Просмотр содержимого документа
«Урок по информатике в 4 классе по теме «Путешествие в сказочном лесу»»
Урок по информатике
в 4 классе А
по теме «Путешествие в сказочном лесу»
Тип урока: обобщения и систематизации знаний по темам «Множество», «Отношения на множестве», «Графы»
Цели:
Образовательная:
- закрепить знания учащихся о множествах и отношения на т множестве;
- способствовать глубокому усвоению знаний о высказываниях, закрепить знаний о графах, способах построения и выражаемых ими отношениях.
Развивающая:
- формировать элементы формальной логики, развивать логическое мышление, внимание, образное восприятие, навыки общения и систематизации
Воспитательная:
- воспитывать умение взаимодействовать с другими людьми, стремление помогать товарищам, ответственность.
Оборудование: письмо доброй феи, графы, иллюстрации к заданиям, сказочные герои, презентация.
Форма проведения - игровая, с применением ИКТ.
План урока:
1. Орг момент
Учитель: - Ребята, сегодня почтальон принес в школу письмо, на котором написано: школа №3, 4А класс. Как Вы думаете, кому это письмо?
- Давайте посмотрим, что в нем написано?
Открыть письмо
Дорогие, ребята, я Добрая Фея, улетела в тридевятое королевство. В моем сказочном лесу живет очень много обитателей: мышек, зверей, птиц, сказочных существ. Прошу Вас, проследите, чтобы все в лесу было в порядке, все жили дружно. Я не могла оставить Вам волшебную палочку, но уверена, что Вы сможете справиться, использую свои знания.
- Итак, ребята, сегодня нам предстоит сложная задача – следить за порядком в лесу. Сможем мы это сделать?
2. Закрепление материала
2.1 Множества
- Ребята посмотрите кто это?(Русалочка).
Ей очень скучно и она просит нас с ней поиграть в ее любимую игру "Множества - подмножества". Суть игры в том, что она вам говорит множество, а вы ей называет 5 подмножеств.
Молодцы! Русалка говорит нам спасибо и мы отправляемся дальше.
- Ребята, не долго нам пришлось ждать, а вот к нам еще посетители – Мышата.
На доске
- у каждого мышонка есть своя норка. Но вот беда мышата забыли кто в какой норке живет. А узнать это просто: нужно разделить их на множества, те мышата, которые окажутся в пересечении и есть родственники.
- Чем у нас отличаются мышата? (Цветом футболок, на одних есть кружки, а на других нет, есть чулочки или нет)
- В какое множество войдут все мышата? (Множество мышей)
-Какие еще множества Вы можете выделить? (Мышат в красных футболках, мышат в синих футболках)
-Пересекаются ли эти множества? (НЕТ)
- Назовите другие множества? (Мышат в темных футболках в горошек)
-Есть еще отличительные признаки? (носки). Это множество пересекается с каким – нибудь другим множеством? (Полностью входит во множество мышат в красных футболках). Как это можно обозначить?
2.2 Высказывания
Отрицание и составное высказывание. Истинность высказывания.
- Ой, посмотрите, кто к нам пришел? (Лисичка)
Я решила постараться
и совсем исправиться.
Может, доброй и простой быть
и мне понравится.
- Лисичка нарисовала на конкурс 3 рисунка. Однако отправить нужно только один, самый правильный. Как же это определить? Нужно заполнить таблицу истинности для этих рисунков и найти тот, для которого все высказывания истины.
- Давайте разделимся на 3 команды и заполним таблицу (каждая команда заполняет для одного рисунка. Ответы вынести на доску)
- А вот и рисунки:
Высказывание
№1
№2
№3
На столе 3 яблока
да
да
да
В кувшине НЕТ цветка
да
да
нет
На столе лежит ветка И цветок
да
нет
да
Скатерть на столе белая ИЛИ в горошек
да
Нет
да
- Рассмотрите рисунки. Прочитайте первое высказывание. Истинно ли оно для первого высказывания? Почему?
- Истинно ли оно для второго и третьего высказываний? Как Вы определили? (Посмотрели рисунок, если это действительно так, то это высказывание истинное, если нет - ложное)
- Прочитаем второе высказывание. Как его можно назвать? (Это отрицание). Как определить его истинность? (Если цветка действительно нет, то оно истинное, если есть - ложное)
- Прочитайте третье высказывание. В чем его особенность? (Это составное высказывание со связкой ИЛИ).
- Как определить истинность такого высказывания? Оно истинно, если хотя бы одно из высказываний истинно
- Определите его истинность (По одному человеку к каждому рисунку)
- чем особенность следующего высказывания? (Составное со связкой И). как определить истинность? (Если оба высказывания истинны, то истинно и составное высказывание)
-Определите самостоятельно истинность последнего высказывания относительно рисунков.
- Итак, ребята, таблицу истинности для всех рисунков мы заполнили. Какой же можно сделать вывод?
- Правильный рисунок №1, так как только для него все эти высказывания истинны.
А теперь лисичка хочет посмотреть как вы рисуете.
Она дала вам таблицы с высказываниями, а вы должны нарисовать рисунок.
2.3 Построение графа
- Следующее наше дело в качестве Доброй феи потребует о Вас знания графов. Какие части есть у графа? (Вершины и ребра)
- Нам нужно построить граф который поможет Красной шапочке не попасть в лапы к Волку.
- Откроем шкатулку доброй феи, здесь есть описание этого пути
Выйти нужно от опушки,
А потом идти к ручью.
Подойти к пустой избушке,
Дать ежам по калачу.
Перейти через мосточек,
Обойти старинный дуб.
Сквозь болото, через кочки
Пробеги скорее друг.
А в лесу стоит береза,
Там под ней медведь живет.
Дай медведю ты ватрушку,
Отведет к тебя к избушке
Твоей бабушки – старушки.
Учитель читает путь целиком, а затем по описанию одного пункта. Ученики по одному отмечают путь Красной шапочки.
- Назовите вершины графа, которые являются пунктами пути Красной шапочки?
- Назовите ребра графа.
3. Итог урока.
- Ребята, Вы сегодня поняли, что для того, чтобы творить чудеса, не обязательно нужна волшебная палочка. Просто нужно много знать и хотеть помочь.