kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Многообразие схем и сферы их применения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Многообразие схем и сферы их применения", разработан в соответствии с логикой критического мышления. На основе программы учебника Босовой для 6 класса. Этот урок позволяет развивать основные группы УУД, особенно группу познавательных универсальных учебних действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок»


Технологическая карта урока


Автор

Баннова Антонина Юрьевна

Предмет

Информатика

Класс

6

Тема урока

«Многообразие схем и сферы их применения»

Тип урока

Комбинированный (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)

Время

1 час

Оборудование и образовательные ресурсы

Интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация для сопровождения урока, ПК учащихся.

Цель урока

  • расширить представление о видах информационных моделей,

  • сформировать представление и многообразии схем,

  • сформировать умение построения логико-графических схем

  • развитие умения классифицировать информацию, выделять главное, устанавливать связи;

  • создание условий для развития у школьников умения работать во времени

  • формирование навыков самостоятельности, привитие интереса к информатике.

Задачи

Развитие универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

развитие навыка использования знаково-символических средств представления информации, включение действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования

Коммуникативные УУД:

формирование способов деятельности, необходимых для позитивного общения.

Регулятивные УУД:

осуществлять системный анализ текста, выделять ключевые понятия и устанавливать связи и отношения между понятиями.

организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях

Личностные УУД:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, формирование основ научного мировоззрения, подготовка учащихся к практическому труду.

Формы и методы, технологии обучения

Методы: информационный (словесный), наглядный, иллюстративный, практический

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технология: формирования критического мышления.

Приемы: беседа, с апелляцией к жизненному опыту детей, создание проблемной ситуации.

Основные понятия

Информационная модель, схема.

Межпредметные связи

Уметь преобразовывать информацию из текстовой в графическую форму и наоборот, строить и исследовать информационные модели (все предметы). Межпредметная интеграция достигается за счет использования текстов из учебников по биологии, географии и истории.

Планируемые образовательные результаты

Знать:

  1. Понятие схемы

  2. Представление о схемах как разновидностях информационных моделей.

  3. Правила построения логико-графической схемы

Уметь:

  1. Выделить ключевые понятия и установить связи и отношения между понятиями

  2. Переводить любой научный текст в схему

  3. Строить схемы на компьютере используя средства текстового редактора Writer.

  4. Анализировать готовые схемы и переводить их в текстовую форму.

Личностные:

  1. Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

  2. Осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат

Метапредметные:

  1. Умение выделять существенные признаки объекта и отношения между объектами.

  2. ИКТ – компетентность (умение строить схемы)

  3. Владение общепредметными понятиями объект, система, модель, алгоритм, исполнитель и др.;

  4. Владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить.

Предметные:

  1. Формирование представления о схемах как разновидностях информационных моделей.

  2. Формирование информационной и алгоритмической культуры

  3. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства

  4. Формирование умений формализации и структурирования информации.

Познавательные:

  1. Знаково-символические действия;

  2. Знаково-символические действия выполняют функции отображения учебного материала;

  3. Выделения существенного;

  4. Моделирование.

  5. Умение структурировать знания; рефлексия способов и условий

  6. Действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Включение в деловой ритм

Личностные: стимулирование, самоопределяются, настраиваются на урок

2. Стадия вызова

(5 мин)

Сегодня на уроке мы будем работать в парах. У вас на партах вы видите схему (Распечатанные сайды 1,2), прошу вас выполнить следующее задание:

Преобразуйте информацию из графической формы в текстовую.

Прочитаете, что у вас получилось (слайд 1,2).

Вы заметили, что одну и туже схему разные группы преобразовали по-разному? Почему так произошло?

Верно. И сегодня на уроке мы разберем правила построения схем и условные обозначения в них применяемые.




Преобразовывают информацию, работая в паре.


Читают по очереди получившийся текст


Возможно потому что мы заранее не договорись об условных обозначениях.

Познавательные: целеполагание, ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Регулятивные: перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий

2. Целеполагание

(4 мин)

А для начала получим ключевое слово нашего сегодняшнего урока. Для этого разгадаем кроссворд. (Используется для актуализации знаний.)


Мы получили ключевое слово и эпиграф сегодняшнего урока «Схема отражает логику. Логика отображается графически» Аркадий Егидес (слайд 3)


Запишите тему нашего урока «Многообразие схем и сферы их применения». (слайд 4)

Разгадывают кроссворд и получают ключевое слово «Логика»

Регулятивные: развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей

Коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

3. Изучение нового материала

(5 мин)
























В повседневной жизни нас окружает множество разнообразных схем (слайды 5-10): схема проезда, схема устройства прибора, схема внешнего вида театра, схема кабинета информатики, блок-схема алгоритма, логико-графическая схема и многие другие.


Схема – это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.

В тоже время,

Схема – это логико-графическая структура. (слайд 11)


И сегодня на уроке мы более подробно остановимся на логико-графической схеме представления информации.

Эта схема поможет вам самостоятельно овладевать материалом, изложенным в книгах, а также будет способствовать вашему творческому продуктивному мышлению.

Когда мы пытались перевести логико-графическую схему в текст, мы получили разные результаты, потому что не знали правила построения этих схем и не договорились об условных обозначениях, применяемых в этих схемах.

Поэтому начнем с правил (слайд 12) У вас на столах напечатанные правила, они остаются у вас и вы их вклеите с свою тетрадь.

Правила

  1. Выделить из текста все значимые понятия

  2. Поместить понятие в замкнутую фигуру (овал)

  3. Весь текст располагать горизонтально

  4. Для пояснения использовать выноску, а не сноска

  5. Одинаковое отображать одинаково, а разное - по-разному

  6. Использовать условные обозначения

И договоримся об условных обозначениях: (слайд 13-15)

  1. Классификационное соотношение понятий

(часть – целое, род - вид)

Например: Род- треугольники, вид – равнобедренный, прямоугольный; или Целое – Дерево, часть – ствол, лист.

  1. Классификационное соотношение понятий

(перекрестные понятия)

Есть множества морских и хищных рыб. Щука – хищная, но не морская. Камбала – морская, но не хищная. Акула – принадлежит к множеству хищных и морских рыб.


Это вам уже знакомо, как называются эти обозначения отношений множеств?

  1. Причины и следствия

Например, Жара-Жажда

  1. Определение

  2. Превращение (трансформация)

Например, куколка – бабочка.











































Круги Эйлера

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные: развитие умения выдвигать гипотезу и обосновывать ее, осознанное выделение нового знания

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске


5. Первичное закрепление полученных знаний

(5 мин)

Теперь зная эти правила и применяя условные обозначения выполним следующие упражнения:

  1. (слайд 16) Выделите из данной фразы все значимые понятия.

«Ролевые конфликты являются одними из причин психических расстройств и недугов»

(Лейтц Г. Ролевые конфликты. Психология конфликта. Хрестоматия. Спб., 2001)

  1. (слайд 17) Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фразе.

«Великая Отечественная война – период российской истории»

  1. (слайд 18) Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фразе.

«Зигота в процессе беременности превращается в плод»

  1. (слайд 19) Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фразе.

«Слишком бурное развитие водоросли хлорелла в водоемах истощает запасы кислорода в воде, что приводит к гибели рыб»

  1. (слайд 20) Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фрагменте текста.

«Миграция (перемещение людей территории) может быть иммиграцией и эмиграцией. Иммиграция – это въезд в страну. Эмиграция - выезд из страны. Кроме эмиграции и иммиграции, выделяют такой вид миграции, как перемещение людей внутри станы».



Выполняют упражнения: один у доски, остальные в тетради, сверяя правильность ответов со слайдами.


Познавательные: умение структурировать информацию

Коммуникативные: учатся сообща находить ответ на поставленные вопросы




4. Физкультминутка (1 минута)

(Слайд 21) Выполним зарядку для глаз.


Личностные: эмоциональная разрядка

Регулятивные: контролируют последовательность действий, эмоции

6. Практическая работа


  • С текстом и бумагой

(5 мин)


  • на компьютере

(10 мин)


(Слайд 22)

А сейчас мы с вами докажем, что любой научный текст можно преобразовать в логико-графическую схему.

Выполним упражнение. Работать будем в парах. На экране слайд 23 с правилами.

Вам дан обычный текст из параграфов учебников за 6 класс по разным предметам: истории, биологии, географии. У каждой пары свой текст.

Ваша задача:

  1. Прочитать внимательно текст, выделяя все значимые понятия;

  2. Сначала на листочке, построить логико-графическую схему, применяя все правила построения схем и используя условные обозначения.

  3. Затем на компьютере. В текстовом редакторе Open Office Writer, пользуясь встроенным векторным редактором, нарисовать логико-графическую схему.

  4. Как только задание будет выполнено, зовете учителя и мы скидываем готовый результат на флешку.


По мере выполнения задания, все результаты собираются на флеш-карту для демонстрации результата.


Посмотрим, что у нас получилось. (Демонстрируем результаты классу).



















Выполняют задание.





Демонстрируют результаты своей деятельности.

Познавательные: умение структурировать знание, анализировать информацию представленную различными способами, выполняют действия по инструкции.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль выполнения задания.

Личностные: умение участвовать в диалоге, учатся принимать чужую точку зрения и аргументировать свою

7. Рефлексия

4 мин.

Мы доказали, что можно преобразовать любой текст учебника в логико-графическую схему. Как вы думаете в чем нам может помочь это умение?


Вернемся к схемам, с которыми мы работали в начале урока. Теперь, когда мы знаем правила и условные обозначения, как бы мы сейчас преобразовали схему в текст? Доработайте, полученный вами ранее текст.


Лучше запоминать и усваивать материал учебников.


Дорабатывают тест и читают, что получилось.

Личностные: эмоциональная оценка своего участия в познавательной деятельности на уроке

Познавательные: учились устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.

Регулятивные: развитие умения планировать деятельность в учебной ситуации.

8. Домашнее задание

1 мин

Составить логико – графическую схему пункта параграфа по любому предмету.



Литература


  1. Егидес А. П., Егидес Е. М. Е29 Лaбиринты мышления, или Учеными не рождaются. - М.: ACT-ПРЕСС КНИЕА, 2004. - 320 с: ил. - (Прaктическaя психология).

  2. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса /Л.Л. Босова, А.Ю, Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.-213с.:ил.

  3. «Биология. Живой организм.» учебник 6 класс, Н.И. Сонин

  4. «География Начальный курс» 6 класс, Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова

  5. «История России С древних времен до конца XVI века» 6 класс, А.А. Данилов, Л.Г.Косулина

10



Просмотр содержимого документа
«Правила построения схем»

Правила построения схем:

  1. Выделить из текста все значимые понятия

  2. Поместить понятие в замкнутую фигуру (овал)

  3. Весь текст располагать горизонтально

  4. Для пояснения использовать выноску, а не сноска

  5. Одинаковое отображать одинаково, а разное - по-разному

  6. Использовать условные обозначения:

    1. Классификационное соотношение понятий

(часть – целое, род - вид)

    1. Классификационное соотношение понятий

(перекрестные понятия)

    1. Причины и следствия

    1. Определение

    1. Превращение (трансформация)

Правила построения схем:

  1. Выделить из текста все значимые понятия

  2. Поместить понятие в замкнутую фигуру (овал)

  3. Весь текст располагать горизонтально

  4. Для пояснения использовать выноску, а не сноска

  5. Одинаковое отображать одинаково, а разное - по-разному

  6. Использовать условные обозначения:

    1. Классификационное соотношение понятий

(часть – целое, род - вид)

    1. Классификационное соотношение понятий

(перекрестные понятия)

    1. Причины и следствия

    1. Определение

    1. Превращение (трансформация)

Просмотр содержимого документа
«биология1»

Биология


§ 5. Ткани растений и животных

Вы уже знаете, что все живые организмы по своему строению делят на две большие группы – одноклеточные и многоклеточные. Тела одноклеточных организмов состоят из одной единственной клетки, в которой протекают все процессы жизнедеятельности.

Иначе обстоит дело у многоклеточных организмов. Их тела состоят из множества различных клеток. Каждая клетка многоклеточного организма имеет свою «специальность», т.е. выполняет строго определенную функцию – работу.

Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ткань. Клетки одной ткани соединены между собой межклеточным веществом. Кончики корня и побега состоят из мелких, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами, в их цитоплазме нет вакуолей. Это образовательная ткань, деление ее клеток обеспечивает рост растения.

Защищает растения от неблагоприятных воздействий, от повреждений покровные ткани. Они образованы как живыми, так и мертвыми клетками.

Опору растению и его органам придает механическая ткань. Вода, растворенные в ней минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям. Мякоть листьев и плодов, мягкие части цветка, главную массу коры и сердцевины стеблей, корня образует основная ткань.

Строение тканей животных организмов. Различают четыре типа животных тканей – эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

Наружную поверхность тела животных, а также полости внутренних органов выстилает эпителиальная ткань. Опорную и защитную функцию в организме животных выполняет соединительная ткань. Она же в значительной степени определяет и форму их тела, может служить энергетическим депо и предохранять организм от потери тепла.

Важная особенность животных – их способность к передвижению. Движение большинства животных – результат сокращений мышц. Мышцы состоят из мышечной ткани. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечные ткани. Их основное свойство – возбудимость и сократимость.

Нервная ткань образует нервную систему животного. Его основу составляют нервные клетки. Основные свойства нервной клетки – это возбудимость и проводимость.


«Биология. Живой организм.» 6 класс,

Н.И. Сонин

Просмотр содержимого документа
«биология2»

Биология


§ 7. Органы и системы органов животных

Связанные между собой органы, объединенные общей работой, составляют систему органов.

Внутри тела позвоночных животных имеются особые пространства – полости. Органы, расположенные в полости, называют внутренними.

В пищеварительной системе происходит переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь. У дождевого червя эта система состоит из рта, глотки, пищевода, зоба, мускулистого желудка, кишечника, анального отверстия.

Кровеносная система снабжает все органы животного питательными веществами и выносит из них ненужные и вредные вещества.

Система органов дыхания осуществляет обмен газов в организме, т.е. поступление кислорода и выделение углекислого газа. Строение дыхательной системы у разных животных различно.

Выделительная система выводит из организма вредные вещества – продукты его жизнедеятельности. Органы выделения рыб и других позвоночных – почки. В состав выделительной системы позвоночных входят также два мочеточника, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

Опорно0двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Скелет придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы от повреждений. Благодаря сокращениям мышц животное может активно передвигаться.

Благодаря деятельности нервной системы все системы органов работают согласовано. Самая сложная нервная система у позвоночных: она образована головным и спинным мозгом и многочисленными нервами.

В регуляции деятельности организма принимают участие особые химические вещества – гормоны, которые выделяются специальными железами, составляющими эндокринную систему.

Система органов размножения (половая система) обеспечивает воспроизведение организмом себе подобных. Основной частью этой системы являются половые железы – яичники и семенники, в которых образуются половые клетки.


«Биология. Живой организм.» 6 класс,

Н.И. Сонин

Просмотр содержимого документа
«география1»

География


§ 17. Горные породы и минералы

1. Из чего состоит земная кора? Вся толща земной коры состоит из разнообразных горных пород. Каждая горная порода состоит из определенных минералов, а расположение горных пород в земной коре имеет определенные закономерности. По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

2. Магматические горные породы. Это породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердевании. Если магма достигла земной поверхности и излилась на нее, то она остывает довольно быстро и не образует или почти не образует кристаллов. К излившимся (эффузивным) породам относится базальт, андезит, липарит, пемза и др. Из затвердевшей на глубине магмы образуются глубинные магматические породы: габбро, диорит, гранит. Их отличает крупнокристаллическое строение.

3. Осадочные горные породы. Они образуются путем осаждения на дне океанов, морей, других водоемов и на суше. Осевшие обломки – щебень, галька, песок, глина и др. – это обломочные горные породы.

В воде морей, океанов и некоторых озер растворено много химических веществ. При высыхании водоемов эти вещества осаждаются в виде кристаллов на их дне. Такие породы называют химическими (гипс, поваренная соль и др.). И химические, и обломочные горные породы имеют неорганическое происхождение.

Горные породы, возникшие в результате жизнедеятельности организмов, называются органическими. Они образуются из остатков растений и животных или продуктов их жизнедеятельности (каменный уголь, нефть, горючие сланцы и др.).

4. Метаморфические горные породы. Под воздействием давления, высоких температур горные породы приобретают новые свойства: известняк превращается в мрамор, песчаник – в кварцит, глина – глинистый сланец, гранит – в гнейс и т.п. Горные порода образовавшиеся в результатеизменения состава или свойств первоначальных пород, называются метаморфическими.


«География Начальный курс» 6 класс,

Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова

Просмотр содержимого документа
«география2»

География


§ 45. Причины, влияющие на климат

Климат той или иной местности зависит от многих причин. Главные из них – географическая широта местности, ее высота над уровнем моря, рельеф, близость к морям и океанам, океанические течения, направления господствующих ветров.

1.Зависимость климата от географической широты. Солнечные лучи, попадая на земной шар под разным углом, по-разному согревают его поверхность.

2. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Климат, для которого характерна достаточно теплая зима, прохладное лето, небольшая годовая амплитуда температур, много осадком, называется морским. Такой климат характерен для северо-западной окраины Евразии.

Если продвигаться от острова Великобритания на восток, то годовая амплитуда температур увеличивается, а среднегодовое количество осадков уменьшится. Климат становиться вначале умеренно континентальным, потом континентальным и, наконец, резко континентальным. На климат Дальнего Востока влияют муссоны. Для умеренного муссонного климата характерна сухая холодная зима и прохладное дождливое лето.

3. Зависимость климата от океанических течений. Влияние океанов на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений. Океанические течения оказывают влияние на выпадение осадков в прибрежных частях материков.

4. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря. Большое влияние на климат оказывает не только высота над уровнем моря, но и расположение горных хребтов. Известно, что температура воздуха в тропосфере с высотой понижается. Поэтому в местах, расположенных на большой высоте над уровнем моря, климат отличается суровостью. Этот климат называется высокогорным.

«География Начальный курс» 6 класс,

Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова

Просмотр содержимого документа
«история1»

История


§ 6. Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром

Основные слои древнерусского населения.


Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Тем не менее древнерусское общество подразделялось на определенные категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на «старшую» - бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и «младшую». Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества.

Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, которые объединялись в общины. Но появилось и зависимое население: смерды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, закупы – разорившиеся общинники, пошедшие в долговременную кабалу за ссуду, проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. К зависимой части населения относились также рядовичи – люди, которые заключили договор, согласившись жить и работать у господина на определенных условиях. Зависимое положение не передавалось по наследству.

Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Ребенок, родившийся о холопки, также был холопом.

И все же, несмотря на появление знатных и зависимых, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

«История России С древних времен до конца XVI века» 6 класс,

А.А. Данилов, Л.Г.Косулина

Просмотр содержимого документа
«история2»

История


§ 21. Московское государство в конце XV – начале XVI века

Органы управления государством.


С появлением единого государства в Москве формируются центральные органы власти. Во главе государства стоял великий князь, государь и самодержец всея Руси.

Великий князь «держал совет» с Боярской думой, которая состояла из представителей старинных боярских родов. С включением новых земель в состав Московского государства в Боярскую думу стали входить и князья прежде независимых княжеств. Боярская дума состояла из представителей двух думных чинов: бояр и окольничих, которых назначал великий князь. Численный состав думы был не большим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих.

Существовали два общегосударственных учреждения, которые исполняли великокняжеские распоряжения: дворец и казна. Дворец, возглавлявшийся дворецким, рассматривал земельные споры и вершил суд. Казну возглавлял казначей. Он контролировал взимание налогов и таможенных сборов (пошлин). В казне хранились государственная печать, государственный архив. Казна занималась вопросами внешней политики.

Вся территория страны делилась на уезды. Уезды делились на более мелкие единицы: волости и станы. В уезд великий князь присылал своих управителей – наместников, в станы и волости – волостелей. Они собирали налоги, следили за исполнением княжеских указов, чинили суд и расправу.

Внутри Московского государства продолжали существовать уделы, которые выделялись братьям и сыновьям великого князя. Но права удельных князей были сильно урезаны, и они были обязаны во всем подчиняться великому князю.


«История России С древних времен до конца XVI века» 6 класс,

А.А. Данилов, Л.Г.Косулина

Просмотр содержимого презентации
«Логико-графическое струтурирование»

Подсобное крестьянское хозяйство (домашние животные) В советское время Крупный рогатый скот коровы куры Мелкий рогатый скот козы индей-ки Неводо-плавающие птицы овцы Грызуны кролики гуси Служебные животные Водо-плавающие птицы лебеди собаки утки кошки птицы млекопитающие Крестьяне и их дети наблюдали это в жизни Сведения по зоологии крестьяне и их дети получали из жизни, а не из школьных учебников

Подсобное крестьянское хозяйство (домашние животные)

В советское время

Крупный рогатый скот

коровы

куры

Мелкий рогатый скот

козы

индей-ки

Неводо-плавающие птицы

овцы

Грызуны

кролики

гуси

Служебные животные

Водо-плавающие птицы

лебеди

собаки

утки

кошки

птицы

млекопитающие

Крестьяне и их дети наблюдали это в жизни

Сведения по зоологии крестьяне и их дети получали из жизни, а не из школьных учебников

Распространение нежелательных биогенных веществ и повышенное количество разнообразных микроорганизмов Разрушается экосистема Антропогенное загрязнение окружающей среды Не предотвращается попадание в среду нежелательных биогенных веществ Меняется состав водорослей Массовое размножение микроорганизмов на субстратах или средах, измененных в ходе хозяйственной деятельности Связано с изменением физических параметров среды Биологическое загрязнение Физическое загрязнение Тепловое загрязнение водоемов Ионизирующее излучение Появление веществ, которые отсутствовали в этой среде раньше (тяжелые металлы, пестициды и т.п.) радиоактивное Химическое загрязнение Электро-магнитное минеральное Сброс теплых вод радиационное органическое шумовое Неконтролируемый сброс радионуклеидов Изменение естественных химических свойств среды Развитие шумной промышленности Концентрация линий электропередач, радиопередатчиков, телекоммуникационных систем Сброс отходов химических производств, нефтедобыча, бытовой сток

Распространение нежелательных биогенных веществ и повышенное количество разнообразных микроорганизмов

Разрушается экосистема

Антропогенное загрязнение окружающей среды

Не предотвращается попадание в среду нежелательных биогенных веществ

Меняется состав водорослей

Массовое размножение микроорганизмов на субстратах или средах, измененных в ходе хозяйственной деятельности

Связано с изменением физических параметров среды

Биологическое загрязнение

Физическое загрязнение

Тепловое загрязнение водоемов

Ионизирующее излучение

Появление веществ, которые отсутствовали в этой среде раньше (тяжелые металлы, пестициды и т.п.)

радиоактивное

Химическое загрязнение

Электро-магнитное

минеральное

Сброс теплых вод

радиационное

органическое

шумовое

Неконтролируемый сброс радионуклеидов

Изменение естественных химических свойств среды

Развитие шумной промышленности

Концентрация линий электропередач, радиопередатчиков, телекоммуникационных систем

Сброс отходов химических производств, нефтедобыча, бытовой сток

«Схема отражает логику. Логика отображается графически.» Аркадий Егидес

«Схема отражает логику.

Логика отображается графически.»

Аркадий Егидес

Многообразие схем и сферы их применения

Многообразие схем и сферы их применения

Жидкокристаллический дисплей Схема Оригинал

Жидкокристаллический дисплей

Схема

Оригинал

Схема зала  театра им. Вахтангова

Схема зала театра им. Вахтангова

Схема кабинета информатики РМУ Лекционные места РМП

Схема кабинета информатики

РМУ

Лекционные места

РМП

Схема района Жулебино  (г. Москва)

Схема района Жулебино (г. Москва)

Пример блок-схемы алгоритма Подъехал Иван Царевич к камню Куда? Нет Да Направо  пойдешь? Коня потеряешь Голову  сложишь

Пример блок-схемы алгоритма

Подъехал Иван Царевич к камню

Куда?

Нет

Да

Направо пойдешь?

Коня потеряешь

Голову сложишь

Логико-графическая схема Нагревание Твердое вещество Лед Жидкость Говяжий жир Сахар Вещество

Логико-графическая схема

Нагревание

Твердое вещество

Лед

Жидкость

Говяжий жир

Сахар

Вещество

Схема - это представление объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений. Схема - это логико-графическая структура. Схема радиоприёмника

Схема - это представление объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений.

Схема - это логико-графическая структура.

Схема радиоприёмника

Правила построения схем:

Правила построения схем:

  • Выделить из текста все значимые понятия
  • Поместить понятие в замкнутую фигуру (овал)
  • Весь текст располагать горизонтально
  • Для пояснения использовать выноску, а не сноска
  • Одинаковое отображать одинаково, а разное - по-разному
  • Использовать условные обозначения
Условные обозначения: Классификационное соотношение понятий  (часть – целое, род - вид) Род Вид 1 Вид 2

Условные обозначения:

  • Классификационное соотношение понятий

(часть – целое, род - вид)

Род

Вид 1

Вид 2

Условные обозначения: Классификационное соотношение понятий  (перекрестные понятия) Морская рыба Хищная рыба камбала Щука акула

Условные обозначения:

  • Классификационное соотношение понятий

(перекрестные понятия)

Морская рыба

Хищная рыба

камбала

Щука

акула

Условные обозначения: Причины и следствия следствие причина Определение Определение понятие Превращение (трансформация) Объект 2 Объект 1

Условные обозначения:

  • Причины и следствия

следствие

причина

  • Определение

Определение

понятие

  • Превращение (трансформация)

Объект 2

Объект 1

Упражнения Задача 1 Выделите из данной фразы все значимые понятия. «Ролевые конфликты являются одними из причин психических расстройств и недугов» (Лейтц Г. Ролевые конфликты. Психология конфликта. Хрестоматия. Спб., 2001) Ролевые конфликты Психические расстройства Основные причины недуги причины

Упражнения

  • Задача 1

Выделите из данной фразы все значимые понятия.

«Ролевые конфликты являются одними из причин психических расстройств и недугов»

(Лейтц Г. Ролевые конфликты. Психология конфликта. Хрестоматия. Спб., 2001)

Ролевые конфликты

Психические расстройства

Основные причины

недуги

причины

Упражнения Задача 2 Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фразе. «Великая Отечественная война – период российской истории» Российская история Великая отечественная война

Упражнения

  • Задача 2

Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фразе.

«Великая Отечественная война – период российской истории»

Российская история

Великая отечественная война

Упражнения Задача 3 Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фразе. «Зигота в процессе беременности превращается в плод» Процесс беременности Зигота плод

Упражнения

  • Задача 3

Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фразе.

«Зигота в процессе беременности превращается в плод»

Процесс беременности

Зигота

плод

Упражнения Задача 4 Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фразе. «Слишком бурное развитие водоросли хлорелла в водоемах истощает запасы кислорода в воде, что приводит к гибели рыб» Слишком бурное развитие хлореллы в водоеме Истощение запасов кислорода в воде Гибель рыб

Упражнения

  • Задача 4

Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фразе.

«Слишком бурное развитие водоросли хлорелла в водоемах истощает запасы кислорода в воде, что приводит к гибели рыб»

Слишком бурное развитие хлореллы в водоеме

Истощение запасов кислорода в воде

Гибель рыб

Упражнения Задача 5 Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фрагменте текста. «Миграция (перемещение людей территории) может быть иммиграцией и эмиграцией. Иммиграция – это въезд в страну. Эмиграция - выезд из страны. Кроме эмиграции и иммиграции, выделяют такой вид миграции, как перемещение людей внутри станы». Миграция Перемещение людей по территории эмиграция иммиграция Перемещение людей внутри страны Выезд из страны Въезд в страну

Упражнения

  • Задача 5

Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в следующей фрагменте текста.

«Миграция (перемещение людей территории) может быть иммиграцией и эмиграцией. Иммиграция – это въезд в страну. Эмиграция - выезд из страны. Кроме эмиграции и иммиграции, выделяют такой вид миграции, как перемещение людей внутри станы».

Миграция

Перемещение людей по территории

эмиграция

иммиграция

Перемещение людей внутри страны

Выезд из страны

Въезд в страну

Физминутка для глаз!

Физминутка для глаз!

Упражнения Задача 6 Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в данном вам тексте. Схему постройте при помощи примитивов встроенного векторного редактора в Open Office Writer.

Упражнения

  • Задача 6

Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий в данном вам тексте.

Схему постройте при помощи примитивов встроенного векторного редактора в Open Office Writer.

Правила построения схем:

Правила построения схем:

  • Выделить из текста все значимые понятия
  • Поместить понятие в замкнутую фигуру (овал)
  • Весь текст располагается горизонтально
  • Для пояснения используется выноска, а не сноска
  • Одинаковое отображается одинаково, а разное - по-разному
  • Использовать условные обозначения
Подсобное крестьянское хозяйство (домашние животные) В советское время Крупный рогатый скот коровы куры Мелкий рогатый скот козы индей-ки Неводо-плавающие птицы овцы Грызуны кролики гуси Служебные животные Водо-плавающие птицы лебеди собаки утки кошки птицы млекопитающие Крестьяне и их дети наблюдали это в жизни Сведения по зоологии крестьяне и их дети получали из жизни, а не из школьных учебников

Подсобное крестьянское хозяйство (домашние животные)

В советское время

Крупный рогатый скот

коровы

куры

Мелкий рогатый скот

козы

индей-ки

Неводо-плавающие птицы

овцы

Грызуны

кролики

гуси

Служебные животные

Водо-плавающие птицы

лебеди

собаки

утки

кошки

птицы

млекопитающие

Крестьяне и их дети наблюдали это в жизни

Сведения по зоологии крестьяне и их дети получали из жизни, а не из школьных учебников

Распространение нежелательных биогенных веществ и повышенное количество разнообразных микроорганизмов Разрушается экосистема Антропогенное загрязнение окружающей среды Не предотвращается попадание в среду нежелательных биогенных веществ Меняется состав водорослей Массовое размножение микроорганизмов на субстратах или средах, измененных в ходе хозяйственной деятельности Связано с изменением физических параметров среды Биологическое загрязнение Физическое загрязнение Тепловое загрязнение водоемов Ионизирующее излучение Появление веществ, которые отсутствовали в этой среде раньше (тяжелые металлы, пестициды и т.п.) радиоактивное Химическое загрязнение Электро-магнитное минеральное Сброс теплых вод радиационное органическое шумовое Неконтролируемый сброс радионуклеидов Изменение естественных химических свойств среды Развитие шумной промышленности Концентрация линий электропередач, радиопередатчиков, телекоммуникационных систем Сброс отходов химических производств, нефтедобыча, бытовой сток

Распространение нежелательных биогенных веществ и повышенное количество разнообразных микроорганизмов

Разрушается экосистема

Антропогенное загрязнение окружающей среды

Не предотвращается попадание в среду нежелательных биогенных веществ

Меняется состав водорослей

Массовое размножение микроорганизмов на субстратах или средах, измененных в ходе хозяйственной деятельности

Связано с изменением физических параметров среды

Биологическое загрязнение

Физическое загрязнение

Тепловое загрязнение водоемов

Ионизирующее излучение

Появление веществ, которые отсутствовали в этой среде раньше (тяжелые металлы, пестициды и т.п.)

радиоактивное

Химическое загрязнение

Электро-магнитное

минеральное

Сброс теплых вод

радиационное

органическое

шумовое

Неконтролируемый сброс радионуклеидов

Изменение естественных химических свойств среды

Развитие шумной промышленности

Концентрация линий электропередач, радиопередатчиков, телекоммуникационных систем

Сброс отходов химических производств, нефтедобыча, бытовой сток

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Составить логико – графическую схему пункта параграфа по любому предмету.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Многообразие схем и сферы их применения"

Автор: Баннова Антонина Юрьевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Рабочая программа по обществознанию 11 класс. Авторы учебника: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И."
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaiaproghrammapoobshchiestvoznaniiu11klassavtoryuchiebnikabogholiubovlngorodietskaiani"
    ["file_id"] => string(6) "274320"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452359308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства