Актуализация опорных знаний (5 мин) | | Перед изучением новой темы вспомним 1) Какие формы мышления вы уже знаете? 2) Что такое понятие? 3) Что такое суждение? 4) Какие бывают суждения? 5) Перечислите виды простых суждений. 6) Как образуются сложные суждения? | Отвечают: 1) Понятие и суждение 2) Понятие- это совокупность существенных признаков отдельного объекта или множества однородных объектов 3) Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, свойствах или отношениях объектов. 4) Простые и сложные. 5) Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. 6) Образуются из простых, с помощью логических связок. |
Изучение нового материала (10 мин) | | Сегодня мы познакомимся с новой формой мышления. Это форма мышления самая сложная из тех, что вы уже изучили и требует повышенного внимания к своему изучению. А о какой форме мышления будет идти сегодня речь, вы должны угадать сами, разгадав ребус. Итак, кто готов ответить, последнюю, третью форму мышления мы сегодня с вами будем изучать? Правильно, умозаключение! А сейчас давайте откроем тетрадочки и запишем, число и тему «Умозаключение как форма мышления» Наш мозг постоянно занят каким-то рассуждениями – он делает выводы из прожитого, из усвоенного, из предположительного. Все эти выводы и являются умозаключениями, логическим результатом мыслительного акта. Умозаключение выступает, как высшая форма мышления, соединяющая в себе и суждения, и понятия.
Итак, что же такое умозаключение? Давайте запишем в тетради. Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение. Т.е. умозаключение это тоже суждение, но сделано это суждение на основании каких-то других. Например, Если ни один слон не может летать, и все птицы летают, то из этих двух суждений мы можем сказать, что слон - не птица. А сделали мы это умозаключение на основании двух суждений, эти два суждения называются посылками.… Какие это суждения, как вы думаете? Правильно! А получившееся суждение, «слон – не птица» называется заключением! Ребята, какие приметы умозаключений вы можете привести? Молодцы, все правильно. Существует очень много правил построения умозаключений. Давайте рассмотрим два из них. Первое правило звучит следующим образом: Если все А являются B, а все В являются С, то все А являются С. И зарисуйте схему этого правила, а потом мы разберем эту схему на примере. Схема представлена на слайде. Пример: «Если все воробьи – птицы, а все птицы – животные , то все воробьи являются животными» Т.е., чтобы зарисовать схему, нужно определить, что является А, В и С. В данной схеме А- это «воробьи», а сообщество «воробьи» входят в еще большее сообщество В, «птицы», в это сообщество могут входить и воробьи, и синицы, и сороки...мы с уверенностью можем сказать, что А является частью В. Сообщество птиц В входит в еще большее сообщество , С – «животные». Следовательно, мы можем сказать, что А включено в В, а В включено в С, таким образом А включается в С. Второе правило звучит так: Если ни одно А не является В, а все С являются А, то ни одно С не является В. Посмотрите на слайд, зарисуйте схему и запишите пример. Потом мы его разберем. «Если хищные животные не являются домашними животными, а все волки являются хищными животными, то ни один волк не является домашним животным». Давайте запишем этот пример, а потом обсудим, как составить схему. Т.е., чтобы зарисовать схему по второму правилу, нужно определить, что является А, В и С, как и в первом случае. В данной схеме А- это «хищные животные», противопоставляется этому сообществу сообщество В, «домашние животные», т.е. эти сообщества одно другое не включают, каждое живет своей жизнью. По условию сказано, что С, «волки» - это хищные животные, т.е. С включается в А. Из этих двух условий следует, что ни один волк не является домашним животным, т.к. волки по второму условию «хищники». | Слушают учителя, разгадывают ребус, тем самым определяя тему урока. Открывают тетради, записывают число, тему урока Слушают учителя Записывают, определение понятия. Слушают пример, вникают в определение понятия. Приводят примеры умозаключений. Слушают учителя. Записывают правило, схему и пример, записанный на слайде. Слушают учителя. Записывают правило, схему и пример, записанный на слайде. |