«Примитивное разнообразие»
класс: 7
Тема урока: Практическое применение геометрических примитивов.
Тип урока: Урок применения знаний на практике.
Метод обучения: частично-поисковый.
Форма организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Цели урока:
Научить строить в графическом редакторе Paint изображения, используя геометрические примитивы.
Познакомить учащихся с понятием орнамент.
Показать практическую значимость графического редактора.
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Аппаратные средства:
компьютер – 8 шт.;
мультимедийный проектор.
Программные средства:
OS Windows XP.
Растровый графический редактор Paint.
Пакет презентаций PowerPoint.
Дополнительный материал:
Информационная карта – на каждый ПК.
Сигнальные карточки для работы за ПК.
Мультимедийная презентация урока.
Ход урока:
Организационный момент – 1 мин
приветствие
определение отсутствующих
проверка готовности учащихся к уроку
организация внимания учащихся
Постановка проблемы – 2 мин
СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ УРОКА
Уч-ль: Каждый из вас, наверняка рисовал в своей жизни? Я права?
Но рисовать – это вовсе не значит просто обводить контуры. Рисунок не состоит только из линий. Рисунок – это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка.
Давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке?
Уч-к: рисовали
Уч-ль: А кто скажет, с помощью чего мы получали изображения в графическом редакторе Paint?
Уч-к: С помощью панели инструментов и геометрических примитивов.
Уч-ль: А какое изображение можно построить с помощью геометрических примитивов?
Уч-к: …
Уч-ль: А еще какое? А дом, цветок, …И только?
Уч-к: Можно построить любое изображение
Уч-ль: Тогда, обобщая сказанное, можно сделать предположение, а грамотнее сказать – выдвинуть гипотезу, что….
Уч-к: Используя геометрические примитивы графического редактора Paint, можно получить любое изображение.
СЛАЙД 2
Уч-ль: Но гипотезу нужно подтвердить или опровергнуть. И сегодня, каждый из вас попробует доказать, что используя геометрические примитивы, можно построить любое изображение.
Давайте с вами откроем тетради, запишем число и тему урока: «Практическое применение геометрических примитивов».
(СЛАЙД 3)
Основные понятия нашего урока:
СЛАЙД 4
Издавна художники и мастера придумывали затейливые узоры и орнаменты. И до сих пор мы встречаемся с ними в жизни.
СЛАЙД 5
А где именно?
Уч-к: Для тканей и ковров, для росписи стен и посуды, для мебели, металлических решеток…
Уч-ль: На узорах диковинные звери, сказочные цветы или геометрические фигуры.
Самые простые вещи, которые окружают нас, должны быть полезными и удобными. И обязательно красивыми. Красота радует, создает хорошее настроение. Вот почему люди украшают свою одежду, свой быт, свой дом.
Давайте в тетради запишем с вами определение ОРНАМЕНТА
ОРНАМЕНТ - это узор, построенный из элементов, которые ритмично чередуются.
СЛАЙД 6
В нашем случае, элементами будут – геометрические примитивы.
Актуализация знаний - 7 мин
Уч-ль: Рассмотрим изображение (СЛАЙД 7)
Можно ли его назвать орнаментом? / ……………../
Почему? /…………………………………/
А из каких именно примитивов состоит этот орнамент?
Уч-к: круг, квадрат и треугольник. (СЛАЙД 7)
Уч-ль: Если вы заметили, то при построении орнамента необходимо, чтобы все примитивы совместились друг с другом.
У нас есть 4 примитива: квадрат, круг и два треугольника. Каким образом мы их получим, чтобы при составлении орнамента они совместились?
При затруднении: Можно ли используя только один геометрический примитив, получить все остальные? (СЛАЙД 8)
Уч-к: Предлагают свои варианты:
прямоугольник → квадрат → треугольники
Как получить круг, чтобы он касался всех сторон квадрата?
( СЛАЙД 9)
Может лучше начать с круга?
эллипс → круг → квадрат → треугольник
(СЛАЙД 10)
Творческая практическая работа – 20 мин
Уч-ль: Таким образом, мы с вами подготовили примитивы для следующего практического задания: (СЛАЙД 11)
Вам нужно из полученных примитивов составить свой орнамент. Будет приветствоваться, если вы создадите дополнительные шаблоны из тех, которые уже у вас есть для построения орнамента.
Предлагаю один из вариантов: (СЛАЙД 12,13)
Шаблоны можно взять:
Рабочий стол\Урок\7\шаблон.bmp
Готовую работу нужно скопировать:
Сетевое окружение\Уроки\7\Практика\Узор_.bmp
Имя файла задать с учетом номера компьютера (Узор1.bmp и т.д.).
(СЛАЙД 14)
У каждого на рабочем месте лежат критерии, по которым будет оцениваться работа.
Можете приступить к работе. Всего отводится – 15 мин.
Подведение итогов – 10мин
Оценивание – 5 мин.
Работу закончили. Возьмите оценочные листы, на которых указан № компьютера, работу на котором вы должны оценить. На все отводится 2 мин.
Учащиеся меняются местами и по критериям выставляют баллы. Учитель, демонстрируя работы учащихся, делает комментарии. Выставляет оценки за урок.
Выводы – 5 мин.
Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами создали 7 различных орнамента и по форме и по содержанию. Можно было бы построить еще что-нибудь из этих примитивов? Итак, мы с вами подтвердили нашу гипотезу? Так какой вывод мы с вами можем сделать?
Уч-к: Используя, геометрические примитивы, можно построить любое изображение, в частности орнамент.
А на следующем уроке нас ждет удивительное путешествие в мир «фракталов». (СЛАЙД 15)
А что это такое, вы узнаете позже.
Спасибо за работу, до свиданья.
Примечание:
- запись в тетради.