kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Составление программ линейной структуры алгоритма в Pascal"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уметь:

  • извлекать необходимую информацию из прослушанного материала;
  • структурировать информацию в виде записи выводов и определений;
  • обобщать и анализировать полученные знания;
  • находить различия между определенными понятиями

Урок предполагает использование традиционной  технологии обучения. Дидактическая структура урока включает фронтальную и индивидуальную формы организации образовательного процесса. Урок имеет компьютерное и мультимедийное сопровождение. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Составление программ линейной структуры алгоритма в Pascal" »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТВЕРСКОЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТУРИЗМА»

________________________________________________________________

170037, г. Тверь, пр-т Победы, д. 49/21, тел/факс(4822) 58-52-80, E-mail: [email protected]





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ»

Тема: ««Составление программ линейной структуры алгоритма в Pascal»



ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Авторское право

ГБОУ СПО ТКСиТ

Автор

Гуськова Р.С.

Тема учебного занятия

«Составление программ линейной структуры алгоритма в Pascal»

Количество часов на изучение темы

2 часа

Тип учебного занятия

урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Технология

Проблемное обучение

Методы

Словесный,

Практический метод, устный,

Индивидуальный опрос,

Фронтальный опрос

Оборудование

(материально-техническое обеспечение)

  • учебные столы, стулья (расстановка традиционная);

  • компьютеры, подключенный к сети Интернет;

  • мультимедийный проектор, мультимедийная доска;

  • компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением, установлена ОС Windows 7 и пакет Microsoft Office 2010, программа Pascal.

Методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс (УМК)

  • Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»;

  • Дидактический материал: Карточки с тестом контроля знаний и с заданиями для самостоятельной работы.

  • Презентация к учебному занятию.

Межпредметные связи

Алгоритмическая линия формирует навыки алгоритмического и логического мышления. Основы математических вычислений.

Характеристика учебной группы

Учебная группа по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» со средними показателями обученности по информатике и ИКТ (обученность 100%, качество обученности 56%)

Обучающихся на «4» и «5» -3 человека

Обучающихся на «3 и 4» - 22 человека

Неуспевающих- нет

Цели

Личностные

Уметь:

  • излагать свои мысли;

  • понимать смысл поставленной задачи;

  • приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

  • осваивать новые виды деятельности;

  • участвовать в творческом, созидательном процессе.

Метапредметные

Регулятивные

Уметь:

  • организовывать собственную учебную деятельность;

  • оценивать выполненные задания;

  • ставить учебные цели;

  • задавать вопросы на уточнение;

  • адекватно оценивать результаты деятельности;

  • осуществлять самоконтроль.

Познавательные

Уметь:

  • извлекать необходимую информацию из прослушанного материала;

  • структурировать информацию в виде записи выводов и определений;

  • обобщать и анализировать полученные знания;

  • находить различия между определенными понятиями.

Коммуникативные

Уметь:

  • вести диалог с преподавателем;

  • слушать собеседника;

  • участвовать в обсуждении содержания материала;

  • плодотворно работать в парах, в группе, оказывать и принимать помощь;

  • включать свои результаты в результаты работы группы;

  • соотносить свое мнение с мнением других участников учебного коллектива.

Предметные

Уметь:

  • давать определение алгоритма, линейного алгоритма, оператора;

  • находить различия между операторами языка Pascal;

  • объяснять область применения линейной структуры алгоритма;

  • применять линейные алгоритмы при решении задач;

  • решать задачи с использованием программ линейной структуры.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка урока «Составление программ линейной структуры алгоритма в Pascal» принадлежит преподавателю информатики Гуськовой Регины Сергеевны ГБОУ СПО «Тверской колледж сервиса и туризма». Планируемый урок является составной частью рабочей программы по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ», разработанной в соответствии с ФГОС и подтвержденной внутренней и внешней рецензией в ГБОУ СПО «Тверского колледжа сервиса и туризма» с целью обучения студентов данной программе в колледже.

Урок предполагает использование традиционной технологии обучения. Дидактическая структура урока включает фронтальную и индивидуальную формы организации образовательного процесса. Урок имеет компьютерное и мультимедийное сопровождение.

Время проведения урока составляет 90 мин. Место урока в рабочей программе отражено в таблице №1:

Таблица №1

Тема 5.2 Язык программирования Pascal

п/п Тема урока Вид урока
Назначение Pascal. Элементы языка. Интерфейс программы Теория
Типы данных. Выражения и операции. Лексика языка.

Теория

Синтаксис оператора: ввода- вывода, присваивания.

Теория

Условный оператор.

Теория

Оператор цикла

Теория

Структура программы.

Теория

Процедуры и функции

Теория

Массивы

Теория

Строки и записи

Теория

Работа с файлами

Теория

Составление программ линейной структуры алгоритма

Комбинированный урок (теория +практика)

Составление программ разветвляющейся структуры алгоритма

Комбинированный урок (теория +практика)

Составление программ разветвляющейся усложненной структуры алгоритма

Комбинированный урок (теория +практика)

Составление программ циклической структуры алгоритма

Комбинированный урок (теория +практика)

Составление программ усложненной циклической структуры алгоритма

Комбинированный урок (теория +практика)

Организация и использование процедур и функций

Комбинированный урок (теория +практика)

Работа с массивами

Комбинированный урок (теория +практика)

Работа со строками и записями

Комбинированный урок (теория +практика)

Работа с файлами

Комбинированный урок (теория +практика)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дидактическая структура урока

Цели

Время

Форма, методы обучения

Педагогическое взаимодействие

Планируемый результат:

Предметные учебные действия - УД,

Универсальные учебные действия - УУД:

Р - регулятивные

П - познавательные

К - коммуникативные

Л - личностные

Материально-техническое, методическое обеспечение


Обучающиеся:

1.Обучающиеся на «4» и «5» (далее 1 группа)

2.Обучающиеся на («4 и 3» (далее – 2 группа)


Преподаватель


1

2

3

4

5

6

7

8

Организационный момент

Приветствие.

Проверка посещаемости (отметка отсутствующих)

Проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, письменных принадлежностей).

2 мин

Фронтальная

форма

Беседа

Приветствуют преподавателя стоя (молча), садятся за парты после приветствия, докладывают об отсутствующих на занятии.


Приветствует обучающихся.

Проверяет их готовность к занятию.

Отмечает отсутствующих.

Р - уметь организовывать собственную учебную деятельность

Учебные столы, стулья (расстановка традиционная),

карточки для выполнения задания и вопросы теста

Тема урока – на доске

Постановка целей

Постановка

перед обучающимися планируемых учебных целей и задач.


2 мин

Фронтальная форма организации


Словесный метод

1,2 группа – слушают преподавателя.

Озвучивает тему, цели и задачи урока обучающимся

Р - уметь ставить учебные цели

К – уметь вести диалог с преподавателем

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, презентация к уроку

Мотивации учебной деятельности


Нацеливание обучающихся и обоснование важности и необходимости на освоение новых знаний по данной теме.

3 мин

Фронтальная форма

Словесный метод

1,2 группа – слушают преподавателя.


Обосновывает важность и необходимость в изучении нового материала

Л – иметь мотивацию собственной учебной деятельности

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, презентация к уроку

Актуализация опорных знаний


Проверка ранее известных знаний основных определений и операторов языка при освоении нового материала


20 мин

Фронтальная

форма


Индивидуальная

форма


Работа с вопросами теста



Часть 1, 2 группа

-отвечают на вопросы теста №1 «Вариант № 1» и №2 «Вариант № 2», а вторая часть 1,2 группы отвечают на вопросы преподавателя.

Раздает 1 половине группы вопросы теста, а с другой половиной проводит фронтальный опрос с использованием презентации.


П - уметь формулировать понятия и определения

УД – уметь формулировать определения «технология развивающего обучения»

Карточки с вопросами теста для группы «Вариант №1»

и «Вариант№2» ; материал слайда для фронтального опроса.

Ознакомление с новым учебным материалом


Теоретическое предъявление нового учебного материала в виде презентации.


20 мин

Фронтальная форма


Объяснительно-иллюстративный метод

Компьютерное сопровождение – использование электронной презентации

1, 2 группа

- читают и конспектируют содержимое презентации.

Делают записи в тетради.


Объясняет материал и сопровождает его презентацией.


К – уметь вести диалог с преподавателем; уметь самостоятельно кратко конспектировать предложенный материал.

Р - уметь задавать вопросы на уточнение

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, презентация к уроку

Отработка и закрепление полученных знаний

Выполнение заданий для закрепление новых знаний


17 мин

Практический метод


Словесный метод







1, 2 группа на компьютере пишет код программы на языке программирования паскаль


Дает задания. Контролирует процесс выполнения полученных заданий. Отвечает на вопросы студентов и комментирует допущенные ошибки.

УД – отработать умения решать задачи с использованием линейной структуры алгоритма

Р - уметь задавать вопросы на уточнение

Л - уметь излагать свои мысли

Проектор, Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, презентация к уроку. Язык программирования паскаль.

Карточки с заданием.

Диагностика уровня усвоения новых знаний

Оценка результатов усвоения новых знаний

13 мин

Фронтальный опрос.


1,2 группа отвечают на вопросы преподавателя

Проводит фронтальный опрос и оценивает уровень усвоения нового материала учебной группой


П – уметь обобщать

К – уметь участвовать в обсуждении учебных вопросов

Л – уметь грамотно излагать свои мысли

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, презентация к уроку


Подведение итогов урока

Самооценка достижения целей и задач занятия у обучающихся

7мин

Фронтальная форма


Словесный метод


1,2, группа – беседуют с преподавателем, отвечают на вопросы преподавателя, задают вопросы преподавателю.


Подводит итоги занятия..

Отвечает на вопросы обучающихся, задает им вопросы по новому пройденному материалу.

Р – уметь адекватно оценивать результаты деятельности, уметь задавать вопросы на уточнение

К – уметь слушать собеседника

Л – уметь излагать свои мысли

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, презентация к уроку.

Постановка задания на дом

Инструктаж по выполнению домашнего задания


3 мин

Фронтальная форма


Словесный метод

1,2, группа– записывают домашнее задание, слушают объяснение преподавателя, задают вопросы.

Объясняет, каким образом должно быть оформлено домашнее задание, отвечает на вопросы.

Р - уметь задавать вопросы на уточнение

К – уметь слушать собеседника

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, презентация к уроку

Завершение урока

Оповещение об окончании занятия (после звонка.)

3 мин

Фронтальная форма


Словесный метод

1,2, группа

убирают свои принадлежности, обеспечивают порядок учебного места, прощаются с преподавателем.

Оповещает об окончании урока

Прощается с обучающимися.

Р - уметь организованно завершать собственную учебную деятельность


Ход урока

Этапы урока


Время



1. Организационный момент

2 мин

Преподаватель: Приветствует обучающихся. Проверяет их готовность к занятию. Отмечает отсутствующих.

Обучающиеся: Приветствуют преподавателя (стоя, молча), садятся за парты после приветствия. Дежурные докладывают об отсутствующих

2. Постановка целей

2 мин

Преподаватель: Доводит цели и задачи урока до сведения обучающихся

Обучающиеся: Слушают преподавателя

«На уроке должны:

  • Изучить порядок действий при вычислении выражений;

  • Получить навыки составления линейных алгоритмов;

  • Научиться создавать, вводить в компьютер, выполнять и исправлять простейшие программы на языке Pascal в режиме диалога;

  • Выработать практические навыки работы с программой Pascal;

  • Познакомиться с диагностическими сообщениями компилятора об ошибках при выполнении программ, реализующих линейные алгоритмы.

3. Мотивация учебной деятельности

3 мин

Преподаватель: Обоснует важность и необходимость освоения нового материала

Обучающиеся: Слушают преподавателя

«Чтобы компьютер выполнил решение какой-либо задачи, ему необходимо получить от человека инструкции, как ее решать. Набор таких инструкций для компьютера, направленный на решение конкретной задачи, называется компьютерной программой.

Изучение темы урока необходимо для того, чтобы вы научились:

  • Правильно писать программы, определяя к какой базовой структуре алгоритма относится данная задача, опираясь на структуру программу на языке программирования Pascal.

  • Умели применять при решении конкретных задач соответствующие операторы на языке программирования Pascal.

  • Получили навыки написания программ линейной структуры алгоритма на языке программирования Pascal. Сегодня в мире современные компьютеры не настолько совершенны, чтобы понимать программы, записанные на каком-либо употребляемом человеком языке — русском, английском, японском. Команды, предназначенные для ЭВМ, необходимо записывать в понятной ей форме. С этой целью применяются языки программирования - искусственные языки, алфавит, словарный запас и структура которых удобны человеку и понятны компьютеру.

Благодаря своей компактности, удачному первоначальному описанию язык программирования Паскаль оказался достаточно легким для изучения. Он был разработан в 1968 — 1971 гг. Н.Виртом.

Язык программирования Паскаль отражает фундаментальные и наиболее важные концепции (идеи) алгоритмов в очевидной и легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.»

4. Актуализация опорных знаний

20 мин

Преподаватель: Раздает 1 половине группы бумажные листы с тестом, а с другой половиной проводит фронтальный опрос с использованием презентации № 1 (приложение № 2)

Обучающиеся первой половины группы: Отвечают на вопросы теста (приложение №.1).

Обучающиеся второй половины группы: Отвечают на вопросы презентации (приложение №.2).

5. Ознакомление с новым учебным материалом

20 мин

Преподаватель: Объясняет материал и сопровождает его презентацией. Презентация №1.(см. прил.3)

Обучающиеся: Слушают преподавателя. Читают содержание слайдов презентации. Делают записи в тетради.

6. Отработка и закрепление полученных знаний

17 мин

Преподаватель: Даёт задания по вариантам задание №1, задание №2, задание №3 (приложение № 4). Проверяет правильность выполнения заданий. Комментирует допущенные ошибки и неточности.

Обучающиеся: 1, 2 группа на компьютере пишут код программы на языке программирования паскаль для поставленной задачи (задания №1, №2, № 3, приложение.4)

7. Диагностика уровня усвоения новых знаний

13 мин

Преподаватель: Проводит фронтальный опрос и оценивает уровень усвоения нового материала.

Вопросы:

  1. Процедуры ввода данных Read. Формат, примеры.

  2. Какие данные различают в языке Паскаль?

  3. Процедура ReadLn. Формат, примеры.

  4. Процедуры вывода данных. Write, WriteLn. Форматы, примеры.

  5. Какие типы данных Вы знаете?

  6. С помощью какой инструкции можно возвести величину в квадрат?

  7. С помощью какой инструкции можно извлечь квадратный корень из величины?

  8. Почему важно правильно определить тип данных при составлении программы? Приведите свой пример.

  9. С помощью каких инструкций можно посчитать натуральный логарифм, синус, косинус?

Обучающиеся: Отвечают на вопросы.

8. Подведение итогов урока

7мин

Преподаватель: Подводит итоги занятия. Отвечает на вопросы обучающихся. Задает вопросы по уроку.

Обучающиеся: Слушают преподавателя и высказывают свое мнение.

«Подведём итоги урока.

На этом уроке мы научились программировать задачи линейной структуры алгоритма на языке программирования Паскаль 7.1.

Обучающиеся высказывают свое мнение по предложенным преподавателем вопросам:

  1. Какие трудности возникли у вас при решении задач по данной теме?

  2. Что у вас получалось хорошо? На что еще нужно обратить внимание дома, чтобы не допускать таких ошибок при написании программы?

9. Постановка

здания на дом

3 мин

Преподаватель: Дает задание на дом. Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. Отвечает на вопросы по выполнению задания.

Обучающиеся: Записывают домашнее задание, слушают инструктаж выполнения задания. Задают вопросы.

«Д/З - «Повторить структуру программы на языке паскаль. Операторы при написании программ разветвляющейся структуры алгоритма». Придумать и написать самим программу линейной структуры алгоритма.

10 . Завершение урока

3 мин

Преподаватель: Оповещает об окончании урока. Прощается с обучающимися. Большое всем спасибо за работу. Очень рада, что вы внимательно слушали, хорошо выполняли практическое задание. У кого не получилось выполнить поставленную перед Вами задачу, необходимо будет еще раз прочитать лекцию и прийти на консультацию. И теперь главное, хорошо подготовиться дома к следующему занятию.

Обучающиеся: Убирают тетради и учебные принадлежности, Обеспечивают порядок учебного

места. Прощаются с преподавателем. Дежурные закрывают кабинет.



САМОАНАЛИЗ

Самоанализ урока проводится после проведения урока и представляет собой сравнение планируемых и реальных результатов в соответствии требованиям к уроку.

Вопрос самоанализа

Содержание анализа урока

Самооценка.

Обоснование методических изменений

Типология урока


- тип и цели урока соответствует требованиям ФГОС;

- выбранный тип урока целесообразен с точки зрения учебной темы;

- структура урока соответствует выбранному типу урока;

- каждый урок связан с предыдущим и последующим с точки зрения типологии уроков и содержания изучаемого материала.


Организация урока


- научная организация труда учащихся (НОТ) ;

- наличие короткого, но качественного организационного момента;

- оптимальное распределение времени и объёма содержания учебного материала по этапам уроков;

- оптимальный темп урока;

- использование целесообразных форм организации обучения;

- хорошая дисциплина обучающихся;

- соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям техники безопасности.


Содержание изучаемого материала


- содержание изучаемого материала соответствует содержанию государственного образовательного стандарта;

- содержание учебных заданий имеет практикоориентированный характер;

- содержание учебного материала излагается логично, соответствует поставленным целям и задачам урока.


Методика обучения


- обоснованность применяемых методик, средств и технологий обучения;

- целесообразность и качество раздаточного дидактического материала;

- наличие наглядных, учебных пособий, справочной литературы, использование технических средств обучения.


Диагностика, используемая на уроке


- обоснованность и эффективность используемой диагностики;

- обоснованность и эффективность используемой системы оценивания обучающихся;

- наличие критериев оценки учащихся;

- объективность и аргументированность оценивания в процессе

диагностики;

- наличие процессов прогнозирования и самодиагностики результатов обучения.


Контроль, используемый на уроке


- обоснованность применяемых форм и методов опроса;

- обучающий характер контрольных заданий;

- объективность и аргументированность оценивания в процессе опроса учащихся;

- наличие и качество проверки домашнего задания;

- наличие самоконтроля обучающихся.


Эффективность обучения


- использование активных форм обучения;

- положительная мотивация обучающихся к учению;

- высокий уровень самостоятельности обучающихся в освоении профессиональных компетенций;

- хорошая работоспособность обучающихся на всех этапах урока;

- наличие элементов творческого поиска обучающихся в решении учебной задачи;

- развивающий характер заданий.


Результативность обучения


- достижение целей урока;

- решение задач по освоению общих и специальных компетенций;

- соответствие планируемого и реального результата урока;

- наличие этапа подведения итогов урока.


Общая культура урока


- педагогический такт преподавателя;

- культура речи преподавателя и обучающихся;

- атмосфера доброжелательности;

- атмосфера творческого труда;

- эмоциональность урока, вызывающая потребность к новым знаниям по данному предмету;

- устойчивый интерес к обучению


Приложенте № 1

ВАРИАНТ № 1

  1. Алгоритм – это?

а) Система правил записи элементов языка программирования;

б) Фиксированный для данного языка набор основных символов;

в) Подробное описание последовательности действий, расположенных в строгом логическом порядке

  1. Оператор – это?

а) Конструкция некоторого действия;

б) Полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить;

в) Переводит и выполняет программу строка за строкой

  1. Блок-схема – это?

а) Изображение символов в графическом виде;

б) Графическое изображение алгоритмов в виде плоских геометрических фигур (блоков) соединенных линиями;

в) Геометрические схемы, соединяющие последовательность записи элементов языка

  1. Язык программирования – это?

а) Смысл конструкций языка, определяет смысловое значение предложений языка;

б) Совокупность правил записи выражений;

в) Совокупность средств и правил представления алгоритма в виде пригодном для выполнения вычислительной машины

  1. Линейный алгоритм – это?

а) Алгоритм, в котором действия выполняются по одной из возможных ветвей решения задачи, в зависимости от выполнения условий;

б) Алгоритм, в котором действия осуществляются последовательно друг за другом;

в) Алгоритм, в котором программа, выполняет трансляцию действий

  1. Транслятор– это?

а) Переводит и выполняет программу строка за строкой;

б) Программа, которая преобразует программу для осуществления последовательности действий;

в) Программа-переводчик, которая преобразует программу, написанную на одном из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд

7. Ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью оператора:

    1. WRITE, WRITELN

б)READ, READLN

в)PROGRAM

8. Вывод данных на экран осуществляется с помощью оператора:

  1. WRITE, WRITELN

  2. READ, READLN

в)PROGRAM


1

2

3

4

5

6

7

8

в

б

б

в

а

б

б

а




ВАРИАНТ № 2

  1. Циклический алгоритм – это?

а) Алгоритм, в котором действия выполняются по одной из возможных ветвей решения задачи, в зависимости от выполнения условий;

б) Алгоритм, в котором действия выполняются с правилами записи элементов языка;

в)Алгоритм, в котором некоторая часть операции выполняется многократно, но не значит до бесконечности.

  1. Компилятор – это?

а) Обслуживающая программа, выполняющая трансляцию программы с одного языка программирования на другой;

б) Программа, которая управляет действиями решения задачи;

в) Программа-переводчик, которая преобразует программу, написанную на одном из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд

  1. Разветвляющийся алгоритм – это?

а) Алгоритм, в котором действия выполняются по одной из возможных ветвей решения задачи, в зависимости от выполнения условий;

б) Алгоритм, в котором ;

в) Алгоритм, в котором действия осуществляются последовательно друг за другом

  1. Выражение – это?

а) Полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить;

б) Алгоритм, в котором программа, выполняет трансляцию действий;

в) Лексемы в строгом соответствии с правилами языка. Задают порядок вычисления некоторого значения

  1. Интерпритатор– это?

а) Программа-переводчик, которая преобразует программу, написанную на одном из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд;

б) Программа, которая переводит и выполняет программу строка за строкой;

в) Программа, нахождения ошибок в выражении

  1. Раздел операторов начинается служебным словом:

а)VAR

б)INTEGER

в)BEGIN

  1. Тип переменных INTEGER это:

    1. целочисленный тип

б)логический тип

в)натуральный тип

  1. Язык программирования – это?

а) Смысл конструкций языка, определяет смысловое значение предложений языка;

б) Совокупность правил записи выражений;

в) Совокупность средств и правил представления алгоритма в виде пригодном для выполнения вычислительной машины

1

2

3

4

5

6

7

8

в

а

а

в

б

в

а

в



Приложенте № 2

Фронтальный опрос

  1. Что такое алгоритм?

  2. Назовите формы записи алгоритма?

  3. Какие алгоритмы Вы знаете?

  4. Какими свойствами обладают алгоритмы?

  5. С какого слова начинается программа на паскале?

  6. Переменные, используемые в программе, объявляются в разделе?:

  7. Какая комбинация клавиш используется для запуска программы на выполнение в среде Turbo Pascal?

  8. Чтобы окно пользователя по завершении программы не исчезало с экрана, в конец программы нужно добавить инструкцию?

  9. Язык программирования Pascal создал?

  10. Команда CLRSCR служит для?

  11. Переменные – это?

  12. Тип переменных REAL это-?

  13. Оператор присваивания имеет вид?

  14. Цикл For называется:?

  15. Операторными скобками называются?


Приложенте № 3



Теоретические сведения:

Программы с линейной структурой являются простейшими и используются, как правило, для реализации обычных вычислений по формулам.

В программах с линейной структурой инструкции выполняются последовательно, одна за другой.

Алгоритм программы с линейной структурой может быть представлен следующим образом:

Писать программу лучше сначала на бумаге, а уже затем вводить программу в компьютер.

Задача считается решенной, если программа работает так, как сказано в условии задачи.

Важно, чтобы решенная задача была правильно оформлена, что предполагает использование:

  • осмысленных имен переменных, констант, функций и процедур;

  • отступов при записи инструкций;

  • комментариев.

Правильно оформленную программу легче отлаживать, кроме того, она производит хорошее впечатление.

Линейной программой называется такая программа, в которой все операции выполняются последовательно одна за другой и в том порядке, как были записаны программистом (без возврата назад или скачков вперёд).



Операторы ввода/вывода

Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты.

Ввод данных с клавиатуры выполняется операторами: READ и READLN.

Формат:

Read (список переменных);Readln (список переменных);

где - последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы. Например: 

Readln (x, y, z);Read (beta, gamma);

При выполнении оператора READ(READLN) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяются пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы.

Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами: WRITE и WRITELN.

Формат:

Write (список выражений);Writeln (список выражений);

Выражение в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. Буквы ln имеют то же значение, что и в операторе readln. Вслед за выражением через двоеточие можно указать ширину поля экрана, в котором разместится выводимое значение. Например, оператор write (10:3, 55:6) займет для вывода числа 10 три позиции, а для вывода числа 55 - шесть позиций на экране.

При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия. Например, x = 3,14159, то оператор write (x:6:2) займет для вывода переменой х шесть позиций, две из которых будут использованы для дробный части х (т. е. значение х будет округлено до 3,14)


Порядок выполнения

Задача: Написать программу вычисления площади параллелограмма. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы.

Вычисление площади параллелограмма.

Введите исходные данные:

Длина (см) - …

Ширина (см) -


Площадь параллелограмма: … кв.см.

Решение:

{Вычисление площади параллелограмма}

Program Primer1;

Uses Crt;

Var

I, w: real; {длина и ширина параллелограмма}

s: real; {площадь параллелограмма}

Begin

Clrscr;

writeln (‘Вычисление площади параллелограмма.’);

writeln (‘Введите исходные данные:’);

write (‘Длина (см) - ’);

readln (l);

write (‘Ширина (см) - ’);

readln (w);

s:= l*w;

writeln (‘Площадь параллелограмма: ’, s:6:2, ‘ кв.см.’);

Readln;

End.




Приложенте № 4


Задание 1:

Написать программу вычисления объема параллелепипеда. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы.

Вычисление объема параллелепипеда.

Введите исходные данные:

Длина (см) - …

Ширина (см) - …

Высота (см) - …

------------------------------------------------------------

Объем: … куб.см.


Задание 2:

Написать программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и карандашей. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы.

Вычисление стоимости покупки.

Введите исходные данные:

Цена тетради (руб.) - …

Количество тетрадей - …

Цена карандаша (руб.) - …

Количество карандашей - …

------------------------------------------------------------

Стоимость покупки: … руб.


Задание 3:

Написать программу вычисления величины дохода по вкладу. Процентная ставка (в процентах годовых) и время хранения (в днях) задаются во время работы программы. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы.

Вычисление дохода по вкладу.

Введите исходные данные:

Величина вклада (руб.) - …

Срок вклада (дней) - …

Процентная ставка (годовых) - …

------------------------------------------------------------

Доход: … руб.

Сумма по окончании срока вклада: … руб.





Список литературы к уроку

  1. Под редакцией Семакина И.Г., Хеннера Е.К. «Информатика. Задачник-практикум. том 2», изд. «БИНОМ», 2010 г.

  2. Немнюгин С.А. Turbo Pascal. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 544 с.: ил.

  3. Истомин Е.П., Неклюдов С.Ю. Программирование на алгоритмических языках высокого уровня. Учебник. СПб:, 2003. -719 с.

  4. Аляев Ю., Козлов О. Алгоритмизация и языки программирования Pascal, C++, Visual Basic. – М.: Финансы и статистика, 2003.



2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Составление программ линейной структуры алгоритма в Pascal"

Автор: Гуськова Регина Сергеевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Программирование линейных алгоритмов."
    ["seo_title"] => string(41) "proghrammirovaniie_linieinykh_alghoritmov"
    ["file_id"] => string(6) "394294"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487675920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства