Тема | Работа с элементами одномерного массива (нахождение минимального и максимального элемента) |
Цель урока | Создание условий для формирования представлений об обработке одномерных массивов. |
Задачи урока | обучающие: ознакомить с типовыми алгоритмами обработки массивов; организовать самостоятельную деятельность учащихся при решении задач на обработку одномерного массива; способствовать выработке умений применения массива для решения конкретной задачи; развивающие: способствовать развитию логического и алгоритмического мышления, навыков применения массивов при решении задач; развивать навыки коллективной работы; воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний; формировать культуру общения и сотрудничества, совершенствовать рефлексивные умения учащихся, воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения. |
Планируемый результат | Предметные |
- понятие «массив», элемент массива, операторы для работы с массивами. - уметь работать с элементами массива, - применять типовые алгоритмы обработки при решении задач, - производить отладку, тестирование программы. |
Личностные |
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; - осуществление поиска нужной информации. |
Метапредметные |
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; -понимание роли и значения массивов для решения математических задач на последовательности, сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний; сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. |
Основные понятия | Массивы. Одномерные массивы. Типовые алгоритмы обработки массивов. |
Межпредметные связи | Математика |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Опорный конспект мультимедийный проектор, компьютер. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа |
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Повторение изученного материала (5 мин) | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, готовность рабочего места. - Что такое массив? - К какому типу задач применяется массив? В начале выполнения этого фрагмента в массиве находились числа 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, т. е. A[0] = 10, A[1] = 9 и т. д. Сколько элементов массива после выполнения программы будут иметь ненулевые значения n:=10; for i:=0 to n do begin K := A[i]; A[K] := 0; end; В программе используется одномерный целочисленный массив A с индексами от 0 до 9. Значения элементов равны 8, 4, 3, 0, 7, 2, 1, 5, 9, 6 соответственно, т.е. A[0] = 8, A[1] = 4 и т.д. Определите значение переменной s после выполнения следующего фрагмента этой программы s := 0; for j := 0 to 8 do if A[j] A[j+1] then begin s := s + 1; t := A[j]; A[j] := A[j+1]; A[j+1] := t; end; | Готовят рабочее место, настраиваются на урок Дают определение. 2 ученика у доски Остальные выполняют работу самостоятельно. Затем сверяются с доской. | Работа с опорным конспектом. | оператор присваивания Работа с циклом for, с одномерным массивом. | Коммуникативные: Приветствуют учителя Познавательные: вспоминают изученный ранее материал: массивы Регулятивные: определяют, каких знаний им не хватает, определяют соответствующие учебные задачи |
Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: "Включение" в учебную деятельность II. Формулирование темы урока, постановка цели Цель: Подведение учеников к цели урока. | Итак, мы вспомнили, как работать с элементами одномерного массива. Решим следующую задачу. Задача. Известен рост учащихся класса. Определите максимальный рост в классе. - Сегодня на уроке мы познакомимся с алгоритмами нахождения максимального и минимального элемента одномерного массива. | С помощью учителя определяют цель урока, записывают тему, проговаривают задачи урока | | | |
III. Изучение нового (17 мин) Цель: "Включение" в целенаправленное действие | Учитель ставит проблему: - Как найти наибольший элемент в последовательности чисел? -Возьмем конкретную последовательность: 165 170 159 181 169 - Каким образом вы находите наибольшее число? - (мотивация к учебной деятельности) Алгоритм нахождения мин макс элемента массива используется в задаче №25 из ЕГЭ. Оформим данный алгоритм в виде программы. -Откройте файл program1.pas Program z1; Const N=30; Var R: array [1..N] of integer; i, Max: integer; Begin For i := 1 to N do Readln (R[i]); Max:=__________ For i := 1 to N do if ____________ then Max:=____________; Writeln(Max); End. - Как изменится программа, если необходимо будет найти минимальный рост? Модифицируйте программу. Протестируйте ее. -Занесите изменения в опорный конспект. - Как изменится программа, если необходимо найти, сколько человек в классе имеет минимальный рост? | Объясняют, как находят наибольшее число 181. Сначала за наибольшее было взято первое число, затем с ним сравнивались последующие числа. Садятся за компьютеры (парами). Открывают файл. Вспоминают генератор случайных чисел. Вносят изменения в программу. Определяют результат работы программы. Делают изменения в программе. Тестируют ее. Обсуждение возможных решений задачи. | Max:=R[1] if R[i]=Max then Max:=R[i] Min:=R[1] if R[i] Min:=R[i] К:=К+1 (формула нахождения кол-ва) Обсуждение фрагментов программ в парах. | генератор случайных чисел выбор по условию, поиск максимального (минимального) элемента в массиве кол-во элементов | Познавательные: вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его, анализируют, сравнивают и обобщают факты, выявляют причины, осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний Коммуникативные: вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его Регулятивные: осознают цели предстоящей деятельности |
V. IV. Закрепление нового (10 мин) Цель: "Включение" в продуктивную деятельность. | Практическая работа на компьютере. Задача. Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы могут принимать значения от 160 до 200 – рост учащихся выпускного класса. В баскетбольную команду берут тех, чей рост не менее 180 см. Составьте программу, которая подсчитывает и выводит минимальный рост игрока баскетбольной команды. Гарантируется, что хотя бы один ученик играет в баскетбольной команде | Выполняют работу на компьютере (в парах) и заносят данные в конспект. | Практическая работа на компьютере (в парах): сравнивают свои решения; тестируют программы. | | Познавательные: выполняют задания на новый материал в парах Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи Коммуникативные: обсуждают в группах варианты решения учебной задачи |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: для учителя: получение данных для корректировки или индивидуализации обучения; для ученика: самоопределение, постановка личных и познавательных задач. | Предлагает сделать вывод по уроку: – Чему научились? Анализирует и оценивает работу учащихся на уроке. Дает домашнее задание из опорного конспекта Задачи (ЕГЭ 19): Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы: for n:=1 to 100 do A[n] := n - 10; for n:=1 to 100 do B[n] := A[n]*n; Сколько элементов массива B будут иметь положительные значения?______________________ | В программе описан одномерный целочисленный массив с индексами от 0 до 10. В приведенном ниже фрагменте программы массив сначала заполняется, а потом изменяется: for i:=0 to 10 do A[i]:= i + 1; for i:=1 to 10 do A[i]:= A[i-1]; Как изменяются элементы этого массива? 1) все элементы, кроме последнего, сдвигаются на 1 элемент вправо 2) все элементы, кроме первого, сдвигаются на 1 элемент влево 3) все элементы окажутся равны 1 4) все элементы окажутся равны своим индексам | 3)В программе описан одномерный целочисленный массив с индексами от 0 до 10. В приведенном ниже фрагменте программы массив сначала заполняется, а потом изменяется: for i:=0 to 10 do A[i]:= i; for i:=1 to 11 do A[i-1]:= A[11-i]; Чему будут равны элементы этого массива? 1) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 2) 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 3) 10 9 8 7 6 5 6 7 8 9 10 4) 11 10 9 8 7 6 7 8 9 10 11 | Составить программу: Задачи (ЕГЭ 25): Дан целочисленный массив из 20 элементов, все элементы которого – целые числа в интервале от -1000 до 1000. Опишите алгоритм, который находит максимальное значение из всех нечетных элементов массива, которые делятся на 5. Гарантируется, что хотя бы один такой элемент существует. Протестировать ее на компьютере. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Рефлексируют по заданным вопросам. Записывают домашнее задание | | | Познавательные: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Коммуникативные: отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Регулятивные: определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, определяют степень своего продвижения к цели |
Известен рост учащихся класса. Определите максимальный рост в классе.
- Как изменится программа, если необходимо будет найти минимальный рост? _____________________________________
- Как изменится программа, если необходимо найти , сколько человек в классе имеет минимальный рост?
__________________________________________________________________________________________________________________
Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы могут принимать значения от 160 до 200 – рост учащихся выпускного класса. В баскетбольную команду берут тех, чей рост не менее 180 см. Опишите алгоритм, который подсчитывает и выводит минимальный рост игрока баскетбольной команды. Гарантируется, что хотя бы один ученик играет в баскетбольной команде
Дан целочисленный массив из 20 элементов, все элементы которого – целые числа в интервале от -1000 до 1000. Опишите алгоритм, который находит максимальное значение из всех нечетных элементов массива, которые делятся на 5. Гарантируется, что хотя бы один такой элемент существует.