«Табличные модели. Обработка логических запросов в Базах Данных»
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Цель урока: формирование познавательной компетенции (алгоритмический и логико-комбинаторный стиль мышления) через овладение учащимися умения решать задачи с помощью табличного процессора.
Оборудование: доска, панель (экран), компьютер; google аккаунт, проектор, раздаточные материалы, маркеры.
· индивидуальная.
Продолжительность: 40 мин.
№ | Этап урока | Содержание этапа | Педагогическая целесообразность этапа |
1 | Организационный этап (1 мин) | Приветственное слово учителя. Озвучивание темы, целей и задач урока. | этап урока предназначен для создания у обучающихся рабочего настроя. |
2 | Этап актуализации имеющихся знаний (5 мин) | Учащимся раздаются карточки (приложение 1) на печатной основе с примерами таблиц БД. Учитель совместно с учениками разбирает текст задания, акцентируя внимание на логическое выражение, при этом выражение разбивается на простые высказывания и логическую связку между высказываниями. например: № 1 высказывание А - Категория поезда = «скорый» высказывание В - Вокзал = «Павелецкий» логическая связка - ИЛИ Далее в таблицах заполняются первые две пустые колонки 1 или 0 в зависимости от истинности или ложности высказываний А и В в соответствующих строках таблицы. В режиме диалога с учениками учитель вспоминает особенности логической операции или - логического сложения и заполняет последний столбик таблицы Записывается ответ - количество полученных истинных (=1) строк Аналогично разбирается задача № 2 | этап урока предназначен для актуализации опорных знаний у обучающихся, полученных на уроках по курс информатика 8 класса (при изучении тем “Логические операции” ). на этапе начинается процесс организации учебного сотрудничества и совместной деятельности учителя и обучающихся (выстраивания активной диалоговой линии) |
3 | Этап закрепления умений решения задачи (5 мин) | Учитель предлагает учащимся обратиться к сайту Решу ОГЭ, раздел информатика https://inf-oge.sdamgia.ru и решить 5 задач в разделе задание 12 в режиме тестирования. В результате решения обучающийся может просмотреть количество правильных ответов и пояснение к решению задач Учитель фиксирует результаты учащихся. | этап урока предназначен для отработки умения решать задачи данного вида, самоконтроля оценки процесса и результатов деятельности (возможность в итоге просмотреть результат решения с пояснениями), в единстве с самостоятельным определением причин своего успеха или неуспеха (регулятивные УУД). |
4 | мотивационный этап (10 мин) | Учитель, ставит перед классом проблемный вопрос: “Представьте себе, что в таблице не 7-10 записей, на менее 1000? Как бы мы поступили в данном случае?” и делает акцент на значимость умения использования табличного процессора для решения задач, подобного типа. Давайте вспомним какими способами мы могли бы решить задачу в Электронных таблицах: учитель вместе с обучающимися вспоминают как используется фильтр Примечание: здесь необходимо указать что быстро решить задачу можно если в логическом выражении используется операция И (наложение фильтра на два столбика и более одновременно), а операция ИЛИ невозможна при фильтрации данных в двух и более столбиках после применения фильтров на двух условиях обучающиеся совместно с учителем вспоминают как вставляются логические формулы в ячейку табличного процессора. вывод: По отдельности каждый способ имеет свои недостатки, а комплексно - только достоинства. Формулируется план решения задачи разбить выражение на отдельные высказывания определить истинность/ложность каждого высказывания (проставить 0 и 1) Примечание: здесь тоже можно использовать фильтры по одному, например, чтобы проставлять только истинность простых высказываний вставить логические формулы для определения истины/лжи итога применить фильтр на итоговые истинные значения для подсчета количества правильных ответов. | этап урока предназначен для активного диалога: учитель организует совместное обсуждение с классом, в ходе которого выявляются способы решения задачи на основе опыта работы обучающихся с табличным процессором. Ценность данного этапа заключается в том, что на нём обучающиеся получают опыт самостоятельного выбора путей решения поставленной проблемы, постановки и формулировки новых путей достижения цели (регулятивные УУД). одна из особенностей этапа заключается в том, что подача материала осуществляется абстрактно-индуктивным методом. Этап проходит в форме диалога учителя с учениками. Подобная форма является благоприятной для обобщения имеющихся и получения новых знаний, где продолжается формирование коммуникативных УУД (выстраивание активной диалоговой линии), а также для регулятивных УУД (определение необходимых действий над залачей). |
5 | Этап закрепления материала Выполнение практической части работы. (15 мин) | Учитель раздаёт варианты практической работы в виде файла-заготовки логические операции-3.xls Примечание: в файле в конце скрыта формула для подсчета количества правильных ответов - ячейка А201 Обучающиеся выполняют решение задач, удобным для них способом и сохраняют файл решения. Учитель проверяет решение и называет ученику количество правильных ответов и оценку за задание. Критерии: “5” - 9-10 задач “4” - 7-8 задач “3” - 5-6 задач “2” - менее 5 задач Обучающийся может перепроверить свои решения и найти самостоятельно допущенные ошибки и попросить перепроверить свою работу и последующим изменением оценки. | этап урока предназначен для закрепления умений решения задачи, осуществления контроля и оценивания процесса и результатов деятельности , в единстве с самостоятельным определением причин своего успеха или неуспеха (регулятивные УУД). Особенность построения этапа - усиление мотивации правильного выполнения работы, научение поиска собственных ошибок. |
6 | Рефлексия деятельности. (3 мин) | Учитель предлагает обучающимся еще раз проговорить способы решения поставленной задачи. Озвучивает основные ошибки, допущенные обучающимся при выполнении работы: порядок действий при выполнении логических операция, состоящих их двух и более действий наличие скобок, регулирующих порядок действий | этап урока способствует эффективному формированию регулятивных УУД - ученики дают оценку своей деятельности, определяют, что они узнали нового на уроке, где у них возникли затруднения. |
7 | Домашнее задание (1 мин) | Так как обучение проводится без домашнего задания, то учитель предлагает на выбор выполнить дома другой вариант из задания урока, чтобы иметь возможность: закрепить умения решения задач и исправить полученную оценку закрепить умения решения задач и получить дополнительную оценку поэкспериментировать и найти другие пути решения задачи | этап урока носит мотивационных характер, направленный на продолжение деятельности обучающихся на формирование личностных и познавательных результатов обучения |