Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательные ресурсы сети Интернет.»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Физико-математический факультет
Реферат по дисциплине:
Образовательные ресурсы сети Интернет.
Выполнил: Студент группы МДФ-112 Филатов С. В.
Проверила:
Доцент,
кандидат физико-математических наук, доцент
Кормилицина.Т.В
Саранск 2017
Введение
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.
Существенная роль в развитии инфраструктуры информатизации, внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти, региональных и муниципальных органов управления принадлежит Федеральной целевой программе «Электронная Россия». Исследования, проводимые в рамках этой программы, затрагивают и сферу образования.
Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы. В рамках этой программы выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования. Удаленный доступ к этим ресурсам, размещенным в сети Интернет Федеральным центром информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), будет предоставлен всем образовательным учреждениям страны.
Существенной проблемой стала интеграция интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.
Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году.
1. Понятие и особенности образовательного интернет-ресурса
Традиционно в рамках Интернета понятие «образовательный ресурс Интернет» трактуют очень широко. Например, на Всероссийский конкурс сетевых образовательных ресурсов «Образование в Рунете», проходящий под эгидой Министерства образования Российской Федерации, Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) и ФИО принимались сайты, содержащие материалы:
учреждений и организаций, которые реализуют образовательные программы для детей, юношества и молодежи, которые обеспечивают научно-методическое и информационное обеспечение системы образования, а также обеспечивающих научно-техническую и инновационную политику в сфере образования;
в области гуманитарных, социально-экономических, точных и естественных наук, а также для учителей и школьников по школьным предметам;
дистанционного обучения и тестирования, научно-образовательных конкурсов и Интернет-олимпиад;
электронные библиотеки, каталоги, коллекции для целей образования, а также образовательная пресса;
персональные сайты работников сферы образования.
Представленные в этом списке ресурсы создавались разработчиками различного профессионального уровня при неодинаковой технической и финансовой поддержке. Наряду с сайтами, созданными энтузиастами, представлены работы, выполненные профессиональными дизайн-студиями.
С одной стороны, Интернет-ресурс — это ресурс глобальной компьютерной сети, следовательно, имеется возможность передавать представленную в цифровом формате информацию на большие расстояния посредством сетевого оборудования. К сожалению, скорость передачи информации имеет физические ограничения, что влечёт за собой ограничения на объём передаваемых файлов.
Дизайнеры, создававшие мультимедийные обучающие программы на CD, впервые взявшиеся за создание сайтов, приходят в ужас от количества ограничений. Ведь если объем стандартного CD составляет от 600 до 750 Mb, что, например, позволяет записывать на него изображения размером больше 1 Mb, то объем одной картинки на странице сайта только в особых случаях может превышать 50 Kb.
Вместе с тем, развитая инфраструктура Интернет предоставляет такие возможности, как:
Охват широчайшей аудитории (не только российской, но и международной).
Оперативное обновление информации.
Использование непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернет.
Широкое распространение информации о существовании ресурса с помощью информационно-поисковых систем сети Интернет.
Следует также подчеркнуть, что, говоря об образовательных ресурсах сети Интернет, имеются в виду веб-сайты (точнее, набор гипертекстовых документов), грамотное структурирование которых позволяет существенно повысить эффективность работы с информацией.
Поэтому:
1. Создание сетевых образовательных ресурсов требует особого технического и концептуального подхода. Способ их создания в корне отличается от технологии создания прочих образовательных ресурсов.
2. Любая информация, взятая из другого вида ресурса, должна быть соответствующим образом преобразована для включения ее в информационный образовательный ресурс сети Интернет.
2. Образовательные интернет-порталы
Подключение школ к сети Интернет порождает ряд проблем, требующих немедленного разрешения. В их числе подготовка и переподготовка педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с использованием телекоммуникаций, обеспечение системы образования качественными информационными ресурсами, опубликованными в сети Интернет, а также информирование педагогов и обучаемых о способах доступа к таким ресурсам.
В этом направлении уже многое сделано. Сформирована система подготовки учителей в области информатизации образования, созданы образовательные порталы, разработаны и опубликованы в сети электронные образовательные ресурсы практически по всем школьным дисциплинам.
Образовательные порталы, создаваемые в сети Интернет, оказывают все большее влияние на повышение эффективности использования средств ИКТ в обучении школьников.
Отсутствие системного подхода к размещению информационных ресурсов в сети Интернет, а также отсутствие единообразия в решении психолого-педагогических, технологических, эстетических, эргономических и ряда других проблем при разработке и использовании образовательных информационных ресурсов приводит к практическому неиспользованию преимуществ телекоммуникационных средств в целях повышения качества образовательного процесса в системе общего среднего образования.
Частично разрешение данной проблемы может быть осуществлено на основе разработки и внедрения комплексных информационных образовательных порталов (интегрированных Web-систем). В этом случае такие порталы, объединяя в себе основные информационные ресурсы, имеющие высокую образовательную ценность, могли бы стать «точкой входа» в современные телекоммуникационные системы для всех лиц, так или иначе связанных с образованием.
Использование системы порталов позволяет более эффективно организовать работу педагогов, поскольку на порталах собраны и систематизированы наиболее востребованные ресурсы. Используя их, учителя, ученики и родители смогут получить доступ к качественным учебным и методическим материалам, сократить время на поиск требуемой информации, изучить особенности классификации информационных ресурсов сети Интернет.
Полезными могут оказаться собранные на порталах ссылки на ресурсы, содержащие контактную информацию об учреждениях образования и отдельных педагогах, новости сферы образования, объявления об олимпиадах, конкурсах, конференциях и других мероприятиях, в которых регулярно принимают участие учителя и школьники.
Большинство наиболее качественных информационных ресурсов, использование которых повысило бы эффективность общего среднего образования каталогизировано на образовательных интернет-порталах. В настоящее время в России уже выработана организационная схема создания системы образовательных порталов, имеющая свои особенности. В организационную схему создания системы образовательных порталов включаются:
горизонтальный портал «Российское образование»,
профильные вертикальные порталы по областям знаний: гуманитарный, экономико-социальный, естественно-научный, инженерный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный и др.,
специализированные вертикальные порталы: книгоиздание, единый экзамен, новости образования и др.
поиск мультимедиа-информации в области образования в Интернет;
персонификацию и персональную адаптацию интерфейса как путем выбора пользователем собственной категории (обучаемый, преподаватель, администратор, разработчик портала) и указанием уровня образования, так и путем конструирования собственного интерфейса;
формирование и предоставление срезов вертикальных порталов по уровням образования;
хранение и предоставление информации в области образования (законодательство, приказы, нормативные документы, стандарты, перечни специальностей, федеральный комплект учебников, база данных вузов и др.);
публикацию ежедневного обзора прессы по вопросам образования;
новостную ленту в области образования;
организацию проведения форумов, дискуссионных групп, списков рассылки.
Профильные вертикальные порталы должны содержать материалы для всех уровней образования: начальной школы, средней школы, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного образования, послевузовского образования.
Специализированные вертикальные порталы должны обеспечивать информационное сопровождение и сервисы для решения конкретных специальных задач общероссийского уровня. Для всех вертикальных порталов должен быть предусмотрен единый интерфейс, единые правила пополнения и ведения. Вертикальные порталы в полной мере смогут пользоваться справочной информацией, располагающейся на верхнем горизонтальном портале, его поисковой машиной, средствами персонификации и адаптации интерфейса.
Распределенная система образовательных порталов строится на множестве российских порталов: горизонтальных, вертикальных и корпоративных.
Порталы разделяются на: общероссийские, межрегиональные и региональные.
Корпоративные порталы/сайты подразделяются на коллективные порталы образовательных организаций (ассоциаций, консорциумов и т. п.) и порталы (чаще, сайты) учебных заведений.
Таким образом, в формируемой российской системе образовательных порталов возможно выделение нескольких основных уровней.
Верхний уровень представлен ведущим горизонтальным порталом «Российское образование», предусматривающим систему его полнофункциональных копий в федеральных округах. Общая структура и сервисы портала «Российское образование» и его копий совпадают, но информационное содержание может варьироваться за счет того, что в копиях могут содержаться специфические региональные компоненты и мультимедиа-ресурсы. Наполнение этого портала осуществляется объединенной редакцией под управлением объединенного редакционного совета, который осуществляет также общее методическое руководство редакционными советами вертикальных и горизонтальных порталов всех уровней.
К верхним портальным уровням принадлежат также горизонтальные общероссийские образовательные порталы, сформированные, например, по уровням образования или принадлежащие ассоциациям, или являющиеся информационными срезами портала «Российское образование».
Образовательные горизонтальные порталы всех уровней опираются на систему вертикальных порталов: профильных и специализированных порталов общего назначения. Профильные порталы обслуживают отрасли знаний и, как правило, формируются по ряду смежных дисциплин. Специализированные порталы ориентируются на выполнение определенных функций (например, отраслевой новостной портал или отраслевой портал для тестирования). Вертикальные порталы или их компоненты также могут копироваться на нижних уровнях. Наполнение профильных порталов (в том числе и включение в их состав мультимедиа-ресурсов) осуществляется соответствующими профильными редакциями под управлением соответствующих редакционных советов.
На следующем уровне располагаются региональные образовательные порталы, которые являются горизонтальными и объединяют ресурсы нижних уровней — порталы и сайты вузов, школ и других организаций.
Важными элементами в системе являются порталы-спутники, связанные с образованием и создаваемые в рамках крупных самостоятельных коммерческих или некоммерческих проектов.
Описанный подход обеспечивает полноту системы образовательных порталов, а также доступ к ней при использовании информационных ресурсов и информационного наполнения на всех уровнях, начиная от федерального и заканчивая персональным, что должно учитываться в процессе построения, компоновки, экспертизы и эксплуатации мультимедиа-ресурсов в системе образовательных порталов.
Первоочередными направлениями разработок образовательных информационных ресурсов для формирования общероссийского и специализированных образовательных порталов являются:
тематика дисциплин, преподаваемых в системе общего среднего образования;
экономика, менеджмент и социология;
юридические науки;
история и философия;
физика, химия, биология;
гуманитарные науки;
информационная поддержка единого государственного экзамена (ЕГЭ);
информационная поддержка процессов обучения в странах СНГ.
При разработке образовательных информационных ресурсов, нацеленных на последующее вхождение в содержательное наполнение образовательных порталов, как правило, учитываются основные нормативные документы, в числе которых:
государственные образовательные стандарты;
примерные программы дисциплин;
перечни обязательных учебных изданий по дисциплинам федерального компонента государственных образовательных стандартов образования.
Во многих случаях, используя системы поиска, рубрикации и каталогизации, которые имеются практически на любом образовательном портале, педагоги и школьники могут существенно упростить поиск информационных ресурсов, требуемых для образовательного процесса. Поиск ресурсов с помощью порталов надо осуществлять, учитывая то, что на портале используется единый профессиональный подход к формированию:
размещения сходных функциональных элементов;
функционального и художественного дизайна информационных страниц;
системы регистрации и аутентификации посетителей и редакторов;
новостных лент;
сервиса публикации материалов;
механизма присоединения файлов и дополнительной гипермедиа-информации к публикуемым материалам;
технологии контекстного поиска и предоставления информации для корректной работы общей поисковой системы образовательного портала;
индексации заданного набора сайтов;
механизм последовательной детализации информации;
правил и приемов включения в информационные ресурсы и образовательный портал дополнительных подразделов и рубрикаторов.
3. Классификация образовательных ресурсов Интернет
В последнее время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является портал «Российское образование». Для многих учащихся и педагогов он служит основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Однако до сих пор многие учителя, ученики, родители и представители общественности остаются в неведении относительно многих полезных и эффективных в обучении интернет-ресурсов. Более того, по-прежнему значительная часть педагогов, сотрудников органов управления образованием и родителей негативно относится к Сети как к «информационной свалке», используемой учащимися в основном для поиска готовых сочинений, рефератов и других материалов сомнительного качества.
Указанные обстоятельства обусловливают актуальность задачи формирования и широкого распространения каталога образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет и ориентированных на использование в системе общего образования. Каталог призван помочь педагогам в поиске информационных ресурсов, позволяющих повысить эффективность и качество учебного процесса. Он будет полезен также руководителям образовательных учреждений при поиске необходимой информации в Интернете, а также при принятии эффективных управленческих решений.
Публикация настоящего каталога, в котором собрано и классифицировано более 650 интернет-ресурсов для общего среднего образования, является еще одним средством информирования всех участников образовательного процесса об основных информационных ресурсах, использование которых сделает труд учителей и учеников более рациональным и эффективным.
В издании собраны ссылки на образовательные ресурсы разных типов, в том числе сайты органов управления образованием, публикации средств массовой информации образовательной направленности, сайты тематических Интернет-проектов и сетевых сообществ, системы дистанционного обучения, электронные библиотеки и, конечно, тематические ресурсы по отдельным школьным дисциплинам.
Принятая классификация ресурсов определила многоуровневую структуру каталога, состоящую из разделов и подразделов.
Первые два раздела каталога включают ссылки на официальные сайты федеральных и региональных органов управления образованием, федеральные и региональные образовательные порталы. Эти ресурсы содержат официальную информацию, нормативные документы, новости, анонсы мероприятий, базы справочных данных об учреждениях образования. Образовательные порталы включают электронные каталоги образовательных ресурсов, учебные и методические материалы, интерактивные сервисы. Представленные в этих разделах ресурсы сети Интернет также позволяют ознакомиться с федеральными и региональными программами и проектами в области образования, ходом их выполнения и основными результатами.
В третий раздел включены ссылки на сайты образовательных газет и журналов, а также интернет-представительства издательств, специализирующихся на выпуске учебной и методической литературы для общего образования. Большинство указанных в каталоге сайтов печатных изданий предоставляют доступ к полным текстам публикаций. В перечень также включены издания, не имеющие печатной версии, но публикуемые в сети Интернет и зарегистрированные как электронные средства массовой информации. На сайтах издательств можно ознакомиться с аннотированными каталогами выпущенной литературы и сделать заказ на приобретение требуемого издания. Большинство издательств предоставляет читателем возможность познакомиться с помощью Интернета с электронными версиями книг.
Ресурсы сети Интернет, собранные в четвертом разделе, знакомят педагогов и обучающихся с различными мероприятиями, проводимыми в сфере образования — конференциями, выставками, конкурсами и олимпиадами. При включении ссылок в каталог преимущество отдано ресурсам, посвященным массовым ежегодным мероприятиям всероссийского уровня. Дополнительную информацию о конкурсах и олимпиадах по конкретным предметам можно найти в одиннадцатом разделе.
При разработке электронных образовательных ресурсов, создании и поддержке систем дистанционного обучения, автоматизированных систем управления образовательными учреждениями используется специализированное программное обеспечение — так называемые инструментальные программные средства. Ссылки на сайты ведущих разработчиков подобных средств, содержащие описания программных продуктов, пробные версии программ, технические руководства и методические рекомендации приведены в пятом разделе настоящего каталога.
Образовательными ресурсами, эффективными с точки зрения достижения целей образования, являются опубликованные в сети Интернет электронные версии энциклопедий, словарей и справочников. Подборка русскоязычных интернет-ресурсов такого типа, завоевавших наибольшую популярность среди педагогов и их признание, представлена в шестом разделе. Достаточно очевидна практическая значимость этих ресурсов для подготовки занятий, организации внеучебной и внеурочной деятельности, досуга школьников.
В седьмой раздел включены ссылки на ресурсы сети Интернет, которые адресованы администрации и методистам образовательных учреждений. В эту группу вошли образовательные ресурсы, содержащие нормативные и методические материалы, результаты исследований и научно-методических разработок, сайты образовательных проектов и сетевых сообществ.
Небольшой по объему восьмой раздел содержит перечень ресурсов сети Интернет, нацеленных на повышение эффективности обучения, проводимого дистанционно. Полный доступ к учебным курсам при работе с такими ресурсами предоставляется, как правило, только зарегистрированным пользователям — учащимся, проходящим дистанционное обучение. Однако практически во всех таких ресурсах предусмотрен свободный доступ к отдельным содержательным компонентам, позволяющим ознакомиться с особенностями организации дистанционного обучения и специализированными учебными материалами.
Девятый раздел посвящен Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Наряду с ресурсами федерального уровня в этом разделе собраны ресурсы сети Интернет, созданные в региональных центрах оценки качества образования и содержащие сведения о ходе и результатах проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации. Очевидно, что использование ресурсов раздела поможет педагогам и обучающимся ознакомиться с содержанием контрольно-измерительных материалов, условиями и сроками проведения ЕГЭ.
Десятый раздел, названный «Ресурсы для абитуриентов», содержит перечень информационно-справочных систем, предоставляющих сведения об учреждениях высшего и среднего профессионального образования, правилах приема в них; приводящих примеры экзаменационных вопросов и заданий; содержащих информационные ресурсы, направленные на профессиональную ориентацию старшеклассников.
Одиннадцатый раздел каталога наибольший по объему. Его наполнение осуществлено путем сбора ссылок на информационные ресурсы по основным предметам программы основного общего и среднего (полного) общего образования. В раздел включены подборки ресурсов по тринадцати предметным областям, а общее количество ссылок в разделе превышает 400. Следует отметить, что наряду с крупными образовательными Интернет-проектами, выполняемыми ведущими научно-педагогическими коллективами, образовательными учреждениями, некоммерческими организациями и коммерческими компаниями, в данный раздел включены примеры менее масштабных индивидуальных проектов учителей и методистов, выполненных по их личной инициативе и размещенных, как правило, на серверах, предоставляющих услуги бесплатного хостинга. Несмотря на то, что такие образовательные ресурсы обладают меньшей функциональной стабильностью и зачастую содержат материалы рекламного характера, не имеющие прямого отношения к тематике ресурса, составители каталога посчитали целесообразным включить в него подобные ресурсы, уже получившие признание в педагогическом сообществе и являющиеся продуктом творческой деятельности педагогов-практиков, которые проявляют инициативу в освоении и использовании информационных технологий.
Все собранные в каталоге ресурсы опубликованы на русском языке в российском сегменте сети Интернет. Учитывая необходимость ручного ввода интернет-адресов образовательных ресурсов при практическом использовании опубликованного на бумаге каталога, составители постарались включать в него ресурсы, имеющие относительно короткие интернет-адреса.
Заключительный раздел посвящен рекомендациям по использованию каталога в целях обеспечения педагогов, обучающихся и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией. В этом разделе приведены сведения, которые помогут повысить эффективность применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, в управлении образовательными учреждениями, в организации учебной деятельности школьников. Рекомендации должны упростить и сделать оправданным использование учителями и обучающимися как самого каталога, так и собранных в нем ресурсов.
Распространение каталога среди образовательных учреждений субъектов Российской Федерации призвано придать массовый характер процессам внедрения информационных и коммуникационных технологий в отечественное образование.
Заключение
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Не случайно их своевременное и корректное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся.
Реализован ряд проектов, направленных на развитие телекоммуникационной среды сферы образования. Во многих регионах страны существенно расширен круг образовательных учреждений, обладающих полноценным доступом в Интернет. Существенные успехи достигнуты в области повышения квалификации работников образования и подготовки членов формирующегося информационного общества. Большая работа проведена в направлении совершенствования содержания образования и содержательного наполнения электронных изданий и ресурсов. В рамках этой работы сформирована система образовательных порталов, разработаны профессиональные комплекты электронных образовательных ресурсов, созданы и развиваются сайты, предоставляющие доступ к информационным ресурсам практически по всем школьным дисциплинам.
Список использованных источников
Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. — М.: Федеральное агентство по образованию, 2016.
Образовательные ресурсы сети Интернет: Каталог / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2010.