kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по языку программирования Паскаль по теме "Массивы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Массивы

Цель урока:

  • формирование знаний, умений и навыков, связанных с понятием массива, его видами, алгоритмами ввода и вывода массива.
  • развитие логического мышления, культуры речи поведения, творческой интуиции и смекалки, воспитание самостоятельности, целеустремлённости, интереса к предмету.

Тип урока:

изучение нового материала.

Ход урока:

I. Орг. этап, постановка цели урока в действиях уч-ся.

  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку
  • Организация внимания
  • Выявление отсутствующих
  • Постановка цели и плана проведения: сегодня на уроке мы рассмотрим ещё один структурированный тип данных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по языку программирования Паскаль по теме "Массивы"»

Массивы

Цель урока:

  • формирование знаний, умений и навыков, связанных с понятием массива, его видами, алгоритмами ввода и вывода массива.

  • развитие логического мышления, культуры речи поведения, творческой интуиции и смекалки, воспитание самостоятельности, целеустремлённости, интереса к предмету.

Тип урока:

изучение нового материала.

Ход урока:

I. Орг. этап, постановка цели урока в действиях уч-ся.

  • Приветствие

  • Проверка готовности к уроку

  • Организация внимания

  • Выявление отсутствующих

  • Постановка цели и плана проведения: сегодня на уроке мы рассмотрим ещё один структурированный тип данных.

II. Актуализация опорных знаний:

1 человек отвечает у доски: «Классификация типов переменных».

III. Изучение нового материала.

Тема урока: Массивы. Ввод и вывод одномерного массива.

Часто мы имеем дело с набором данных, которые должны обрабатываться одинаково.

Например, найти оценку за полугодие. Все оценки имеют одинаковый тип—целые числа. Если обозначать каждую оценку разными переменными, программу составлять будет неудобно. Их можно обозначить одним именем и каждой оценке присвоим её порядковый №, например А[1],A[2],A[3] и т.д.

Такой тип данных, который состоит из упорядоченного набора однотипных величин, называют массивом.

Массив—упорядоченный набор однотипных величин, объединённых общим именем.

Например, переменная типа массив имеет имя А:


А

3

5

7

-1

4


1

2

3

4

5




Это набор из 5 элементов типа integer.

Доступ к каждому элементу осуществляется указанием типа массива и его индекса (№). Например, А[3]=7



имя массива индекс значение

элемента элемента

Размерность—количество элементов в нём.

В зависимости от типа переменных выделяют типы массивов: числовые, строковые и т.д.

Задание: Сформируйте свой массив и обозначьте его элементы.

Классификация массивов:

Массивы



одномерные двумерные многомерные
































Сегодня мы будем изучать одномерные массивы.

Как и любую переменную массив надо описывать в разделе переменных.

Описание массива:

1 способ:

var A: array [1..10] of real;


имя массива тип индекса тип элементов

2 способ:

type

MAS=array [1..20] of real;

var

A:MAS;

Задание:

Опишите двумя способами:

1) массив из5 элементов строкового типа

2) массив из 7 элементов логического типа.

Действия над массивами

(если они одинаковы по структуре, т.е. одинаково описаны):

1) А=В истина, если все элементы одинаковы

2) АВ истина, если одно значение различно

3) А:=В все значения элементов массива В присваиваются элементам массива А.

Над элементами массива можно выполнять все действия, которые можно выполнять с элементами такого типа.

Способы формирования массива:

1) ввод с клавиатуры:

массив из 3-х элементов:

for I:=1 to 3 do begin

write (‘A[‘,I,’]=’);

readln(A[I])

end;

Задание: Написать фрагмент программы для ввода массива с клавиатуры из 10 целых элементов:

const n1=50;

var A: array [1..n1] of real;

I,n:integer;

begin

write (‘вв.n’) ;

readln (n);

for I:=1 to n do begin

write (‘A[‘,I,’]=’);

readln(A[I])

end;

2) случайным образом:

var A: array [1..20] of integer;

I,n:integer;

begin

write (‘вв.n’) ;

readln (n);

randomize;

for I:=1 to n do

A[I]:=random (5);{любое число от 0 до 5}

(от -5 до 5 – random (10)-5;)

3) заполнение по определённому правилу, например, квадратами нат.чисел:

for I:=1 to n do

M[I]:=I*I;

заполнение чётными нат. числами:

k:=2;

for I:=1 to n do begin

M[I]:=k;

k:=k+2

end;

Вывод массива:

for I:=1 to n do

write (A[I]:3);{отводится 3 позиции для записи цифры}

IV.Первичное закрепление:

Задание:(1 человек у доски, остальные в тетрадях);

Найти сумму элементов массива из 10 целых элементов, меньших 5.

V.Д/з:

  • Выучить теорию.

  • Найти количество нулей в массиве, элементы которого заданы с клавиатуры.

  • Найти сумму элементов массива, больших первого, элементы задаются датчиком случайных чисел на [-10,10].

VI. Подведение итогов урока:

  • Устный опрос:

  • Что такое массив?

  • Виды массивов.

  • Типы массивов.

  • Действия над массивами.

  • Что называют размерностью массива?

  • Способы формирования массива.

  • Выставление оценок с комментарием.

_______________________________________________________________________________


Поиск максимального элемента:

max:=M[i];

for i:=2 to n do

if M[i]max then max:=M[i];

writeln (‘max=’,max);

ОДНОМЕРНЫЕ МАССИВЫ

Множества значений или переменных с одним общим именем называются структурированными (составными) типами. Имеется несколько способов построения составных типов, каждый из которых отличается способом обращения к отдельным компонентам и, следовательно, способом обозначения компонент, входящих в данные структурированных типов.

По способу организации и типу компонент выделяют четыре основные разновидности структурированных типов:

  1. регулярный тип (массивы);

  2. комбинированный тип (записи);

  3. файловый тип (файлы);

  4. множественный тип (множества).

Регулярный тип, или массив, есть упорядоченный набор данных одинакового типа, упорядоченных по значениям индекса.
Массив характеризуется именем, размером, размерностью.

ОПИСАНИЕ МАССИВА:

  1. VAR ИМЯ МАССИВА: ARRAY[T1] OF T2
    где T1- тип индекса (любой, кроме real и integer)
    T2- тип элементов массива (базовый тип)
    VAR a: array[1..10] of integer;
    var b:array[1..5,1..7] of integer;

  2. TYPE aaa=1..7 ; bbb=
    VAR a:array[aaa] of integer;
    b:array[bbb,bbb] of integer;
    ВВОД-ВЫВОД ЭЛЕМЕНТОВ МАССИВА.

I. ОДНОМЕРНЫЙ МАССИВ

FOR I:=1 TO N DO ввод
READLN(X[I],Y[I]);

FOR I:=1 TO N DO
WRITELN(X[I]:4,Y[I]:4);
вывод

II. ДВУМЕРНЫЙ МАССИВ

FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO N DO
BEGIN
A[I,J]:=RANDOM(10); или read(a[i,j];
WRITE(A[I,J]:4);
END;
WRITELN;
END;

Задачи:

  1. N учащихся одного класса получили оценки за контрольную работу. Сколько учащихся получили "двойку".

  2. Имеется массив Х. Определить индексы отрицательных элементов данного массива. Массив Х содержит m элементов.

  3. Вычислить сумму элементов массива C, стоящих на нечетных местах. Массив С содержит 10 элементов.

  4. Для целочисленного массива А, содержащего 10 элементов, определить, кратна ли сумма его элементов 7.

  5. Элементы массива А(К) получить по формуле: y=2*x^2-5*x+6. Найти сумму элементов, имеющих номера индексов кратных 3.

  6. Вычислить среднее арифметическое и среднее геометрическое элементов массива С(n).

  7. Для целочисленного массива Y вычислить среднее геометрическое элементов, кратных трем. Массив Y содержит К элементов.

  8. Дан массив В из десяти элементов. Организовать новый массив, элементы которого расположены в обратном порядке.

  9. Вектор Х = {Х1,Х2,...,Хn} сдвинуть циклически на одну позицию влево, т.е. получить вектор Х={Х2,Х3, ...,Хn, Х1}.

  10. Элементы массива А, удовлетворяющие условию А(i)5.5, переписать в массив В, а элементы, удовлетворяющие условию А(i)

  11. Из массива Х, содержащего 15 элементов, в массив Y переписать подряд отрицательные элементы.

  12. Расположить в массиве R сначала положительные, а затем отрицательные элементы массива Z(12).

Вариант 1.

В массиве случайных чисел из [-10,10] найти наибольший элемент и заменить отрицательные числа его значением (вывести исходный и полученный массивы).


Вариант 2.

В массиве случайных чисел из [-20,0] увеличить значения всех элементов на 20 и найти наименьшее из них (вывести исходный и полученный массивы).

Вариант 3.

В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти среднее арифметическое положительных элементов, а отрицательные умножить на 2 (вывести исходный и полученный массивы).


Вариант 4.

В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти наибольший элемент и количество элементов с такими значениями (вывести исходный и полученный массивы).

Найти сумму элементов двумерного массива, элементы которого задаются с клавиатуры.

  1. Найти количество отрицательных элементов двумерного массива случайных чисел из [-5,5].

  2. Умножить все отрицательные элементы массива на его минимальный элемент. (Значения элементов задаются с клавиатуры).


I вариант


  1. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, найти количество элементов, больших заданного с клавиатуры числа.

  2. В одномерном массиве случайных чисел из [-20,20] найти наибольший элемент и заменить на него те элементы, значения которых меньше 5.

  3. В двумерном массиве случайных чисел из [0,20] найти сумму нечётных элементов.



II вариант


  1. В одномерном массиве случайных чисел из [-20,20] найти сумму элементов, меньших заданного с клавиатуры числа.

  2. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, найти наименьший элемент и заменить на него те элементы, которые кратны 5.

  3. В двумерном массиве случайных чисел из [-30,30] найти количество элементов, меньших 10.


Задачи по одномерным массивам:


  1. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, вычислите количество положительных элементов и сумму отрицательных.

  2. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, вычислите среднее арифметическое положительных элементов и количество отрицательных.

  3. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-10;10), вычислите количество и среднее арифметическое элементов, меньших первого.

  4. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (0;20), вычислите количество элементов меньших некоторого числа М, заданного с клавиатуры, на 5.

  5. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, вычислите среднее арифметическое положительных элементов массива и их количество нулей.

  6. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, вычислите количество элементов меньших первого и сумму элементов больших последнего.

  7. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (0;10), вычислите количество элементов меньших первого и сумму элементов, равных второму элементу.

  8. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-5;5), вычислите количество элементов меньших первого и сумму отрицательных элементов.

  9. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-5;5), заменить элементы, равные второму, нулями и найти их количество.

  10. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-7;7), найти сумму отрицательных элементов и все нули заменить значением этой суммы.

  11. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-10;10), отрицательные элементы возвести в квадрат, а положительные удвоить.

  12. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-20;20), заменить отрицательные элементы на значение следующего элемента (последний не заменять).

  13. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-20;20), положительные элементы возвести в квадрат, а отрицательные удвоить.

  14. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-5;5), все положительные элементы уменьшить на 1, а отрицательные умножить на 3.

  15. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, вычислите количество элементов меньших последнего и сумму элементов больших первого.

  16. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, вычислите сумму элементов, меньших последнего, и количество элементов, больших первого.

  17. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-10;10), найти среднее арифметическое отрицательных элементов и все нули заменить его значением.

  18. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-5;5), вычислите количество элементов меньших второго и среднее арифметическое отрицательных элементов.

  19. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (0;20), отрицательные элементы заменить значением суммы элементов, больших первого.

  20. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-20;20), отрицательные элементы заменить их абсолютным значением, найти количество нулей.

  21. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-20;20), нули заменить значением первого элемента, отрицательные их абсолютным значением.

  22. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (-10;20), найти количество нулей и этим значением заменить все отрицательные элементы.

  23. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (0;20), найти среднее арифметическое элементов массива, больших суммы последних двух элементов.

  24. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (0;10), найти количество элементов, равных сумме первого и последних элементов.

  25. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (0;10), найти сумму элементов, больших первого на 2.

  26. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (0;5), найти количество элементов, больших последнего на 1.

  27. В одномерном массиве, заданном датчиком случайных чисел на (0;5), найти количество элементов, меньших суммы первого и последнего на 2.


Задачи по теме

«Наибольший и наименьший элемент массива»:


  1. В массиве случайных чисел найти наибольший элемент и заменить отрицательные числа его значением (вывести исходный и полученный массивы).

  2. В массиве случайных чисел увеличить значения всех элементов на 20 и найти наименьшее из них (вывести исходный и полученный массивы).

  3. В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти наибольший элемент и количество элементов с такими значениями (вывести исходный и полученный массивы).

  4. В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти наименьший элемент и количество элементов с такими значениями (вывести исходный и полученный массивы).

  5. В массиве случайных чисел найти наименьший элемент и заменить положительные числа его значением (вывести исходный и полученный массивы).

  6. В массиве случайных чисел уменьшить значения всех элементов на 10 и найти набольшее из них (вывести исходный и полученный массивы).

  7. В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти наименьший элемент и сумму элементов с такими значениями (вывести исходный и полученный массивы).

  8. В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти наибольший элемент и количество элементов с такими значениями (вывести исходный и полученный массивы).

  9. В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти разницу наименьшего и наибольшего значений.

  10. В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти наименьшее значение последних пяти элементов.

  11. В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти сумму элементов, больших наименьшего на 5.

  12. В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти сумму элементов, меньших наибольшего на 4.

  13. В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, заменить значением первого элемента элементы, равные наибольшему.

  14. В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, уменьшить элементы, равные наименьшему на 5.

  15. В массиве случайных чисел нули заменить значением наибольшего элемента.

  16. В массиве случайных чисел отрицательные элементы заменить их абсолютным значением и найти наибольшее значение.

  17. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, найти среднее арифметическое наибольшего и наименьшего элементов массива.

  18. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, найти сумму наибольшего элемента массива и его последнего элемента.

  19. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, найти разность первого и наибольшего элемента массива.

  20. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, уменьшить значения всех элементов массива на значение наименьшего элемента.

  21. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, увеличить отрицательные элементы на значение набольшего элемента.

  22. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, заменить элементы, равные наибольшему, нулями.

  23. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, найти разность наибольшего и первого элементов массива.

  24. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, найти количество элементов, меньших наибольшего на 3.

  25. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, найти количество элементов, больших наименьшего на 2.

  26. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, найти разность наибольшего первых пяти и наименьшего последних пяти элементов.

  27. В одномерном массиве, заданном с клавиатуры, найти произведение наибольшего и наименьшего элементов массива.


_______________________________________________________________________________




  1. Составьте программу перемены местами первого и последнего элементов.

  2. Составьте программу расположения элементов, чтобы отрицательные были в конце.

  3. Составьте программу перемены местами первого отр.и макс. элементов.

  4. Составьте программу удаления … элемента.

  5. Составьте программу формирования из массива А(N) двух массивов, в одном – отр., в другом – полож. элементы.

  6. Напечатать отр. элементы массива.

  7. Найти первый отр. элемент и его номер.

  8. Создать числовой массив, в котором 2 элемента задаются с клав., остальные равны сумме двух предыдущих.

  9. Проверить, явл. ли массив упор. по возрастанию.


Сортировка массива:

  1. по возрастанию

  2. по убыванию

  3. по невозрастанию

  4. по неубыванию

Сортировка массива по невозрастанию.

Идея состоит в том, сто последовательно просматривая массив, ищем наиб. число и меняем его местами с первым элементом, затем просматриваем оставшуюся часть, наиб. элемент в ней меняем местами со вторым и т.д.


for i:=1 to n-1 do {i-1-ая позиция рассматриваемой части}

for j:=i+1 to n do {j-№ элемента, с кот. сравн. i-ый элемент}

if M[i]M[j] then begin{если нашли элемент больше первого}

k:= M[i];

M[i]:= M[j];

M[j]:=N;

end;


  • Упорядочить массив по возрастанию, если с клавиатуры введено положительное число, и по убыванию, если – отрицательное.


Одномерные массивы:

В данном одномерном массиве A(N) найти

  • количество (сумму) элементов, равных(больших) некоторому числу k, заданному с клавиатуры.

  • среднее арифметическое всех элементов массива и среднее арифметическое номеров элементов массива.

  • произведение (количество) всех чётных и нечётных (отрицательных, кратных трём) элементов массива.

  • номер первого отрицательного и первого положительного элемента массива.

  • сумму элементов с чётными номерами и нечётными.

  • проверить, является ли массив упорядоченным по возрастанию, если да, то вывести надпись «Yes», если – нет, то «No».

  • сумму (среднее арифметическое) положительных (чётных, кратных данному числу) элементов массива.

  • сумму чётных элементов с нечётными номерами.

  • сумму первых пяти элементов массива.

  • сумму элементов, принадлежащих промежутку от А до В (А и В вводятся с клавиатуры).

  • номера всех отрицательных элементов, вывести их на экран, если таких нет, то сообщить об этом.

  • есть ли в массиве элементы, равные данному числу, если есть, то вывести № одного из них.

  • заменить чётные элементы их квадратами, а нечётные удвоить.

  • поменять местами первый и максимальный элементы.

  • переставить элементы, стоящие на нечётных местах, с соответствующими элементами, стоящими на чётных местах.

  • количество элементов, отличных от последнего.


Наибольший и наименьший элементы:

  • Найти максимальный элемент массива, и его №, при условии, что все элементы различны.

Несколько массивов:

  • Даны 2 массива. Найти среднее арифметическое элементов каждого и сравнить эти значения.

  • Из массива А в массив В поместить элементы, большие некоторого числа с, введённого с клавиатуры (все отрицательные элементы, нечётные).

  • Из массива А поместить в массив В все положительные элементы, в массив С – отрицательные.

  • Из массива А поместить в массив В элементы, меньшие первого элемента. Отсортировать массив В по убыванию.

  • Преобразовать двумерный массив А(N,M) в одномерный В(N*M), соединив все строки в одну.

  • Дан числовой массив А(N,M). Создать массив В(N,M), каждый элемент которого В(I,J) равен сумме элементов, размещённых в I-то строке и J-том столбце.

  • Сравнить 2 массива разной размерности и определить с какого элемента они различаются (наибольшую общую часть обоих массивов).

  • Объединить 2 возрастающих массива в один возрастающий.

  • Найти А(1)*В(1)+…+А(N)*В(N).

  • Скопировать данный массив А(N), переписав все его элементы в массив В(N) в том же (обратном) порядке.

  • Дан числовой массив А(N), создать В(N), в котором:

В(1)=А(1)

В(2)=А(1)+А(2)

В(I)=A(1)+A(2)+…+А(I)

В(N)=A(1)+A(2)+…+А(N)

  • Массив А(N) разделить на 2 массива В и С так, чтобы в массив в вошли все элементы массива А с чётными №-ми (положительные, чётные), а в С – с нечётными (отрицательные, нечётные).

  • Даны 2 массива одинакового размера, составить третий, включая в него попеременно элементы 1-го и 2–го массивов.

  • Даны 2 массива, найти сумму элементов массива, который имеет большую размерность.

  • Даны 2 массива, найти наибольший элемент из двух массивов.

  • Даны 2 массива, найти разницу между суммами элементов 1-го и 2-го массивов.

  • Даны 2 массива, найти какой из них содержит больше нулей.

  • Даны 2 массива, найти количество положительных элементов в двух массивах.

  • Даны 2 массива, найти разность их наибольших элементов.

  • Даны 2 массива, сравнить количество отрицательных элементов.


Символьные массивы:

Найти в данном символьном массиве

  • самое длинное слово и определить его положение в массиве.

  • слова с заданной частью (буквой, слогом)

  • все слова заданной длины и найти их количество

  • количество букв во всех словах массива

Упорядочить по возрастанию длин слов (по алфавиту).


Двумерные массивы:

  1. Для целого положительного N создать и вывести на экран такой числовой массив А(N,N), в котором

  • элементы, стоящие на диагонали, равны 1, остальные нули.

  • элементы, расположенные выше диагонали, равны нулю, а остальные имеют произвольные значения.

  • по диагонали расположены единицы, выше – нули, ниже – равны сумме соответствующих индексов.


  1. Найти № столбца, все элементы которого равны нулю (одинаковы).

  2. Найти максимальный диагональный элемент и вывести всю строку, в которой он расположен.

  3. Поэлементно вычесть последнюю строку из всех, кроме последней.



Чему будет равен А[3] после выполнения программы

А[1]:=10;

n:=5;

for I:=2 to n do

А[I]:= А[I-1]+5;

Ответ: 20.


Какому промежутку будут принадлежать значения элементов массива

A[i]:=random (20)-10;


Чему будет равно S после выполнения фрагмента программы:

S:=10;

for I:=1 to 3 do begin

A[i]:=I+1;

S:=S+ A[i]

end.

Ответ: 19.


Сколько элементов в массиве:

Var A: array [5..15] of integer;


Определить, что делает данная программа:

for i:=1 to 10 do

if a[i]3 then begin g:=g+1;

k:=k+A[i]

end;

writeln (k/g);

end.

Ответ: выводит среднее арифметическое элементов массива, больших трёх.


Двумерные массивы.

Цель:

  • рассмотреть двумерные массивы, научить применять вложенные циклы для обработки элементов массива; способствовать развитию навыков составления программ.

  • развитие логического мышления, культуры речи поведения, творческой интуиции и смекалки, воспитание самостоятельности, целеустремлённости, интереса к предмету.

Ход урока:

  1. Орг. этап, постановка цели урока в действиях уч-ся.

    1. Приветствие

    2. Проверка готовности к уроку

    3. Организация внимания

    4. Выявление отсутствующих

    5. Постановка цели и плана проведения: сегодня на уроке мы продолжим изучение массивов и рассмотрим двумерные массивы.

  2. Самостоятельная работа по карточкам:

Вариант 1.

В массиве случайных чисел из [-10,10] найти наибольший элемент и заменить отрицательные числа его значением (вывести исходный и полученный массивы).

Вариант 2.

В массиве случайных чисел из [-20,0]

увеличить значения всех элементов на 20 и найти наименьшее из них (вывести исходный и полученный массивы).

Вариант 3.

В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти среднее арифметическое положительных элементов, а отрицательные умножить на 2 (вывести исходный и полученный массивы).

Вариант 4.

В массиве, элементы которого заданы с клавиатуры, найти наибольший элемент и количество элементов с такими значениями (вывести исходный и полученный массивы).

  1. Актуализация:

Опрос: виды массивов.

  1. Изучение нового материала.

тема: Двумерные массивы.

  • Описание массивов.

  • Ввод элементов массива с клавиатуры.

  • Задание: формирование массива случайных чисел.

  • Вывод массива.

  1. Закрепление:

Найти сумму элементов двумерного массива, элементы которого задаются с клавиатуры.

  1. Подведение итогов.

Выставление оценок с комментарием.

  1. Д/з:

  • конспект

  • Найти количество отрицательных элементов двумерного массива случайных чисел из [-5,5].

  • Умножить все отрицательные элементы массива на его минимальный элемент. (Значения элементов задаются с клавиатуры).

Задачи:

  • Составьте программу вычисления суммы(произведения) отр. (пол./чётных/кратных5) элем. матрицы А(N,M).

  • Составьте программу вычисления макс. элемента 3-го столбца матрицы и его индексов.

  • Составьте программу обмена местами первого и последнего элементов на побочной диагонали (в первом столбце).

  • Составьте программу вычисления суммы элем. третьего столбца матрицы А(N,M).

  • Составьте программу вычисления суммы элементов на главной диагонали (в первом столбце).

ДВУМЕРНЫЕ МАССИВЫ

ОПИСАНИЕ МАССИВА:

  1. VAR ИМЯ МАССИВА: ARRAY[T1] OF T2
    где T1- тип индекса (любой, кроме real и integer)
    T2- тип элементов массива (базовый тип)
    var b:array[1..5,1..7] of integer;

  2. VAR b:array[1.10,1..9] of integer;
    ВВОД-ВЫВОД ЭЛЕМЕНТОВ МАССИВА.

FOR I:=1 TO N DO
BEGIN
FOR J:=1 TO N DO
BEGIN
A[I,J]:=RANDOM(10); или read(a[i,j];
WRITE(A[I,J]:4);
END;
WRITELN;
END;

Задачи:

13. Найти наибольший и наименьший элементы матрицы Х(k,n) и поменять их местами.
14. Найти максимальный элемент главной диагонали матрицы X(5,5).
15. Дана матрица Y(m,n). Найти столбец с наибольшей и наименьшей суммой элементов.
16. Имеется матрица S(m,n). Найти максимальный из всех минимальных элементов строк. Вывести номер строки матрицы S,в которой расположено выбранное число.
17. Вычислить сумму элементов двух главных диагоналей матрицы С(5,5).
18. Из матрицы Y(k,k) получить вектор T, элементами которого являются элементы главной диагонали матрицы.
19. Сформировать диагональную матрицу А(p,p). У диагональной матрицы все элементы равны нулю, кроме диагональных.
20. Получить вектор B, элементами которого являются произведения элементов в каждой строке матрицы A(5,4).
21. Из матрицы Z(4,5) получить вектор А, содержащий положительные элементы матрицы.
22. Получить матрицу К(5,5), элементами которой являются квадраты сумм номеров строк и столбцов.
23. Из матрицы Х(5,4) получить матрицу Н, поменяв местами строки и столбцы.
24. Имеется целочисленная матрица A(k,l). Проверить, есть ли в ней элементы, равные нулю. Если есть, найти номер первого из них.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по языку программирования Паскаль по теме "Массивы"

Автор: Безухова Елена Александровна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493230

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "ФОРМАЛИЗАЦИЯ языка танца (или сортировка одномерного массива) "
    ["seo_title"] => string(65) "formalizatsiia-iazyka-tantsa-ili-sortirovka-odnomiernogho-massiva"
    ["file_id"] => string(6) "246354"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446363231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства