kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка на тему " Одномерные массивы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Одномерные массивы. 

Цели урока: - Обеспечить формирование и использование учащимися знаний о массивах, видах и характеристиках массивов, основных операциях над  элементами массива. - Показать формат описания одномерного массива на языке программирования  Pascal. -Развивать алгоритмическое мышление; навыки формализации при решении информационных задач с помощью средств языка программирования; умение выделять в информационных моделях параметры для автоматической обработки на компьютере; навыки самостоятельной работы.  -Восприятие компьютера как инструмента обработки информации, воспитание чувства коллективизма и ответственности друг за друга.

Тип урока: изучение нового материала.

 1. Выход на тему урока, целеполагание.

 - (слово французского происхождения, обозначающее мощный или сплошной) совокупность множества однородных по каким-либо признакам  объектов, предметов, данных и т.п., например: жилой…, лесной…, горный…, информационный…

Скажите, какое это слово? Оно будет главным в теме нашего урока.

(Массив). Да, действительно это слово - массив, а тема урока – «Одномерные массивы».

Давайте попробуем вместе составить план урока.

О чём бы хотели узнать здесь и сейчас? (учащиеся отвечают).

Таким образом, сегодня на уроке вы узнаете: (слайд с планом урока)

1.     Что такое массив в языке программирования?

2.     Какие характеристики имеет массив?

3.     Какие операции можно производить с элементами массива?

4.     Как описать массив на языке Pascal?

2. Работа над понятием «массив».

Но давайте ещё раз обратимся к лексическому значению слова массив.

Какие, по – вашему, слова определяют сущность понятия массив? (совокупностьмножества, однородные).

А где ещё вы сталкиваетесь с определением  «однородные»? (в русском языке - однородные члены предложения.) Подберите синонимы к этому слову. (одинаковые, однотипные).

Другими словами можно сказать, что массив – это множество однотипных объектов, имеющих общее название (имя). В жизни мы часто сталкиваемся с такими множествами. Например (слайд с примерами):

 Назовите окружающие вас в кабинете объекты, которые можно объединить в массивы. (окна, столы, компьютеры, члены жюри, ученики класса)

Как правило, массивы содержат большое количество данных, которые необходимо где-то сохранить и обработать. И сделать это может? (компьютер).

В компьютерной программе массив- это набор однотипных данных, хранящихся в памяти и имеющих имя.

3. Какие характеристики имеет массив?

Массив имеет следующие характеристики:

имя - название массива;

индекс - номер элемента в массиве;

элемент - каждое значение в массиве; 

размер - количество элементов в массиве.

Существуют различные виды массивов по размерности, в школьном курсе вы познакомитесь с двумя – одномерными и двумерными (слайд с видами массивов). Перед вами на экране примеры объектов, представляющих такие массивы (на слайде изображения шкафа с одинаковыми ящиками и зрительный зал).

Назовите их характеристики.

  Имя массива? (шкаф)

  Индексы ? (номера ящика)

  Элемент массива? (содержимое  ящика)

  Размер? (5)

Имя массива? (кинозал)

Индексы? (номер ряда, номер места)

Элемент массива? (человек, занимающий место)

Размер? (количество рядов, количество мест в ряду)

5. Как описать массив на языке Pascal?

Вспомните, в каком разделе программы описываются переменные, константы? (в разделе Var).

Массив также задаётся в разделе Var. Запишите формат описания:

Имя массива: array [размер]  of  тип данных;

(где array и of – ключевые слова, размер:  [начальный индекс .. конечный индекс ])

Пример:   spisok:array [1.5] of string; (массив с именем spisok может вместить 5 элементов строкового типа).

 (Текст программы на языке Pascal:

program basket;

uses crt;

var

N,i,k:integer;

BEGIN

Clrscr;

writeln('Введите количество учеников');

readln(N);

writeln('Введите фамилию и рост ученика');

for i:=1 to N do

begin

write('fam[',i,']= ');

read(fam[i]);

write('rost[',i,']= ');

readln(rost[i]);

end;

k:=0;

for i:=1 to N do

if rost[i]>=170 then begin

k:=k+1;

kom[k]:=fam[i];

end;

if k=0 then

writeln('кандидатов нет')

else

writeln('Список претендентов в сборную школы');

Writeln;

for i:=1 to k do

writeln(kom[i]);

readln

end. )

(ученики, советуясь и помогая друг другу, дописывают  недостающие строки программы в раздел var

fam:array[1.10] of string;

rost:array[1.10] of integer;

kom:array[1.10] of string;, 
вводят данные и получают результат)

Так почему не работала программа? (учащиеся отвечают) Правильно. Потому что в ней не были описаны массивы. Вы полноправно можете считать себя соавторами этой программы.

 7. Подведение итогов урока.

Давайте подведём итог нашего урока. Снова обратитесь к Опорному листу. На полях напротив каждого вопроса, рассмотренного на уроке, поставьте соответствующий знак:

 «+»      всё понятно            «!»    хочу узнать больше

«?»     остались вопросы      «- »  не понял (а)

Просмотр содержимого документа
«разработка на тему " Одномерные массивы"»

Тема урока: Одномерные массивы. 

Цели урока: - Обеспечить формирование и использование учащимися знаний о массивах, видах и характеристиках массивов, основных операциях над  элементами массива. - Показать формат описания одномерного массива на языке программирования  Pascal. -Развивать алгоритмическое мышление; навыки формализации при решении информационных задач с помощью средств языка программирования; умение выделять в информационных моделях параметры для автоматической обработки на компьютере; навыки самостоятельной работы.  -Восприятие компьютера как инструмента обработки информации, воспитание чувства коллективизма и ответственности друг за друга.

Тип урока: изучение нового материала.

 1. Выход на тему урока, целеполагание.

 - (слово французского происхождения, обозначающее мощный или сплошной) совокупность множества однородных по каким-либо признакам  объектов, предметов, данных и т.п., например: жилой…, лесной…, горный…, информационный…

Скажите, какое это слово? Оно будет главным в теме нашего урока.

(Массив). Да, действительно это слово - массив, а тема урока – «Одномерные массивы».

Давайте попробуем вместе составить план урока.

О чём бы хотели узнать здесь и сейчас? (учащиеся отвечают).

Таким образом, сегодня на уроке вы узнаете: (слайд с планом урока)

1.     Что такое массив в языке программирования?

2.     Какие характеристики имеет массив?

3.     Какие операции можно производить с элементами массива?

4.     Как описать массив на языке Pascal?

2. Работа над понятием «массив».

Но давайте ещё раз обратимся к лексическому значению слова массив.

Какие, по – вашему, слова определяют сущность понятия массив? (совокупностьмножества, однородные).

А где ещё вы сталкиваетесь с определением  «однородные»? (в русском языке - однородные члены предложения.) Подберите синонимы к этому слову. (одинаковые, однотипные).

Другими словами можно сказать, что массив – это множество однотипных объектов, имеющих общее название (имя). В жизни мы часто сталкиваемся с такими множествами. Например (слайд с примерами):

 Назовите окружающие вас в кабинете объекты, которые можно объединить в массивы. (окна, столы, компьютеры, члены жюри, ученики класса)

Как правило, массивы содержат большое количество данных, которые необходимо где-то сохранить и обработать. И сделать это может? (компьютер).

В компьютерной программе массив- это набор однотипных данных, хранящихся в памяти и имеющих имя.

3. Какие характеристики имеет массив?

Массив имеет следующие характеристики:

имя - название массива;

индекс - номер элемента в массиве;

элемент - каждое значение в массиве; 

размер - количество элементов в массиве.

Существуют различные виды массивов по размерности, в школьном курсе вы познакомитесь с двумя – одномерными и двумерными (слайд с видами массивов). Перед вами на экране примеры объектов, представляющих такие массивы (на слайде изображения шкафа с одинаковыми ящиками и зрительный зал).

Назовите их характеристики.


  Имя массива? (шкаф)

  Индексы ? (номера ящика)

  Элемент массива? (содержимое  ящика)

  Размер? (5)

 





Имя массива? (кинозал)

Индексы? (номер ряда, номер места)

Элемент массива? (человек, занимающий место)

Размер? (количество рядов, количество мест в ряду)

 


5. Как описать массив на языке Pascal?

Вспомните, в каком разделе программы описываются переменные, константы? (в разделе Var).

Массив также задаётся в разделе Var. Запишите формат описания:

Имя массива: array [размер]  of  тип данных;

(где array и of – ключевые слова, размер:  [начальный индекс . . конечный индекс ])

Пример:   spisok:array [1..5] of string; (массив с именем spisok может вместить 5 элементов строкового типа).



(Текст программы на языке Pascal:

program basket;

uses crt;

var

N,i,k:integer;

BEGIN

Clrscr;

writeln('Введите количество учеников');

readln(N);

writeln('Введите фамилию и рост ученика');

for i:=1 to N do

begin

write('fam[',i,']= ');

read(fam[i]);

write('rost[',i,']= ');

readln(rost[i]);

end;

k:=0;

for i:=1 to N do

if rost[i]=170 then begin

k:=k+1;

kom[k]:=fam[i];

end;

if k=0 then

writeln('кандидатов нет')

else

writeln('Список претендентов в сборную школы');

Writeln;

for i:=1 to k do

writeln(kom[i]);

readln

end. )

(ученики, советуясь и помогая друг другу, дописывают  недостающие строки программы в раздел var

fam:array[1..10] of string;

rost:array[1..10] of integer;

kom:array[1..10] of string; , 
вводят данные и получают результат)

Так почему не работала программа? (учащиеся отвечают) Правильно. Потому что в ней не были описаны массивы. Вы полноправно можете считать себя соавторами этой программы.

 7. Подведение итогов урока.

Давайте подведём итог нашего урока. Снова обратитесь к Опорному листу. На полях напротив каждого вопроса, рассмотренного на уроке, поставьте соответствующий знак:

 «+»      всё понятно            «!»    хочу узнать больше

«?»     остались вопросы      «- »  не понял (а)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
разработка на тему " Одномерные массивы"

Автор: Моминшиков Элер Алимжанович

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 296856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "ФОРМАЛИЗАЦИЯ языка танца (или сортировка одномерного массива) "
    ["seo_title"] => string(65) "formalizatsiia-iazyka-tantsa-ili-sortirovka-odnomiernogho-massiva"
    ["file_id"] => string(6) "246354"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446363231"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Проверочная работа по теме «Одномерные массивы» "
    ["seo_title"] => string(52) "provierochnaia-rabota-po-tiemie-odnomiernyie-massivy"
    ["file_id"] => string(6) "163680"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422529253"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства