Тема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
Цели урока:
помочь студентам получить представление о компьютерных вирусах, их основных видах, способах проникновения и распространения в компьютерах и компьютерных системах, дать основные знания о способах обнаружения вирусов и защиты от них, научить пользоваться антивирусными программами.
воспитание информационной культуры студентов, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Требования к знаниям:
Студенты должны знать:
определение термина «компьютерный вирус»;
классификацию компьютерных вирусов;
типы антивирусных программ
Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация, видеоролики:
«Компьютерные вирусы» video.yandex.ru (107),
Эпидемия «Компьютерные вирусы» video.yandex.ru (с 49 с-1мин30 с)
Компьютерный вирус. Сетевые черви, трояны, зомби, вредоносные...09.09.2011rutube.r
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
Актуализация знаний.
Ребята, сегодня в начале урока, хочу поговорить с вами немного о здоровье.
Поднимите руку, кто из вас когда- нибудь болел инфекционной болезнью?
Как вы думаете, из-за чего вы заболели? Какая была причина? (в организме появился вирус)
Как вирус попадает в организм?
Слайд 2
Правильно, разносчиками болезней являются микробы или вирусы (яд). В организм они попадают через кровь, кожу, дыхательные органы. Так как они живут в живом организме, их называют биологическими вирусами
А сейчас, давайте посмотрим небольшой видеоролик о вирусах.
После просмотра видеоролика постарайтесь ответить на вопрос:
Слайд 3
Видеоролик 1 - Вирусы
Вирусы - эти существа представляют неклеточные формы жизни. Они исключительно малы, поэтому могут быть изучены только с помощью электронного микроскопа. В биологии под словом «вирус» понимают некую пограничную форму между живым и неживым. Вирусы нельзя отнести ни к животным, ни к растениям. В окружающей среде вирус жить не может, только в клетке.
Биологический вирус перестраивает клетку, и она начинает копировать вирус.
Поселяясь внутри клеток животных и растений, вирусы вызывают много опасных
заболеваний. К числу вирусных заболеваний человека относятся, например,
энцефалит, корь, грипп, полиомиелит, герпес, гепатит, СПИД, некоторые онкологические (опухолевые) болезни.
Пути заражения вирусами самые различные:
У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство; у растений – мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий – их распад.
Вирусы подразделяют:
на инфекционные, которые разрушают клетки, и
опухолеродные,которые не разрушают клетки, но превращают их в опухолевые.
Инфекционные вирусы и микробы вызывают в организме человека бессимптомные (скрытые) и явные инфекции той или иной степени тяжести.
- Кто же ответит на мой вопрос? Почему же меня, на уроке информатике заинтересовали биологические вирусы? (потому что вы работаете с компьютерами, а они тоже могут заразиться вирусами)
- Верно. Компьютер – это электронный аналог человека. Значит, вирусы бывают не только биологические, но и компьютерные. И наш «электронный человек может тоже «заболеть».
Изучение новой темы.
Пишем число и тему нашего урока «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
Слайд 4
Итак, сегодня, ребята, вы должны
Узнать:
что такое компьютерный вирус?
как вирусы заражают компьютер?
какие типы вирусов существуют, и какое влияние они оказывают?
какие существуют антивирусные программы?
Слайд 5
Немного странно, но до сих пор нельзя дать точного определения компьютерному вирусу.
Компьютерные вирусы не зря так названы - их сходство с «живыми» вирусами поражает.
Сходство | Различие |
Существует определенный набор симптомов – признаков поражения вирусом | Корь Краснуха Ветряная оспа Грипп Птичий грипп |
Существуют меры профилактики против вирусов. | |
Существуют методы борьбы и вирусами | |
| В отличие от организма человека, компьютер контролирует вторжение вируса. |
| В отличие от компьютерных вирусов, биологические оставляют серьезные последствия в виде осложнений. |
| В отличие от компьютерных вирусов изучение биологических длится дольше, иногда средство бывает не найдено. |
Слайд 6
Они так же
Разница лишь в том, что в качестве мишени выступают не люди и не животные, а компьютеры. Контактируя между собой посредством дискет, компакт дисков, локальных сетей, Интернет и других средств «общения», они, как и человек, заражают друг друга.
2. История компьютерных вирусов
Слайд 7
Сейчас послушаем небольшое выступление …….,..про историю компьютерных вирусов (след. Слайд)
Слайд 8
Слайд 9
После заражения компьютера вирус может активизироваться и начать выполнять вредные действия по уничтожению программ и данных.
Записать
Ежедневно специализированные ресурсы Интернета сообщают о появлении новых представителей и модификаций старых программ, О таких вирусах очень часто говорят по программе «Время» на канале ОРТ. Давайте послушаем.
Слайд 10
Видеоролик Новости
3. Какие есть признаки, что компьютер заражен?
Слайд 11
увеличение размеров файлов (особенно выполняемых),
появление не существовавших ранее подозрительных файлов,
уменьшение объема доступной оперативной памяти (по сравнению с обычным режимом работы),
внезапно возникающие разнообразные видео и звуковые эффекты.
При всех перечисленных выше симптомах, а также при других странных проявлениях в работе системы (неустойчивая работа, частые самостоятельные перезагрузки и прочее) следует немедленно произвести проверку системы на наличие вирусов.
Как вирусы заражают компьютер?
Пути заражения компьютера вирусами:
Слайд 12
Слайд 13
Пути заражения компьютера вирусами:
Глобальная сеть Internet
Электронная почта
Локальная сеть
Пиратское программное обеспечение
Ремонтные службы
Съемные накопители.
Других путей нет. Самозародиться вирусы не могут - это программа, специально написанная человеком для разрушения программного обеспечения компьютера и его системных областей. Типичный размер вируса составляет от десятков байт до десятков килобайт.
Классификация компьютерных вирусов
Ребята, у каждого на столах лежит опорный конспект-схема, которую вы должны заполнить по ходу изучения классификации вирусов. После, должны правильность заполнения, сверится с экрана.
Слайд 14
Слайд 15
В зависимости от среды обитания вирусы можно разделить:
Сетевые вирусы – распространяются по компьютерным сетям. Заражение может произойти
при работе с электронной почтой или при «путешествии» по всемирной паутине.
Файловые вирусы – внедряются в файлы, имеющие расширение COM и EXE. Внедряются в программу и активизируются при их запуске. Могут заражать другие файлы до момента выключения или перезагрузки операционной системы.
Загрузочные вирусы - внедряются в загрузочный сектор и далее ведет себя как файловый вирус.
Макровирусы. Заражают текстовые документы. Угроза прекращается после закрытия документа.
Слайд 16
По особенностям алгоритма вирусы имеют большое разнообразие:
черви – распространяются по компьютерным сетям, вычисляя адреса сетевых компьютеров ирассылают копии по этим адресам;
простейшие вирусы – не изменяют содержимое файлов, могут быть легко обнаружены и уничтожены;
трояны – маскируются под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему
вирусы-невидимки - трудно обнаружить и обезвредить;
Слайд 17
Слайд 18
А сейчас, посмотрите видеофрагмент про сетевые вирусы, после просмотра заполните схему
Слайд 19 Видеоролик «Новости»
Слайд 20 Видеоролик «Сетевые черви, трояны»
Слайд 21
Следует отличать вирусы от вредоносных кодов.
К ним относятся:
А теперь давайте проверим, правильность заполнения опорной схемы?
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Методы борьбы с компьютерными вирусами: (Записать)
Слайд 25
Ограничение доступа к машине
Использование лицизионного ПО
Резервное копирование информации
Использование антивирусных программ
Не запускать непроверенные файлы
Ограничение доступа к машине путем введения пароля, администратора
Использование только лицензионного программного обеспечения, а не пиратских
Резервное копирование всех программ, файлов и системных областей дисков на диски, флэшки, чтобы можно было восстановить данные в случае вирусной атаки.
Использование антивирусных программ и обновление их версий.
Периодическая проверка компьютера на наличие вирусов при помощи антивирусных программ.
Проверка всей поступающей извне информации на вирусы, флэшки, CD-ROM, так и по сети.
Не стоит забывать, что вирус – это программа, созданная человеком. При особом усердии любой человек может создать простейший вирус. Но прежде, чем задуматься о создании вредоносных программ, нужно прочесть Уголовный Кодекс РФ
Слайд 26
Слайд 27
Уголовный Кодекс РФ – статья 273.
Слайд 28
Деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Есть о чем подумать: стоит ли тратить силы и время, чтобы потом сесть в тюрьму на три или семь лет.
С давних времен известно, что к любому яду рано или поздно можно найти противоядие. Таким противоядием в компьютерном мире стали программы, называемые антивирусными.
Слайд 29
Антивирусные программы (Записать)
Слайд 30
Данные программы можно классифицировать по 5 основным группам:
фильтры
ревизоры
доктора
детекторы
вакцинаторы
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38 Видеоролик
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Проверка знаний по пройденной теме (Тест)
Слайд 43 (Правила)
Правила защиты информации
По столам передается лист бумаги с правилами, чтобы студенты расписывались за соблюдение правил защиты информации
Закрепление изученного материала
Итак, наш урок подошел к завершению.
Что такое компьютерный вирус и троянская программа?
Укажите пути проникновения компьютерного вируса в компьютер.
Какие типы компьютерных вирусов Вам известны?
Укажите основные признаки заражения компьютера.
Какие существуют методы борьбы с компьютерными вирусами?
Какие основные антивирусные программы Вы знаете?
Каким образом производится лечение зараженных дисков?
Слайд 44
Д/з
Подготовить доклады на следующие темы:
1-6 «Защита электронной почты»,
7-12 «Защита компьютера от сетевых червей»,
13-19 «Защита компьютера от троянской программы»
VI. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
Слайд 45
Конец урока