Дисциплина: ОАИП
Преподаватель: Туркина Н.М.
Тема:1.3.2 Типы данных. Простые типы данных. Производные типы данных. Структурированные типы данных задач
Цель урока:
1. Сформировать понятие оператора, рассмотреть классификацию операторов. изучить простые операторы.
2. Содействовать в ходе урока воспитанию дисциплинированности, аккуратности
3. Развитие памяти учащихся, воспитание внимания
Тип урока:Лекция
Основные термины и понятия:Операторы, ввод данных, вывод данных
Межпредметные связи: Визуальное программирование, ООП, Информатика
Оборудование:ПК, видеопроектор,
Формы работы:Фронтальный контроль и самоконтроль знаний теоретических основ темы
1.Простые операторы
Операторы, не содержащие в себе никаких других операторов, называются простыми. К ним относятся операторы присваивания, безусловного перехода, вызов процедуры и пустой оператор.
- Оператор присваивания (:=) определяет выполнение выражение, заданное в его правой части, и присвоение результата переменной, идентификатор которой расположен в левой части. Переменная и выражение должны иметь один и тот же тип. Исключение представляет случай, когда переменная имеет вещественный тип, а выражение - целочисленный. Допустимо присваивание любых типов данных, кроме файловых.
- . Оператор безусловного перехода (goto) означает "перейти к..." и применяется в случаях, когда после выполнения некоторого оператора надо выполнить не следующий по порядку, а какой-либо другой, отмеченный меткой оператор. Т.е. передать управление оператору, перед которым стоит метка, указанная в операторе goto.
Формат: goto метка;
Пример: ..........
Label Metka1, Metka2;
..........
Metka1:
goto Metka2;
Metka2:
goto Metka1;
..........
Примечание Следует помнить, что в соответствии с правилами структурного программирования оператор goto следует применять как можно реже, т.к. считается, что его частое употребление резко усложняет понимание логики программы, усложняет ее отладку. В крайнем случае он может использоваться для преждевременного выхода из оператора повтора.
- Операторы ввода-вывода информации
Ввод данных — это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решаемой задачи.
Вывод — обратный процесс, когда данные передаются из оперативной памяти на внешние носители (принтер, дисплей, магнитные устройства и т.д.). Результаты решения всякой задачи должны быть выведены на один из этих носителей.
Основными устройствами ввода-вывода у персонального компьютера являются клавиатура и дисплей (экран монитора). Именно через эти устройства главным образом осуществляется диалог между человеком и ПК.
2.Операторы ввода информации
- Read(<cписок ввода>)
где <список ввода> — это последовательность имен переменных, разделенных запятыми.
Например: read(a,b,c,d)
При выполнении этого оператора происходит прерывание работы компьютера, после чего пользователь должен набрать на клавиатуре значения переменных а, b, с, d, отделяя их друг от друга пробелами. При этом вводимые значения высвечиваются на экране. В конце нажимают клавишу Enter. Значения должны вводиться в строгом соответствии с синтаксисом Паскаля.
Если в программе имеется несколько операторов Read, то данные для них вводятся потоком, т. е. после считывания значений переменных для одного оператора Read данные для следующего оператора читаются из той же строки на экране, что и для предыдущего до окончания строки, затем происходит переход на следующую строку.
- Readln(<список ввода>)
Этот оператор отличается от Read только тем, что после считывания последнего в списке значения для одного оператора ReadLn данные для следующего оператора будут считываться с начала новой строки. Если в предыдущем примере заменить операторы
Примечание: Оператор Readln без параметров используется для осуществления задержки до нажатия на клавишу Enter.
3.Операторы вывода информации
- Write(<список вывода>);
Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов (в частности, константы и переменные).
Например:
Write(234);{выводится целая константа}
Write(A+B-2);{выводится результат вычисления выражения}
Write(a,b, c);
Примечание
- При выводе на экран нескольких чисел в строку они не отделяются друг от друга пробелами.
- После вывода последнего символа курсор остается в той же строке. Следующий вывод на экран будет начинаться с этой позиции курсора.
- Writeln(<список вывода>);- оператор вывода информации, который после вывода <списка вывода>, переводит курсор на новую строку.
2. Форматы вывода.
В списке вывода могут присутствовать указатели форматов вывода (форматы). Формат определяет представление выводимого значения на экране. Он отделяется от соответствующего ему элемента двоеточием. Если указатель формата отсутствует, то машина выводит значение по определенному правилу, предусмотренному по умолчанию.
Форматы процедуры Write
I — выводится десятичное представление величины I, начиная с позиции расположения курсора.
R — в поле шириной 18 символов выводится десятичное представление величины R в формате с плавающей точкой. _#.##########Е*##. Минимальная длина поля вывода для положительных чисел составляет 7 символов, для отрицательных — 8 символов. После точки выводится по крайней мере одна цифра:
Значение переменных
Оператор
Результат
I=134
Write(i)
134
Write(i:6)
_ _ _134
I=23
Write(I,I,I)
232323
Write(I+I:7)
_ _ _ _ _46
R=715,432
Write(r)
7.1543200000E+02
R=-1.919E+01
Write(r)
-1.9190000000E+01
R=511.04
Write(r:8:4)
511.0400
R=-46.78
Write(r:7:2) {4,2-количество цифр после запятой<=24}
_-46.78
Ch=‘x’
Write(ch:3)
_ _ x
Ch=’!’
Write(ch:2,ch:4)
_ !_ _ _ !
S=’строка’
Write(s)
Строка
Write(s,s)
Строкастрока
Write(s:10)
_ _ _ _строка
Write(s:7, s:7)
_строка_строка
B=true
Write(b)
True
B=false
Write(b, not b)
falsetrue
Например:
Program p1;
Var a,b,c: integer;
begin
{Программа нахождения сумму двух чисел}
Read(a);
realn(b);
С:=a+b;
write(a+b);
writeln(c);
Readln;
end.
- Пустой оператор не содержит никаких символов и не выполняет никаких действий. Он может быть расположен в любом месте программы, где синтаксис языка допускает наличие оператора. Как и все другие операторы, пустой оператор может быть помечен меткой. Чаще всего пустой оператор используется для организации выхода из середины программы или составного оператора:
Пустому оператору соответствует символ ";" на том месте, где по правилам должен быть какой-либо оператор.
Пример: A := B; ; M := 7.2;
Оператор вызова процедуры служит для активизации предварительно определенной пользователем или стандартной процедуры.
4. Домашнее задание
Знать синтаксис операторов ввода-вывода