Диаграмма - это, во-первых, графическое представление табличных данных, во-вторых, средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их значений и т.п.
Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. По горизонтали, по оси X, откладываются значения независимой переменной (аргумента), а по вертикали, по оси У, - значения зависимой переменной (функции).
На один рисунок может быть выведено несколько диаграмм.
При графической обработке числовой информации с помощью табличного процессора следует:
1.Указать область данных (блок клеток), по которым будет строиться диаграмма;
2.Определить последовательность выбора данных (по строкам или по столбцам) из выбранного блока клеток.
При выборе по столбцам Х-координаты берутся из крайнего левого столбца выделенного блока клеток. Остальные столбцы содержат У-координаты диаграмм. При выборе по строкам самая верхняя строка выделенного блока клеток является Х-координатой, остальные строки содержат У-координаты диаграмм.
Excel предлагает на выбор 14 типов диаграмм 70-ти видов.
Диаграммы могут создаваться как на существующем рабочем листе, так и на отдельных листах, в пределах рабочей книги. Если изменяются данные, используемые для построения диаграммы, Excel автоматически обновляет диаграмму. После создания диаграммы к ней могут быть добавлены названия осей и линии сетки.
Подробней разберем диаграммы следующих типов: круговые диаграммы, столбчатые, ярусные, линейные, областные (или диаграммы площадей).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««построение диаграмм в ms excel»»
УРОК 29
Учитель: _______________________
КЛАСС 8 ДАТА _______________
ТЕМА УРОКА: «ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ ВMSEXCEL»
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Табличные вычисления на компьютере.
ЦЕЛИ УРОКА: Научить учащихся графическим возможностям MS EXCEL. Научится создавать и строить диаграммы в MS EXCEL.
Образовательные: научить учащихся создавать и редактировать диаграммы в MS EXCEL;
Воспитательные: воспитать у учащихся сознательное, серьезное отношение к усвоению нового материала, объяснить перспективность полученных знаний в будущем;
Развивающие: развивать у учащихся интерес к предмету.
ТИП УРОКА: Комбинированный урок (повторение, изучение нового материала).
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Компьютеры, ОС Windows XP, Microsoft Office 2007, обучающая программа, учебник 8 класса по информатике, дидактические материалы «Информатика 8 класс. Практикум».
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:
Учащиеся должны знать:
Графические возможности электронных таблиц;
Как выбрать нужную диаграмму;
Приемы построения и модификации диаграмм.
Учащиеся должны уметь:
- Создавать таблицы данных для дальнейшего построения диаграмм и графиков;
Строить диаграммы в электронных таблицах;
Редактировать, модифицировать, изменять параметры и исходные данные в диаграммах.
Контрольный срез по основным понятиям предыдущей темы
Контрольный срез по теме “MicrosoftExcel”
Вариант 1
1.Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
А
В
1.
10
5
2.
=А1+В1
=А1/В1
А) Что будет выведено в ячейки А2 и В2 в режиме отображения значений?
Б) Какое значение нужно занести в ячейку В1,чтобы в ячейке В2 появилось сообщение об ошибке?
2.Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
А
В
С
1.
12
12
2.
=А1+В1/А1+В1
=А1+В1/(А1+В1)
=(А1+В1)/ (А1+В1)
Что будет выведено в ячейке А2,В2,С2 в режиме отображения значений?
3.Дан фрагмент электронной таблицы:
А
В
С
1
Цена единицы товара
Количество товара
Стоимость
2
100
5
А) Какая формула будет занесена в ячейку С2?
Б)Чему будет равно значение ячейки С2?
4. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
А
В
1
10
=$А$1+А1
2
20
3
30
А) Чему будут равны значения ячеек В2 и В3 после выполнения копирования формулы из ячейки В1 в ячейки В2 и В3?
Контрольный срез по теме “MicrosoftExcel”
Вариант 2
1. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
А
В
1
12
6
2
=А1+В1
=А1/В1
А) Что будет выведено в ячейки А2 и В2 в режиме отображения значений?
Б) Какое значение нужно занести в ячейку B1, чтобы в ячейке В2 появилось сообщение об
ошибке?
2. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
А
В
С
1
12
12
2
=А1*В1/(А1*В1)
=(А1*В1)/А1*В1
=(А1*В1)/ А1*В1
Что будет выведено в ячейкиА2, В2, С2 в режиме отображении значений?
3. Дан фрагмент электронной таблицы:
А
В
С
1
Цена товара в тенге
Курс доллара
Цена товара в долларах
2
30000
150
А)Какая формула будет занесена в ячейку С2?
Б) Чему будет равно значение ячейки С2?
4. Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
А
В
1
30
=$А$1+А1
2
20
3
10
А) Чему будут равны значения ячеек В2 иB3 после выполнения копирования формулы из ячейки B1 в ячейки В2 и B3?
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО MA ТЕРИАЛА
Диаграмма - это, во-первых, графическое представление табличных данных, во-вторых, средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их значений и т.п.
Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. По горизонтали, по оси X, откладываются значения независимой переменной (аргумента), а по вертикали, по оси У, - значения зависимой переменной (функции).
На один рисунок может быть выведено несколько диаграмм.
При графической обработке числовой информации с помощью табличного процессора следует:
1.Указать область данных (блок клеток), по которым будет строиться диаграмма;
2.Определить последовательность выбора данных (по строкам или по столбцам) из выбранного блока клеток.
При выборе по столбцам Х-координаты берутся из крайнего левого столбца выделенного блока клеток. Остальные столбцы содержат У-координаты диаграмм. При выборе по строкам самая верхняя строка выделенного блока клеток является Х-координатой, остальные строки содержат У-координаты диаграмм.
Excel предлагает на выбор 14 типов диаграмм 70-ти видов.
Диаграммы могут создаваться как на существующем рабочем листе, так и на отдельных листах, в пределах рабочей книги. Если изменяются данные, используемые для построения диаграммы, Excel автоматически обновляет диаграмму. После создания диаграммы к ней могут быть добавлены названия осей и линии сетки.
Подробней разберем диаграммы следующих типов: круговые диаграммы, столбчатые, ярусные, линейные, областные (или диаграммы площадей).
Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна такая диаграмма, если величины в сумме составляют целое (100%). Круговые диаграммы полезны, когда секторов получается больше двух, но не слишком много.
Столбчатая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Столбчатые диаграммы состоят из столбиков, высота которых определяется значениями сравниваемых величин. Величина каждого столбика привязана к некоторой опорной величине (единица измерения). Количество столбиков в каждой точке X- координаты, зависит от количества столбцов, в которых содержатся У-координаты.
Линейная диаграмма служит для того, чтобы проследить за изменением одной или нескольких величин при переходе от одной точки к другой.
Ярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках, и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.
Областная диаграмма (диаграмма площадей) - гибрид ярусной диаграммы с линейной. Позволяет одновременно проследить изменение каждой из нескольких величин и изменение их суммы в нескольких точках.
Приемы построения графиков функций:
При построении графиков математических функций, требуется строить Декартову систему координат с указанием единичных отрезков и осей координат (X, У).
Разберем на примере:
• Построить график функции У=Х^ на промежутке от -10 до 10 с шагом 0,2. На осях координат цена деление - 2.
Последовательность построения:
подготовка исходные данные для графика (два столбца со значениями Xи У):
- проставить в первой строке заголовки граф - X и У (ячейки Al и Bi)
- в первой строке столбца X (ячейка А2) поставить начальное значение X - -10.
- во второй строке столбца X (ячейка A3) набрать формулу - =А2+0,2 (следующее значение X)
- скопировать формулу из ячейки A3 в область А4:А102.
- В первой строке графы У (ячейка В2) вычислим значение функции по формуле =А2*А2
- скопировать формулу из ячейки В2 в область ВЗ:В102
- в ячейке графы А с нулевыми значениями ("плавающий нуль" - -2,IE-15) поставим 0.
2. Построение графика:
- выделить подготовленные данные начиная с заголовка (графы А и В)
вызовем Мастер диаграмм и выберем вид диаграммы - точечная, тип - со сглаженными линиями без маркеров
при задание параметров диаграммы в закладке "Заголовки" укажем название диаграммы (График У=X2) и оси (X, у)
уберем легенду через закладку "Легенда"
уберем линии сетки через закладку "Линии сетки"
помешаем диаграмму на имеющемся листе - готово
можно увеличить, уменьшить или переместить область диаграммы мушкой, предварительно ее выделив (щелчок по диаграмме)
выделив область построения диаграммы, ее можно переместить, убрать заливку (Del) или изменить ее размер
название осей требуется перенести (X - справа от оси, У - выше оси). У оси У поменять выравнивание текста через Контекстное меню - Формат названия оси Выравнивание - Ориентация.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО MA ТЕРИАЛА
Построение диаграмм под диктовку учителя:
В газетном киоске за день было продано некоторое количество единиц товара. Построить круговую диаграмму, показывающую какой товар пользовался большим спросом. (Исходные данные выбрать самостоятельно).
Последовательность построения:
Выделить блок клеток А2:В6
Вызвать Мастера диаграмм
Выбрать тип диаграммы - круговая и вид,
Проверить диапазон клеток в столбцах
Вставить заголовки
Подписи данных - нет
Поместить диаграмму на имеющемся листе, готово
Щелчком выделить область диаграммы.
Поставить курсор на сектор, щелчком выделить, вызвать контекстное меню и изменить цвет
Подросток в течение недели продавал газеты. Построить столбчатую диаграмму продажи газет, если известно количество проданных каждый день газет (данные выбрать самостоятельно).
Последовательность построения:
Выделить блок клеток A3 :В9
Вызвать Мастера диаграмм
Выбрать тип диаграммы - гистограмма,
Проверить диапазон клеток в столбцах
Убрать легенду, линии сетки
Вставить заголовки
Подписи данных - нет
Поместить диаграмму на имеющемся листе, готово
Щелчком выделить область диаграммы, вызвать контекстное меню и очистить
- Поставить курсор на столбик, щелчком выделить, вызвать контекстное меню и изменить цвет
• Три подростка в течение недели продавали газеты. Построить столбчатую диаграмму продажи газет, если известно количество проданных каждым подростком газет (данные выбрать самостоятельно). Затем с теми же данными построить линейную диаграмму, ярусную диаграмму и диаграмму площадей.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Учебник для 8 классов общеобразовательных школ "Информатика"