МБОУ Мешковская СОШ
Конспект урока по информатике и ИКТ
8 класс
Дрынкина Елена Георгиевна
Учитель информатики
ст. Мешковская
2018.
Пояснительная записка
Одной из целей школьного образования является формирование информационной деятельности детей, в которой умение понимать информацию и эффективно с ней работать становится главной и ведущей в учебе. Полученные учащимися знания на уроках информатики применяются в обучении всех предметов. Ученики приобретают навыки работы с компьютером, используя его для решения учебных задач. Как правило, уроки информатики строятся по определенной схеме: часть урока посвящена практике на компьютере, часть - изучению нового материала и контролю.
Предлагаемый урок «Файлы и файловая система» 8 класс является четвёртым в изучении темы «Первое знакомство с компьютером» (учебник «Информатика и ИКТ», 8 класс, И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год). Данный урок реализует следующие задачи: развитие интереса к предмету, информационной культуры, расширение кругозора, воспитание принципов сотрудничества.
Урок оформлен мультимедийной презентацией (переход по щелчку), что позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся и воздействует более чем на один орган чувств. При этом использованы спецэффекты: наложения, анимация.
Компьютер используется на всех этапах урока:
как средство диагностики и контроля, при проверке пройденного материала;
как источник информации, при объяснении нового материала;
как средство психологического комфорта (физкультминутки).
Нестандартные способы проверки знаний развивают мышление, память, систематизируют знания учащихся. На данном уроке развиваются навыки работы в группах, где особое внимание уделяется взаимопомощи. Оп представленные в данном уроке доводят ученика до понимания темы, т.е. ученик, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к правильному пониманию темы. Наглядный представляемый материал, в чётком своём построении обладает высоким развивающим потенциалом, что позволяет эффективно развивать зрительную, слуховую и смысловую память.
Урок информатики и ИКТ в 8 классе
"Файл и файловая система" (слайд 1)
Цели урока (слайд 2)
Обучающая:
познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.
Развивающая:
формирование умения составлять дерево файловой системы;
формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательная
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Здоровьесберегающая:
Соблюдение санитарных норм при работе за компьютером, правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов работы, применяемых на уроке.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
• определения понятий файл, папка, файловая система, форматирование (полное, быстрое);
• для чего важно упорядочивать информацию.
Учащие должны уметь:
• определять тип файла по расширению;
• определять полный путь к файлу, составлять дерево файловой системы.
Оборудование:
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Тип урока: объяснение нового материала.
Формы учебной работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютеры, проектор, опорный конспект.
Ход урока
Организационный момент:
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.
Учитель. Здравствуйте ребята! Я рада вас всех приветствовать, и надеюсь на плодотворное сотрудничество. У вас на столах лежат смайлики И в зависимости понравится вам урок, научитесь чему-то новому или останетесь равнодушными вы выберете себе смайлик.
Начнем, друзья, мы наш урок
И тему объявлю вам в срок:
«Файл и файловая система».
Сегодня с вами изучаем,
И мир волшебный постигаем…
Ты нового много сегодня узнаешь
Работу с файлами скоро познаешь…
Работай прилежно, внимательно слушай
В итоге оценку «отлично» получишь
Итак, тема нашего урока: «Файл. Файловая система».
• Сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу;
• Научимся составлять дерево файловой системы, отслеживать путь по файловой системе;
Актуализация знаний:
Учитель: Ответьте на вопросы:
ученики (совокупность всех программ, установленных на компьютере)
ученики (Это набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем)
ученики (для обработки различных данных)
ученики (данные – это информация, представленная в пригодном для компьютера виде – двоичном коде)
ученики (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео)
ученики ( в долговременной (внешней памяти), т.е на дисках)
ученики ( Канцелярская принадлежность, документ, картинка, фильмы, «их можно скачивать из Интернета» и т.п.)
ученики (Все вместе, разложить по папкам, на отдельных дисках)
Объяснение нового материала
Таким образом, ребята, мы подошли с вами к четкому определению понятия файла.
Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.
Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. В компьютере материальными носителями являются, магнитные диски, лазерные и т.д. Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Можно сказать, что файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.
Предлагает записать определение в опорный конспект. (Слайд 4)
Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами. (Слайд5)
Так, если в качестве объекта рассмотреть ребёнка, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя ребёнка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребёнка не придумывают, она передаётся от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит, часто от фамилии можно судить о национальности человека. Например, Иванов чаще по национальности русский, Акопян- армян, Павлиашвили- грузин и т.д.
Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова "тип" используют слово "расширение".
(Слайд 6)
Имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /\:*?"|.(Слайд 7)
Ребята, у себя на листах в правой части выпишите допустимые имена файлов
(Слайд 8)Задание №1
Index*.doc
Lin?exe
kyky.bmp
A.b.txt
Компьютер.doc
.gif
Work/x.ppt
Con.gif
(Слайд 9)
Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов.
Одному из учеников было задано домашнее задание. Найти существующие типы файлов. Давайте вместе заполним таблицу
Тип | Значение |
*.exe или *.com | Исполнительные файлы (запускает программу) |
*.sys, *.drv | Системные файлы |
*.doc, *.txt | Файл содержит текстовую информацию |
*.bmp, *.jpg, *.gif | Файл содержит графическую информацию |
*.avi | Файл содержит видеоизображение |
*.wav, *.mp3, *.mid | Файл содержит звуковую информацию |
*.bac, *.pas | Файлы на языке программирования |
*.zip, *.rar | Архивные |
Посмотреть какое расширение имеет файл можно открыв свойства документа.
Давайте выполним задание №2 (Слайд 11)
(Слайд 12) Параметры файлов
Название параметра | Значение параметра |
Имя | Проба | Моё фото | Футбол |
Тип | DOC | BMP | EXE |
Значок | | | |
Размер | 5 Кбайт | 12 Кбайт | 4 Кбайт |
Дата и время создания | 09.03.2007 12:30 | 15.07.2006 15:46 | 21.09.2007 13:31 |
Логические диски. На одном компьютере может быть несколько дисководов- устройств работы с дисками. Каждый из таких разделов называется логическим диском, и ему присваивается однобуквенное имя (после которого ставится двоеточие)A: , C: , B: , D: , (Слайд 13)
(Слайд 14) На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой. Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.
Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами или папками.
Каталог (директория) - специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске).
Можно провести аналогию с книгой:
Книга Диск
Оглавление Каталог
Содержание Область хранения файлов
Страницы Сектора
Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.
Файловая система - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).(запись в опрный конспект)
Для дисков с небольшим количеством файлов, может использоваться одноуровневая файловая система, когда каталог диска (оглавление) представляет собой последовательность имен файлов и соответствующих номеров начальных секторов. (Слайд 15,16)
(Слайд17,18) Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут хранится папки нижнего уровня и файлы.
(Слайд19) Физкультминутка
Упражнение 1:
Руки на пояс поставьте вначале
Влево и вправо качайте плечами.
(Выполнить по 5 наклонов в каждую сторону)
.Упражнение 2:
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали – все в полном порядке.
(Выполнить по 3 раза.)
Услышав имя папки– встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу
Lettet.txt, Book, Name*2, List.doc, 2006 год, Windows.jpg, Windows, Dom.doc.
И на последок гимнастика для глаз под музыку
Путь к файлу
Ребята, давайте вспомним с вами сказку. Что нужно сделать, чтобы найти кащееву смерть? (Слайд 20)
Ученики «На дубе висит сундук, в сундуке-заяц, в зайце-утка, в утке-яйцо, в яйце- игла, на конце которой смерть Кащеева».Так и с файлом.
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. Путь к файлу – последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл.
В «путь к файлу» входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл. (Слайд 21)
(Слайд22)Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
Задания:
(Слайд23) Задание 3.
Запишите путь к файлу:
RGB.gif
Плакат.jpg
Укажите количество:
1) папок
2) файлов
(Слайд24) Задание 4.
Записать полные имена всех файлов.
Задание 5 Ребята, откройте учебник на странице 57 , рисунок 2.8.Давайте рассмотрим пример отображение на экране компьютера дерева каталогов ОС Windows и Linux. Назовите полное имя папки ARCON
Закрепление
Практическая работа на компьютере(Слайд 25)
Перед практической работой вспомним основные правила техники безопасности и правильную посадку при работе за компьютером.
Переместите файлы, соответствующие их типам
Задание 6
(Работа на компьютерных местах по карточкам в паре)
Карточки (приложение)
Задание 7 (Слайд 26)
«Построить дерево каталогов в тетрадях»
C:\Мои рисунки\Рисунки\Природа\Водопад.bmp
C:\Мои рисунки\Рисунки\Природа\Новый год.bmp
C:\Мои рисунки\Рисунки\Компьютер\Мышка.bmp
C:\Мои документы\Ученики\8 класс\Дрынкина Е.Г.\конспект.doc
Подведение итогов. (Слайд 27)
Предлагает еще раз вспомнить определения понятий:
файл;
расширение файлов;
файловая система;
файловая структура,
путь к файлу,
операции над файлами.
Выставляет оценки учащимся.
Домашнее задание (Слайд 28)
§11 «Информатика и ИКТ» , И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, 8 кл.
Составить иерархическую структуру управления школой с помощью вложенных папок
(Слайд29) Оцените сегодняшний урок:
(Слайд30) Спасибо всем за урок!
Пришла пора проститься
И я хочу Вам пожелать
Всегда с охотой учиться
И никогда не унывать.
И перед тем, как расставаться
И расходиться по домам
хочу я с вами попрощаться
И пожелать хочу я Вам
Чтобы были вы здоровы,
Чтобы всегда держали слово,
Чтобы дружбой дорожили
Чтобы весело Вы жили
И во всех делах умели
Достигать заветной цели!
Расстаемся мы сейчас
В добрый путь и добрый час
Урок окончен. До свидания!
Используемые ресурсы:
Учебник «Информатика и ИКТ», 8 класс, И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год
Расширения файлов различных форматов (Справочник):
http://open-file.ru/
http://pedsovet.su/
http://www.it-n.ru