Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики "Обработка текстовой информации. Практическая работа №6 «Вводим текст»"»
стр.[1] к п.2.3
Конспект урока информатики в 5 классе
с использованием здоровьесберегающих технологий
Тема урока: «Обработка текстовой информации. Практическая работа №6 «Вводим текст»
Цель урока: познакомить с понятием текстовый редактор, выявить сходство и различия простейших редакторов Блокнот иWordPad.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с пользовательским интерфейсом текстовых редакторов Блокнот и WordPad;, научить самостоятельно работать с текстовыми редакторами.
Развивающие: развивать компьютерную грамотность, формировать работы за компьютером в текстовом редакторе WordPad.
Воспитательные: воспитывать культуру общения на занятии и в повседневной жизни, навыки контроля и самоконтроля, умения самостоятельно работать и размышлять.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока: компьютеры, интерактивная доска, проектор, презентация PowerPoint, карточки для практической работы.
План урока
Оргмомент (1 минута)
Постановка проблемной ситуации, введение в тему (3 минуты)
Постановка цели урока (2 минуты)
Изучение нового материала. (15 минут)
Физкультминутка (1 минута)
Практическая работа (12 минут)
Физкультминутка для глаз (1 минута)
Домашнее задание (1 минута)
Рефлексия (2 минуты).
Подведение итогов урока (2 минуты)
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, доброго всем дня!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке!
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь! С усердием учитесь!
Ребята, кто сегодня отсутствует на уроке?
Итак, начнем сегодняшний урок.
Проверяют свою готовность к уроку.
II Постановка проблемной ситуации, введение в тему
Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы с вами превратимся в редакторов школьной газеты!
Но у настоящего редактора должны быть тексты статей и заметок, подготовленные журналистами!? Журналист, который готовил материал для нас, работал всю ночь и очень устал, поэтому выполняя свое задание, он кое-что напутал, мы с вами поможем исправить статью и спасти выпуск газеты.
До выпуска газеты осталось очень мало времени, нужно как можно быстрее помочь редактору, для этого вам нужно выполнить несколько заданий, с помощью программы Калькулятор, с которой мы познакомились на прошлом уроке.
Прежде чем приступить к выполнению заданий вспомним правила ТБ при работе за компьютерами
Журналист должен был подготовить пословицы и поговорки о труде и дружбе, но посмотрите, что у него получилось – все слова перепутались местами, а пословицы и поговорки перемешались.
Учащиеся перечисляют правила ТБ и поведения в кабинете информатики
Выполняют индивидуальные задания по карточкам в программе Калькулятор.
В зависимости от первого ответа, полученного при выполнении Задания 1, учащиеся делятся на три группы.
III Постановка цели урока
Скажите, поможет ли Калькулятор редактору газеты в таком случае?
Правильно - нет. И я думаю, что вы догадались, что тема нашего урока
«Текстовый редактор».
А какие цели вы для себя поставите на сегодняшний урок?
Учащиеся записывают тему и формулируют цель урока.
IV Изучение нового материала
Итак, существуют специальные программы для обработки текстовой информации.
В зависимости от возможностей таких программ их можно разделить на две группы.
Текстовые редакторы – программы, предназначенные для создания простых сообщений и текстов.
Текстовый редактор Блокнот помогает создавать небольшие тексты, состоящие из букв, знаков препинания и специальных символов, которые можно вводить с помощью клавиатуры.
Текстовые процессоры – мощные программы для работы с текстами, позволяющие изменять начертание и размер шрифта, включать в документ таблицы, рисунки, схемы, звуковые фрагменты.
Текстовый процессор WordPad помогает создавать и оформлять рассказы, доклады, статьи для школьной газеты, содержащие надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии.
Обе эти программы относятся к стандартным приложениям Windows, а значит каким образом можно их запустить?
Запуск программы WordPad: Пуск → Программы → Стандартные → WordPad.
Окно текстового процессора WordPad.
Этапы подготовки документа на компьютере
○ Ввод (набор) текста.
○ Редактирование.
○ Форматирование.
○ Печать.
Ввод текста
○ С помощью клавиатуры.
○ Роль бумаги – экран.
○ Курсор – мигающая вертикальная черта, указывает место для ввода очередного символа текста.
Как и при обычном письме на бумаге при вводе текста следует соблюдать определенные правила, с которыми вы познакомитесь, прочитав карточки, лежащие на ваших столах.
Правила ввода текста
Там, где это нужно, используйте прописные буквы.
Все знаки препинания, кроме тире, ставьте сразу же за последней буквой слова, после любого знака препинания нажимайте клавишу Пробел. Тире выделяйте пробелами с двух сторон.
Ошибку, допущенную при вводе текста, можно исправить. Ошибочный символ, расположенный справа от курсора, удаляйте клавишей Delete, а слева от курсора – клавишей Backspase.
При наборе текста на компьютере вам не нужно следить за концом строки: как только он будет достигать, курсор автоматически перейдет на начало следующей строки.
Для того чтобы перейти к вводу нового абзаца (или строки стихотворения), нажимайте клавишу Enter.
Записывают определения в тетрадь.
Сравнивают окна программ Блокнот и WordPad
- Так же как и Калькулятор: Пуск → Программы → Стандартные →…
Изучают основные элементы окна программы WordPad
Записывают этапы в тетрадь
Работа с карточками, последующие ответы на вопросы по прочитанному.
Устная работа в форме диалога.
Ну а теперь, после того как вы познакомились с программными средствами, этапами и правилами создания текстов на компьютере, давайте вернемся к нашей задаче – как же помочь редактору с «испорченными» пословицами и поговорками.
На ваших столах лежат конверты со словами, ответы которые вы получили при выполнении задания в Калькуляторе – это номера пословиц и поговорок, которые вам необходимо восстановить.
Выбирают слова из предложенных и собирают пословицы и поговорки (работа в группах)
V Физкультминутка «Танцуйте сидя»
Упражнение 1: Руки на пояс поставьте вначале
Влево и вправо качайте плечами.
Выполнить по 5 наклонов в каждую сторону.
Упражнение 2: Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали – все в полном порядке.
Выполнить по три раза.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать, залаять и хрюкнуть!
Выполняют упражнения для двигательного аппарата.
VI Практическая работа, закрепление материала
А теперь вам необходимо оформить составленные вашей группой пословицы и поговорки с помощью текстового процессора WordPad.
Настрой на дальнейшую работу, возвращение к уроку.
Самостоятельно загружают программу WordPad и вводят пословицы и поговорки.
После выполнения показывают работу учителю
VII Физкультминутка для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, замедленными движениями указательными пальцами вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
VIII Домашнее задание
-Прежде, чем приступить к дальнейшей работе, достаньте свои дневники и запишите домашнее задание.
п.2.9, РТ №38, 39 (стр.74)
Записывают домашнее задание
IX Рефлексия
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / хуже
понятен / не понятен
легким / трудным
Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку.
X Подведение итогов урока
Оценить практическую работу
Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.
Фиксируют ожидаемую отметку, определяются с вопросами по разбору карточек на следующем уроке.
Задание 1
Из предложенных слов собрать пословицы и поговорки
худой дереву с рук не долой зимою мир лучше колесо больше скрипит долго помнится а хорошее мужик колесо скоро забудется дерево каша в сук словом растет дело коли сам истец судья телеге стоит грязь сало глядит отстала гром не грянет потер гроза бьет по высокому гроша рублем гречневая матушка доброй наша хлебец ржаной отец ссоры наш пятое родной грамоте худое учиться всегда пригодится грамота второй язык готовь летом товар телегу пчела жалит жалом человек сытый голодному сани товарищ перекрестится
Пословицы и поговорки
Худой товар с рук долой
Гроза бьет по высокому дереву
Худой мир лучше доброй ссоры
Грамота - второй язык
Худое колесо больше скрипит
Сытый голодному не товарищ
Грязь не сало потер - отстала
Худое долго помнится, а хорошее скоро забудется
Пятое колесо в телеге
Худое дерево в сук растет
Худое дело, коли сам истец судья
Гроша не стоит, а глядит рублем
Гром не грянет - мужик не перекрестится
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной
Пчела жалит жалом, а человек - словом
Грамоте учиться - всегда пригодится
Готовь летом сани, а зимою телегу
Задание 2 (индивидуальная работа за компьютерами)
С помощью редактора WordPad учащиеся оформляют результаты групповой работы.
Самоанализ урока (с позиции здоровьесбережения)
Представленный урок по предмету «Введение в информатику» входит в раздел 2 «Информация вокруг нас». Тема урока «Обработка текстовой информации. Практическая работа №6 «Вводим текст». Урок позволяет получить представление об интерфейсе текстового процессора WordPad, выявить отличительные особенности текстового редактора и текстового процессора, получить практические навыки работы с текстовым редактором, а также закрепить навыки работы с мышью и основную позицию пальцев на клавиатуре в процессе ввода текста.
Ставились следующие цели и задачи урока:
Цель урока:познакомить с понятием текстовый редактор, выявить сходство и различия простейших редакторов Блокнот иWordPad.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с пользовательским интерфейсом текстовых редакторов Блокнот и WordPad;, научить самостоятельно работать с текстовыми редакторами;
развивающие: развивать компьютерную грамотность, формировать работы за компьютером в текстовом редакторе WordPad;
воспитательные: воспитывать культуру общения на занятии и в повседневной жизни, навыки контроля и самоконтроля, умения самостоятельно работать и размышлять.
Тип урока: урок изучения нового материала
Положительные результаты урока:
Урок проводился в соответствии с расписанием учебных занятий 5б класса (вторник, 5 урок). Гигиенические условия в кабинете соответствуют нормам: на перемене произведено проветривание помещения, в классе чисто, все осветительные приборы исправны, внешние раздражители отсутствуют.
Проверка домашнего задания проводится с помощью индивидуальных карточек, что позволило настроить учащихся на работу. Повторение техники безопасности при работе с ПК проводится на каждом уроке, содержащем практическую работу. Оно обеспечили создание ситуации успеха на уроке для учеников, утвердить их в собственных силах, а также повторить изученный материал.
Изучение новой темы сопровождалось презентацией, позволяющей наглядно увидеть различия между текстовым редактором и процессором. В тетради учащиеся записали основные моменты изучаемой темы. Таким образом, все категории учеников (аудиалы, визуалы, кинестетики) получили возможность усвоить тему в соответствии со своими психологическими особенностями. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук была проведена физкультминутка «Танцуйте сидя».
Первичное закрепление изученного материала и получение практических умений осуществлялось посредством работы на ПК. Предварительно учителем были даны указания (инструкции) по порядку выполнения практической работы. Это позволило учащимся сосредоточиться на процессе выполнения заданий. Недостаточное количество индивидуальных рабочих мест вызывает некоторое нарушение учебной дисциплины, т.к. ученики вынуждены работать по 2-3 человека за компьютером, а при этом, естественно, возникает излишний шум. Работа за компьютером в 5 классе не превышает 15 минут. По окончании была проведена физкультминутка для глаз, состоящая из 5 упражнений.
В конце урока было выдано домашнее задание (с краткими комментариями). Ученики имели возможность задать вопросы по домашнему заданию.
Окончание урока прошло в спокойном темпе. Ученики смогли подвести итоги урока (что нового узнали, чему научились и т.д.). На основании общей работы на уроке и его практической части были выставлены оценки.
Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока оцениваю как хорошие. Поставленные цели и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.