kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока информатики. "Умозаключение как форма мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен конспект урока, презентация и документ с практическим заданием для учащихся 6 класса по информатике. Тема урока: "Умозаключение как форма мышления".

Просмотр содержимого документа
«конспект»

План-конспект урока

Тема:Умозаключение как форма мышления

Курс: базовый

Класс: 6

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

  • Обучающие: Дать учащимся общее представление об умозаключение как форме мышления; повторить и обобщить материал по теме «Суждение как форма мышления».

  • Развивающие: Развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать, опровергать; Развитие мышления через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии.

  • Воспитательные:Формировать познавательные интересы учащихся, воспитывать трудолюбие, усидчивость, культуру умственного труда.

Оборудование:

  • технические средства: компьютеры с операционной системой Windows, мультимедийный проектор, экран.

  • программныесредства: Microsoft Power Point, MicrosoftOffice Word.





Ход урока

Этап урока,

время

Слайд

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный этап

(1 мин)


Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Николаевна, и сегодня урок информатики у вас проведу я. Давайте проверим готовность к уроку: у всех на столах учебник, тетрадь, дневник? Замечательно, тогда начнем наш урок.

Приветствуют учителя. Приготавливаются к уроку. Готовятся к усвоению нового материала.


Актуализация опорных знаний

(5 мин)



Перед изучением новой темы вспомним

1) Какие формы мышления вы уже знаете?

2) Что такое понятие?





3) Что такое суждение?





4) Какие бывают суждения?

5) Перечислите виды простых суждений.




6) Как образуются сложные суждения?


Отвечают:

1) Понятие и суждение

2) Понятие- это совокупность существенных признаков отдельного объекта или множества однородных объектов

3) Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, свойствах или отношениях объектов.

4) Простые и сложные.

5) Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.

6) Образуются из простых, с помощью логических связок.

Мотивация учебной деятельности

(1 мин)


Сегодняшний урок как всегдасостоит из двух частей: теоретической и практической. От вашей активной работы на уроке и от того как внимательно вы будете слушать зависит оценка за урок.


Слушают учителя и вникают в предстоящую работу на уроке.

Изучение нового материала

(10 мин)
















Сегодня мы познакомимся с новой формой мышления. Это форма мышления самая сложная из тех, что вы уже изучили и требует повышенного внимания к своему изучению. А о какой форме мышления будет идти сегодня речь, вы должны угадать сами, разгадав ребус. Итак, кто готов ответить, последнюю, третью форму мышления мы сегодня с вами будем изучать? Правильно, умозаключение!


А сейчас давайте откроем тетрадочки и запишем, число и тему «Умозаключение как форма мышления»


Наш мозг постоянно занят каким-то рассуждениями – он делает выводы из прожитого, из усвоенного, из предположительного. Все эти выводы и являются умозаключениями, логическим результатом мыслительного акта. Умозаключение выступает, как высшая форма мышления, соединяющая в себе и суждения, и понятия.

Итак, что же такое умозаключение? Давайте запишем в тетради. Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение. Т.е. умозаключение это тоже суждение, но сделано это суждение на основании каких-то других.




Например,

Если ни один слон не может летать, и все птицы летают, то из этих двух суждений мы можем сказать, что слон - не птица. А сделали мы это умозаключение на основании двух суждений, эти два суждения называются посылками.… Какие это суждения, как вы думаете?

Правильно!

А получившееся суждение, «слон – не птица» называется заключением!


Ребята, какие приметы умозаключений вы можете привести?


Молодцы, все правильно. Существует очень много правил построения умозаключений. Давайте рассмотрим два из них.


Первое правило звучит следующим образом: Если все А являются B, а все В являются С, то все А являются С. И зарисуйте схему этого правила, а потом мы разберем эту схему на примере. Схема представлена на слайде. Пример: «Если все воробьи – птицы, а все птицы – животные , то все воробьи являются животными»





Т.е., чтобы зарисовать схему, нужно определить, что является А, В и С. В данной схеме А- это «воробьи», а сообщество «воробьи» входят в еще большее сообщество В, «птицы», в это сообщество могут входить и воробьи, и синицы, и сороки...мы с уверенностью можем сказать, что А является частью В. Сообщество птиц В входит в еще большее сообщество , С – «животные». Следовательно, мы можем сказать, что А включено в В, а В включено в С, таким образом А включается в С.




Второе правило звучит так: Если ни одно А не является В, а все С являются А, то ни одно С не является В. Посмотрите на слайд, зарисуйте схему и запишите пример. Потом мы его разберем. «Если хищные животные не являются домашними животными, а все волки являются хищными животными, то ни один волк не является домашним животным». Давайте запишем этот пример, а потом обсудим, как составить схему.


Т.е., чтобы зарисовать схему по второму правилу, нужно определить, что является А, В и С, как и в первом случае. В данной схеме А- это «хищные животные», противопоставляется этому сообществу сообщество В, «домашние животные», т.е. эти сообщества одно другое не включают, каждое живет своей жизнью. По условию сказано, что С, «волки» - это хищные животные, т.е. С включается в А. Из этих двух условий следует, что ни один волк не является домашним животным, т.к. волки по второму условию «хищники».


Слушают учителя, разгадывают ребус, тем самым определяя тему урока.







Открывают тетради, записывают число, тему урока


Слушают учителя








Записывают, определение понятия.







Слушают пример, вникают в определение понятия.









Приводят примеры умозаключений.








Слушают учителя. Записывают правило, схему и пример, записанный на слайде.




















Слушают учителя. Записывают правило, схему и пример, записанный на слайде.

Первичное закрепление нового материала

(2 мин)


Давайте все вместе поработаем и составим умозаключение на основании следующих суждений. Устно.


Все ученики 6 класса занимаются спортом. Саша учится в 6 классе. Значит, …



Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» – имя существительное. Следовательно, …







Если ни у одного чётного числа двоичная запись не заканчивается цифрой 1 и все числа, делящиеся на 4, чётны, то….






Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, …


На основании суждений составляют умозаключение.



Саша занимается спортом.



Слово «урок» изменяется по падежам и числам.



Названия городов пишутся с большой буквы.

Вторичное закрепление нового материала

(7 мин)

У вас на столе лежат карточки с заданиями, у каждого свой вариант. Итак, можете приступать.

Выполняют задание на карточках.

Домашнее задание 2 мин

Перед тем как начать нам практикум, давайте запишем домашнее задание. Откройте свои дневники запишите: выучить определение и два правила


Записывают домашнее задание.

Компьютерный практикум

10 мин


Ребята, а теперь приступим к практической части урока. Вы будете выполнять задания в MicrosoftOfficeWord.

Присаживайтесь за свои компьютеры и откройте документ с заданием.


Выполняют практикум.

Итоги урока

3 мин


Итак, ребята. Наш урок подходит к концу.

Давайте выясним:

- С какой формой мышления мы с вами познакомились?

- Из чего состоит умозаключение?

- Как звучат правила построения умозаключения?



Выставляются оценки.




Всем спасибо, урок окончен, можете быть свободны.




Отвечают на вопросы.









Прощаются с учителем


Вариант 1.

ФАМИЛИЯ ИМЯ _________________________

Класс __________

Задание 1.

Металл хорошо проводит электрический ток, а алюминий - это металл, следовательно…

а) 1-ая посылка ­­­­­­­­­­___________________________________

б) 2-ая посылка ___________________________________

в) заключение __________________________________

Задание 2.

На первое и второе правило построение умозаключений составьте свой пример умозаключения

1)______________________________________________________

______________________________________________________

2)______________________________________________________

______________________________________________________


Вариант 2

ФАМИЛИЯ ИМЯ _________________________

Класс __________

Задание 1.

Все ПК являются машинами, а машины являются персональными, Следовательно…

а) 1-ая посылка ­­­­­­­­­­___________________________________

б) 2-ая посылка ___________________________________

в) заключение __________________________________

Задание 2.

На первое и второе правило построение умозаключений составьте свой пример умозаключения

1)______________________________________________________

______________________________________________________

2)______________________________________________________

______________________________________________________



Вариант 1.

ФАМИЛИЯ ИМЯ _________________________

Класс __________

Задание 1.

Металл хорошо проводит электрический ток, а алюминий - это металл, следовательно…

а) 1-ая посылка ­­­­­­­­­­___________________________________

б) 2-ая посылка ___________________________________

в) заключение __________________________________

Задание 2.

На первое и второе правило построение умозаключений составьте свой пример умозаключения

1)______________________________________________________

______________________________________________________

2)______________________________________________________

______________________________________________________


Вариант 2

ФАМИЛИЯ ИМЯ _________________________

Класс __________

Задание 1.

Все ПК являются машинами, а машины являются персональными, Следовательно…

а) 1-ая посылка ­­­­­­­­­­___________________________________

б) 2-ая посылка ___________________________________

в) заключение __________________________________

Задание 2.

На первое и второе правило построение умозаключений составьте свой пример умозаключения

1)______________________________________________________

______________________________________________________

2)______________________________________________________

______________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«практическое занятие»

Задание 1.

Соотнесите правильно и неправильно построенные умозаключения в соответствующие колонки

Верные умозаключения

Неверные умозаключения

1



2



3



4



5




  1. Четырехугольник, у которого все противоположные стороны параллельны, есть параллелограмм. Квадрат – это четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны. Следовательно, квадрат – это параллелограмм.

  2. Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь – растение. Следовательно, тополь поглощает углекислый газ.

  3. Все цитрусовые растения содержат витамин С. Апельсин – цитрусовое растение. Следовательно, апельсин содержит витамин С.

  4. Все зебры полосаты. Это животное – зебра. Следовательно, это животное полосато.

  5. Если что-то есть металл, то оно проводит ток. Алюминий проводит ток. Следовательно, алюминий - металл.

  6. Бутылки с ряженкой продаются в молочном отделе. Эта бутылка куплена в молочном отделе. Следовательно, эта бутылка с ряженкой.

  7. Людей много. Сократ – человек. Следовательно, Сократов много.

  8. Если взлётная полоса покрыта льдом, то самолёты не могут взлетать. Сегодня взлётная полоса покрыта льдом. Следовательно, сегодня самолёты едут по льду.



Задание 2.

Постройте правильное умозаключение и с помощью автофигур постройте его схему, подписав, чем являются А, В и С: «Слово «МАМА» стоит в начале предложения. Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы, следовательно…»




Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Давайте повторим

Давайте повторим

  • Что такое понятие?
  • Что такое суждение?
  • Какие бывают суждения?
  • Перечислите виды простых суждений.
  • Как образуются сложные суждения?
Давайте повторим Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», установите отношения между понятиями:

Давайте повторим

Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», установите отношения между понятиями:

  • а) «равносторонний треугольник» и «равнобедренный треугольник»
  • б) «прямоугольник» и «ромб»
  • в) «прямоугольник» и «квадрат»
  • Каждый равносторонний треугольник является равнобедренным треугольником.
  • Некоторые прямоугольники являются ромбами.
  • Некоторые прямоугольники являются квадратами.
Давайте повторим Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», установите отношения между понятиями:

Давайте повторим

Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», установите отношения между понятиями:

  • Все квадраты являются прямоугольниками.
  • г) «квадрат» и «прямоугольник»
  • д) «прямоугольник» и «окружность»
  • е) «квадрат» и «ромб»
  • Ни один прямоугольник не является окружностью.
  • Все квадраты являются ромбами.
Умозаключение

Умозаключение

Классная работа Тема : «Умозаключение как форма мышления»

Классная работа

Тема : «Умозаключение как форма мышления»

Умозаключение  –  форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение – заключение.

Умозаключение

форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение – заключение.

Пример: “ Если ни один слон не может летать, и все птицы летают, то…” Запись в тетради: П.1: ни один слон не может летать П.2: все птицы летают  З.: слон - не птица

Пример:

Если ни один слон не может летать, и все птицы летают, то…”

Запись в тетради:

П.1: ни один слон не может летать

П.2: все птицы летают

З.: слон - не птица

Правило №1 : Если все А являются В, а все В являются С, то все А являются С. Если все воробьи- птицы, а все птицы- животные, То…. Пример:   В С  С  В А А И

Правило №1 :

Если все А являются В, а все В являются С, то все А являются С.

Если все воробьи- птицы, а все птицы- животные,

То….

Пример:

В

С

С

В

А

А

И

Пример на правило №1 Если все воробьи - птицы, а все птицы- животные, то… все воробьи - животные.   животные   птицы    животные воробьи птицы воробьи и А – все воробьи В – птицы С - животные

Пример на правило №1

Если все воробьи - птицы, а все птицы- животные, то…

все воробьи - животные.

животные

птицы

животные

воробьи

птицы

воробьи

и

А – все воробьи

В – птицы

С - животные

Правило  № 2 : Если ни одно А не является В, а все С являются А, то ни одно С не является В. Если хищные животные не являются домашними животными, а все волки являются хищными животными,  то ни один волк не является домашним животным. Пример: С  В  С  А  В  А И

Правило № 2 :

Если ни одно А не является В, а все С являются А, то ни одно С не является В.

Если хищные животные не являются домашними животными, а все волки являются хищными животными,

то ни один волк не является домашним животным.

Пример:

С

В

С

А

В

А

И

Пример на правило №2 Если хищные животные не являются домашними животными, а все волки являются хищными животными, то… ни один волк не является домашним животным.  Дом-е  Хищ ные  Дом-е  Вол  ки  Волки И Хищные А – хищные животные В – домашние животные С - волки

Пример на правило №2

Если хищные животные не являются домашними животными, а все волки являются хищными животными, то…

ни один волк не является домашним животным.

Дом-е

Хищ

ные

Дом-е

Вол

ки

Волки

И

Хищные

А – хищные животные

В – домашние животные

С - волки

Давайте закрепим Все ученики 6 класса занимаются спортом, Саша учится в 6 классе. Значит, … П.1: Все ученики 6 класса занимаются спортом П.2: Саша учится в 6 классе _________   З.: Саша занимается спортом

Давайте закрепим

Все ученики 6 класса занимаются спортом, Саша учится в 6 классе. Значит, …

П.1: Все ученики 6 класса занимаются спортом

П.2: Саша учится в 6 классе _________

З.: Саша занимается спортом

Давайте закрепим: Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» – имя существительное. Следовательно, … П.1: Имена существительные изменяются по падежам и числам П.2:Слово «урок» – имя существительное  З.: Слово «урок» изменяется по падежам и числам

Давайте закрепим:

Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» – имя существительное. Следовательно, …

П.1: Имена существительные изменяются по падежам и числам

П.2:Слово «урок» – имя существительное

З.: Слово «урок» изменяется по падежам и числам

Давайте закрепим: Если ни у одного чётного числа двоичная запись не заканчивается цифрой 1 и все числа, делящиеся на 4, чётны, то…. ни у одного числа, делящегося на 4, двоичная запись не заканчивается цифрой 1 П.1: ни у одного чётного числа двоичная запись не заканчивается цифрой 1 П.2: все числа , делящиеся на 4 , чётны З.: ни у одного числа , делящегося на 4 , двоичная запись не заканчивается цифрой  1

Давайте закрепим:

Если ни у одного чётного числа двоичная запись не заканчивается цифрой 1 и все числа, делящиеся на 4, чётны, то….

ни у одного числа, делящегося на 4, двоичная запись не заканчивается цифрой 1

П.1: ни у одного чётного числа двоичная запись не заканчивается цифрой 1

П.2: все числа , делящиеся на 4 , чётны

З.: ни у одного числа , делящегося на 4 , двоичная запись не заканчивается цифрой 1

Давайте закрепим: Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, … П.1: Названия городов – имена собственные П.2: Имена собственные пишутся с большой буквы З.: Названия городов пишутся с большой буквы

Давайте закрепим:

Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, …

П.1: Названия городов – имена собственные

П.2: Имена собственные пишутся с большой буквы

З.: Названия городов пишутся с большой буквы

Самостоятельная работа

Самостоятельная

работа

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Выучить определение умозаключения
  • Выучить правила построения умозаключения и их схемы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока информатики. "Умозаключение как форма мышления"

Автор: Смычкова Наталья Николаевна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "«Информационное моделирование» "
    ["seo_title"] => string(32) "informatsionnoie-modielirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "127291"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415290198"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка урока по ФГОС "Истинность высказываний. Логические операции" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(98) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_fgos_istinnost_vyskazyvanii_loghichieskiie_opieratsii_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "349894"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1476702745"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства