kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с элементами одномерного массива (нахождение минимального и максимального элемента)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Работа с элементами одномерного массива (нахождение минимального и максимального элемента) предназначена для учащихся 10 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с элементами одномерного массива (нахождение минимального и максимального элемента)»

Ф.И.О. Кислякова Ирина Анатольевна

Предмет: информатика

Класс: 10 класс

Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Работа с элементами одномерного массива (нахождение минимального и максимального элемента)

Цель урока

Создание условий для формирования представлений об обработке одномерных массивов.

Задачи урока

обучающие: ознакомить с типовыми алгоритмами обработки массивов; организовать самостоятельную деятельность учащихся при решении задач на обработку одномерного массива; способствовать выработке умений применения массива для решения конкретной задачи;

развивающие: способствовать развитию логического и алгоритмического мышления, навыков применения массивов при решении задач; развивать навыки коллективной работы;

воспитательные: воспитание информационной культуры, внимательности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний; формировать культуру общения и сотрудничества, совершенствовать рефлексивные умения учащихся, воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения.


Планируемый результат

Предметные

- понятие «массив», элемент массива, операторы для работы с массивами.

- уметь работать с элементами массива,

- применять типовые алгоритмы обработки при решении задач,

- производить отладку, тестирование программы.

Личностные

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

- осуществление поиска нужной информации.


Метапредметные

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

-понимание роли и значения массивов для решения математических задач на последовательности, сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний; сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; ориентироваться на пони­мание причин успеха в учебе.


Основные понятия

Массивы. Одномерные массивы. Типовые алгоритмы обработки массивов.

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Опорный конспект

мультимедийный проектор, компьютер.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа


Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Повторение изученного материала (5 мин)


Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, готовность рабочего места.



- Что такое массив?

- К какому типу задач применяется массив?


  1. В начале выполнения этого фрагмента в массиве находились числа 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, т. е. A[0] = 10, A[1] = 9 и т. д. Сколько элементов массива

после выполнения программы будут иметь ненулевые значения


n:=10;

for i:=0 to n do begin

K := A[i];

A[K] := 0;

end;


  1. В программе используется одномерный целочисленный массив A с индексами от 0 до 9. Значения элементов равны 8, 4, 3, 0, 7, 2, 1, 5, 9, 6

соответственно, т.е. A[0] = 8, A[1] = 4 и т.д.

Определите значение переменной s после выполнения следующего

фрагмента этой программы


s := 0;

for j := 0 to 8 do

if A[j] A[j+1] then

begin

s := s + 1;

t := A[j];


A[j] := A[j+1];

A[j+1] := t;

end;

Готовят рабочее место, настраиваются на урок


Дают определение.




2 ученика у доски

Остальные выполняют работу самостоятельно. Затем сверяются с доской.

Работа с опорным конспектом.












оператор присваивания




Работа с циклом for, с одномерным массивом.

Коммуникативные:

Приветствуют учителя

Познавательные:

вспоминают изученный ранее материал: массивы

Регулятивные:

определяют, каких знаний им не хватает, определяют

соответствующие учебные задачи

Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: "Включение" в учебную деятельность


II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цель: Подведение учеников к цели урока.

Итак, мы вспомнили, как работать с элементами одномерного массива. Решим следующую задачу.

Задача. Известен рост учащихся класса. Определите максимальный рост в классе.



- Сегодня на уроке мы познакомимся с алгоритмами нахождения максимального и минимального элемента одномерного массива.








С помощью учителя определяют цель урока, записывают тему, проговаривают задачи урока





III. Изучение нового (17 мин)

Цель: "Включение" в целенаправленное действие


Учитель ставит проблему:

- Как найти наибольший элемент в последовательности чисел?

-Возьмем конкретную последовательность:


165 170 159 181 169


- Каким образом вы находите наибольшее число?


-



(мотивация к учебной деятельности)

Алгоритм нахождения мин макс элемента массива используется в задаче №25 из ЕГЭ.


Оформим данный алгоритм в виде программы.


-Откройте файл program1.pas

Program z1;

Const N=30;

Var R: array [1..N] of integer; i, Max: integer;

Begin

For i := 1 to N do

Readln (R[i]);

Max:=__________

For i := 1 to N do

if ____________ then

Max:=____________;

Writeln(Max);

End.


  • Внесем в программу необходимые дополнения, чтобы находился максимальный рост учащихся.

  • Протестируйте программу.


  • Занесите изменения в опорный конспект.


- Как изменится программа, если необходимо будет найти минимальный рост? Модифицируйте программу. Протестируйте ее.

-Занесите изменения в опорный конспект.


- Как изменится программа, если необходимо найти, сколько человек в классе имеет минимальный рост?











Объясняют, как находят наибольшее число 181.


Сначала за наибольшее было взято первое число, затем с ним сравнивались последующие числа.



Садятся за компьютеры (парами). Открывают файл. Вспоминают генератор случайных чисел.


Вносят изменения в программу.



Определяют результат работы программы.





Делают изменения в программе. Тестируют ее.





Обсуждение возможных решений задачи.

































Max:=R[1]

if R[i]=Max then

Max:=R[i]













Min:=R[1]

if R[i]

Min:=R[i]




К:=К+1 (формула нахождения кол-ва)



Обсуждение фрагментов программ в парах.


























генератор случайных чисел
















выбор по условию,

поиск максимального (минимального)

элемента в массиве

кол-во элементов

Познавательные: вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его, анализируют, сравнивают и обобщают факты, выявляют причины, осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний


Коммуникативные: вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

Регулятивные: осознают цели предстоящей деятельности






V. IV. Закрепление нового (10 мин)

Цель: "Включение" в

продуктивную деятельность.

Практическая работа на компьютере.

Задача.

Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы могут принимать значения от 160 до 200 ­– рост учащихся выпускного класса. В баскетбольную команду берут тех, чей рост не менее 180 см. Составьте программу, которая подсчитывает и выводит минимальный рост игрока баскетбольной команды. Гарантируется, что хотя бы один ученик играет в баскетбольной команде




Выполняют работу на компьютере (в парах) и заносят данные в конспект.


Практическая работа на компьютере (в парах):

сравнивают свои решения; тестируют программы.


Познавательные: выполняют задания на новый материал в парах

Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи Коммуникативные: обсуждают в группах варианты решения учебной задачи

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

для учителя: получение данных для корректировки или индивидуализации обучения;

для ученика: самоопределение, постановка личных и познавательных задач.


Предлагает сделать вывод по уроку:

– Чему научились?

Анализирует и оценивает работу учащихся на уроке.

Дает домашнее задание из опорного конспекта

Задачи (ЕГЭ 19):

  1. Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

for n:=1 to 100 do

A[n] := n - 10;

for n:=1 to 100 do

B[n] := A[n]*n;

Сколько элементов массива B будут иметь положительные значения?______________________


  1. В программе описан одномерный целочисленный массив с индексами от 0 до 10. В приведенном ниже фрагменте программы массив сначала заполняется, а потом изменяется:

for i:=0 to 10 do

A[i]:= i + 1;

for i:=1 to 10 do

A[i]:= A[i-1];

Как изменяются элементы этого массива?

1) все элементы, кроме последнего, сдвигаются на 1 элемент вправо

2) все элементы, кроме первого, сдвигаются на 1 элемент влево

3) все элементы окажутся равны 1

4) все элементы окажутся равны своим индексам

3)В программе описан одномерный целочисленный массив с индексами от 0 до 10. В приведенном ниже фрагменте программы массив сначала заполняется, а потом изменяется:

for i:=0 to 10 do

A[i]:= i;

for i:=1 to 11 do

A[i-1]:= A[11-i];

Чему будут равны элементы этого массива?

1) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

2) 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3) 10 9 8 7 6 5 6 7 8 9 10

4) 11 10 9 8 7 6 7 8 9 10 11


Составить программу:

Задачи (ЕГЭ 25):

Дан целочисленный массив из 20 элементов, все элементы которого – целые числа в интервале от -1000 до 1000. Опишите алгоритм, который находит максимальное значение из всех нечетных элементов массива, которые делятся на 5. Гарантируется, что хотя бы один такой элемент существует.

Протестировать ее на компьютере.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Рефлексируют по заданным вопросам. Записывают домашнее задание



Познавательные: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Коммуникативные: отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.


Регулятивные: определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, определяют степень своего продвижения к цели








Опорный конспект « »


Повторение.

В начале выполнения этого фрагмента в массиве находились числа 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, т. е. A[0] = 10, A[1] = 9 и т. д. Сколько элементов массива

после выполнения программы будут иметь ненулевые значения


n:=10;

for i:=0 to n do begin

K := A[i];

A[K] := 0;

end;

В программе используется одномерный целочисленный массив A с индексами от 0 до 9. Значения элементов равны 8, 4, 3, 0, 7, 2, 1, 5, 9, 6

соответственно, т.е. A[0] = 8, A[1] = 4 и т.д.

Определите значение переменной s после выполнения следующего

фрагмента этой программы


s := 0;

for j := 0 to 8 do

if A[j] A[j+1] then

begin

s := s + 1;

t := A[j];

A[j] := A[j+1];

A[j+1] := t;

end;




Изучение нового материала

Задача1.

Известен рост учащихся класса. Определите максимальный рост в классе.

Program z1;

Const N=30;

Var R: array [1..N] of integer; i, Max: integer;

Begin

For i := 1 to N do

Readln (R[i]);

Max:=__________

For i := 1 to N do

if ____________ then

Max:=____________;

Writeln(Max);

end;


- Как изменится программа, если необходимо будет найти минимальный рост? _____________________________________

- Как изменится программа, если необходимо найти , сколько человек в классе имеет минимальный рост?

__________________________________________________________________________________________________________________

Задача2.

Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы могут принимать значения от 160 до 200 ­– рост учащихся выпускного класса. В баскетбольную команду берут тех, чей рост не менее 180 см. Опишите алгоритм, который подсчитывает и выводит минимальный рост игрока баскетбольной команды. Гарантируется, что хотя бы один ученик играет в баскетбольной команде


Program z2;

Const N=30;

Var R: array [1..N] of integer; i, Min, : integer;

Begin

For i := 1 to N do

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Домашнее задание:

Задачи (ЕГЭ 19):

  1. Значения двух массивов A[1..100] и B[1..100] задаются с помощью следующего фрагмента программы:

for n:=1 to 100 do

A[n] := n - 10;

for n:=1 to 100 do

B[n] := A[n]*n;

Сколько элементов массива B будут иметь положительные значения?______________________


  1. В программе описан одномерный целочисленный массив с индексами от 0 до 10. В приведенном ниже фрагменте программы массив сначала заполняется, а потом изменяется:

for i:=0 to 10 do

A[i]:= i + 1;

for i:=1 to 10 do

A[i]:= A[i-1];

Как изменяются элементы этого массива?

1) все элементы, кроме последнего, сдвигаются на 1 элемент вправо

2) все элементы, кроме первого, сдвигаются на 1 элемент влево

3) все элементы окажутся равны 1

4) все элементы окажутся равны своим индексам

3)В программе описан одномерный целочисленный массив с индексами от 0 до 10. В приведенном ниже фрагменте программы массив сначала заполняется, а потом изменяется:

for i:=0 to 10 do

A[i]:= i;

for i:=1 to 11 do

A[i-1]:= A[11-i];




Чему будут равны элементы этого массива?

1) 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

2) 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

3) 10 9 8 7 6 5 6 7 8 9 10

4) 11 10 9 8 7 6 7 8 9 10 11




Задачи (ЕГЭ 25):

Дан целочисленный массив из 20 элементов, все элементы которого – целые числа в интервале от -1000 до 1000. Опишите алгоритм, который находит максимальное значение из всех нечетных элементов массива, которые делятся на 5. Гарантируется, что хотя бы один такой элемент существует.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Кислякова Ирина Анатольевна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "конспект урока на тему "Алгоритмы поиска компонента со свойствами, указанными в условии задачи" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-na-tiemu-alghoritmy-poiska-komponienta-so-svoistvami-ukazannymi-v-uslovii-zadachi"
    ["file_id"] => string(6) "101051"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402404280"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства