Сформировать у учащихся представление о модели как отражении существенных свойств объекта и их назначение; способствовать формированию умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью и различать виды моделей в соответствии с различными признаками;
Тип урока по дидактической цели: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Тип урока по форме проведения: комбинированный урок с элементами практикума.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модели объектов и их назначение»
Автор: Утяганова Юлия Илдаровна
Предмет: Информатика
Класс: 7
Тема урока: Модели объектов и их назначение
Цели и задачи урока:
Сформировать у учащихся представление о модели как отражении существенных свойств объекта и их назначение; способствовать формированию умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью и различать виды моделей в соответствии с различными признаками;
Тип урока по дидактической цели: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Тип урока по форме проведения: комбинированный урок с элементами практикума.
Программное обеспечение: операционная система Windows, офисные программы
Раздаточный материал
Презентация Power Point, видеоролик.
Ход урока
Организационный момент.
Минутка - инструктаж по ТБ.
Повторение пройденного материала.
Итак, мы закончили изучение раздела «Объекты и их имена». Давайте вспомним.
Что называется объектом?
Объект –это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое.
Какие разновидности объектов вам известны?
Объекты– предметы, объекты – процессы, объекты – явления.
Охарактеризуйте объект – предмет – планета Земля.
(слайд 1)
А что значит охарактеризовать? Охарактеризовать их, т.е. назвать их признаки.
Форма – шар, крутиться, круглая, живут люди.
Как мы вообще получаем знания об объектах?
Изучаем (вследствие изучения).– Каким же образом изучают планету Земля? (Как вы изучаете?)
С помощью глобуса, с помощью снимков из космоса и т.д.
Проблема урока.
Учащимся демонстрируются следующие модели объектов: глобус, карта мира, кукла, фотография человека, макет самолета, рисунок самолета.
Вопросы учащимся:
Для чего используются представленные вам предметы?
Для изучения объектов.
Сделайте вывод: всегда ли достаточно восприятия самого объекта для его полной характеристики, что помогает человеку изучить объект как можно подробнее?
Для полной характеристики объекта не всегда достаточно самого объекта поэтому прибегают к использованию объектов – заместителей, помогающих изучить отдельные признаки объекта.
Кто знает, как называются эти объекты – заместители?
Модели.
Вопрос:Для чего человек создает модели, а не использует сам оригинал? (выдвигают гипотезы)
Переход к целям и задачам урока.
Сегодняшний урок мне хочется начать с небольшого исторического вступления:
Сравнительно небольшие построенные в разное время макеты — физические модели мостов, кораблей спасли много жизней, избавили человечество от напрасного опыта, позволили избежать лишних затрат. И наоборот, пренебрежение результатами, полученными на физической модели, приводило к печальным последствиям. Хрестоматийным в этом смысле является случай, произошедший в 1870 году в Англии.
Адмиралтейство должно было опробовать в море броненосец нового типа «Кэптен». Английский ученый-кораблестроитель В. Рид, построивший физическую модель этого корабля, обнаружил его крайнюю неустойчивость. Судно должно было перевернуться килем кверху даже при небольшом волнении в открытом море. Адмиралтейство было поставлено в известность о результатах Рида. Однако серьезные адмиралы не приняли во внимание выводов, полученных с помощью «игрушечных корабликов». «Кэптен» вышел в открытое море. При первом же мало-мальски серьезном волнении броненосец опрокинулся. Из-за косности чиновников адмиралтейства погибли 523 моряка и боевой корабль.
Итак, тема нашего урока «Модели объектов и их назначение» (записывают в тетрадь)
И сегодня мы с вами должны изучить понятие “модель”, рассмотреть основные виды моделей и определить значение моделей в деятельности человека.
ВИДЕОРОЛИК
Развернутая лекция
С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.).
Приведем несколько примеров, поясняющих, что такое модель.
Архитектор готовится построить здание невиданного доселе типа. Но прежде чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это модель здания, Для того чтобы объяснить, как функционирует система кровообращения, лектор демонстрирует плакат со схемой, на которой стрелочками изображены направления движения крови. Это модель функционирования системы кровообращения.
В своей деятельности человек очень часто использует модели, т.е. создает образ того объекта, процесса или явления, с которым ему предстоит работать.
Моделирование как метод познания помогает человеку в решении жизненных задач.
Модель - это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определённой целью. (записывают в тетрадь)
Итак, мы возвращаемся к нашему вопросу.
Для чего человек создает модели, а не использует сам оригинал?
ПРИЧИНЫ создания моделей:
В реальном времени оригинал уже не существует или его нет в действительности. (например, теория вымирания динозавров).
Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Для изучения конкретного свойства иногда полезно отказаться от менее существенных. (например, карта местности, модель живых организмов)
Оригинал либо очень велик, либо очень мал. (например, глобус, модель атома)
Исследование объекта может привести к его разрушению. (например, модель самолета)
Процесс протекает очень быстро или очень медленно (например, модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели)
Процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений называется моделирование (записывают в тетрадь).
ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Объектов моделирования огромное количество. И для того, чтобы ориентироваться в их многообразии, необходимо их классифицировать, т.е. разделить объекты на родственные группы, имеющие один или несколько общих признаков.
Практическая работа на компьютере.
1.Создать геометрическую модель самолета /рисунок, бумажный самолет/.
2.Разработать словесную модель – описание самолета. Оформить ее в текстовом редакторе.
Самолёт — воздушное судно, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу. Неподвижное крыло отличает самолёт от махолёта (орнитоптера) и вертолёта, а наличие двигателя — от планёра. От дирижабля и аэростата самолёт отличается тем, что использует аэродинамический, а не аэростатический способ создания подъёмной силы.
Слово «самолёт» применялось для обозначения летательных аппаратов ещё в XIX веке. Так, в 1857 году капитан 1-го ранга Н. М. Соковнин использовал это слово для обозначения управляемого аэростата. В значении, близком к современному, слово «самолёт» впервые употребил журналист и писатель Аркадий Васильевич Эвальд в статье «Воздухоплавание», которая была напечатана в 1863 году в газете «Голос», где он впервые в России предложил идею подобного летательного аппарата.
3.Создать графическую модель самолета в графическом редакторе Paint
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
- оценивание /лист оценивания/
Постановка домашнего задания – Создать графическую модель корабля в текстовом редакторе Microsoft Word с помощью Фигур.