kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Построение таблиц истинности для сложных выражений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект + презентация. При изучении работы различных устройств компьютера приходится рассматривать такие его логические элементы, в которых реализуются сложные логические выражения. Поэтому необходимо научиться определять результат этих выражений, то есть строить для них таблицы истинности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сабаевская средняя общеобразовательная школа»







Открытый урок по информатике в 11 классе


«Построение таблиц истинности для сложных выражений»










Учитель: Шабайкина Равиля Кайдаровна





















Сабаево, 2017

Тема: «Построение таблиц истинности для сложных выражений»


Цели:

  • создание условий для формирования знаний по построению таблиц истинности для сложных выражений;

Задачи:

  • изучить принципы построения таблиц истинности для сложных выражений;

  • способствовать развитию логического мышления;


Оборудование:

    • компьютер;

    • приложение Microsoft Office PowerPoint 2003 и выше;

    • приложения Excel или OpenOffice Calc;

    • мультимедиа проектор.

Тип урока:

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • целевого применения усвоенного материала.


Вид урока: лекция + практика.

Время проведения урока – 45 минут.

Структурные элементы учебного занятия:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Опрос по материалу прошлого урока (5мин)

  3. Представление нового материала (15 мин)

  4. Выполнение практического задания (20 мин)

  5. Подведение итогов урока. (3 мин)




Технологическая карта урока


Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.

Готовятся к уроку

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными логическими операциями. Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:

      1. Сколько Вы знаете базовых логических операций? (5)

      2. Перечислите названия базовых логических операций. (Коньюнкция, Дизъюнкция, Инверсия, Импликация, Эквивалентность)

3. Посмотрим на экран и ответим на вопросы

(слайд 3)

Отвечают на вопросы.

3. Постановка учебной задачи.

При изучении работы различных устройств компьютера приходится рассматривать такие его логические элементы, в которых реализуются сложные логические выражения. Поэтому необходимо научиться определять результат этих выражений, то есть строить для них таблицы истинности.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Таблица истинности – это таблица, в которой перечислены все возможные значения входящих логических переменных и соответствующие им значения функции (слайд4).

Алгоритм построения таблиц истинности для сложных выражений следующий:

  • Определить количество переменных (простых выражений);

  • Определить количество логических операций и последовательность их выполнения.

  • Определить количество строк:

количество строк = 2ª + строка для заголовка,

где a – количество логических переменных.

  • Определить количество столбцов: количество столбцов = количество переменных + количество логических операций;

  • Заполнить столбцы результатами выполнения логических операций в обозначенной последовательности с учетом таблиц истинности основных логических операций (слайды 5-6).

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)


Заполняют опорный конспект

5. Первичное закрепление.

     При построении таблицы истинности необходимо учитывать порядок выполнения логических операций. Операции в логическом выражении выполняются слева направо с учетом скобок в следующем порядке:

Запишем порядок выполнения действий

  1. Инверсия (отрицание)

  2. Операции в скобках

  3. Конъюнкция (логическое умножение)

  4. Дизъюнкция (логическое сложение)

  5. Импликация (следование)

  6. Эквиваленция (равенство) (слайд 7)

и рассмотрим пример построения таблицы истинности для следующего сложного (составного) логического выражения (слайд 8-9)

Ù ØВ)® ØС

Решение:

1. Простые выражения (логические переменные): А, В, С; (3)

2. Количество логических операций:

  • ¬ В - инверсия;

  • Ø С - инверсия

  • АÙ ØВ – операция конъюнкции

Ù ØВ)® ØС – операция импликации

Всего: 4

  • Количество строк: на входе три простых высказывания: А, В, С, поэтому a=3 и количество строк = 2³ +1 = 9.

  • Количество столбцов: 3+4=7

  • Заполняем столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.


6. Практическая работа

Открыть приложение MS EXCEL и построить под руководством учителя таблицу истинности для логического выражения:


ØÚВÙС)

Перейти на лист 2 и самостоятельно построить таблицу истинности

F= (ØАÚВ)®С F= А (B V C)


! Знаки на клавиатуре

¬ Alt+170 

V Alt+86

Практическая работа.

7. Рефлексия деятельности (итог)

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


6




Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект»

Дата: Тема:__________________________________________________________

Дидактическая цель: изучить принципы построения таблиц истинности .

Таблица истинности -это__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Алгоритм построения таблиц истинности

  1. __________________________________________________________

  2. __________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. ____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________


Порядок выполнения действий

  1. Инверсия (отрицание)

  2. Операции в скобках

  3. Конъюнкция (логическое умножение)

  4. Дизъюнкция (логическое сложение)

  5. Импликация (следование)

  6. Эквиваленция (равенство)



Рассмотрим пример построения таблицы истинности для следующего сложного (составного) логического выражения:

В) С

Решение:

  • Простые выражения (логические переменные): ___________________

  • Количество логических операций:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Количество строк: __________________________________________

______________________________________________________________

  • Количество столбцов________________________________________

_____________________________________________________________


Заполняем столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.


































































Выполнение практического задания.

После объяснения нового материала обучающимся предлагается построить вместе с учителем таблицу истинности для логического выражения в таблице Excel:

F= ВС)

Самостоятельная работа.

F= (АВ)С

F= А (B V C)

Домашнее задание.

Составьте таблицу истинности:

  1. В) В);



Рефлексия.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно









Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Открытый урок по информатике

Открытый урок по информатике

Цели:  создание условий для формирования знаний по построению таблиц истинности для сложных выражений;   Задачи:   изучить принципы построения таблиц истинности для сложных выражений;  способствовать развитию логического мышления.

Цели: создание условий для формирования знаний по построению таблиц истинности для сложных выражений; Задачи: изучить принципы построения таблиц истинности для сложных выражений; способствовать развитию логического мышления.

Когда инверсия истинна и когда инверсия ложна? В каком случае дизъюнкция ложна?  В каком случае конъюнкция истинна?  В каком случае импликация ложна?  В каком случае эквиваленция истинна и в каком ложна?
  • Когда инверсия истинна и когда инверсия ложна?
    • В каком случае дизъюнкция ложна?
    • В каком случае конъюнкция истинна?
    • В каком случае импликация ложна?
    • В каком случае эквиваленция истинна и в каком ложна?

    Если высказывание истинно, то инверсия ложна и, наоборот,

    Если высказывание ложно, то инверсия истинна.

    Если оба высказывания ложны, то дизъюнкция ложна, в остальных случаях дизъюнкция будет истинна.

    Если оба высказывания истинны, то конъюнкция тоже истинна. В остальных случаях конъюнкция будет ложна.

    Импликация ложна только в одном случае: если первое высказывание истинно, а второе ложно. В остальных случаях будет истинна.

    Эквиваленция истинна, если оба высказывания либо истинны, либо ложны. В остальных случаях ложна.

    Понятие таблицы истинности Таблица истинности – это таблица, в которой перечислены все возможные значения входящих логических переменных и соответствующие им значения функции. Например,  А 0 В 0 0 F(A,B) 0 1 1 0 1 0 1 0 0

    Понятие таблицы истинности

    • Таблица истинности – это таблица, в которой перечислены все возможные значения входящих логических переменных и соответствующие им значения функции.
    • Например,

    А

    0

    В

    0

    0

    F(A,B)

    0

    1

    1

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    Алгоритм построения таблиц Определить количество переменных (простых выражений); Определить количество логических операций и последовательность их выполнения. Определить количество строк:  количество строк = 2 ^q + строка для заголовка , где q – количество логических переменных. Определить количество столбцов: количество столбцов = количество переменных + количество логических операций ; 5.  Заполнить столбцы результатами выполнения логических операций в обозначенной последовательности с учетом таблиц истинности основных логических операций.

    Алгоритм построения таблиц

    • Определить количество переменных (простых выражений);
    • Определить количество логических операций и последовательность их выполнения.
    • Определить количество строк:

    количество строк = 2 ^q + строка для заголовка , где q – количество логических переменных.

    • Определить количество столбцов: количество столбцов = количество переменных + количество логических операций ;

    5. Заполнить столбцы результатами выполнения логических операций в обозначенной последовательности с учетом таблиц истинности основных логических операций.

    Определение количества строк в таблице. Где N – количество строк в таблице  q – количество логических переменных, участвующих в данном высказывании.

    Определение количества строк в таблице.

    Где N – количество строк в таблице

    q – количество логических переменных, участвующих в данном высказывании.

    Порядок выполнения действий

    Порядок выполнения действий

    • Инверсия (отрицание)
    • Операции в скобках
    • Конъюнкция (логическое умножение)
    • Дизъюнкция (логическое сложение)
    • Импликация (следование)
    • Эквиваленция(равенство)
    Пример: (А    В)    С Решение: 1. Простые выражения (логические переменные): 2. Количество логических операций: 3. Количество строк: 4. Количество столбцов: Заполняем столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.   А, В, С ; (3)  ¬ В - инверсия;   С - инверсия А    В – операция конъюнкции (А    В)    С – операция импликации Всего: 4  на входе три простых высказывания: А, В, С , поэтому a=3 и количество строк = 2³ +1 = 9  3+4=7

    Пример: (А   В)   С

    Решение:

    1. Простые выражения (логические переменные):

    2. Количество логических операций:

    3. Количество строк:

    4. Количество столбцов:

    Заполняем столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.

    А, В, С ; (3)

    ¬ В - инверсия;

    С - инверсия

    А В – операция конъюнкции

    В) С – операция импликации

    Всего: 4

    на входе три простых высказывания: А, В, С , поэтому a=3 и количество строк = 2³ +1 = 9

    3+4=7

    Пример: (А    В)    С А А А А А А В В В В В В 0 0 0 0 0 0 С 0 0 С С С 0 0 0 С 0 0 0 С 0   В 0   В 0 0   В   В 0   В 0   В 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0   С 1 1 1 1 1 1 1 1   С 1 1 1 1 1   С   С 1 1 1 1   С 1 1   С 0 0 1 0 А    В 1 1 А    В А    В А    В А    В А    В 0 1 0 1 1 0 0 0 0 1 0 1 1 1 1 1 0 0 (А    В)    С 0 0 1 1 (А    В)    С 0 (А    В)    С 1 (А    В)    С 1 1 0 1 (А    В)    С 0 (А    В)    С 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1

    Пример: (А   В)   С

    А

    А

    А

    А

    А

    А

    В

    В

    В

    В

    В

    В

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    С

    0

    0

    С

    С

    С

    0

    0

    0

    С

    0

    0

    0

    С

    0

    В

    0

    В

    0

    0

    В

    В

    0

    В

    0

    В

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    С

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    С

    1

    1

    1

    1

    1

    С

    С

    1

    1

    1

    1

    С

    1

    1

    С

    0

    0

    1

    0

    А В

    1

    1

    А В

    А В

    А В

    А В

    А В

    0

    1

    0

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    В) С

    0

    0

    1

    1

    В) С

    0

    В) С

    1

    В) С

    1

    1

    0

    1

    В) С

    0

    В) С

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    0

    0

    0

    1

    1

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    1

    0

    1

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    0

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    Домашнее задание Составьте таблицу истинности:

    Домашнее задание

    Составьте таблицу истинности:

    • (А  В)   (С  В);
    • (А  В)  (  С  А)


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Информатика

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 10 класс

    Скачать
    «Построение таблиц истинности для сложных выражений»

    Автор: Шабайкина Равиля Кайдаровна

    Дата: 28.11.2017

    Номер свидетельства: 441256

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#871 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(38) "Логические операции."
        ["seo_title"] => string(25) "loghichieskiie-opieratsii"
        ["file_id"] => string(6) "299250"
        ["category_seo"] => string(11) "informatika"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1456487124"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#893 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(31) "Подготовка к ЕГЭ "
        ["seo_title"] => string(18) "podghotovka-k-iege"
        ["file_id"] => string(6) "112485"
        ["category_seo"] => string(11) "informatika"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1408689604"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства