Разработка урока по информатике в разделе программирования на языке Паскаль на тему "Строковые величины". При проведении урока были использованы презентация,флипчарт, интерактивная доска с проектором, раздаточный материал. В течении урока, учащиеся самостоятельно заполняют лист контроля выполнения заданий. Урок можно проводить в любом классе при изучении соответствующей темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Строковые величины"»
1 час
Функции для работы с символьными строками
Цели урока:
повторить и обобщить знания по теме «Массивы»;
побудить интерес к изучению информатики;
познакомить учащихся с основными функциями для работы со строковыми данными;
закрепить навыки решения задач с использованием символьных переменных и функций.
Оборудование:
компьютеры;
доска с проектором;
листы для контроля выполнения заданий;
раздаточный материал;
флипчарт Повторение;
презентация Строки.ppt.
План занятия
Организационный момент.
Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
Актуализация полученных знаний.
Объяснение нового материала.
Теоретические упражнения.
Решение задач по новой теме.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
Затем предлагаю учащимся разделиться на 2 команды по 7-8 человек. Урок будет проходить в виде соревнования команд.
На каждом РМУ находится лист контроля выполнения задания, в котором будут отмечаться все выполненные этапы урока и количество баллов за них. По окончании всех этапов будет проведен подсчет баллов и выявление победителя.
Постановка целей и задач урока.
Тема нашего сегодняшнего урока “Функции для работы с символьными переменными»
Сегодня на уроке мы с вами:
повторим типы данных, некоторые понятия языка Паскаль;
познакомимся с основными функциями для работы со строковыми величинами;
научимся составлять программы с использованием строковых функций.
Актуализация полученных знаний.
В данном уроке использованы следующие элементы интерактивности:
№1. «Произвольный выбор» - перемещение текста.
№2. «Ластик» - удаление неверных выражений.
№3. «Интерактивное перо» - исправление ошибок в программе.
Самостоятельная работа учащихся с флипчартом Повторение.flp.
Объяснение нового материала.
Д анные строкового типа
Строковые переменные и строковые константы
Строковые константы – это последовательность символов, заключенных в апострофы, например, ‘Пример’, ‘АВС 1А’.
Строковые константы, также как и числовые, могут быть описаны в разделе описания констант.
Const Str= ‘СТРОКА’;
Переменные строкового типа описываются с помощью служебного слова String:
Var s1,s2:String[N];
где String – служебное слово;
S1,s2 – переменные строкового типа;
N – максимальная длина строки (от 0 до 255).
Функции для работы с символьными строками
Length (St) – вычисляет длину строки Str в символах. Результат имеет целочисленный тип.
Пример:
S:=’Сканер’;
D:=length(S);
Writeln (D);
На экран будет выведено: 6
Delete (Str,Poz,N) – удаляет N символов из строки Str, начиная с позиции Poz. Если значение Poz255, возникает программное прерывание.
Пример:
S:=’Рубашка’;
Delete(S,3,3);
Writeln (S);
На экран будет выведено: Рука
Insert (Str1,Str2,Poz) – вставляет строку Str1 в строку Str2, начиная с позиции Poz.
Пример:
S1:=’ма’;
S2:=’Форт’;
Insert(S1,S2,4);
Writeln (S2);
На экран будет выведено: Формат
Copy (St, Poz, N) – выделяет из строки St подстроку длиной N символов, начиная с позиции Poz. Если значение Poz будет больше длины строки St. то результатом будет пробел.
Пример:
S:=’Конфигурация’;
S:=Copy(S,4,6);
Writeln (S);
На экран будет выведено: фигура
Concat (St1,St2,…,StN) – выполняет сцепление строк St1, St2, … , StN в том порядке, в каком они указаны в списке параметров. Сумма всех сцепленных строк не должна превышать 255 символов.
Пример:
S1:=’ти’;
S2:=’кар’;
S3:=’на’;
s:=Concat(S2,S1,S3);
Writeln (S);
На экран будет выведено: картина
Pos (Str1, Str2) – обнаруживает первое появление в строке Str2 подстроки Str1. Результат имеет целочисленный тип и равен номеру той позиции, где находится первый символ подстроки Str1. Если в Str2 подстроки Str1 не найдено, результат равен 0.
Пример:
S1:=’Картридж’;
S2:=’р’;
d:=pos(s2,s1);
Writeln (d);
На экран будет выведено: 3
Str (X,Str) – преобразует числовое значение величины Х в строковое и присваивает переменной Str.
Пример:
Var x:byte; S:string;
…
X:=456;
Str (X,S);
Writeln (S);
На экран будет выведено: 456
UpCase (Ch) – преобразует строчную букву в прописную. Параметр и результат имеют литерный тип. Обрабатывает буквы только латинского алфавита.
Пример:
S:=’g’;
х:=UpCase(S);
Writeln (x);
На экран будет выведено: G
Val (Str, X, С) – преобразует строку Str в величину целочисленного или вещественного типа и присваивает переменной Х. Значение Str не должно содержать незначащих пробелов в начале и в конце. С – целочисленная переменная. Если во время операции преобразования ошибки не обнаружено, то значение С равно нулю, если ошибка обнаружена (например, цифры и буквы 45X переводятся в цифры), то С будет содержать номер позиции первого ошибочного символа.
П
Var x,c:byte; S:string;
…
S:='34V';
Val (S,X,c);
Writeln (c);
Writeln (X);
На экран будет выведено: 3
ример:
Var x,c:byte; S:string;
…
S:='345';
Val (S,X,c);
Writeln (c);
Writeln (X);
На экран будет выведено: 0
345
Теоретические упражнения.
1. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
а) S:='Монитор';
Delete (S,3,2);
Writeln (S);
б) s:='торг';
s1:='ник';
s2:='в';
Insert (s1,s,4);
Insert (s2,s,1);
Delete (s,8,1);
Writeln (s);
№ 2. Чему будет равно значение переменной S после выполнения следующих операторов:
S1:='колонна';
S2:='профессор';
K1:=copy(S1,1,2);
K2:=copy(S1,6,2);
K3:=copy(S2,2,2);
S:=concat(K1,K3,K2);
№ 3. Что должно быть записано в разделе описания переменных для следующего фрагмента программы (Var …):
A:='Рулетка';
B:=Length(V);
S:=copy(A,1,5);
Практическая работа.
Составить программы на языке PascalABC.
№ 1. Путем вырезок букв получить из слова «яблоко» слова «блок» и «око».
№ 2. Составить программу, которая запрашивает слово и определяет количество символов в нем.
№ 3. Составить программу определяющую, какая из двух фамилий длиннее. Фамилии имеют разную длину (Вывести на экран длинную фамилию).
Var a,b:string; begin readln(a); readln(b); if length(a)length(b) then write(a) else write(b); readln ; end.
Рефлексия.
Рефлексия
Оцените свой успех на уроке самостоятельно.
Я считаю, что я поработал хорошо
Не очень удовлетворителен своей работой, мог бы быть активнее
Я совсем неудовлетворителен своей работой.
Домашнее задание.
1) Учить все по конспекту.
2) Решить задачи:
Составить программу, которая запрашивает два слова и определяет, какое из них длиннее.
Составить программу, которая запрашивает слово и выводит его на экран столбиком по буквам разного цвета.
Составить программу, которая выводит на экран запрашиваемое слово в обратном порядке.
Составить программу, которая запрашивает предложение и выводит на экран все его буквы "и".
Составить программу, которая запрашивает трехзначное число и выводит на экран количество сотен, десятков и единиц.
Подведение итогов. Выставление оценок за урок.
Лист контроля выполнения заданий
«___» _____________ 20__ г. Фамилия, имя ______________________________ Класс _____
Самостоятельная работа с флипчартом Повторение.flp.
(1 балл за правильно выполненное задание)
№ задания
Количество баллов
1
2
3
Итого:
Теоретические упражнения по теме «Строковые функции»
(2 балла за каждый правильный ответ)
Задание
Ответ
Баллы
1. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
S:='Монитор';
Delete (S,3,2);
Writeln (S);
2. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
s:='торг';
s1:='ник';
s2:='в';
Insert (s1,s,4);
Insert (s2,s,1);
Delete (s,8,1);
Writeln (s);
3. Чему будет равно значение переменной S после выполнения следующих операторов:
S1:='колонна';
S2:='профессор';
K1:=copy(S1,1,2);
K2:=copy(S1,6,2);
K3:=copy(S2,2,2);
S:=concat(K1,K3,K2);
4. Что должно быть записано в разделе описания переменных для следующего фрагмента программы (Var …):
A:='Рулетка';
B:=Length(V);
S:=copy(A,1,5);
Количество набранных баллов
Практическая работа на компьютерах (Составление программ).
(3 балла за каждую правильную программу.
№ задания
Задача
Баллы
№ 1.
Путем вырезок букв получить из слова «яблоко» слова «блок» и «око».
№ 2.
Составить программу, которая запрашивает слово и определяет количество символов в нем.
№ 3.
Составить программу определяющую, какая из двух фамилий длиннее. Фамилии имеют разную длину (Вывести на экран длинную фамилию).