Конспект урока по информатике на тему "Аппаратное обеспечение компьютера. Память"
Конспект урока по информатике на тему "Аппаратное обеспечение компьютера. Память"
Материал дается в нетрадиционной форме, с использованием нового подхода, форм организации и видов учебной деятельности, т.к. учитывается реализация семи модулей Программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике на тему "Аппаратное обеспечение компьютера. Память"»
Класс: 7
Тема: Аппаратное обеспечение компьютера. Память.
Цели:
Образовательная: сформировать представление об аппаратном обеспечении компьютера; дать понятие оперативной и долговременной памяти;
Развивающая: умение анализировать и классифицировать учебный материал; научить использовать полученные знания на практике.
Воспитательная: воспитывать у учащихся: добросовестное отношение к труду; бережное отношение к средствам вычислительной техники и материалам; аккуратность и внимательность к работе; бдительность и соблюдение требований безопасности труда.
Тип урока: Изучение материала.
План.
Орг.момент.
Актуализация знаний (работа с карточками)
Изучение материала (работа с раздаточным материалом и презентацией).
Закрепление
а) кластер
б) тест
Рефлексия.
Д.з.
Ход урока.
Орг.момент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока. Проведение тренинга «Карандаши» для настроя учащихся на урок. Раздаются оценочные листы, раздаточный материал.
Актуализация знаний. Короткий тест с поднятием карточек с номером правильного ответа: 1, 2,3 или 4.
1) Что является лишним?
1) системный блок 2) Клавиатура 3) Парта 4) мышь
2) Для чего нельзя использовать компьютер?
1) для хранения информации 2) для работы с информацией
3) для собирания пыли 3) для передачи данных
3) Какое устройство в компьютере отвечает за обработку информации?
1) мышь 2) процессор 3) клавиатура 4) монитор
Изучение нового материала. (по раздаточному материалу учащиеся готовят сообщение по структуре аппаратного обеспечения ПК в отдельности).
Аппаратное обеспечение компьютера - это все электронные и механические устройства компьютера.
Общая схема аппаратного обеспечения компьютера:
Структура аппаратного обеспечения персонального компьютера:
системная плата (материнская плата) - на ней размещены:
«Мозгом» центральной части компьютера является процессор
Процессор (англ. chip – щепка) – это устройство, которое управляет работой всего компьютера и решает задачи пользователя.
Мощность компьютера, его характеристики во многом определяются типом (моделью) процессора. характеристиками процессора считают его разрядность и быстродействие. Разрядность процессора – это количество разрядов в числах, с которыми может работать процессор одновременно. С ростом разрядности повышается мощность компьютера, точность вычислений и доступный объём внутренней памяти. Быстродействие процессора – количество обрабатываемой информации в единицу времени или простых (сложение, вычитание) операций в секунду. Оно выражается тактовой частотой, измеряемой в МГц.
Ребята, сегодня на уроке мы также познакомимся с видами компьютерной памяти (слайд 1). Само понятие «память» ассоциируется у нас с памятью человека. Так и есть – память компьютера похожа на память человека. Человек способен помнить какие-то события всю жизнь, а некоторую информацию запоминает не надолго, только пока в ней есть необходимость. (можно попросить учащихся привести 2-3 примера информации, которую человек хранит в своей памяти долго и информации, которая нужна на очень короткое время).
У компьютера тоже есть долговременная память, где информация хранится постоянно, до тех пор, пока пользователь не удалит ее за ненадобностью. И есть оперативная память, где информация храниться до тех пор, пока компьютер включен. При отключении компьютера вся информация из оперативной памяти удаляется.
И все-таки, разница между памятью человека и памятью компьютера колоссальная – работа компьютера подчинена заложенной в него программой, а человек сам управляет своими действиями.
Итак, давайте разберёмся, как работает оперативная память компьютера (слайд 2).
Оперативная память представляет собой последовательность пронуменованных, начиная с нуля, ячеек. В каждой ячейке оперативной памяти может храниться двоичный код длиной восемь знаков.
(слайд 3) Объём Iоп оперативной памяти компьютера можно определить, если количество информации Iяч , хранящейся в каждой ячейке, умножить на N – количество ячеек.
Iоп = Iяч * N
Количество информации, хранящееся в каждой ячейке, Iяч = 8 битов = 1 байт. Зная количество ячеек оперативной памяти, можно рассчитать объём оперативной памяти компьютера. Напимер, количество ячеек равно 1 073 741 824. Тогда:
(слайд 4) Оперативная память изготавливается в виде модулей памяти, которые представляют из себя пластины с электрическими контактами, по бокам которых размещаются большие интегральные схемы (БИС). Модули памяти устанавливаются в специальные разъёмы на системной плате компьютера.
Для долговременного хранения информации используется долговременная (внешняя) память. На таких носителях информация хранится в виде двоичного кода, т.е. в форме последовательностей нулей и единиц.
К устройствам долговременной памяти относятся: (слайд 5)
- жёсткий магнитный диск (винчестер);
- оптические диски (CD, DVD);
- Flash-память, flash-диски;
- до недавнего времени использовались гибкие магнитные диски (дискеты), но из-за своего маленького информационного объёма (1,44 Мб), они ушли в прошлое.
Давайте познакомимся с этими устройствами поближе.
(слайд 6)
Жёсткий магнитный диск - несколько тонких металлических дисков, очень быстро вращающихся на одной оси, заключены в металлический корпус. Информация на дисках хранится на концентрических дорожках, на которых чередуются намагниченные и ненамагниченные участки. Намагниченный участок хранит компьютерную единицу 1, а ненамагниченный – компьютерный ноль 0. Для записи или считывания информации магнитная головка дисковода устанавливается на определенную концентрическую дорожку диска и производится запись или считывание информации.
(слайд 7)
Оптические диски. Информация на оптическом диске хранится на одной спералевидной дорожке, идущей от центра диска к периферии и содержащей чередующиеся участки с плохой и хорошей отражающей способностью.
В процессе считывания с информации с оптического диска луч лазера, установленного в дисководе, падает на поверхность вращающегося диска и отражается. Так как поверхность оптического диска имеет участки с различной отражающей способностью, отраженный луч так же меняет свою интенсивность и преобразуется в цифровой компьютерный код (отражает – 1, не отражает – 0).
Существует несколько типов оптических дисков:
- CD и CD-RW-диски. На них может быть записано до 700 Мб информации;
- DVD и DVD-RW-диски. Ёмкость таких дисков 4,7 Гбайт.
CD и DVD-диски не предназначены для перезаписи. На них информация записывается один раз. На CD-RW и DVD-RW-диски информацию можно записывать многократно (но ограниченное количество раз).
(слайд 8)
Энергонезависимая память - картыflash-памяти и flash-диски. Они не требуют подключения источника электрического напряжения и не имеют движущихся частей, поэтому обеспечивают высокую сохранность данных.
Карта flash-памяти представляет собой большую интегральную схему (БИС), помещенную в миниатюрный плоский корпус. Для записи и считывания информации с карт памяти используются специальные адаптеры (встроенные в портативные устройства или подключаемые к компьютерам с помощью – USB-разъёма).
(слайд 9)
Flash-диск представляет собой БИС памяти, помещённую в миниатюрный корпус и подключается к USB-разъёму компьютера.
3. Закрепление
А) составление кластера по изученному материалу.
Б) Тест. Мы познакомились с видами компьютерной памяти. А теперь давайте закрепим те знания, которые вы получили на уроке при помощи теста. Садимся за компьютеры тест «Оперативная и долговременная память».
4. Рефлексия «П-М-И» (плюс-минус-интересно)
5. Д.з. Запись домашнего задания, выставление оценок. Оценки выставляются учащимися самостоятельно в оценочных листах по итогам тестирования, работы на уроке учащихся.
Оценочный лист «Аппаратное обеспечение компьютера. Память»
Ф.И.
Работа с новым материалом
кластер
тест
Общая оценка
Дощанов Т.
Инешина Ю.
Тест по теме: «Оперативная и долговременная память компьютера»
Для долговременного хранения информации служит:
а. оперативная память б. процессор в. внешний носитель
При отключении компьютера от сети информация:
а. исчезает из оперативной памяти
б. исчезает из постоянного запоминающего устройства
в. стирается на магнитном диске
Жёсткий диск является…
а. внешней памятью компьютера б. внутренней памятью компьютера
в. оперативным запоминающим устройством
В каждой ячейке оперативной памяти может храниться двоичный код длиной…
а. 2 знака б. 8 знаков г. 4 знака
Энергонезависимым видом памяти является:
а. flash-диск б. CD-диск в. жесткий диск
К внутренней памяти компьютера относится:
а. флэш-память б. лазерный диск в. оперативная память
Из представленных изображений выбери модуль оперативной памяти: