(9 класс, учебник И.Г. Семакин)
учителя информатики Поляковой Н.И.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организационный этап | Приветствует учащихся, проверяет отсутствующих. | Учащиеся заходят в кабинет, снимают с доски элементы блок-схемы, на обратной стороне которых написаны названия команд, в которые они попадают и садятся за столы с этими названиями. Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | |
II. Формулировка цели урока | Организует работу учащихся по целеполаганию на урок, используя наводящие вопросы: Скажите, что нового вы узнали на последних уроках? Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова всем известной пословицы: «Повторение – мать учения». А кто знает её продолжение? (открывается вторая часть пословицы) – «и прибежище лентяев». Как вы понимаете, что значит, прибежище? Я не думаю, что среди вас есть лентяи, но тем, кто что-то вовремя не выучил, не понял, не повторил, даётся ещё шанс! Повторение изученного материала приводит к хорошим результатам обучения! Опираясь на наш эпиграф, как вы думаете, что сегодня будем делать на уроке? А по какой теме? Да, сегодня мы должны обобщить знания, с которыми познакомились на предыдущих уроках по теме «Алгоритм. Основные алгоритмические структуры. Программирование на Паскале» А что нам даёт знание основ программирования? Я нашла интересные слова основателя IT- технологий Стива Джобса, который считает: «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать» (табличка). Думать вас заставит не совсем обычная ситуация: сегодня мы проведём урок в виде соревнований между двумя командами «Алгоритм» и «Программист». В эти группы вы попали случайно, вытянув элементы блок-схемы с названием своей команды. Выберите командира вашей группы. Назовите, кто у вас командиры. За каждый этап урока вы будете получать баллы, и в конце урока выявим команду-победителя, и каждый получит за урок оценку. За результатами будем следить по электронной таблице, в которую будем заносить ваши оценки. | Предполагаемые ответы: изучали алгоритмы: линейные, разветвляющиеся, цикличные; составляли блок-схемы и программы на Паскале для них.
Предполагаемые ответы: повторять, всё то, что изучали на предыдущих уроках; обобщать и закреплять полученные знания, привести в систему эти знания в своей голове.
| Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новым способам. Регулятивные: определение цели учебной деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, участие в коллективном обсуждении. |
III. Проверка домашнего задания
| Предлагает самостоятельно проверить результаты выполнения домашней работы (предлагалось разгадать кроссворд из 12 вопросов) по следующим критериям (написаны на доске): оценка «5» - верно 12 заданий, оценка «4» - от 8 до 11 заданий, оценка «3» - 6, 7 заданий, оценка «2» - меньше 6 заданий. Назовите свои оценки (заносятся в ЭТ). Итог: молодцы …, справились с заданием, а остальные свои ошибки увидели. | Проверяют и оценивают домашнюю работу. | Регулятивные: контроль знаний и проверка по образцу, самопроверка.
|
IV. Работа в группах | Организует работу в группах: Сейчас вам предстоит в группах принять участие в нескольких конкурсах. Командиры групп организуют работу, в листе «Оценивание» - делают пометки, кто верно выполняет задания и в результате должны будете оценить каждого. У вас на столах имеются задания для работы в группах (пока их не трогать) и кейсы по данной теме, с которыми вы уже работали и будете сегодня использовать в течение урока. Работа в группах пройдёт по плану, который перед вами (линейная блок-схема с названиями конкурсов) 1 конкурс: Язык программирования Паскаль - Ещё прошу по одному человеку выполнить следующее интерактивное задание «Найдите пары». 2 конкурс: Угадай Шаг за шагом, Шаг за шагом Я команды выполняю, Никуда не отклоняюсь, По линеечке иду. Где вы уже встречались сегодня с линейным алгоритмом? Отберите на ваших столах алгоритмы в виде блок-схем и программы с линейной структурой и назовите их номера, если такие есть. Команды по очереди называют по одному номеру. Если другая команда не согласна, сразу об этом говорит. Назовите результат выполнения алгоритма под № 3, подобные задания предлагаются на экзамене.
конкурс: Что напоминает? А какой алгоритм называется разветвляющимся? Какие операторы используются для реализации разветвляющихся алгоритмов? А какие бывают условные операторы? На своих столах отберите алгоритмы в виде блок-схем с неполной формой команды ветвления и назовите их номера. А сейчас отберите программы на языке Паскаль с полной формой команды ветвления.
4 конкурс: Блок-схема Прошу пройти к магнитным доскам каждую из команд и составить блок-схему к заданию (ветвящийся алгоритм, блок-схемы команд отличаются первоначальным условием). Чем отличаются ваши алгоритмы?
5 конкурс: Сколько раз? («сестрица Алёнушка и братец Иванушка») Сколько раз Алёнушка говорила брату, чтобы не пил он воду из лужи? Какие бывают циклические алгоритмы? Как по-другому называют цикл с параметром? А какие ещё бывают циклы? А циклы с условием какие бывают? Чем они отличаются? Какое наименьшее число раз может выполняться цикл с предусловием? Когда это может быть? В каком цикле тело цикла выполнится обязательно хотя бы 1 раз? Отберите программы и блок-схемы с циклом с параметром. А сейчас назовите номера программ, где используется циклы с условием. Возьмите ваши кейсы и на стр. 10 составьте блок-схему для 1 программы карандашом от руки. А после того, как проверим, исправите и дома красиво оформите. Готовы? Проверяем (с экраном).
6 конкурс: Видео-вопрос. Предлагаю вашему вниманию видео-вопрос выпускницы нашей школы Голышевой Полины. (найти ошибки в циклическом алгоритме - предлагается программа на листочках и высвечивается на интерактивной доске) Итак, перед вами работа Полины. Ваша задача: проверить её; если ошибки есть, найти их. 7 конкурс: Стихи Сколько слов, связанных с синтаксисом языка программирования, имеется в стихотворении (без повторений)? Это могут быть так называемые «зарезервированные слова» этого языка, названия операторов, типов величин и т.д. (слайд презентации и командам выдаются тексты стихов) И так, сколько слов вы нашли? Давайте проверим (слайд презентации с выделенными словами) Какое слово вам не знакомо? Это тема нашего следующего урока.
|
Выполняют интерактивные задания на доске.
Предполагаемые ответы: линейный алгоритм.
Предполагаемые ответы: план работы в группах. Отбирают алгоритмы в виде блок-схем и программы с линейной структурой. Выполняют алгоритм № 3, получают результат и обсуждают в группе.
Предполагаемые ответы: разветвляющийся алгоритм. Отвечают на вопросы учителя, командиры координируют действия членов групп. Отбирают алгоритмы в виде блок-схем с неполной формой команды ветвления, затем программы с полной формой команды ветвления. Каждая группа составляет блок-схему на магнитной доске. Предполагаемые ответы: условием.
Предполагаемые ответы: циклический. Предполагаемые ответы: много, 7. Отвечают на вопросы учителя, командиры координируют действия членов групп.
Отбирают программы и блок-схемы с циклом с параметром. Отбирают программы с циклом с условием.
Слушают видео-вопрос и пожелания обучающимся. Командиры групп организуют работу по поиску ошибок в программе. Исправляют ошибки в программе на интерактивной доске маркерами.
Подчёркивают слова и подсчитывают количество ошибок
Предполагаемые ответы: массивы.
Командиры оценивают работу каждого |
Коммуникативные: умение высказывать предположения, умение слушать, правильно выражать свои мысли, принимать участие в коллективном обсуждении. Регулятивные: умение ставить цель, планировать свои действия.
Познавательные: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, оценивать и делать выводы.
Личностные: самооценка, ориентация в социальных ролях. |
V. Тест | Организует работу на выполнение теста: - А сейчас сменим вид деятельности, пройдём на другое место за компьютеры, в процессе движения плечики расправим, можно потянуться и приступим к выполнению нового важного задания – выполнению теста.
Вы должны показать, как хорошо знаете основные сведения о языке Паскаль, его операторах. Не забудьте написать свою фамилию и ваши результаты за тест будут появляться на экране. Проходите за компьютеры и сразу выполняете тест. Не забывайте, что вы работаете сегодня в командах и результат каждого влияет на результат команды (Результаты за тест выставляются в ЭТ) Итоги тестирования … |
Выполняют тест за компьютерами в программе MyTest.
Возвращаются в группы. | Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, контроль и оценка прогнозирования.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение.
Познавательные: умение структурировать знания. |
VI. Практическая работа за компьютерами | Организует работу учащихся по закреплению навыков составления программы по блок-схеме, её отладку и тестирование за компьютерами. Снова продолжаем работу в группах. По блок-схеме, составленной на доске, прошу написать программу и обсудить в группе. Сравните свою программу с той, которая представлена на экране. С чем вы не согласны? (исправить ошибки) Не будем тратить время на переписывание программы, кому плохо видно с доски, возьмите тексты программ. Пройдите за компьютеры, наберите текст этой программы и протестируйте её, заполнив таблицы тестирования (выдаются). Кто быстро справится с заданием, оформляет решение задачи в Worde: программу, блок-схему и таблицу тестирования, предварительно показав результаты в таблице тестирования. Не забывыаем, что ваши результаты также влияют на результаты команды. (Выставляются оценки в ЭТ) Итоги практической работы … |
Составляют программу по блок-схеме, обсуждают в группе решение; затем сравнивают своё решение с доской, находят ошибки в программе на доске.
Проходят за компьютеры, выполняют отладку программ и её тестирование; некоторые оформляют решение в Worde. |
Регулятивные: самоконтроль и коррекция; самооценка.
Коммуникативные: умение эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками; готовность вести диалог. |
VII. Домашнее задание | Комментирует выполнение домашнего дифференцированного задания: на оценку «удовлетворительно» - составить блок-схему к функции с двумя условиями по карточке (у каждого своя); на «хорошо» - составить блок-схему и программу к функции с двумя условиями; на «отлично» - ещё дополнительно составить блок-схему к функции с тремя условиями. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Самооценка своих возможностей. Коммуникативные: умение слушать учителя. |
VIII. Рефлексия деятельности на уроке | Организует рефлексивную деятельность обучающихся: Чему вы сегодня научились? Вернёмся к целям нашего урока. Мы достигли целей? Давайте посмотрим на итоговую таблицу, на количество баллов, которые вы заработали, на среднюю оценку за урок. Сегодня на уроке показали хорошие знания … А … нужно ещё повторить основные правила работы на языке Паскаль, основные операторы языка, основные алгоритмические структуры. Впереди у нас команда …, молодцы, поаплодируем им.. Не забудьте взять ваши кейсы, на следующих уроках мы их будем дополнять информацией по теме «Массивы». До конца урока осталось несколько секунд, предлагаю по желанию закончить предложения, которые перед вами на экране: | Отвечают на вопросы учителя, командиры координируют действия членов групп.
Анализируют уровень достижения цели, просматривают таблицу с набранными баллами.
Анализируют свою деятельность.
| Личностные: формирование навыков анализа своего знания и незнания, отношения к изучаемому материалу. Регулятивные: оценка степени достижения цели, анализ и самооценка деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение. |