kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство с понятием «программное обеспечение» и его классификацией.

Задачи:

А) Образовательные – раскрыть сущность понятий «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО».
Б) Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.
В) Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

План – конспект урока информатики

Тема: Программное обеспечение компьютера.

ФИО (полностью)

Миронова Ольга Николаевна

Место работы

МОУ: Усть-Озерская ООШ, Борзинского района

Должность

Учитель информатики

Предмет

информатика

Класс

8 класс

Базовый учебник

«Информатика» 8 класс, автор Л.Л. Босова



















Цель: Знакомство с понятием «программное обеспечение» и его классификацией.

Задачи:

А) Образовательные – раскрыть сущность понятий «программное обеспечение», «операционная система», «системное ПО», «прикладное ПО».
Б) Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.
В) Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.

Планируемые образовательные результаты

Предметные – иметь понятие о программном обеспечении персонального компьютера и основных его группах.

Метапредметные

Познавательные:

Умение:

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- обобщать полученную информацию;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись на занятии; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные

Умение:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Личностные понимание роли компьютеров в жизни современного человека.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Тип урока: комбинированный.

















Ход урока

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент.


Приветствие обучающихся, подготовка рабочих мест.

Добрый день, ребята!

Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

Проверяет готовность класса и учеников к уроку.


Обучающиеся приветствуют учителя, рабочие места подготовлены.




  1. Актуализация опорных знаний.





Учитель: Сейчас мы с вами побываем в виртуальном компьютерном магазине, для того чтобы купить комплектующие к компьютеру.

Начинаем наше путешествие. Представьте, что мы находимся в виртуальном магазине. Вашему вниманию предлагаются различные устройства (слайд 2).

Для того чтобы сделать правильный выбор предлагаю выполнить задание.

Самостоятельная работа по карточкам (5 минут)

Задание: Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств (прил. 1).

Учитель: Что вы выберете из этого многообразия устройств? (вопрос в класс)

Выбор устройств необходимых для работы с компьютером.










Самостоятельная деятельность. Обучающиеся

выполняют задание.








Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

3. Постановка целей и задач урока


Учитель: Сейчас предлагаю вам разгадать ребус и узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.


Как грудной малыш без мамы,
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без………….
Шагу бы не смог ступить (слайд 3).


Учитель: Итак, тема нашего урока….

Сегодня поговорим о программах, а точнее о программном обеспечении компьютера. Ответим на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?»

Запишем тему урока в рабочую тетрадь (слайд 1).












Обучающиеся формулируют тему урока, записывают тему урока в рабочую тетрадь

Регулятивные УДД

Целеполагание.


4. Изучение нового материала.


1.Беседа:

Учитель: Посмотрите на определение ПО. Что же такое ПО?
Ответ учащихся.

Это совокупность программ, т.е. большое количество программ.

Учитель: А все ли программы одинаковы?
Ответ учащихся.

Учитель: На компьютере есть множество программ. Все программы можно разделить на группы. Итак, рассмотрим структуру программного обеспечения (слайд 4).

Учитель: Чтобы подобрать необходимое программное обеспечение для нашего компьютера, мы проведем исследование.
Сейчас мы разделимся на три группы пользователей, каждая из которых будет изучать то ПО, которое необходимо для решения определенных задач. (Делимся на группы.)

Учитель: Я раздам вам файлы, в которых находится вся необходимая теоретическая информация. Ваша задача состоит в том, чтобы, прочитав информацию, определить какая относится к вашему классу ПО, а также выбрать программы, относящиеся к нему. Также вам предложены названия программ, из которых необходимо выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют нужному вам типу ПО (прил. 2).
По окончании работы, один представитель группы выходит к доске и рассказывает о своем ПО. Все остальные внимательно слушают сообщение и заполняют схему классификации ПО в опорных конспектах, записав название и назначение типа ПО и,   программы, входящие в него. На эту работу вам отводится 10 минут.


Обучающиеся рассуждают, отвечают на вопросы.












Самостоятельная работа с последующим обсуждением.







Коммуникативные УДД

Планирование

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли









Познавательные УДД

Поиск и выделение необходимой информации.




5. Закрепление


Учитель: Для закрепления знаний предлагаю выполнить следующие задания. Задания выполняются по парам.

Задание 1:

Найдите лишнее.

А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.
Ответ: проверка диска на фрагментацию

Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: табличный процессор

В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: программа-оболочка


Задание 2: (работа в паре)

Сравните, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: прикладных программ

Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: системных программ


Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения (прил.3).


Практическая работа

Задание: Заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере (прил. 4).


Задание 5 (дополнительное – в группах):

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу) (прил. 5) .

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания. Взаимопроверка. Оценка.

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция

Оценка

6. Подведение итогов занятия.

Общие выводы урока

Общие выводы урока:

Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?»

Какое программное обеспечение нужно приобрести для нашего компьютера?

Обучающиеся отвечают на вопросы.


Познавательные УДД.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Регулятивные УДД.

Оценка. Осознание качества и уровня усвоения.

  1. Рефлексия

Получение обратной связи.

Самоанализ деятельности.

Я

Узнал

Научился

Удивился

Задумался

Повторил

Запомнил


Познавательные УДД.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

8.Информация о домашнем задании


Постройте граф, описывающий состав программного обеспечения компьютера

Обучающиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю.


Список литературы:

  1. Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Л.Л. Босова, Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.









































Задание 1.

Определите, устройством ввода или вывода информации является каждое из устройств, названия которых приведены ниже (соедините стрелками).

Устройства вывода информации

Устройства ввода информации



Монитор

Мышь

Клавиатура

Фотоаппарат

Web-камера

Наушники

Сканер

Джойстик

Колонки

Проектор

Микрофон

Принтер











































Приложение 2.


1.___________________________________________включает в себя операционную систему и сервисные программы.

Операционная система - это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.

Наиболее распространённые ОС для персональных компьютеров: ________________________________________________________________

Сервисные программы

Архиваторы_____________________________________________________

Антивирусные программы_________________________________________

Коммуникационные программы____________________________________


2.Комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют ________________________________________________________________

Программирование - это процесс создания программ, разработки всех типов программного обеспечения.

Для записи программ используются специальные языки - языки программирования (формальные языки)

Языки программирования:_________________________________________


3.Программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, принято называть _______________________________

Приложения общего назначения_____________________________________

_________________________________________________________________

Приложения специального назначения ________________________________

__________________________________________________________________


Opera

Бухгалтерские программы






Электронные таблицы

Winzip








DrWeb

Издательские системы





Текстовые редакторы

Редакторы презентаций







Mozila Firefox

Графические редакторы






Паскаль



Математические пакеты



Winrar







Учебники, словари







Windows












Бейсик





Приложение 3.

Задание 1: (работа в паре).

Найдите лишнее.

А) Текстовый редактор, Microsoft Access, графический редактор, переводчик, проверка диска на фрагментацию.

Ответ: __________________
Б) операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
Ответ: ___________________
В) отладчик, транслятор, языки-программирования, программа-оболочка
Ответ: ____________________


Задание 2: (работа в паре)

Сравните, чего больше:

А) Графических редакторов или прикладных программ?
Ответ: __________________________

Б) Антивирусных программ или системных программ?
Ответ: __________________________













Задание 3: Определите, разновидностью системного или прикладного ПО является вид программного обеспечения.

Прикладное программное обеспечение

Системы управления

базами данных

Мультимедиа проигрыватели

Операционная система

Системы автоматизированного проектирования

Архиваторы

Бухгалтерские программы

Антивирусная программа

Электронные учебники

Геоинформационные системы

Офисные пакеты

Программы обслуживания дисков

Системное программное обеспечение



Приложение 4.

Заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере

Программное обеспечение

Пример

Операционная система


Архиватор


Антивирусная программа


Коммуникационная программа


Система программирования


Текстовые редакторы


Графические редакторы


Редактор презентаций


Электронные таблицы


Электронное учебное издание


Игра


Редакторы работы со звуком


Редакторы работы с видеоинформацией




Заполните следующую таблицу, определив ПО на данном компьютере

Программное обеспечение

Пример

Операционная система


Архиватор


Антивирусная программа


Коммуникационная программа


Система программирования


Текстовые редакторы


Графические редакторы


Редактор презентаций


Электронные таблицы


Электронное учебное издание


Игра


Редакторы работы со звуком


Редакторы работы с видеоинформацией









Приложение 5.

Укажите, какое ПО необходимо людям в следующих ситуациях (заполните таблицу):


1 группа


Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта



Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы



Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсоходом




2 группа


Ситуация

Системное ПО

Прикладное ПО

Выпускной, 11 класс, готовит фотоальбом и собирает воспоминания о школьной жизни



Web – дизайнер создает сайт известной фирмы



Школьник играет в компьютерную игру















Узнал


Научился


Удивился


Задумался


Повторил


Запомнил







Узнал


Научился


Удивился


Задумался


Повторил


Запомнил


Узнал


Научился


Удивился


Задумался


Повторил


Запомнил




Узнал


Научился


Удивился


Задумался


Повторил


Запомнил




Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Задание

Задание

«Мир техники»

«Мир техники»

Программное обеспечение Как грудной малыш без мамы  Сам не может есть и пить,  Так компьютер без………….  Шагу бы не смог ступить.

Программное обеспечение

Как грудной малыш без мамы Сам не может есть и пить, Так компьютер без…………. Шагу бы не смог ступить.

Программное обеспечение (ПО) - совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере Программное обеспечение компьютера Системное ПО Системы программирования Прикладное ПО Приложения общего назначения Операционная система (ОС) Языки программирования Приложения специального назначения Сервисные программы

Программное обеспечение (ПО) - совокупность всех программ,

предназначенных для выполнения на компьютере

Программное обеспечение компьютера

Системное ПО

Системы

программирования

Прикладное ПО

Приложения

общего

назначения

Операционная

система (ОС)

Языки

программирования

Приложения

специального

назначения

Сервисные

программы

Системное программное обеспечение Системное программное обеспечение включает в себя операционную систему и сервисные программы. Операционная система - это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера. Наиболее распространённые ОС для персональных компьютеров: Windows Apple

Системное программное обеспечение

Системное программное обеспечение включает в себя операционную систему и сервисные программы.

Операционная система - это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.

Наиболее распространённые ОС для персональных компьютеров:

Windows

Apple

Сервисные программы Обслуживание дисков Архиваторы Winrar Winzip 7-zip Антивирусные программы DrWeb Avast Коммуникационные программы

Сервисные программы

Обслуживание

дисков

Архиваторы

Winrar

Winzip

7-zip

Антивирусные

программы

DrWeb

Avast

Коммуникационные

программы

Системы программирования Программирование  - это процесс создания программ, разработки всех типов программного обеспечения Для записи программ используются специальные языки -  языки программирования (формальные языки) Комплекс программных средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют системой  программирования

Системы программирования

Программирование - это процесс создания программ, разработки всех типов программного обеспечения

Для записи программ используются

специальные языки -

языки программирования (формальные языки)

Комплекс программных средств, предназначенных

для разработки компьютерных программ

на языке программирования,

называют системой программирования

Прикладное программное обеспечение Программы, с помощью которых пользователь может работать с разными видами информации, принято называть прикладными программами  или приложениями Приложения специального назначения Приложения общего  назначения

Прикладное программное обеспечение

Программы, с помощью которых пользователь

может работать с разными видами информации,

принято называть прикладными программами

или приложениями

Приложения

специального

назначения

Приложения

общего

назначения

Приложения общего назначения Графические редакторы Графические редакторы Электронные таблицы Электронные таблицы Текстовые  редакторы Текстовые  редакторы Мультимедийные проигрыватели Мультимедийные проигрыватели Редакторы презентаций Редакторы презентаций Системы управления базами данных

Приложения общего назначения

Графические

редакторы

  • Графические редакторы

Электронные

таблицы

  • Электронные таблицы

Текстовые

редакторы

  • Текстовые редакторы

Мультимедийные

проигрыватели

  • Мультимедийные проигрыватели

Редакторы презентаций

  • Редакторы презентаций

Системы управления

базами данных

  • Системы управления базами данных
Приложения специального назначения Математические пакеты Математические пакеты Издательские системы Издательские системы Геоинформационные  системы Геоинформационные  системы Бухгалтерские программы Бухгалтерские программы Системы автоматизированного  проектирования САПР Системы автоматизированного  проектирования САПР Программы компьютерного  моделирования Программы компьютерного  моделирования Учебники, тренажёры, словари

Приложения специального назначения

Математические

пакеты

  • Математические пакеты

Издательские

системы

  • Издательские системы

Геоинформационные

системы

  • Геоинформационные системы

Бухгалтерские

программы

  • Бухгалтерские программы

Системы автоматизированного

проектирования САПР

  • Системы автоматизированного проектирования САПР

Программы компьютерного

моделирования

  • Программы компьютерного моделирования

Учебники, тренажёры, словари

  • Учебники, тренажёры, словари
Задание № 1,2

Задание № 1,2

Задание №3

Задание №3

Практическое задание

Практическое задание

Задания

Задания

Д.З. Постройте граф, описывающий состав программного обеспечения компьютера. Спасибо за урок!

Д.З.

Постройте граф, описывающий состав программного обеспечения компьютера.

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок информатики

Автор: Миронова Ольга Николаевна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Статья "Проблемы здоровьесбережения  на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-probliemy-zdorov-iesbieriezhieniia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "179826"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425063744"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Самостоятельная работа на уроках информатики  и ИКТ "
    ["seo_title"] => string(54) "samostoiatiel-naia-rabota-na-urokakh-informatiki-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "110173"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405663141"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Активация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством электронного учебника"
    ["seo_title"] => string(109) "aktivatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhinformatikiposriedstvomeliektronnoghouchiebnika"
    ["file_id"] => string(6) "296271"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455966500"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Обучающий фильм для молодых и малоопытных учителей информатики «Конструирование урока информатики» "
    ["seo_title"] => string(108) "obuchaiushchii-fil-m-dlia-molodykh-i-maloopytnykh-uchitieliei-informatiki-konstruirovaniie-uroka-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "105411"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402849337"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Новые подходы преподавании и обучении нового форматы на уроке информатики "
    ["seo_title"] => string(80) "novyie-podkhody-priepodavanii-i-obuchienii-novogho-formaty-na-urokie-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "110787"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406622432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства