Урок.
Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями
Продолжительность: 40 мин
Группа: О 22
Цели уроков:
- обучающая: знать основы коммуникационных служб Интернета (электронная почта, телеконференции); освоить принципы функционирования электронных ящиков; познакомиться с историей электронной почты.
- воспитательная: воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самому получить результат поиска; воспитание коммуникативных свойств личности; воспитание сетевой этики.
- развивающая: способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллект; развитие навыков общения в сети.
Оборудование, ТСО, дидактические материалы к уроку:
- ПК
- Интернет
- Карточки – Опорные вопросы
- Презентации
Интерактивная доска
Подготовка к уроку. За неделю до урока учащимся даётся опережающее задание:
- Посетить сайты: http://www.etiket.ru/contact/email.html, http://pmi.ulstu.ru/new_project/telecommunication/tele.html, http://www.internet-business.ru/articles/mylo.htm
- Подготовить отчет в форме презентации.
- 1 ученик готовит сообщение об истории электронной почты.
- 2 ученик готовит сообщение о телеконференциях.
- 3 ученик готовит сообщение о правилах этикете при общении по электронной почте.
Тип урока
Урок изучения нового материла.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Объявление темы, целей урока, организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Используем презентацию «Электронная почта» (см. приложения). Раздаем карточки
Опорные вопросы для изучения темы урока:
а)Что такое электронная почта?
б)Когда она появилась?
в)Что нужно для того чтобы воспользоваться услугами электронной почты?
г)Что получает пользователь во время регистрации?
д)Назовите структуру электронного письма.
е)Что содержится в заголовке письма?
ж)Что содержит тело сообщения?
з)Какие правила надо соблюдать при общении по электронной почте?
и)Что можно вложить в электронное письмо?
к)Как выглядит адрес электронной почты?
л)Что такое телеконференция?
2.Изучение нового материала.
Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят
как поздравления из прошлого века.
Tорнтон Уайлдер, американский писатель
Электронная почта- e-mail –это наиболее старая и одна из самых массовых служб Сети. Ее назначение – поддержка обмена письмами между пользователями.
Электронная почта уже стала неотъемлемым средством делового и личного общения. Кому обязана она своим появлением- узнаем из выступления 1 ученика (см. приложения).
Широкую популярность электронная почта завоевала потому, что имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой. Как вы думаете, что это за преимущества?
Учащиеся приводят примеры, анализируя опыт. Например:
Письмо по обычной почте идёт дни и недели, а письмо, посланное по электронной почте, передаётся за несколько десятков секунд или, за несколько часов. Не надо покупать бумагу, конверт, марки. Также электронное письмо может содержать ещё и программы, графику, звук.
Действительно так
- Скорость пересылки сообщений;
- Электронное письмо может содержать не только текст, но и вложенные файлы;
- Рассылка сообщений сразу нескольким абонентам;
- Рассылка сообщений на несколько адресов;
- Включение автоответчика на приходящие письма и возможность автоматически отсылать ответ;
- Создание правил для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями.
Но для того, чтобы обмениваться письмами, необходимо иметь выполненными ряд условий.
Как вы думаете какие?
Учащиеся приводят примеры, анализируя опыт или подсказывает учитель.
- Подключение компьютера к сети Интернет
- Наличие программы для работы с электронной почтой (почтовой программы или браузера
- Наличие почтового ящика
- Уметь отправлять и проверять наличие почты.
Первые два условия у нас выполнены. В качестве программы будем использовать браузер Internet Explorer. Через него мы можем обратиться ко многим web-серверам, что бы у них создать почтовый ящик. Например,
www.yandex.ru
www.mail.ru
www.google.ru
Учащиеся делают записи в тетради.Почтовый ящик - часть дискового пространства на сервере с определенным именем (адресом) , где может храниться почтовая информация для пользователя сети Интернет.
Адрес электронной почты состоит из двух частей, разделённых символом @, и записывается по правилу:
username@server.ru
Username имеет произвольный характер и задаётся самим пользователем при регистрации почтового ящика из допустимых символов, но при том должно быть уникальным.
Вторая часть server.ru является доменным именем почтового сервера Интернета, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик. Адрес электронной почты записывается только латинскими буквами и не должен содержать пробелов.
Любой пользователь Интернета может зарегистрировать почтовый ящик на одном из серверов Интернета, в котором будут накапливаться и передаваемые и получаемые письма.
Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы, причем для любой компьютерной платформы существует большое количество почтовых программ. Программа Microsoft Outlook Express - простейший почтовый клиент. Она входит в стандартный пакет Windows 98, XP, Vista. На каждом компьютере, работающем в этой операционной системе имеется в наличии. Широкой популярностью у пользователей пользуются: The Bat! и бесплатные почтовые клиенты Mozilla Thunderbird, Crawler Email, Incredimail
С помощью почтовой программы создается почтовое сообщение на локальном компьютере. На этом этапе кроме написания текста сообщения необходимо указать адрес получателя сообщения, тему сообщения и вложить в сообщение при необходимости файлы. Процесс передачи сообщения начинается с подключения к Интернету и доставки сообщения в свой почтовый ящик на удаленном сервере. Почтовый сервер сразу же отправит это сообщение через систему почтовых серверов Интернета на почтовый сервер получателя и его почтовый ящик. Адресат должен соединиться с Интернетом и доставить почту из своего почтового ящика на удаленном почтовом сервере на свой локальный компьютер.
При общении по электронной почте необходимо соблюдать правила этикета. Сообщение 2 ученика (см. приложения).
Наряду с электронной почтой в Интернете существует и другая не менее популярная услуга - телеконференция. Слушаем сообщение 3 ученика (см. приложения).
E-mail дает возможность проводить телеконференции и дискуссии. Для этого используются, установленные на некоторых узловых рабочих машинах, mail reflector-ы. Вы посылаете туда сообщение с указанием подписать вас на такой-то рефлектор (дискуссию, конференцию, etc.), и вы начинаете получать копии сообщений, которые туда посылают участники обсуждения. Рефлектор почты просто по получении электронных писем рассылает их копии всем подписчикам. E-mail дает возможность использования в асинхронном режиме не только ftp, но и других служб, имеющих подобные сервера, предоставляющие такие услуги. Например, сетевых новостей, Archie, Whois.
3.Тест (см. приложения)
А сейчас предлагаю ответить на вопросы теста (тест создан в программе Excel, находится на Рабочем столе в папке 11 класс). После того как ответите на вопросы, узнайте свою оценку и сохраните файл, присвоив ему имя –ваша фамилия.
4.Практическая работа
«Создание электронного почтового ящика на сервере http://www.mail.ru»
ЧАСТЬ 1. Создание электронного почтового адреса на сервере
- Установить соединение с Интернет.
- «Зайти» на сайт почтового сервера www.mail.ru.
- В разделе «Почта» щелкнуть ссылку «Регистрация»
- Заполнить анкету, в которой нужно придумать имя почтового ящика, ввести свои персональные данные, пароль доступа к ящику и т.д.
- В ходе регистрации часто случается, что имя, выбранное вами для ящика, уже используется на этом сервере. В этом случае нужно выбрать из предложенных имён или придумать самому другое имя.
- Внимательно читайте инструкции мастера и старайтесь следовать им.
- После того, как ящик создан, рекомендуется записать в сохранном месте его адрес и пароль.
ЧАСТЬ 2. Создание и отправление электронного письма
- для проверки работоспособности вашей электронной почты создайте и отправьте сообщение своему учителю.
- откройте свой электронный ящик. На экране появится окно программы;
- щелкните по кнопке «Написать письмо»;
- в поле «кому» введите адрес электронной почты вашего учителя;
- в поле «тема» введите «Мое первое письмо»;
- напишите сообщение используя смайлики;
- присоедините тестовый файл с Рабочего стола;
- отправьте сообщение, щелкнув по кнопке «отправить»
- Сообщить учителю о выполненной работе для проверки.
ЧАСТЬ3. Работа с телеконференциями.
Страница 439-440 учебника Н. Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11» Москва, Бином. Лаборатория знаний. 2003 год.
5. Итоги.
6. Задание на дом: §12.8, задание № 2 (см. приложения) получите на свой электронный ящик
Опережающее задание: «Использование почтовых программ, POP3, IMAP и SMTP сервера»
http://help.rambler.ru/article.html?s=137&id=3
Методические рекомендации см. приложения.
Использованы материалы:
- http://www.etiket.ru/contact/email.html, http://pmi.ulstu.ru/new_project/telecommunication/tele.html, http://www.internet-business.ru/articles/mylo.htm
- Н. Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11» Москва, Бином. Лаборатория знаний. 2013 год.
- Н. Угринович, Л. Босова, Н. Михайлова «Практикум по информатике и информационным технологиям» Москва, Бином. Лаборатория знаний. 2004 год.