kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока рефлексии по информатике "Двоичное кодирование", 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока рефлексии по информатике "Двоичное кодирование", 7 класс Этапы урока соответствуют ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока рефлексии по информатике "Двоичное кодирование", 7 класс»

Технологическая карта

Учитель: Саварцов М.С.

Предмет: Информатика.

Класс: 7.

Тема урока: Двоичное кодирование.

Тип урока: Урок рефлексии.

Дидактические средства: Учебник «Информатика. 7 класс.» – Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Цели урока:

Обучающие:

  • повторение и закрепление материала по теме «Двоичное кодирование»;

Развивающие: 

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся;

  • способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

  • формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм ;

  • способствовать развитию интереса к предмету.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативной культуры;

  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

  • формирование навыков самоорганизации и самоконтроля;

  • воспитание чувства взаимного уважения.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – закрепить знания учащихся и систематизировать представления об основных понятиях, связанных с кодированием;

  • метапредметные – сформировать умение самостоятельно ставить цель, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • личностные – понимание роли информационного процесса «кодирование» в современном мире, интерес к изучению информатики.



Оборудование: презентация, компьютеры, проектор, экран, учебник, ПК учителя, раздаточный материал.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный этап

(2 мин.)

Приветствует учеников.


– Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверьте, всё ли готово к уроку?





– Давайте немного отвлечёмся и вспомним пословицы и поговорки о учении и познании. Например: «Кто много знает, с того много и спрашивается». А какие вы ещё знаете?

Приветствуют учителя.


-Здравствуйте!

Проверяют свою готовность к уроку.

- Готово!


Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.


- Знание сила.

- Без науки как без рук.

- Век живи – век учись.

- Знание лучше богатства.

Возможны и другие варианты ответов.

Личностные:

создание условий для самопознания и самореализации; - создание комфортной здоровье сберегающей среды.

Этап актуализации знаний

(2 мин.)




- Молодцы, на самом деле их так много, что запомнить все мы не сможем. Но несмотря на такое разнообразие в у них есть что-то общее. Как вы думаете что это?


- Хорошо, а если взять с разными темами, тогда что будет общее?


- Верно, можно сказать, что в каждой пословице закодирована своего рода идея. Кстати, с какую темой вы познакомились на прошлом уроке?

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы.


- Скорее всего их связывает одна тема.






- Ну, каждая пословица и поговорка имеет какую-нибудь смысловую нагрузку.



- Двоичное кодирование.

Личностные:

умение рассуждать, излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем.

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание

Выявление затруднения

(7 мин.)


– Верно, предлагаю вам поработать в парах за одно «освежите» знания по теме «Двоичное кодирование». Для этого вам надо заполнить таблицы которые лежат у вас на партах (Приложение1). И поиграть в своего рода домино. Начните заполнять таблицы.

- Вы заполнили таблицу?


- Молодцы! Тогда переходим к игре в «домино». У вас лежит на парте по 10 определений и понятий. Распределите между собой и соседом по 5 определений и понятий. Ваша задача правильно соотнести понятие и его определение.


- Вы справились?


- Отлично, давайте проверим. Я буду называть слово, а вы его определение.

- Алфавит.


- Мощность.


- Знак.


- Естественные языки.


- Формальные языки.



- Непрерывная информация.


- Дискретизация.



- Кодирование.



- Двоичный код.


- Бит.


-Молодцы, всё верно.


-Теперь побудьте немного агентами. Вам дана секретная миссия! Для спасения доброго имени компании А, вам необходимо отправить секретный текст, состоящий из 45 различных символов. Но текст необходимо представить в двоичном коде. Сколько разрядов необходимо для того, чтобы закодировать все символы?

Внимательно слушают учителя.


Заполняют таблицу.









-Да.



Ребята играют в «Домино» (Приложение 2). Сопоставляют определения с понятиями.







– Да.




- Набор букв, отличных друг от друга для представления информации.


- Количество символов в алфавите.


- Буква, цифра, символ.


- Языки, используемые для общения.


- Языки, применяемые специалистами в профессиональной деятельности.


- Звук, волна.


- Процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную.


- Представление информации на каком-либо языке или в образной форме.


- Да/Нет, Истина/Ложь, 0/1.


- Самая маленькая единица измерения информации.





- Для решения этой задачи скорее всего надо воспользоваться формулой, но мы не можем правильно её применить.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование основных определений.

Регулятивные:

целеполагание; планирование; прогнозирование, саморегуляция.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника, развитие диалогической речи.

Разработка проекта

(3 мин.)

– Итак, получается, что вы обладаете хорошими теоретическими знаниями, но у вас ещё не сформировались навыки применения знаний для решения практических заданий. Как это можно исправить?


- Хорошо, давайте откроем рабочие тетради, запишем сегодняшнюю дату и тему нашего урока.



– Повторить формулу и её компоненты, а также решать задачи, в которых мы будем применять эту формулу.





Учащиеся выполняют записи в тетради.


Познавательные:

построение логических рассуждений.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

Регулятивные:

планирование последовательных действий для получения результата

Реализация выбранного плана

(10 мин.)


– Давайте откроем учебник на странице 41 и еще раз разберем формулу и все входящие в неё обозначения. Прочтите ещё раз.


-Запишите, пожалуйста, формулу на доске и себе в тетради.



-Хорошо, что такое N?


- А i?


- Отлично давайте вернёмся к нашей задачи. В качестве кодовых комбинаций зачастую выступает мощность алфавита. А чем в задаче является кодовая комбинация и чему она равна?

- Верно, а найти вам надо i, как это сделать?





- Да всё верно, а эта проблема решается очень просто. Если вы возьмете 5 разрядов, то вы сможете закодировать только 32 символа, если 6 разрядную, то сможете закодировать 64 символа. А у вас 45 символов, так сколько же разрядов вам необходимо для кодирования?


- Молодцы, верно! А если бы текст состоял из 31 символа, то сколько разрядов необходимо для кодирования?


Работают с учебником.






Записывают формулу для определения разрядности.

« »


- Количество кодовых комбинаций.


- Разрядность двоичного кода.



- В роли кодовой комбинации выступает количество символов и оно равно 45.




- Скорее всего нам надо определить сколько множителей 2 необходимо перемножить, чтобы получилось 45. Но такого числа нет есть числа 32 и 64. Какое из них будет решением?



- Получается, что 6 разрядов необходимо для кодирования 45 символов. Теперь понятно!









- Тогда надо было бы 5 разрядов.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из теоретического материала.

Регулятивные:

развитие логического мышления в процессе разбора заданий.

Личностные:

развитие математической и информационной культуры

Первичное закрепление нового знания.

(3 мин.)

- Давайте решим ещё одну задачу.

Задача отображается на экране.


«Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях: «включено» или «выключено». Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передавать 23 различных сигналов?»

Решение:

N = 23 – количество различных кодовых комбинаций.

Из формулы необходимо определить i.

, значит, наименьшее количество лампочек должно быть 5.

Ответ: 5.

Познавательные:

ориентировка на разнообразие заданий по теме; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

контроль, коррекция, саморегуляция.

Коммуникативные:

умение аргументировать свое мнение, взаимодействие со сверстником..

Самостоятельная работа по эталонному образцу

(7 мин.)

– Молодцы, всё верно! Предлагаю вам закрепить материал и пройти тест по вариантам. Как закончите поменяйтесь работами с соседом по парте для проверки.


Учащиеся проходят тест (Приложение 3)

И информируют учителя о своем результате.

Обмениваются вариантами и осуществляют проверку.

Познавательные:

внимательное чтение, построение логических рассуждений.

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике.


Включение в систему знаний и умений

(3 мин.)

- Молодцы, все справились с тестированием! Теперь вернемся к нашей таблице, которую вы заполняли в начале урока. Давайте проверим.

Учитель поочередно спрашивает учеников.

- Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. Это высказывание верно.

- Коды (шифры) встречаются только в учебниках, книгах, журналах. Это неверно.

- Алфавит – бесконечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации. Нет, так как алфавит конечен.

- Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде. Да, верно.

- Кодировать информацию могут только специально обученные люди. Нет, мы тоже можем придумать свою кодировку.

- Количество символов в двоичном коде называют разрядностью двоичного кода. Да, верно.

Познавательные:

умение ориентироваться в понятиях.

Коммуникативные:

умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения.

Личностные:

развитие логического мышления в процессе проведения метапредметных связей.

Рефлексия

(3 мин.)

– Приём "Шкатулка" Ученикам раздаются листики для записей, эмоций, пожеланий и тд.

-На этих листочках вы можете поделиться своими эмоциями и пожеланиями о сегодняшнем уроке, подписывать не надо.

Учащиеся описывают свои впечатления и сдают листочки учителю анонимно.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.






Приложение 1


Высказывание

Верно или неверно

(начало урока)

Верно или неверно

(конец урока)

  1. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.



  1. Коды (шифры) встречаются только в учебниках, книгах, журналах.



  1. Алфавит – бесконечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации.



  1. Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде.



  1. Кодировать информацию могут только специально обученные люди.



  1. Количество символов в двоичном коде называют разрядностью двоичного кода.























Приложение 2

Набор букв, отличных друг от друга для представления информации

Языки, применяемые специалистами в профессиональной деятельности

Буква, цифра, символ

Представление информации на каком-либо языке или в образной форме

Звук, волна

Процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную

Количество символов в алфавите

Языки, используемые для общения

Да/нет

Истина/ложь

0/1

Самая маленькая единица измерения информации

7

Дискретизация

2

Мощность

4

Естественный язык

9

Двоичный код

10

Бит

1

Алфавит

5

Формальные языки

3

Знак

8

Кодирование

6

Непрерывная информации







Приложение 3

Вариант 1

1. Двоичным будет кодирование, которое ставит в соответствие каждому тексту:

  1. его длину в символах, считая и пробелы, знаки препинания

  2. гласной букве – 0, согласной - 1

  3. второй цифре нового слова – 1, остальным нули, кроме знаков препинания

2. Наименьшая длина двоичного кода для кодирования всех 16 слов некоторого алфавита равна:

  1. 2

  2. 4

  3. 6

3. Количество знаков в алфавите – это его:

  1. кодирование

  2. словарь

  3. мощность

4. Алфавитом называют набор любых:

  1. символов

  2. языков

  3. диалектов

5. Алфавитом может служить набор символов:

  1. 0, 00, 1, 11

  2. А, Б, Ъ, Я

  3. 0,1, 2, 3, …

6. Алфавитом не может служить набор символов:

  1. 00, 01, 10, 11

  2. А, Б, В, 0, 1

  3. 0,1, 2, 10, 11, 12, 20, 21, 22

7. Алфавитом двоичного кодирования не будет алфавит их символов:

  1. А, Я

  2. +, –

  3. 0, 1, -1

8. В двоичном алфавите представлен текст:

  1. 011100 11101

  2. 011+100=111

  3. 10111111000

9. Количество символов двоичного кода называется его (двоичного кода):

  1. разрядностью

  2. объемом

  3. словарем

Вариант 2

1 В двоичном коде можно закодировать:

  1. количество годовых колец на спиле дерева

  2. количество всех документов в поисковом запросе Яндекса

  3. предысторию человечества

2. У каждого двоичного кодирования имеется свойство:

  1. полноты

  2. декодируемости (обратимости кодирования)

  3. дискретности

3. Кодирование, которое дает всегда одинаковой разрядности код называется:

  1. равномерным

  2. равнозначным

  3. выравнивающим

4. Не у каждого двоичного кодирования имеется свойство:

  1. симметричности

  2. применимости (кода к любому элементу кодируемого набора)

  3. представимости кода через 0 и 1

5. Преобразование информации из непрерывного вида представления в дискретную называется:

  1. кодирование

  2. дискретизация

  3. улучшение

6. Конечный набор различных символов (знаков) для представления информации – это:

  1. значимость

  2. текст

  3. алфавит


7. Дискретизацией информации называется процесс преобразования ее из:

  1. непрерывной формы в регистрируемую

  2. дискретной формы в непрерывную

  3. непрерывной формы в конечную

8. Минимальная разрядность двоичного кода для кодирования всех 10-буквенных слов русского языка равна:

  1. 2

  2. 4

  3. 10

9. Если в некотором алфавите все слова можно кодировать двоичным однородным кодом минимальной длины 6, то слов в алфавите не более:

  1. 6

  2. 48

  3. 65



Приложение 3

Ключ

Вариант 1

Вариант 2

2

2

2

3

3

1

1

1

2

2

3

3

3

3

3

2

1

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока рефлексии по информатике "Двоичное кодирование", 7 класс

Автор: Саварцов Михаил Сергеевич

Дата: 13.06.2020

Номер свидетельства: 553217

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства