Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный этап (2 мин.) | Приветствует учеников. – Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверьте, всё ли готово к уроку? – Давайте немного отвлечёмся и вспомним пословицы и поговорки о учении и познании. Например: «Кто много знает, с того много и спрашивается». А какие вы ещё знаете? | Приветствуют учителя. -Здравствуйте! Проверяют свою готовность к уроку. - Готово! Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы. - Знание сила. - Без науки как без рук. - Век живи – век учись. - Знание лучше богатства. Возможны и другие варианты ответов. | Личностные: создание условий для самопознания и самореализации; - создание комфортной здоровье сберегающей среды. |
Этап актуализации знаний (2 мин.) | - Молодцы, на самом деле их так много, что запомнить все мы не сможем. Но несмотря на такое разнообразие в у них есть что-то общее. Как вы думаете что это? - Хорошо, а если взять с разными темами, тогда что будет общее? - Верно, можно сказать, что в каждой пословице закодирована своего рода идея. Кстати, с какую темой вы познакомились на прошлом уроке? | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. - Скорее всего их связывает одна тема. - Ну, каждая пословица и поговорка имеет какую-нибудь смысловую нагрузку. - Двоичное кодирование. | Личностные: умение рассуждать, излагать свои мысли, развитие логического мышления. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание |
Выявление затруднения (7 мин.) | – Верно, предлагаю вам поработать в парах за одно «освежите» знания по теме «Двоичное кодирование». Для этого вам надо заполнить таблицы которые лежат у вас на партах (Приложение1). И поиграть в своего рода домино. Начните заполнять таблицы. - Вы заполнили таблицу? - Молодцы! Тогда переходим к игре в «домино». У вас лежит на парте по 10 определений и понятий. Распределите между собой и соседом по 5 определений и понятий. Ваша задача правильно соотнести понятие и его определение. - Вы справились? - Отлично, давайте проверим. Я буду называть слово, а вы его определение. - Алфавит. - Мощность. - Знак. - Естественные языки. - Формальные языки. - Непрерывная информация. - Дискретизация. - Кодирование. - Двоичный код. - Бит. -Молодцы, всё верно. -Теперь побудьте немного агентами. Вам дана секретная миссия! Для спасения доброго имени компании А, вам необходимо отправить секретный текст, состоящий из 45 различных символов. Но текст необходимо представить в двоичном коде. Сколько разрядов необходимо для того, чтобы закодировать все символы? | Внимательно слушают учителя. Заполняют таблицу. -Да. Ребята играют в «Домино» (Приложение 2). Сопоставляют определения с понятиями. – Да. - Набор букв, отличных друг от друга для представления информации. - Количество символов в алфавите. - Буква, цифра, символ. - Языки, используемые для общения. - Языки, применяемые специалистами в профессиональной деятельности. - Звук, волна. - Процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную. - Представление информации на каком-либо языке или в образной форме. - Да/Нет, Истина/Ложь, 0/1. - Самая маленькая единица измерения информации. - Для решения этой задачи скорее всего надо воспользоваться формулой, но мы не можем правильно её применить. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование основных определений. Регулятивные: целеполагание; планирование; прогнозирование, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать собеседника, развитие диалогической речи. |
Разработка проекта (3 мин.) | – Итак, получается, что вы обладаете хорошими теоретическими знаниями, но у вас ещё не сформировались навыки применения знаний для решения практических заданий. Как это можно исправить? - Хорошо, давайте откроем рабочие тетради, запишем сегодняшнюю дату и тему нашего урока. | – Повторить формулу и её компоненты, а также решать задачи, в которых мы будем применять эту формулу. Учащиеся выполняют записи в тетради. | Познавательные: построение логических рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей. Регулятивные: планирование последовательных действий для получения результата |
Реализация выбранного плана (10 мин.) | – Давайте откроем учебник на странице 41 и еще раз разберем формулу и все входящие в неё обозначения. Прочтите ещё раз. -Запишите, пожалуйста, формулу на доске и себе в тетради. -Хорошо, что такое N? - А i? - Отлично давайте вернёмся к нашей задачи. В качестве кодовых комбинаций зачастую выступает мощность алфавита. А чем в задаче является кодовая комбинация и чему она равна? - Верно, а найти вам надо i, как это сделать? - Да всё верно, а эта проблема решается очень просто. Если вы возьмете 5 разрядов, то вы сможете закодировать только 32 символа, если 6 разрядную, то сможете закодировать 64 символа. А у вас 45 символов, так сколько же разрядов вам необходимо для кодирования? - Молодцы, верно! А если бы текст состоял из 31 символа, то сколько разрядов необходимо для кодирования? | Работают с учебником. Записывают формулу для определения разрядности. « » - Количество кодовых комбинаций. - Разрядность двоичного кода. - В роли кодовой комбинации выступает количество символов и оно равно 45. - Скорее всего нам надо определить сколько множителей 2 необходимо перемножить, чтобы получилось 45. Но такого числа нет есть числа 32 и 64. Какое из них будет решением? - Получается, что 6 разрядов необходимо для кодирования 45 символов. Теперь понятно! - Тогда надо было бы 5 разрядов. | Познавательные: извлечение необходимой информации из теоретического материала. Регулятивные: развитие логического мышления в процессе разбора заданий. Личностные: развитие математической и информационной культуры |
Первичное закрепление нового знания. (3 мин.) | - Давайте решим ещё одну задачу. Задача отображается на экране. | «Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях: «включено» или «выключено». Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передавать 23 различных сигналов?» Решение: N = 23 – количество различных кодовых комбинаций. Из формулы необходимо определить i. , значит, наименьшее количество лампочек должно быть 5. Ответ: 5. | Познавательные: ориентировка на разнообразие заданий по теме; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, взаимодействие со сверстником.. |
Самостоятельная работа по эталонному образцу (7 мин.) | – Молодцы, всё верно! Предлагаю вам закрепить материал и пройти тест по вариантам. Как закончите поменяйтесь работами с соседом по парте для проверки. | Учащиеся проходят тест (Приложение 3) И информируют учителя о своем результате. Обмениваются вариантами и осуществляют проверку. | Познавательные: внимательное чтение, построение логических рассуждений. Регулятивные: умение применять полученные знания на практике. |
Включение в систему знаний и умений (3 мин.) | - Молодцы, все справились с тестированием! Теперь вернемся к нашей таблице, которую вы заполняли в начале урока. Давайте проверим. Учитель поочередно спрашивает учеников. | - Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. Это высказывание верно. - Коды (шифры) встречаются только в учебниках, книгах, журналах. Это неверно. - Алфавит – бесконечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации. Нет, так как алфавит конечен. - Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде. Да, верно. - Кодировать информацию могут только специально обученные люди. Нет, мы тоже можем придумать свою кодировку. - Количество символов в двоичном коде называют разрядностью двоичного кода. Да, верно. | Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные: умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. Личностные: развитие логического мышления в процессе проведения метапредметных связей. |
Рефлексия (3 мин.) | – Приём "Шкатулка" Ученикам раздаются листики для записей, эмоций, пожеланий и тд. -На этих листочках вы можете поделиться своими эмоциями и пожеланиями о сегодняшнем уроке, подписывать не надо. | Учащиеся описывают свои впечатления и сдают листочки учителю анонимно. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |