kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по информатике "Кодирование. Двоичный код"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями "код", "двоичное кодирование", "бит", узнают о преимуществах двоичного кодирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по информатике "Кодирование. Двоичный код"»

План урока по информатике

Тема урока: Кодирование. Двоичный алфавит.

Цели: сформировать у обучающихся понимание процесса обмена информа­цией; показать различные виды кодирования информации; выявить пре­имущества двоичного кодирования различных видов информации.

Тип урока: урок-лекция.

Обучающиеся должны знать:

-что такое «код», «кодирование», «двоичное кодирование», бит;

-почему в вычислительной технике используется двоичное кодирование информации;

-как кодируются различные виды информации в вычислительной технике.

Обучающиеся должны уметь:

- кодировать информацию;

- восстанавливать информацию по ее кодовому представлению.

Оборудование: компьютер, проектор.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа PowerPoint, презентация в PowerPoint, таблицы, схемы.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

3. Закрепление нового материала.

4. Подведение итогов урока.

5. Постановка домашнего задания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами изучим новую тему «Кодирование. Двоичный алфавит».

Постановка целей урока

  1. Каким образом информация добирается от источника информации до приемника?

  2. Что означает код 1101101?

  3. Как информация кодируется в компьютере? Почему именно так?

2. Изложение нового материала

Кодирование информации

Когда человек или какой-либо другой живой организм или какое-то уст­ройство участвуют в информационном процессе, то все они представляют информацию в той или иной форме. При выполнении домашнего задания вы также представляли информацию в различных формах.

Пояснение: вернитесь к домашнему заданию прошлого урока и спросите детей, чем они руководствовались при выборе тех или иных форм представ­ления информации.

Так вот, когда мы представляем информацию в разных формах или преобразуем ее из одной формы в другую, мы информацию кодируем.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это операция преобразования символов или группы сим­волов одного кода в символы или группы символов другого кода.

Человек кодирует информацию с помощью языка.

Язык - это знаковая форма представления информации.

Одну и ту же информацию можно кодировать разными способами.

Это зависит от ряда причин, каков носитель информации, какова окружающая обстановка, кто или что является источником информации и по­лучателем, от засекреченности, от удобства обработки и т.д. Одну и ту же информацию можно кодировать разными способами:

КОМПЬЮТЕР - русский язык

-• • — • -••_ •• • •-• — Код Морзе

COMPUTER - английский язык

67 79 77 80 85 84 69 82 - код ASCII.

Обычно при кодировании информации используется средство кодирования - некоторая таблица, которая устанавливает соответствие между знаками разных кодов. Например, для кода Морзе есть специальная таблица, в которой указаны символы алфавита и их представление с помощью набора точек и тире.


Таблица азбуки Морзе.

А . -

О - - -

Э . . - - . .

Б - . . .

П . - - .

Ю . . - -

В . - -

Р . - .

Я . - . -

Г - - .

С . . .

1 . - - - -

Д - . .

Т -

2 . . - - -

Е .

У . . -

3 . . . - -

Ж . . . -

Ф . . - .

4 . . . . -

З - - . .

Х . . . .

5 . . . . .

И . .

Ц - . - .

6 - . . . .

К - . -

Ч - - - .

7 - - . . .

Л . - . .

Ш - - - -

8 - - - . .

М - -

Щ - - . -

9 - - - - .

Н - .

Ъ,Ь - . . -

0 - - - - -

Пояснение: таблицу азбуки Морзе подготовьте заранее и раздайте детям.

В процессе обмена информацией кроме кодирования информации происходит и ее декодирование.

Упражнение.

Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 141261. Как зовут девочку?

Огромное количество способов кодирования информации неизбеж­но привело пытливый ум человека к попыткам создать универсальный язык или азбуку для кодирования. Эта проблемы была достаточно успеш­но реализована лишь в отдельных областях техники, науки и культуры. Своя система кодирования информации существует и в вычислительной технике. Она называется двоичным кодированием. Всю информацию, с которой работает вычислительная техника, можно представить в виде последовательности всего двух знаков – 1 и 0. Эти два символа называются двоичными цифрами, по-английски - binary digit или сокращенно bit – бит.

1 бит кодирует 2 понятия или сообщения (0 или 1).

2 бита – 4 разных сообщения (11 или 00 или 01 или 10).

3 бита – 8 разных сообщений.

4 бита – 16 сообщений и т.д.

Общая формула имеет вид: N=2m, где N – количество значений информации, m – количество бит.

Упражнение. Заполните таблицу.

Количество бит

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество сообщений












Почему именно двоичное кодирование используется в вычислительной технике? Оказывается такой способ кодирования легко реализовать технически: 1 – есть сигнал, 0 – нет сигнала. Для человека такой способ кодирования неудобен тем, что двоичные последовательности получаются достаточно длинными. Но технике легче иметь дело с большим числом однотипных элементов, чем с небольшим числом сложных.

  1. Закрепление нового материала.

Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Каким образом информация добирается от источника информации до приемника?

Что означает код 1101101?

Как информация кодируется в компьютере? Почему именно так?

4. Итоги урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с понятиями «код», «кодирование», с различными формами кодировки информации, почему именно двоичное кодирование используется в компьютере.

Самые активные учащиеся получают оценки.

5. Домашнее задание.

С помощью азбуки Морзе закодировать свою фамилию и имя.



Подготовил:

Преподаватель информатики Куликов Андрей Карпович


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по информатике "Кодирование. Двоичный код"

Автор: Куликов Андрей Карпович

Дата: 26.07.2016

Номер свидетельства: 338076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока информатики "Кодирование текстовой и графической информации""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-informatiki-kodirovaniie-tiekstovoi-i-ghrafichieskoi-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "258100"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448447856"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме "Системы счисления" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102301"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402494783"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства