kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка итогового занятия предпрофильного курса по математике "Математика в повседневной жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка итогового занятия предпрофильного курса по математике "Математика в повседневной жизни" представляет собой конспект урока в 8 классе и проводится в конце изучения учащимися курса. Форма проведения - ролевая игра. Цель: обеспечить знакомство учащихся с экономической жизнью семьи, формирование  у них начального опыта планирования семейного бюджета на определенный период времени; знакомство с видами доходов и расходов семейного бюджета, формирование  у учащихся умений выполнять несложные экономические расчеты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка итогового занятия предпрофильного курса по математике "Математика в повседневной жизни" »

Методическая разработка итогового занятия предпрофильного курса

«Математика в повседневной жизни»

Цель: обеспечить знакомство учащихся с экономической жизнью семьи, формирование у них начального опыта планирования семейного бюджета на определенный период времени; знакомство с видами доходов и расходов семейного бюджета, формирование выполнять несложные экономические расчеты.


Форма: ролевая игра «Семейный бюджет»

Ход занятия.

  1. Вводная беседа. 7 мин.

Цель этого этапа состоит в обеспечении мотивации учащихся , принятии ими цели занятия, актуализации субъективного опыта.

- Что такое доход семьи? Из чего складываются доходы? (Ответы учащихся выслушиваются).

Слайд 1. «Доходная часть семьи».

Учитель подводит итог ответам: «Доход – это денежные и материальные средства, поступающие в семью в результате полезной деятельности членов семьи или реализации государственных социальных программ.

И складываются они из тех статей, которые вы видите на экране». Многие статьи доходов вы знаете. Я вижу, вы понимаете, откуда в семье появляются деньги.

- А на что семья тратит свои деньги? (Ответы учащихся выслушиваются).

Слайд 2. «Расходная часть семьи».

Учитель подводит итог ответам:

Расходы – это денежные траты, идущие на удовлетворение потребностей семьи. Существует три обязательные составляющие бюджета каждой семьи, они делятся на обязательные расходы, текущие (расходы на транспорт, еду, мобильную связь) и свободные (подарки, отдых). Вы видите, какие статьи входят в те или иные расходы.

- Как вы думаете, что такое бюджет семьи? Ответы учащихся.

Учитель подводит итог ответам: «Бюджет семьи – это совокупность доходов и расходов семьи за определенный период». Слайд 3.

- Каждая семья по-разному зарабатывает, и по-разному тратит свои деньги. Одни больше тратят, чем зарабатывают, другие – наоборот. И бюджеты их, поэтому, называются по-разному.

Слайд 4. «Виды семейного бюджета».

1 картинка. Такой бюджет называется избыточным. Попробуйте охарактеризовать его.

2 картинка. А такой бюджет называется дефицитным. Попробуйте охарактеризовать его.

3 картинка. Этот бюджет называется сбалансированным. Попробуйте охарактеризовать его.

- Какой, на ваш взгляд, бюджет экономически выгодный?

- Чем грозит семье дефицит бюджета?

- Какая главная задача стоит перед вашими родителями? (

- Как можно этого добиться? (контролировать доходы и расходы)

Учитель подводит итог ответам:

Рациональное использование средств семьи – вот главная задача семейной экономики. Для этого необходимо контролировать доходы и расходы, то есть планировать семейный бюджет.

- Как вы думаете, какая тема занятия? Слайд 5.

- А цели? (приобрести начальный опыт планировать доходы и расходы). Слайд 6.

- А нужен ли такой опыт?

- Выслушиваются ответы учащихся и подводится итог: Планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

Игровая задача. 7 мин.

На этом этапе раскрывается игровой замысел, который придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний; перед учащимися ставятся учебные задачи, которые надо решить в процессе игры.

Постановка игровой задачи: Представьте, что вы за каждым столом представляете семью: в ней папа, мама, 2 детей учащихся школы. Решено было новый год встретить в семейном кругу, за праздничным столом, сделать косметический ремонт комнаты – прихожей, купить подарки всем членам семьи.

Выберите фамилию для своей семьи. Распределите роли.

- Для этого у каждой семьи будет определенная сумма, равная доходу за декабрь плюс некоторые другие источники. Перед вами стоят следующие задачи.

Слайд 7-10. Учебные задачи:

1) Подсчитать величину дохода за декабрь.

2) Подсчитать расходы с учетом запланированных трат.

3) Купить подарки всем членам семьи.

4) В том случае, если расходы превысят доходы, определить пути регулирования расходов путем сокращения некоторых статей.

Рекомендуется учащихся разделить на 4 группы с приблизительно одинаковым уровнем знаний. Роли распределяются самими учащиеся. Желательно, после ознакомления с правилами игры провести короткий инструктаж с представителями команд для точного понимания ими учебных задач. Остальные учащиеся в это время могут приступить к изучению сопроводительной документации.

  1. Правила игры. 3 мин.

Наличие правил создаёт условия для самоорганизации учащихся, что в свою очередь способствует формированию в игре отношений содружества.

Задачей этого этапа является определение порядка действий и поведения учащихся в процессе игры с учетом дидактической цели и индивидуальных возможностей, задается рабочая обстановка.

  1. Все члены семьи соблюдают инструкции к игре.

  2. В игре участвуют 4 команды – условно - семьи, во главе каждой из которых стоит папа. Он отвечает за дисциплину в своей семье и за выполнение игровых задач.

  3. Папа и мама подсчитывают доходы и расходы. Определяют в случае необходимости, какие расходы можно сократить.

  4. Дети подсчитывают расходы на газ, свет, воду и заполняют квитанции.

  5. Семья подбирает в магазине новогодние подарки.

  6. Каждая семья выполняет необходимые расчеты согласно своим ролям и заполняет итоговую таблицу. Полученные расчеты необходимо сдать учителю.

  7. Время игры – 25 мин.

  8. Результат должен быть получен обязательно!

  9. В игре побеждает та семья, бюджет которой на декабрь будет сбалансированным.

  1. Игровые действия. 20 мин

На этапе игровых действий учащиеся должны применить свои знания, умения, навыки по теме «Проценты», элементарные счетоводческие умения.


На этом этапе учителю важно следить за сохранением интереса детей к игре, в случае угасания или отсутствия интереса своевременно принимать действия, ведущие к изменению обстановки.

  1. Финал игры. 5 мин

Представитель каждой семьи представляет результат работы. Он рассказывает, как производились вычисления, демонстрирует итоговую таблицу семьи. Определяется в каждом случае вид бюджета. Рассказывается о том, какие подарки были куплены. Определяется победитель игры.

Если в семье сбалансированный или избыточный бюджет, то, как правило, такая семья не испытывает финансовых затруднений. А это значит, в такой семье больше денег можно будет потратить на образование, культуру, спорт и отдых.

  1. Итог игры. 2 мин

Здесь обсуждается, какие математические знания, умения, и навыки нужны для рационального ведения домашнего хозяйства.(знание простых правил счетоводства, понимание %, умение находить % от числа). результат усвоения математических знаний; что обеспечивает финансовую успешность семьи . Необходимо поговорить о лучших моментах и недочетах игры, о причинах невыполнения учебных задач, стоящих перед учащимися.

- Какие математические знания вам понадобились сегодня, например, для расчета услуг ЖКХ.

- Что надо было знать и уметь для решения задачи о вкладе?

- Расскажите, как вы подсчитывали расходы?

- Хватило ли денег на подарки?

- Что обеспечивает финансовую успешность семьи? (грамотность родителей, знание планирования)

- А какие психологические факторы обеспечивает успешность семьи?








































Приложение

Инструкции родителям.

Задание 1. Решить задачу.

Семья сделала денежный вклад «Зимний» в банк в размере 50 000 руб. Процентная ставка по вкладу – 10,85 % годовых. Какую сумму на вкладе семья будет иметь через 1 год?

Задание 2. Заполните таблицу 1.

Таблица 1. «Доходы семьи _______________________ за декабрь 2014 г.»

Семейный статус

Профессия

Предполагаемый размер зарплаты

  1. Мама

Продавец

12 000 руб

  1. Папа

Строитель

18000 руб

  1. Первый ребенок

Учащийся школы

-

  1. Второй ребенок

Учащийся школы

-




Дополнительные источники

Детские пособия

552 руб

Денежный вклад «Зимний» (20 000 руб)


Накопления


Итого




Задание 3. Решить задачу.

Стены комнаты (без потолка) необходимо оклеить обоями. Оклеиваемая площадь – 45,32 м2 .

а) Посчитайте, какое количество обоев и клея надо купить для ремонта.

б) Посчитайте стоимость такого ремонта.

Стоимость обоев: 1 рулон (длина – 10 м, ширина – 1,05 м) – 500 р – 1200 р. Стоимость клея: 1 пачка – 100 р ( расход клея – 1 пачка на 5 широких рулонов обоев).

Задание 4. Определите с остальными членами семьи сумму, которая будет потрачена на подарки.

Инструкции родителям.

Задание 1. Посчитайте долю расходов в рублях и внесите в таблицу 2.

Таблица 2. «Расходы семьи ___________________ за декабрь 2014 г.»

п/п

Статья расхода

Доля расходов от бюджета в %

Доля расходов в рублях

1

Питание и праздничный стол

25


2

Услуги ЖКХ

Фиксированная сумма


3

Налоги

-


4

Одежда, обувь

15


5

Хозяйственно-бытовые нужды

4


6

Предметы домашнего обихода

4


7

Культурно-массовые мероприятия

5


8

Ремонт

Фиксированная сумма


9

Непредвиденные расходы

2



Итого





Задание 2. Определите с остальными членами семьи сумму, которая будет потрачена на подарки.

Инструкции детям.

Задание 1. Заполните квитанции на газ, свет и воду. Вычислите общую сумму расходов на оплату услуг ЖКХ.

Задание 2. Определите с остальными членами семьи сумму, которая будет потрачена на подарки.

Задание 3. Выбрать подарки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Коршак Татьяна Федоровна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства