kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Табличные модели. Обработка логических запросов в Базах Данных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен  для  отработки навыка поиска информации в БД при помощи логических запросов. Урок может использоваться на этапе подготовки к ГИА в 9 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Табличные модели. Обработка логических запросов в Базах Данных»

Урок по информатике и ИКТ на тему

«Табличные модели. Обработка логических запросов в Базах Данных»

Фионин Артем Михайлович,

г. Самара, 2017 г

Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.

Цель урока: формирование познавательной компетенции (алгоритмический и логико-комбинаторный стиль мышления) через овладение учащимися умения решать задачи с помощью табличного процессора.

Оборудование: доска, панель (экран), компьютер; google аккаунт, проектор, раздаточные материалы, маркеры.

Организационные формы обучения:

· фронтальная;

· индивидуальная.

Образовательная модель: «1 ученик : 1 компьютер»

Продолжительность: 40 мин.

Планируемые формируемые результаты:

Предметные:

  • формирование умений применять основные правила логики в решении задач на поисковые запросы для таблиц БД в задачах ОГЭ;

  • формирование умений работать с логическими функциями в табличном процессоре;

  • формирование умений представления одной и той же информации в разных формах (логическое выражение, логическая функция);

Личностные:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные:

регулятивные УУД:

  • опыт самостоятельного определения цели обучения, постановки и формулирования новых задач обучения (постановка цели деятельности на основе определенной проблемы - вариативность способов решения задачи ОГЭ);

  • самостоятельного планирования пути достижения поставленной цели деятельности (определение необходимых действий - возможность использование табличного процессора, как примера работы с БД);

  • умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (проверка полученного результата, выявление ошибок);

  • опыт оценивания продукта собственной деятельности и деятельности сверстников по заданным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • опыт самоконтроля и самооценки (самостоятельное определение причин своего успеха или неуспеха).

познавательные УУД:

  • умение структурировать знания по теме и применять их на практике.

коммуникативные УУД:

  • опыт организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками (выстраивание активной диалоговой линии).

Формируемые ИКТ-компетенции:

  • умение работать с формулами в табличном процессоре;

  • умение использовать фильтры для поиска информации;









Этап урока

Содержание этапа

Педагогическая целесообразность этапа

1

Организационный этап

(1 мин)

Приветственное слово учителя.

Озвучивание темы, целей и задач урока.

этап урока предназначен для создания у обучающихся рабочего настроя.

2

Этап актуализации имеющихся знаний

(5 мин)

Учащимся раздаются карточки (приложение 1) на печатной основе с примерами таблиц БД.

Учитель совместно с учениками разбирает текст задания, акцентируя внимание на логическое выражение, при этом выражение разбивается на простые высказывания и логическую связку между высказываниями.

например: № 1 высказывание А - Категория по­ез­да = «скорый»

высказывание В - Вокзал = «Павелецкий»

логическая связка - ИЛИ

Далее в таблицах заполняются первые две пустые колонки 1 или 0 в зависимости от истинности или ложности высказываний А и В в соответствующих строках таблицы.

В режиме диалога с учениками учитель вспоминает особенности логической операции или - логического сложения и заполняет последний столбик таблицы

Записывается ответ - количество полученных истинных (=1) строк

Аналогично разбирается задача № 2

этап урока предназначен для актуализации опорных знаний у обучающихся, полученных на уроках по курс информатика 8 класса (при изучении тем “Логические операции” ).

на этапе начинается процесс организации учебного сотрудничества и совместной деятельности учителя и обучающихся (выстраивания активной диалоговой линии)

3

Этап закрепления умений решения задачи

(5 мин)

Учитель предлагает учащимся обратиться к сайту Решу ОГЭ, раздел информатика https://inf-oge.sdamgia.ru и решить 5 задач в разделе задание 12 в режиме тестирования.

В результате решения обучающийся может просмотреть количество правильных ответов и пояснение к решению задач

Учитель фиксирует результаты учащихся.

этап урока предназначен для отработки умения решать задачи данного вида, самоконтроля оценки процесса и результатов деятельности (возможность в итоге просмотреть результат решения с пояснениями), в единстве с самостоятельным определением причин своего успеха или неуспеха (регулятивные УУД).


4

мотивационный этап

(10 мин)

Учитель, ставит перед классом проблемный вопрос: “Представьте себе, что в таблице не 7-10 записей, на менее 1000? Как бы мы поступили в данном случае?” и делает акцент на значимость умения использования табличного процессора для решения задач, подобного типа.

Давайте вспомним какими способами мы могли бы решить задачу в Электронных таблицах:

  • аналогично (поставить 1 и 0 и посчитать)

  • применить фильтр

учитель вместе с обучающимися вспоминают как используется фильтр

Примечание: здесь необходимо указать что быстро решить задачу можно если в логическом выражении используется операция И (наложение фильтра на два столбика и более одновременно), а операция ИЛИ невозможна при фильтрации данных в двух и более столбиках


после применения фильтров на двух условиях

  • использовать логические формулы

обучающиеся совместно с учителем вспоминают как вставляются логические формулы в ячейку табличного процессора.


вывод: По отдельности каждый способ имеет свои недостатки, а комплексно - только достоинства.

Формулируется план решения задачи

  1. разбить выражение на отдельные высказывания

  2. определить истинность/ложность каждого высказывания (проставить 0 и 1)

Примечание: здесь тоже можно использовать фильтры по одному, например, чтобы проставлять только истинность простых высказываний

  1. вставить логические формулы для определения истины/лжи итога

  2. применить фильтр на итоговые истинные значения для подсчета количества правильных ответов.

этап урока предназначен для активного диалога: учитель организует совместное обсуждение с классом, в ходе которого выявляются способы решения задачи на основе опыта работы обучающихся с табличным процессором.

Ценность данного этапа заключается в том, что на нём обучающиеся получают опыт самостоятельного выбора путей решения поставленной проблемы, постановки и формулировки новых путей достижения цели (регулятивные УУД).



одна из особенностей этапа заключается в том, что подача материала осуществляется абстрактно-индуктивным методом. Этап проходит в форме диалога учителя с учениками. Подобная форма является благоприятной для обобщения имеющихся и получения новых знаний, где продолжается формирование коммуникативных УУД (выстраивание активной диалоговой линии), а также для регулятивных УУД (определение необходимых действий над залачей).


5

Этап закрепления материала

Выполнение практической части работы.

(15 мин)

Учитель раздаёт варианты практической работы в виде файла-заготовки логические операции-3.xls

Примечание: в файле в конце скрыта формула для подсчета количества правильных ответов - ячейка А201

Обучающиеся выполняют решение задач, удобным для них способом и сохраняют файл решения.

Учитель проверяет решение и называет ученику количество правильных ответов и оценку за задание.

Критерии:

5” - 9-10 задач

4” - 7-8 задач

3” - 5-6 задач

2” - менее 5 задач

Обучающийся может перепроверить свои решения и найти самостоятельно допущенные ошибки и попросить перепроверить свою работу и последующим изменением оценки.

этап урока предназначен для закрепления умений решения задачи, осуществления контроля и оценивания процесса и результатов деятельности , в единстве с самостоятельным определением причин своего успеха или неуспеха (регулятивные УУД).

Особенность построения этапа - усиление мотивации правильного выполнения работы, научение поиска собственных ошибок.


6

Рефлексия деятельности.

(3 мин)

Учитель предлагает обучающимся еще раз проговорить способы решения поставленной задачи.

Озвучивает основные ошибки, допущенные обучающимся при выполнении работы:

  • порядок действий при выполнении логических операция, состоящих их двух и более действий

  • наличие скобок, регулирующих порядок действий

этап урока способствует эффективному формированию регулятивных УУД - ученики дают оценку своей деятельности, определяют, что они узнали нового на уроке, где у них возникли затруднения.

7

Домашнее задание

(1 мин)

Так как обучение проводится без домашнего задания, то учитель предлагает на выбор выполнить дома другой вариант из задания урока, чтобы иметь возможность:

  • закрепить умения решения задач и исправить полученную оценку

  • закрепить умения решения задач и получить дополнительную оценку

  • поэкспериментировать и найти другие пути решения задачи

этап урока носит мотивационных характер, направленный на продолжение деятельности обучающихся на формирование личностных и познавательных результатов обучения


Приложение 1

 

  1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования».  Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

(Категория поезда = «скорый») ИЛИ (Вокзал = «Павелецкий»)?

Пункт назначения

Категория поезда

Время в пути

Вокзал

А

В

+

Рига

скорый

15:45

Рижский

1

0

1

Ростов

фирменный

17:36

Казанский

0

0

0

Самара

фирменный

14:20

Казанский

0

0

0

Самара

скорый

17:40

Казанский

1

0

1

Самара

скорый

15:56

Казанский

1

0

1

Самара

скорый

15:56

Павелецкий

1

1

1

Самара

фирменный

23:14

Курский

0

0

0

Санкт-Петербург

скорый

8:00

Ленинградский

1

0

1

Санкт-Петербург

скорый

4:00

Ленинградский

1

0

1

Саратов

скорый

14:57

Павелецкий

1

1

1

Саратов

пассажирский

15:58

Павелецкий

0

1

1

Саратов

скорый

15:30

Павелецкий

1

1

1

Ответ: ___________

 

  1. Ниже в табличной форме представлены сведения о некоторых странах мира.  Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

(Часть света = «Африка») ИЛИ (Население 50,0)?

 

Название

Часть света

Форма правления

Население (млн чел.)




Мальта

Европа

Республика

0,4




Греция

Европа

Республика

11,3




Турция

Азия

Республика

72,5




Таиланд

Азия

Монархия

67,4




Великобритания

Европа

Монархия

62,0




Марокко

Африка

Монархия

31,9




Египет

Африка

Республика

79,0




Куба

Америка

Республика

11,2




Мексика

Америка

Республика

108,3




Ответ: ___________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Табличные модели. Обработка логических запросов в Базах Данных

Автор: Фионин Артем Михайлович

Дата: 12.10.2017

Номер свидетельства: 432090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по информатике 8-9 класс. Семакин"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-8-9-klass-siemakin"
    ["file_id"] => string(6) "263935"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449613511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства