kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм. Основные алгоритмические структуры. Программирование на Паскале."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм. Основные алгоритмические структуры. Программирование на Паскале." составлена в соответствии с учебником И.Г. Семакина. Урок проводится в виде соревнования двух команд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технолог карта 9 кл»

Технологическая карта урока информатики

(9 класс, учебник И.Г. Семакин)

учителя информатики Поляковой Н.И.

МБОУ «Плехановская СОШ»

Тема урока: Алгоритм. Основные алгоритмические структуры. Программирование на Паскале.

Цель урока: обобщение и расширение знаний обучающихся об основных алгоритмических структурах, о программировании на Паскале.

Задачи:

образовательные:

    • формирование базовых знаний об алгоритмах, об их значении для общества и человека в повседневной жизни;

    • привитие учащимся алгоритмической культуры;

развивающие:

    • пополнение словарного запаса учащихся;

    • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;

    • развитие умения излагать собственные мысли;

    • развитие логического и алгоритмического мышления путём совместной и самостоятельной работы на уроке;

воспитательные:

    • обучение аргументированному отстаиванию своего мнения;

    • формирование умения выполнять правила работы в группе;

    • формирование умения выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации;

    • воспитание способности контролировать и анализировать собственные высказывания и действия.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления изученного)

Планируемые результаты:

личностные:

    • мотивация учебной деятельности;

    • проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

    • осознание отношения к компьютеру и к сети Интернет как к инструментам, позволяющим учиться самостоятельно;

метапредметные:

регулятивные:

    • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

    • контроль своих действий, соотнесение их с действиями преподавателя и сверстников;

познавательные:

    • выделение необходимой информации;

    • умение работать по заданному алгоритму;

анализ, сравнение, выводы;

коммуникативные:

    • умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками;

    • участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

    • умение полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

предметные:

    • понимание и знание определения алгоритма;

    • знание видов алгоритмов и записи их в виде алгоритмических структур;

    • умение преобразовывать один способ записи алгоритма в другой; исполнять алгоритмы, отлаживать и тестировать программы.


Основные понятия и термины: алгоритм, программа, управление, исполнители, свойства алгоритма, язык программирования Паскаль, виды алгоритмов, структура программы на Паскале; линейный алгоритм, блок-схема линейного алгоритма; разветвляющийся алгоритм, полная и неполная формы условного оператора; циклический алгоритм, тело цикла, цикл с параметром (для), циклы с условием (пока): цикл с постусловием, цикл с предусловием.

Методы обучения: активного обучения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Оснащение урока: компьютерный кабинет, проектор, интерактивная доска, видеоролики (сказка «У лукоморья дуб зелёный», сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», видео-вопрос выпускницы школы), раздаточный материал для групповой работы; каждому ученику – кейс с материалами для работы на уроке; тест для учащихся в программе MyTest; фигуры для составления блок-схем на магнитной доске; таблички с названиями команд «Алгоритм» и «Программист»; тексты эпиграфов к уроку; электронная таблица для подведения итогов на каждом этапе; кроссворд «Паскаль» - предлагался к уроку, как домашнее задание; 2 интерактивных задания на структуру программы Паскаль; карточки для рефлексии.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап

Приветствует учащихся, проверяет отсутствующих.

Учащиеся заходят в кабинет, снимают с доски элементы блок-схемы, на обратной стороне которых написаны названия команд, в которые они попадают и садятся за столы с этими названиями.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.


II. Формулировка цели урока

Организует работу учащихся по целеполаганию на урок, используя наводящие вопросы:

  • Скажите, что нового вы узнали на последних уроках?

  • Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова всем известной пословицы: «Повторение – мать учения». А кто знает её продолжение? (открывается вторая часть пословицы) – «и прибежище лентяев».

  • Как вы понимаете, что значит, прибежище?

  • Я не думаю, что среди вас есть лентяи, но тем, кто что-то вовремя не выучил, не понял, не повторил, даётся ещё шанс! Повторение изученного материала приводит к хорошим результатам обучения!

  • Опираясь на наш эпиграф, как вы думаете, что сегодня будем делать на уроке?

  • А по какой теме?

  • Да, сегодня мы должны обобщить знания, с которыми познакомились на предыдущих уроках по теме «Алгоритм. Основные алгоритмические структуры. Программирование на Паскале»

  • А что нам даёт знание основ программирования?

  • Я нашла интересные слова основателя IT- технологий Стива Джобса, который считает: «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать» (табличка).

  • Думать вас заставит не совсем обычная ситуация: сегодня мы проведём урок в виде соревнований между двумя командами «Алгоритм» и «Программист». В эти группы вы попали случайно, вытянув элементы блок-схемы с названием своей команды.

  • Выберите командира вашей группы.

  • Назовите, кто у вас командиры.

  • За каждый этап урока вы будете получать баллы, и в конце урока выявим команду-победителя, и каждый получит за урок оценку. За результатами будем следить по электронной таблице, в которую будем заносить ваши оценки.

Предполагаемые ответы: изучали алгоритмы: линейные, разветвляющиеся, цикличные; составляли блок-схемы и программы на Паскале для них.









Предполагаемые ответы: повторять, всё то, что изучали на предыдущих уроках; обобщать и закреплять полученные знания, привести в систему эти знания в своей голове.




Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новым способам.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении.

III. Проверка домашнего задания




Предлагает самостоятельно проверить результаты выполнения домашней работы (предлагалось разгадать кроссворд из 12 вопросов) по следующим критериям (написаны на доске):

оценка «5» - верно 12 заданий,

оценка «4» - от 8 до 11 заданий,

оценка «3» - 6, 7 заданий,

оценка «2» - меньше 6 заданий.

  • Назовите свои оценки (заносятся в ЭТ).

  • Итог: молодцы …, справились с заданием, а остальные свои ошибки увидели.

Проверяют и оценивают домашнюю работу.


Регулятивные: контроль знаний и проверка по образцу, самопроверка.



IV. Работа в группах

Организует работу в группах:

  • Сейчас вам предстоит в группах принять участие в нескольких конкурсах. Командиры групп организуют работу, в листе «Оценивание» - делают пометки, кто верно выполняет задания и в результате должны будете оценить каждого.

  • У вас на столах имеются задания для работы в группах (пока их не трогать) и кейсы по данной теме, с которыми вы уже работали и будете сегодня использовать в течение урока.

  • Работа в группах пройдёт по плану, который перед вами (линейная блок-схема с названиями конкурсов)

1 конкурс: Язык программирования Паскаль

  • Правила языка Паскаль предусматривают единую форму основной структуры. От каждой команды прошу пройти по одному человеку к доске и по очереди выполнить интерактивное задание на доске «Структура программы Паскаль». Задание выполняем в любом порядке. Командиры групп руководят работой.

- Ещё прошу по одному человеку выполнить следующее интерактивное задание «Найдите пары».

2 конкурс: Угадай

  • Угадайте, о каком алгоритме идет речь:

Шаг за шагом,
Шаг за шагом
Я команды выполняю,
Никуда не отклоняюсь,
По линеечке иду.

  • Где вы уже встречались сегодня с линейным алгоритмом?

  • Отберите на ваших столах алгоритмы в виде блок-схем и программы с линейной структурой и назовите их номера, если такие есть.

  • Команды по очереди называют по одному номеру. Если другая команда не согласна, сразу об этом говорит.

  • Назовите результат выполнения алгоритма под № 3, подобные задания предлагаются на экзамене.



  1. конкурс: Что напоминает?

  • Прослушайте фрагмент сказки Пушкина («У лукоморья дуб зеленый») и скажите, какой алгоритм она вам напоминает?

  • А какой алгоритм называется разветвляющимся?

  • Какие операторы используются для реализации разветвляющихся алгоритмов?

  • А какие бывают условные операторы?

  • На своих столах отберите алгоритмы в виде блок-схем с неполной формой команды ветвления и назовите их номера.

  • А сейчас отберите программы на языке Паскаль с полной формой команды ветвления.



4 конкурс: Блок-схема

  • Прошу пройти к магнитным доскам каждую из команд и составить блок-схему к заданию (ветвящийся алгоритм, блок-схемы команд отличаются первоначальным условием).

  • Чем отличаются ваши алгоритмы?



5 конкурс: Сколько раз?

  • А какой алгоритм напоминает вам фрагмент из этого мультфильма?

(«сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

  • Сколько раз Алёнушка говорила брату, чтобы не пил он воду из лужи?

  • Какие бывают циклические алгоритмы?

  • Как по-другому называют цикл с параметром?

  • А какие ещё бывают циклы?

  • А циклы с условием какие бывают?

  • Чем они отличаются?

  • Какое наименьшее число раз может выполняться цикл с предусловием?

  • Когда это может быть?

  • В каком цикле тело цикла выполнится обязательно хотя бы 1 раз?

  • Отберите программы и блок-схемы с циклом с параметром.

  • А сейчас назовите номера программ, где используется циклы с условием.

  • Возьмите ваши кейсы и на стр. 10 составьте блок-схему для 1 программы карандашом от руки. А после того, как проверим, исправите и дома красиво оформите.

  • Готовы? Проверяем (с экраном).



6 конкурс: Видео-вопрос.

  • Предлагаю вашему вниманию видео-вопрос выпускницы нашей школы Голышевой Полины. (найти ошибки в циклическом алгоритме - предлагается программа на листочках и высвечивается на интерактивной доске)

  • Итак, перед вами работа Полины. Ваша задача: проверить её; если ошибки есть, найти их.

  • Есть ошибки в программе?

  • Сколько?

  • По одному человеку от каждой команды выходите и исправляете по одной ошибке (маркером на интерактивной доске).

7 конкурс: Стихи

  • Сколько слов, связанных с синтаксисом языка программирования, имеется в стихотворении (без повторений)? Это могут быть так называемые «зарезервированные слова» этого языка, названия операторов, типов величин и т.д. (слайд презентации и командам выдаются тексты стихов)

  • И так, сколько слов вы нашли?

  • Давайте проверим (слайд презентации с выделенными словами)

  • Какое слово вам не знакомо?

  • Это тема нашего следующего урока.



  • А сейчас командиры оценят участие в работе каждого из своей группы по пятибальной системе, пожалуйста. (Выставляются оценки в ЭТ)

























Выполняют интерактивные задания на доске.





Предполагаемые ответы: линейный алгоритм.



Предполагаемые ответы: план работы в группах.

Отбирают алгоритмы в виде блок-схем и программы с линейной структурой.

Выполняют алгоритм № 3, получают результат и обсуждают в группе.



Предполагаемые ответы: разветвляющийся алгоритм.

Отвечают на вопросы учителя, командиры координируют действия членов групп.

Отбирают алгоритмы в виде блок-схем с неполной формой команды ветвления, затем программы с полной формой команды ветвления.

Каждая группа составляет блок-схему на магнитной доске.

Предполагаемые ответы: условием.



Предполагаемые ответы: циклический.

Предполагаемые ответы: много, 7.

Отвечают на вопросы учителя, командиры координируют действия членов групп.







Отбирают программы и блок-схемы с циклом с параметром.

Отбирают программы с циклом с условием.







Слушают видео-вопрос и пожелания обучающимся.

Командиры групп организуют работу по поиску ошибок в программе.

Исправляют ошибки в программе на интерактивной доске маркерами.



Подчёркивают слова и подсчитывают количество ошибок







Предполагаемые ответы: массивы.



Командиры оценивают работу каждого





























Коммуникативные: умение высказывать предположения, умение слушать, правильно выражать свои мысли, принимать участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные: умение ставить цель, планировать свои действия.



Познавательные: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, оценивать и делать выводы.



Личностные: самооценка, ориентация в социальных ролях.

V. Тест

Организует работу на выполнение теста:

  • А сейчас сменим вид деятельности, пройдём на другое место за компьютеры, в процессе движения плечики расправим, можно потянуться и приступим к выполнению нового важного задания – выполнению теста.
Вы должны показать, как хорошо знаете основные сведения о языке Паскаль, его операторах. Не забудьте написать свою фамилию и ваши результаты за тест будут появляться на экране. Проходите за компьютеры и сразу выполняете тест. Не забывайте, что вы работаете сегодня в командах и результат каждого влияет на результат команды

(Результаты за тест выставляются в ЭТ)

Итоги тестирования





Выполняют тест за компьютерами в программе MyTest.









Возвращаются в группы.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контроль и оценка прогнозирования.



Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение.



Познавательные: умение структурировать знания.

VI. Практическая работа за компьютерами


Организует работу учащихся по закреплению навыков составления программы по блок-схеме, её отладку и тестирование за компьютерами.

  • Снова продолжаем работу в группах.

  • По блок-схеме, составленной на доске, прошу написать программу и обсудить в группе.

  • Сравните свою программу с той, которая представлена на экране.

  • С чем вы не согласны? (исправить ошибки)

  • Не будем тратить время на переписывание программы, кому плохо видно с доски, возьмите тексты программ.

  • Пройдите за компьютеры, наберите текст этой программы и протестируйте её, заполнив таблицы тестирования (выдаются).

  • Кто быстро справится с заданием, оформляет решение задачи в Worde: программу, блок-схему и таблицу тестирования, предварительно показав результаты в таблице тестирования.

  • Не забывыаем, что ваши результаты также влияют на результаты команды.

(Выставляются оценки в ЭТ)

Итоги практической работы









Составляют программу по блок-схеме, обсуждают в группе решение; затем сравнивают своё решение с доской, находят ошибки в программе на доске.





Проходят за компьютеры, выполняют отладку программ и её тестирование; некоторые оформляют решение в Worde.









Регулятивные: самоконтроль и коррекция; самооценка.





Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками; готовность вести диалог.

VII. Домашнее задание

Комментирует выполнение домашнего дифференцированного задания:

  • Чтобы лучше закрепить ваши знания, предлагаю вам выполнить разноуровневое домашнее задание:

на оценку «удовлетворительно» - составить блок-схему к функции с двумя условиями по карточке (у каждого своя);

на «хорошо» - составить блок-схему и программу к функции с двумя условиями;

на «отлично» - ещё дополнительно составить блок-схему к функции с тремя условиями.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Самооценка своих возможностей.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

VIII. Рефлексия деятельности на уроке

Организует рефлексивную деятельность обучающихся:

  • Чему вы сегодня научились?

  • Вернёмся к целям нашего урока. Мы достигли целей?

  • Давайте посмотрим на итоговую таблицу, на количество баллов, которые вы заработали, на среднюю оценку за урок.

  • Сегодня на уроке показали хорошие знания …

  • А … нужно ещё повторить основные правила работы на языке Паскаль, основные операторы языка, основные алгоритмические структуры.

  • Впереди у нас команда …, молодцы, поаплодируем им..

  • Не забудьте взять ваши кейсы, на следующих уроках мы их будем дополнять информацией по теме «Массивы».

  • До конца урока осталось несколько секунд, предлагаю по желанию закончить предложения, которые перед вами на экране:

  • Теперь я знаю, что …

  • Я смогу …

  • Урок заставил меня задуматься …

  • Мне было интересно, потому что …

  • Я затруднялся …

Отвечают на вопросы учителя, командиры координируют действия членов групп.







Анализируют уровень достижения цели, просматривают таблицу с набранными баллами.











Анализируют свою деятельность.




Личностные: формирование навыков анализа своего знания и незнания, отношения к изучаемому материалу.

Регулятивные: оценка степени достижения цели, анализ и самооценка деятельности

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Полякова Надежда Ивановна

Дата: 24.05.2016

Номер свидетельства: 329984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока "Алгоритмы и исполнители""
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekturokaalghoritmyiispolnitieli"
    ["file_id"] => string(6) "260133"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448899027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства