаимосвязанные понятия. Однако следует иметь в виду, что моральный престиж профессии экскурсовода не переходит автоматически на личность каждого конкретного экскурсовода. Сам престиж личности повседневно проверяется и подтверждается практической деятельностью экскурсовода в коллективе, на рабочем месте, главным образом на маршруте - в группе, где происходит демонстрация аудитории того главного и конкретного, что является непременной основой профессиональной престижности.

Выводы

В 70-х годах в штатах экскурсионных учреждений и музеев появились работники, официально оформленные на постоянную работу по подготовке и проведению экскурсий. Это были специалисты, которые в отличие от своих предшественников проводили экскурсии не в свободное от основной работы время, а в порядке выполнения своих обязанностей на основной работе. Для них экскурсии не являлись "хобби" или средством дополнительного заработка. Экскурсия стала предметом их трудовой деятельности.

Однако во многих экскурсионных учреждениях экскурсии проводят специалисты, работающие в других организациях и учреждениях. Они приглашаются для проведения отдельных экскурсий. Экскурсоводческое дело для этих людей стало второй профессией. Вот тогда при советах по туризму и экскурсиям, бюро путешествий и экскурсий появились курсы подготовки экскурсоводов. Многие из этих курсов стали стационарными и просуществовали без малого 20 лет. Их деятельность подробно освещена в специальном учебном пособии (Емельянов Б. В. Организация курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов (туристско-экскурсионных работников). М., 1989.). Важную роль в профессиональной подготовке и переподготовке работников сыграли Центральные туристские курсы, после десятилетнего существования преобразованные в Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (в настоящее время это Российская международная академия туризма), курсы при "Интуристе" и "Спутнике".

Экскурсовод – одна из самых необычных профессий, суть которой понятна далеко не каждому.

Экскурсоводы могут требоваться как в отдельные помещения, например, музеи, так и на выездные экскурсии – по городам, заповедникам, природным достопримечательностям и т.д.

Как же стать экскурсоводом?

Эта специальность будет востребована в любые времена: музейные комплексы с каждым годом только увеличиваются, а памятники и сооружения с годами становятся объектами культурного наследия.

Кроме того, появляется все больше новых видов различных туров, требующих наличие экскурсовода. Например, в последнее время очень развился гастрономический и винный туризм. Так что, если вы решили стать экскурсоводом, то наверняка, без работы не останетесь.

Кстати, профессию экскурсовода можно начинать осваивать еще в подростковом возрасте: многие дома творчества предлагают бесплатные занятия для детей и подростков в кружке экскурсоводов.

По желанию, можно записаться и на платные курсы. Чем раньше будет заложена основа профессионального роста, тем лучше. Ведь хороший экскурсовод должен обладать большим объемом знаний, развить у себя четкую дикцию, научиться быстро и качественно выражать свои мысли, уметь заинтересовать группу. Все эти навыки нарабатываются опытом и годами тренировок.

Для того, чтобы в дальнейшем стать хорошим экскурсоводом, лучше всего получать высшее профильное образование.

Институты культуры, искусств часто обладают кафедрами «экскурсоведение и музееведение», иногда подобную специальность можно встретить и в других учебных заведениях.

Именно такое образование дает возможность получить полную теоретическую и практическую базы. По подобной специальности можно отучиться и в средне-специальных учебных заведениях.

Также желание стать экскурсоводом можно реализовать через окончание учебных заведений по смежным специальностям, например, история или философия. Однако, в этом случае придется дополнительно проходить курсы экскурсоводов и/или гидов.

Тоже касается и работы в узкоспециализированных заведениях, например, в музее минералов экскурсоводами могут работать люди, чье обучение или предыдущая работа были связаны именно с добычей и изучением минералов. В этом случае также достаточно пройти короткие курсы.

Если же выбирать курсы, как единственный источник знаний в будущей профессии экскурсовода, то необходимо очень тщательно подойти к их выбору. Как правило, их недостаточно, для того, чтобы полноценно работать в этой культурной сфере.

Как стать экскурсоводом в музее?

Музейный экскурсовод – это отдельное направление профессии, и достаточно сложное. Экспозиции в музеях меняются достаточно редко (за исключением периодических), так что экскурсоводу необходимо многие годы доносить людям одну и ту же информацию об одних и тех же предметах.

Кроме того, экскурсовод в музее должен знать каждый выставляемый предмет максимально подробно и хорошо разбираться в тематике представленных экспонатах. Если для будущей профессии выбраны музеи искусств, то экскурсовод должен не просто знать информацию по картинам, но и разбираться в стилях живописи, художниках, красках и особенностях.

Экскурсоводам, которые хотят стать специалистами для работы в музее, лучше всего получать профильное образование, либо специализированное по тематике музея.

Курсы не дадут полной информации, а смежное образование не охватит практический аспект работы.

Кроме того, стоит помнить, что экскурсовод в музее также должен следить за порядком своей группы. Конечно, для этого есть охранники и смотрители зала, однако правила поведения с экспонатами они не озвучивают, как и не могут поддерживать общее настроение группы.

Как стать детским экскурсоводом?

Экскурсоводы, которые работают с детскими группами, должны обладать особыми качествами. Стоит понимать, что дети не всегда могут контролировать свое поведение, они не знают, как вести себя в музеях с экспонатами.

Некоторые маленькие посетители впервые приходят в музей с группами и могут испугаться новых мест, большого количества людей, непонятных предметов и т.д. Для решения этих проблем помогут, в том числе, педагогические навыки. Лучше всего посещать дополнительные курсы, но можно изучить этот вопрос и самостоятельно.

Есть некоторые правила, которые необходимо усвоить, если вы решили стать экскурсоводом для работы с младшими группами.

Вот они:

  • Ребенок не может долго концентрировать внимание, поэтому следует постоянно менять деятельность, чередовать рассказ с активными вопросами, играми, делать перерывы.

  • Следует внимательно и несколько раз объяснять правила поведения в музее, лучше всего это делать в игре или веселой викторине.

  • Если правилами посещаемого музея/комплекса разрешено сидеть на полу, то лучше всего часть экскурсии проводить именно так.

  • Группы детей должны быть распределены по возрасту. Ребенок в 5-6 лет и ребенок в 8-9 лет – это совершенно разные личности.

  • Необходимо помнить, что экскурсии на свежем воздухе проходят легче и интереснее для детей, однако в это случае они могут достаточно быстро проголодаться или устать от длительных переходов.

Какая бы не была направленность работы, стать экскурсоводом просто так не получится. Зато это очень творческая специальность, но требует серьезных знаний, умений и навыков. Правда, и отдача от слушателей в этой работе колоссальная. Она бесспорно стоит всех трудов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Искусство

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Беседа для учащихся на тему: «Музейные профессии. Экскурсовод»

Автор: Калиниченко Анжелика Николаевна

Дата: 19.09.2022

Номер свидетельства: 613259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Программа работы кружка музейного дела  "Истоки" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-raboty-kruzhka-muzieinogho-diela-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "237249"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444253848"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства