Технические и методические рекомендации по использованию разработки урока по теме "Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel"
Технологичность. Тема "Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel" занимает одно из основных мест в изучении курса информатики в среднем звене. Данная тема не является очень сложной, но однако требует большой сосредоточенности от детей и главное, уметь настроить ребят в нужном направлении. Поэтому очень важным моментом является актуализация знаний, которыми они обладают из жизненного опыта. Именно поэтому для изучения данной темы урока и ее технического сопровождения взяты приложения Microsoft Office – Microsoft Power Point, Paint.
Интегративность. Для более успешного достижения поставленных на уроке целей применялись такие методы как «бреймсторминг» (мозговой штурм) – на этапе актуализации знаний. Данный метод позволяет эффективно проследить за уровнем знаний изученных ранее и способствует развитию таких мыслительных операций как синтез, анализ, обобщение, умозаключение необходимых при изучении темы урока.
В ходе изучения нового материала ведется постоянная индивидуальная работа с детьми, что позволяет донести информацию до учащегося в приемлемой для него форме.
В ходе урока (на этапе закрепления изученного материала) предусмотрены также такие методы как беседы, создание проблемных ситуаций, что способствует более глубокому усвоению учащимися изучаемого материала. Очень важно для учителя знать, как усвоен учащимися учебный материал, какое впечатление от урока осталось у учащихся. Именно поэтому на этапе закрепления изученного материала применяются такие методы как индивидуальный опрос, а также элементы рефлексии.
Практическая значимость. Тема "Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel" является актуальной при получении дальнейшего образования, поэтому немаловажным является изучение и понятное изложение темы на школьных уроках информатики.
Учет возрастных особенностей и уровня знаний. Предлагаемая на уроке информация доступна восприятию школьников средней возрастной группы. Излагаемый материал не состоит из сложных, загроможденных терминами и научными репликами компонентов, содержание материала соответствует учебной программе.
Оформление. Урок сопровождается презентационным проектом по тематике урока. Презентация создана на базе приложения MS Power Point и состоит из 3 слайдов, на которых представлен видеоматериал, изложены основные моменты изучения темы, а также слайды, содержащие элементы закрепления знаний, в том числе элементы рефлексии. Каждый слайд оформлен так, чтобы учащимся было легко просмотреть материал при демонстрации презентации с экрана. Для упрощения работы презентацию следует запускать в режиме «управляемый пользователем (окно)», так как на уроке предусмотрено использование многозадачности системы Windows (работа с приложением Word при открытом приложении Power Point). Функциональность. Учащиеся учатся «связывать» данные в единое целое. Полученные на уроке знания, ребята в дальнейшем смогут использовать при создании собственных проектов и при дальнейшем обучении.
Оригинальность. Очень редко на уроках информатики в средней школе используются элементы рефлексии. На самом деле, применение рефлексии на уроках способствует развитию мышления школьников и развивает учебный интерес. В этом заключается оригинальность этапа подведения итогов данного урока. Также является своеобразным и оригинальным применение метода «бреймсторминга» на этапе актуализации знаний, так как данный подход предполагает владение специальными знаниями по возрастной психологии. Тем не менее, урок организован так, что овладение данными методиками не составит труда любому учителю, который сможет выдать материал в доступной для детей форме.