Тема урока: Одномерные массивы.
Цели урока: - Обеспечить формирование и использование учащимися знаний о массивах, видах и характеристиках массивов, основных операциях над элементами массива. - Показать формат описания одномерного массива на языке программирования Pascal. -Развивать алгоритмическое мышление; навыки формализации при решении информационных задач с помощью средств языка программирования; умение выделять в информационных моделях параметры для автоматической обработки на компьютере; навыки самостоятельной работы. -Восприятие компьютера как инструмента обработки информации, воспитание чувства коллективизма и ответственности друг за друга.
Тип урока: изучение нового материала.
1. Выход на тему урока, целеполагание.
- (слово французского происхождения, обозначающее мощный или сплошной) совокупность множества однородных по каким-либо признакам объектов, предметов, данных и т.п., например: жилой…, лесной…, горный…, информационный…
Скажите, какое это слово? Оно будет главным в теме нашего урока.
(Массив). Да, действительно это слово - массив, а тема урока – «Одномерные массивы».
Давайте попробуем вместе составить план урока.
О чём бы хотели узнать здесь и сейчас? (учащиеся отвечают).
Таким образом, сегодня на уроке вы узнаете: (слайд с планом урока)
1. Что такое массив в языке программирования?
2. Какие характеристики имеет массив?
3. Какие операции можно производить с элементами массива?
4. Как описать массив на языке Pascal?
2. Работа над понятием «массив».
Но давайте ещё раз обратимся к лексическому значению слова массив.
Какие, по – вашему, слова определяют сущность понятия массив? (совокупность, множества, однородные).
А где ещё вы сталкиваетесь с определением «однородные»? (в русском языке - однородные члены предложения.) Подберите синонимы к этому слову. (одинаковые, однотипные).
Другими словами можно сказать, что массив – это множество однотипных объектов, имеющих общее название (имя). В жизни мы часто сталкиваемся с такими множествами. Например (слайд с примерами):
Назовите окружающие вас в кабинете объекты, которые можно объединить в массивы. (окна, столы, компьютеры, члены жюри, ученики класса)
Как правило, массивы содержат большое количество данных, которые необходимо где-то сохранить и обработать. И сделать это может? (компьютер).
В компьютерной программе массив- это набор однотипных данных, хранящихся в памяти и имеющих имя.
3. Какие характеристики имеет массив?
Массив имеет следующие характеристики:
имя - название массива;
индекс - номер элемента в массиве;
элемент - каждое значение в массиве;
размер - количество элементов в массиве.
Существуют различные виды массивов по размерности, в школьном курсе вы познакомитесь с двумя – одномерными и двумерными (слайд с видами массивов). Перед вами на экране примеры объектов, представляющих такие массивы (на слайде изображения шкафа с одинаковыми ящиками и зрительный зал).
Назовите их характеристики.
Имя массива? (шкаф)
Индексы ? (номера ящика)
Элемент массива? (содержимое ящика)
Размер? (5)
Имя массива? (кинозал)
Индексы? (номер ряда, номер места)
Элемент массива? (человек, занимающий место)
Размер? (количество рядов, количество мест в ряду)
5. Как описать массив на языке Pascal?
Вспомните, в каком разделе программы описываются переменные, константы? (в разделе Var).
Массив также задаётся в разделе Var. Запишите формат описания:
Имя массива: array [размер] of тип данных;
(где array и of – ключевые слова, размер: [начальный индекс .. конечный индекс ])
Пример: spisok:array [1.5] of string; (массив с именем spisok может вместить 5 элементов строкового типа).
(Текст программы на языке Pascal:
program basket;
uses crt;
var
N,i,k:integer;
BEGIN
Clrscr;
writeln('Введите количество учеников');
readln(N);
writeln('Введите фамилию и рост ученика');
for i:=1 to N do
begin
write('fam[',i,']= ');
read(fam[i]);
write('rost[',i,']= ');
readln(rost[i]);
end;
k:=0;
for i:=1 to N do
if rost[i]>=170 then begin
k:=k+1;
kom[k]:=fam[i];
end;
if k=0 then
writeln('кандидатов нет')
else
writeln('Список претендентов в сборную школы');
Writeln;
for i:=1 to k do
writeln(kom[i]);
readln
end. )
(ученики, советуясь и помогая друг другу, дописывают недостающие строки программы в раздел var
fam:array[1.10] of string;
rost:array[1.10] of integer;
kom:array[1.10] of string;,
вводят данные и получают результат)
Так почему не работала программа? (учащиеся отвечают) Правильно. Потому что в ней не были описаны массивы. Вы полноправно можете считать себя соавторами этой программы.
7. Подведение итогов урока.
Давайте подведём итог нашего урока. Снова обратитесь к Опорному листу. На полях напротив каждого вопроса, рассмотренного на уроке, поставьте соответствующий знак:
«+» всё понятно «!» хочу узнать больше
«?» остались вопросы «- » не понял (а)