Организационный момент Учитель: Почему человеку нужна семья? (отрывок 00:00 – 01:00) Посмотрите отрывок из видеоролика и назовите причины, объясняющие: Зачем нужна семья человеку? Методические указания Учитель останавливает видеоролик в указанный выше период и просит учащихся ответить на поставленные вопросы. Таким образом, после просмотра второго отрывка учащиеся выйдут на проблему урока: как можно подсчет бюджета сделать автоматизированным, какие программы помогают нам это делать? Ответы учеников, после просмотра первого отрывка видеролика -продолжение рода; -поддержка друг друга в трудную минуту; -достижение покоя на душе. 2 отрывок из этого же ресурса (01:32-2:00) Семейный бюджет Учитель: Итак, мы сегодня мы изучим возможности выполнять планирование и подсчет семейного бюджета с помощью электронной таблицы. Что такое электронная таблица и зачем она нужна? Постановка проблемных вопросов и выход на тему урока Учитель Чаще всего наши родители семейный бюджет и его подсчет делают в обыкновенной тетрадке. 1) Назовите, какие могут возникнуть проблемы, когда записи ведутся в обычной тетрадке? 2) Можно ли сказать, что представленные записи четко показывают, сколько было потрачено в конкретный день: например 2 февраля? 3) Можно ли увидеть в этих записях, в чем измеряется сумма: тенге, рубли или другая валюта. 4) Можем ли мы сказать, что эти данные четко структурированы? Что по вашему значит «структурировать данные» Слайд 1 Методические указания учителю Вопросы, задаваемые учителем должны последовательно следовать друг за другом, порядок указанных ниже вопросов учителя нарушать нельзя. Так как они постепенно «выводят» учеников на глобальные цели урока: пониманию структурирования данных с помощью электронной таблицы. Этот способ выхода на проблемные вопросы через анализ записей (слайд 1) позволит выработать у учащихся: Внимательность Умение анализировать информацию Сопоставлять имеющийся жизненный опыт и проводить параллели между примерами Выйти на понимание структурирования данных Примерные ответы учеников: Тетрадь может потеряться, прийти в негодность (истрепаться), человек может сделать ошибку в записи и в расчетах). В записи, показанной на примере невозможно увидеть в какой день сколько средств было потрачено, так как показана сумма сразу за период с 1-6 февраля. Мы не видим в чем измеряется сумма (тенге или рубли) а также не видим количества приобретенного товара. Данные не структурированы, потому что их нужно правильно распределить Учитель Вы правы. Какую программу можно посоветовать, чтобы мы могли бы посоветовать нашим родителям. Какие возможности предоставит эта программа? Примерные ответы учеников: Электронная таблица Ms Excel, в ней мы можем делать расчеты и диаграммы. Учитель: Сегодня мы самостоятельно исследуем возможности электронной таблицы. Назовите цель и задачи нашего урока. Тема: Назначение и возможности электронной таблицы MS Excel. Цели урока, формулируемые учениками: Научиться данные структурировать с помощью электронной таблицы, создавать таблицы и правильно устанавливать форматы данных. Использовать формулы для вычисления данных. Учитель: Сейчас для вашего исследования вам будут розданы бланки, в которых есть вопросы, ответ на которые вы найдете, просмотрев следующее видео. Поэтому внимательно смотрите видео и вписывайте пропущенные слова (термины) или записывайте ответы на эти бланки. После просмотра видео каждая пара обменяется друг с другом своими ответами и подсчитает количество правильных ответов. http://bilimland.kz/ru/#lesson=16862 ( 2 мин.46 сек) Бланк с вопросами раздается каждому ученику (ответы указаны в скобках): Бланк ответов Фамилия ученика_________ Класс___________ Назначение и возможности электронных таблиц (12 баллов) Электронная таблица представляет собой автоматизированную таблицу, состоящую из отдельных _____,(ответ: ячеек) расположенных в виде _________(ответ:строк) и ____________(ответ: столбцов). Данные можно легко ________(ответ: вводить), ________(ответ:изменять) или _______(ответ:удалять) из ячеек. Электронная таблица отображает ________(ответ:текст) и _____(ответ: цифры). Формулы и функции могут быстро рассчитать ____________________(ответ: решения). Какие возможности учителю предоставляет электронная таблица? (ответ: для определения оценки каждого ученика) Можно ли представить данные с определенном порядке. Как называют инструмент электронной таблицы, позволяющий это реализовать_______________(ответ: сортировка). Можно ли показать только определенные данные. Например, как в примере, людей с доходом больше 150. Как называется эта операция в электронной таблице: _______________(фильтрация) Количество правильных ответов______. Проверил:_______________________ Учитель: Итак, вы просмотрели видео ресурс и узнали о назначении и возможностях эл.таблицы. А теперь проверьте свои ответы. Учащиеся проверяют друг друга в парах, обменявшись бланками. Взаимопроверка ответов в парах. Выставление балов. Методические указания Учитель предоставляет возможность проверить ответы и посчитать количество верных ответов. Рекомендуем учителю использовать Google- онлайн таблицу (пример https://docs.google.com/spreadsheets/d/1_aCTYhFMxTyVrVO5LMfO_xVTaLG_vJ1n16Fe4COmDj4/edit#gid=0) и вести результативную таблицу каждого этапа урока. Фамилия ученика | Видеоресурс «Назначение и возможности электронных таблиц» (12 балов) | Тест Использование стандартных функций http://bilimland.kz/ru/#lesson=16868 | Практика | Ученик 1 | 9 | | | Ученик 2 | 10 | | | Мотивация Когда часто сидим за компьютером, то это приводит к различным заболеваниям. Поэтому давайте сделаем физминутку. Учитель предлагает под подвижную музыку (песня «Проснись и пой» из кинофильма «Джентльмены удачи») выполнить упражнения. Учитель: Итак, теперь попробуем использовать эти возможности на практике. Прошу вас в парах сесть за компьютеры и создать в электронной таблице модель семейного бюджета и применить возможности электронной таблицы. Практическая задача. Семья Алпысбаевых решила посчитать свои домашние расходы за первую половину 2016 года (январь-июнь). За каждый зимний месяц на питание было израсходовано по 12000 тенге, когда в остальных месяцах было израсходовано по 8000 тенге. Затраты за потребление электричества на январь 2016 года составляла – 1000 тенге. С каждым последующим месяцам затраты за потребление электричества увеличивались ровно на 100 тенге. Оплата за газ составляла по 800 тенге в месяц. Создайте для семьи Алпысбаевых модель - таблицу расходов за первое полугодие 2016 года в электронной таблице Excel. * Напишите формулу вычисления данных расходов на февраль *Подсчитайте среднюю сумму расходов за электричество *Какая самая максимальная сумма была потрачена за январь? Учитель проверяет выполнение практического задания на компьютере в процессе работы учащихся Выполните тест и сделайте скриншот результата теста http://bilimland.kz/ru/#lesson=16868. Вставьте его в Google- онлайн таблицу возле своей фамилии. Домашнее задание Используя возможности электронной таблицы, создайте модель для расчета употребленных калорий в день и выводом рекомендаций. Для этого в ресурсе edmodo.com вам будет предоставлен файл из виртуальной лаборатории bilimland.kz. Изучите из этого ресурса информацию о правильном питании и занесите эти данные в вашу таблицу. |