Шестнадцатеричная система счисления. Операции над числами в 2СС.
Шестнадцатеричная система счисления. Операции над числами в 2СС.
Данный урок - второй, в разделе изучения систем счисления. На этом уроке учащиеся знакомятся с шестнадцатиричной ситемой счисления, переводят числа из шестнадцатиричной системы счисленияв десятичную и обратно. Учатся выполнять операции над числами в двоичной системе счисления: сложени, вычитание, умножение и деление. В конце урока интересная игра-опрос.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема занятия: Шестнадцатеричная система счисления. Операции над числами в двоичной системе счисления.
.Цель занятия:
Образовательная:
Познакомить студентов с шестнадцатеричной системой счисления.
Научить переводить числа из шестнадцатеричной системы счисления в другие и наоборот.
Научить выполнять операции над числами в двоичной системе счисления
Развивающая:
реализация межпредметных связей путем применения студентами ранее полученных знаний («Математика»).
Воспитательная:
формирование у студентов внимательности, аккуратности.
Оборудование занятия:
персональные компьютеры;
План занятие
Актуализация знаний учащихся
У доски: 1 ученик – 53 и 7 (+ - * /)
На месте: 2 ученик – карточка
3 ученик – карточка
4 ученик – кроссворд
На ЭВМ: 5 ученик – тест
Устный опрос по вопросам. (см. далее)
Самостоятельная работа
Изучение нового материала
Шестнадцатеричная система счисления
А) 16 – 10
Б) 10 – 16
В) 16 – 2
Г)2 – 16
Операции над числами в двоичной системе счисления
Закрепление знаний
Закрепить знания студентов выполнением самостоятельной работы.
Выполнить действия:
а) 10110110,11110012 - Х8
б) 2310 – Х8
в) AOF ,1В16 – Х10
Перевести числа в двоичную систему счисления числа 42 и 6, выполнить над ними арифметические операции.
Задание на дом
Перевести числа в двоичную систему счисления числа . 49 и 7, выполнить над ними арифметические операции
18510 - Х8
1203 , 758 – Х10
10101, 01012 –Х8
1203 ,75 8 – Х2
АС12, В216 - Х10
АС12,В216 – Х2
1011101,101111 2 - Х16
45610 – Х16
Конспект
Устный опрос
Определение СС
Виды СС
Примеры СС
Формула числа в СС
Вес числа
Чему равен р в СС.
2СС
Перевод из 2СС в 10СС
Перевод из 10СС в 2СС
Опрос:
Как изменится двоичное число 10111,если
а) заменить последнюю 1 на 0 (уменьшится на 1)
б) заменить первую 1 на 0 (уменьшится на 16)
в) приписать справа 0 (увеличится в 2 раза)
Как изменятся числа 172,3410 и 101,112 при перенесении запятой вправо на 1(2 ,3) знак, влево на 1 (2) знака?
ОТВЕТ: При перенесении запятой вправо на один разряд десятичное число увеличится в 10 раз (100), двоичное - в 2 раза (4 раза)
Записать в 2С С числа на единицу больше
10, 100, 101, 1011, 111.
Запишите числа на 1 меньше, чем данные:
11,101,110,100,1000.
Операции над числами в двоичной системе счисления
сложение
0+0=0
1+0=1
0+1=1
1+1=10
1+1+1=11
1+1+1+1=011
вычитание
0-0=0
1-0=1
1-1=0
10-1=1
умножение
1*1=1
0*0=0
0*1=0
1*0=0
деление
0/ 1=0
1/1=1
Игра-опрос
Это число записать в двоичной системе счисления.
11
Число 1510 – х 2 и прибавить к числу
+1111 +1111
10 11
10001 10010
Число 2010 – х2 из него вычесть предыдущее
-10100 -10100
1000110010
00011 00010
Число 1011 умножить на полученное
*1011 *1011
11 10
+1011 10110
1011
100001
Из полученных чисел отнять 10110
-100001 -10110
1011010110
1011
Теория
Системы счисления
Вы, вероятно, обратили уже внимание, что чем меньше основание системы счисления, тем больше разрядов требуется для записи того же числа. Наиболее громоздкой получается запись в системе с наименьшим возможным основанием -- двоичной. Однако, как вы знаете, по техническим причинам именно двоичное кодирование является "родным языком" компьютеров. И при работе с ними иногда приходится пользоваться этим языком. Но то, что удобно для компьютера, оказывается очень неудобным для человека. Запоминать, да и просто безошибочно записывать числа, вроде "1101011001010110", весьма сложно.
Можно было бы переводить их в десятеричную систему и обратно... Однако, этот перевод довольно трудоемкий. И вот какой нашли выход. Если взять две системы счисления, такие что основание одной будет степенью основания другой (их иногда называют родственными), перевод будет делаться очень быстро, практически, "в уме". В вычислительной технике используют восьмеричную и (чаще всего) шестнадцатеричную системы счисления: 8 = 23; 16 = 24.
Каждому разряду восьмеричной системы счисления соответствуют три разряда двоичной, каждому разряду шестнадцатеричной -- четыре двоичной. Поскольку это соответствие -- однозначное, достаточно помнить (или иметь перед собой) маленькую табличку.
0000
0
0100
4
1000
8
1100
C
0001
1
0101
5
1001
9
1101
D
0010
2
0110
6
1010
A
1110
E
0011
3
0111
7
1011
B
1111
F
Надо сказать, что компьютерное представление числа -- не совсем совпадает с его двоичной записью на бумаге. И для этого есть свои причины. Во-первых, в двоичной системе для представления чисел используются не два символа, а четыре: "минус" для обозначения отрицательных чисел и "запятая" (или "точка") для отделения дробной части от целой. Во-вторых, для представления чисел в компьютере отводится строго определенное количество байт, следовательно диапазон и точность представления оказываются ограниченными. Слишком большое число приведет к так называемой ошибке переполнения (потеряются старшие разряды), слишком маленькое будет воспринято как ноль. Но даже если дробное число и поместится в разрядную сетку (т.е. в отведенное количество бит), вполне может быть потеряна точность. Тому, кто решит серьезно заниматься программированием, предстоит разобраться с упомянутыми вопросами подробно, а мы на этом остановимся и перейдем к изучению способов представления нечисловой информации.
Контрольные вопросы
Почему при работе с компьютерами пользуются восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления?
Переведите число 40328 последовательно в шестнадцатеричную, затем двоичную и наконец -- восьмеричную систему счисления.
Переведите число 33527 в восьмеричную, затем -- двоичную и шестнадцатеричную систему счисления.