4
Методическая разработка урока информатики для 6 класса в рамках ФГОС
Автор: Тимофеева Ирина Анатольевна, учитель информатики ГБОУ СШ № 236
Тема урока: «Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)».
Тип урока: комбинированный.
Применяемые технологии: здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Цель урока: создать и организовать условия для осмысления и усвоения учебной информации по теме: «Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами», организовать деятельность учащихся по открытию новых знаний.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепить представления об объектах и их признаках;
2) рассмотреть примеры отношений между объектами (между двумя объектами, между объектом и множеством);
3) рассмотреть примеры отношений между множествами;
4) актуализация умений работы в простом графическом редакторе – инструменте создания графических объектов.
Задачи:
- образовательные: знать о разнообразии отношений объектов и их множеств, а также закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint;
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять тип отношений между объектами и их множествами; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли;
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
развитие наблюдательности, внимания, познавательного интереса учащихся;
воспитание информационной культуры и социальной адаптации учащихся;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные:
овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
формирование представления об отношениях между объектами и множествами;
развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением специфической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства.
Метапредметные:
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ–компетенции).
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять разнообразие отношений объектов и их множеств.
Продолжить формирование навыков использовать графический редактор, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, групповая, индивидуальная, фронтальная формы.
Образовательные ресурсы:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Наглядно-демонстрационный материал: плакат «Объекты», презентация «Отношения объектов и их множеств».
Технические средства обучения:
Персональный компьютер (ПК) учителя.
Мультимедийный проектор, экран.
ПК учащихся.
Основные термины и понятия: отношение, отношение является элементом множества, классификация отношений, отношение «входит в состав», круги Эйлера.
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Присаживайтесь на свои места. Проверяет наличие отсутствующих обучающихся.
Проверка усвоения изученного материала
Мы уже изучили, что такое компьютерные объекты. Давайте вспомним и проверим наши знания.
Вопросы по изученному на прошлом уроке материалу (учебник стр.18, вопросы 7-9):
Вопрос 7. Назовите свойства объекта операционной системы (ОС) «Рабочий стол». (Темы, Заставка, Оформление, Цветовые схемы, Разрешение)
Вопрос 8. Одно из действий в контекстном меню объекта ОС всегда выделено полужирным шрифтом. Какое это действие? Почему выбрано именно оно? Каким образом можно выполнить это действие без контекстного меню? (Выделено действие, которое система считает самым вероятным для выполнения к данному объекту. К файлу, например, «Открыть». Без меню – просто двойной клик мыши, или выделить файл и нажать кнопку Enter.)
Вопрос 9. Как известно, действия над основными объектами ОС можно выполнять несколькими способами: с помощью команд меню; с помощью команд контекстного меню. Как вы считаете, для чего нужны разные способы? Почему разработчики не отдали предпочтение какому-то одному из них? (Так как каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки. Пользователь, исходя из своих предпочтений, выбирает наиболее удобный для него способ.)
Проверка домашнего задания в рабочей тетради (№№20, 23):
Пример заполнения:
Першиков В.И., Савинков В.М.
Толковый словарь по информатике
Москва «Финансы и статистика»
1991
536
48
3360
70
1,7
1759
1800960
Версия Windows
Размещение
Сведения об активации
Оборудование
Размещение конечной папки
Атрибуты
Быстродействие
Размер
Тип
Система
Разрешение
Цветовые схемы
Оформление
Темы
Заставка
Пример заполнения:
Учитель предлагает разгадать кроссворд «Компьютерные объекты» (РТ № 26). Слабые ученики работают с кроссвордом, используя для ответов на вопросы учебник. Остальные учащиеся работают с листочками, вписывая только ответы. Ответственные быстро собирают листочки (через 4 минуты).
Ответы:
По горизонтали: 4. Папка. 6. Документ. 7. Операционная. 8. Бит. 9. Файл.
По вертикали: 1. Приложение. 2. Рабочий стол. 3. Байт. 5. Окно.
Актуализация знаний об объектах
Учитель задает следующие вопросы:
Что такое объект? (Это любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое. Объектами принято называть все то, на что обращено внимание человека.)
Что такое множество? (Это совокупность, набор, коллекция объектов)
Что такое элементы множества? (Объекты, составляющие некоторое множество, называются его элементами)
Чем определяется свойство объекта? (Каждое свойство определяется некоторой величиной и тем значением, которое она принимает)
Постановка учебной задачи
Учитель активизирует знания учащихся. Сегодня нам предстоит изучить новую интересную тему из курса информатики. Какую? Вы позже назовете сами. Учитель предлагает выполнить задание № 28 из РТ. Учащиеся работают в парах, самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами».
Актуализация нового материала
Учитель объясняет новый материал в соответствии с 3 учебника и демонстрирует презентацию «Отношения объектов и их множеств» (слайды №№ 1 – 15).
Учащиеся выписывают в тетрадь новые понятия и термины (отношение, отношение является элементом множества, классификация отношений, отношение «входит в состав», круги Эйлера). Учитель просит учеников сделать выводы, основываясь на материал, изложенный в презентации. Затем показывает слайды №№ 26, 27, чтобы учащиеся могли сравнить свои ответы с предложенными.
Выводы:
Отношение – это взаимная связь, в которой находятся какие-либо объекты.
Отношения могут связывать:
Объект может рассматриваться как единое целое либо «распадаться» на более мелкие объекты.
Объект может состоять из множества одинаковых объектов или множества различных объектов.
Схема отношений «входит в состав» отражает не только составные части, но и тот порядок, в котором предмет «разбирался» на части.
Физкульминутка
Учитель показывает упражнения, ученики выполняют.
Закрепление полученных знаний
Учитель задает вопросы по новому материалу:
Приведите примеры отношений между:
В каких отношениях могут быть только объекты некоторых видов?
В каких отношениях могут находиться любые объекты?
Как можно наглядно изобразить отношения объектов?
Приведите примеры пар объектов, имена отношений которых изменяются, когда меняются местами имена объектов.
(слайд № 16 презентации).
Учитель предлагает выполнить практическую работу №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3, учебник стр. 136-138). Напоминает технику безопасности.
Практическая работа № 3
«Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов» (задания 1 - 3)
1. Запустите графический редактор Paint.
2. Откройте файл Головоломка.bmp из папки Заготовки. С помощью инструмента Линия при нажатой клавише попытайтесь «без отрыва руки» соединить все точки так, как это показано на рисунке:
3. При необходимости используйте команду Отменить или .
4. Сохраните результат работы под тем же именем, но в личной папке.
| | Задание 2. Снеговики |
1. В графическом редакторе создайте новое изображение . Задайте рабочую область шириной 20 и высотой 15 см. |
Для этого:
1) щёлкните на кнопке основного меню графического редактора Paint ;
2) щёлкните на кнопке Свойства раскрывшегося меню;
3) в открывшемся диалоговом окне Свойства изображения в группе Единицы измерения установите переключатель на сантиметры и задайте в соответствующих полях вводя требуемые размеры;
4) щёлкните на кнопке .
| С помощью команды Изменить размер / Масштабировать меню Изображение задайте размер рабочей области 800 х 600 и щёлкните на кнопке . |
2. Изобразите снеговика, состоящего из трёх разных по размеру кругов (инструмент Эллипс, с нажатой клавишей ).
Внимание! Снеговик — достаточно сложный объект. Сложные объекты желательно изображать по частям. Нарисуйте каждый из кругов для снеговика отдельно. Поочередно выделите второй и третий круги (инструмент Выделить, Прозрачное выделение) и перетащите их в нужные места.
3. Сделайте столько копий полученного рисунка, чтобы после заливки кругов голубым и синим цветами все рисунки были раскрашены по-разному.
4. С помощью инструмента Текст (Надпись) в свободной части рабочей области укажите, сколько различных вариантов окрашивания снеговиков вам удалось придумать.
5. Сохраните рисунок в личной папке под именем Снеговики.
1. В графическом редакторе создайте новое изображение шириной 20 см и высотой 15 см.
2. Изобразите государственные флаги России, Франции и Нидерландов и подпишите их.
Внимание! В флагах использованы одни и те же цвета.
3. Сохраните рисунок в личной папке в файле Флаги1.
Учитель ходит по классу и проверяет выполнение работы на ПК учеников.
Домашнее задание
§3 учебника. Учитель комментирует выполнение заданий из рабочей тетради №№ 36, 38. Для сильных учащихся учитель предлагает выполнить дополнительное задание № 39.
Подведение итогов урока
Итак, мы закрепили знания по созданию графических объектов при помощи графического редактора Paint. Учитель анализирует выполнение практической работы.
Изучили на уроке, что такое отношение, разнообразие отношений и отношения между множествами.
Учитель выставляет отметки за работу на уроке.
Рефлексия
Обучающиеся высказывают свои впечатления от урока.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
Все ли вам было понятно в течение урока?
Какая часть урока показалась самой интересной?
Какая часть урока вызвала затруднение?
Какое у вас настроение после урока?
Учитель предлагает обучающимся оценить урок с помощью смайликов.