ФИО учителя | Ким Елена Павловна |
ОУ | ГБОУ СОШ с. Хворостянка |
Предмет | Информатика |
Класс | 7 |
Тема урока | Двоичное кодирование |
Цель урока | Формировать знания о кодировании информации, двоичном коде |
Планируемые образовательные результаты | Формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л); Знать основную формулу теории кодирования (П); Уметь применять формулу при решении задач (П); Целеполагание (М); Принятие и сохранение учебной задачи (М); Планирование (М); Контроль (М); Поиск и выделение необходимой информации (М); Синтез (М); Анализ (М); Структурирование знаний (М); Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (М). |
Программные требования | Учащиеся должны знать: |
Программное содержание | формировать представление о зависимости мощности алфавита от разрядности двоичного кода; формировать умение использовать основную формулу теории кодирования при решении задач. развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; формировать информационную компетентность. |
Ведущая мировоззренческая идея урока или ценностные ориентиры | Двоичное кодирование универсально, так как с его помощью может быть представлена любая информация. |
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету | «Алфавит», «мощность алфавита», «двоичный алфавит», «двоичное кодирование», формула определения количества кодовых комбинаций (N=2^i) |
План изучения нового материала | 1. Понятия «алфавит», «мощность алфавита», «двоичный алфавит». 2. Формула определения количества кодовых комбинаций. 3. Применение основной формулы теории кодирования при решении задач. |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Форма урока | Проблемный урок |
Технология обучения | Проблемное обучение |
Оборудование (оснащение) урока | Интерактивное задание на сайте LearningApps.org, мультимедийная презентация по теме, карточки для самостоятельной работы, карточки Plickers. |
Мизансцена урока | Традиционная |
Планируемые результаты (ПР) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
Синтез (М) | - Здравствуйте! Садитесь. - Я рада вас всех видеть. Надеюсь, что наш урок сегодня будет очень продуктивным и вы получите удовольствие от совместной работы. - Внимание на экран! Вам необходимо соединить изображения кодов с их названиями (интерактивное задание на сайте LearningApps.org). Фронтальная форма. | Приветствует учителя. Соотносят изображения кодов с их названиями. |
II. Постановка учебной задачи |
Целеполагание (М) Поиск и выделение необходимой информации (М) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (М) | - Как видите, в жизни мы часто сталкиваемся с закодированной информацией, т.е. с такой информацией, которая передается специальными знаками. - Примером знаковой системы является язык. Каждый язык имеет свой алфавит – т.е. набор отличных друг от друга знаков. Количество знаков в алфавите называется мощностью алфавита. - Определите мощность алфавитов, представленных на слайде (слайд 1). - Алфавит, который состоит из двух знаков, называется двоичным. - Можно ли представить данные объекты в двоичном коде? (слайд 2). - Сегодня на уроке мы это выясним. - Кто сможет назвать тему урока? - Совершенно верно, тема урока: «Двоичное кодирование». (слайд 3). - Открываем тетради, записываем число, классная работа, и тему нашего урока «Двоичное кодирование». Запишите в тетрадь основные понятия. (слайд 4). - Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Фронтальная форма. | Определяют мощность алфавитов: 1) 33 2) 26 3) 2 Высказывают собственное мнение. Выдвигают предположения. |
III. Построение проекта выхода из затруднения |
Формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л) Сравнение (М) Выведение следствий (М) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (М) | - Если у меня есть всего два знака (0 и 1), сколько букв с их помощью я могу передать? - Всего две. Например: 0 – А 1 – Б - Но что делать дальше? Как получить весь алфавит? - Увеличим длину кода. Пусть каждый код состоит из двух цифр или имеет размер 2 бита. 00 – А 01 – Б 10 – В 11 – Г - Уже лучше. Но и этого недостаточно. - Еще раз увеличим длину кода. На этот раз длина кода – 3 бита. Сколько букв мы сможем закодировать? - Какой вывод мы можем сделать? - Если количество кодовых комбинаций обозначить буквой N, а длину кодовой цепочки буквой i, получим формулу N=2^i. (слайд 5). - Таблица на экране показывает, сколько кодовых комбинаций можно получить в зависимости от длины кодовой цепочки. Запишите формулу и таблицу в тетрадь. (слайд 6). Фронтальная форма. | Высказывают предположения. Делают вывод: каждый следующий вариант увеличивается в 2 раза, то есть умножается на 2. Записывают в тетрадь основную формулу теории кодирования и таблицу. |
IV. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи |
Формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л) Знать основную формулу теории кодирования (П) Уметь применять формулу при решении задач (П) Принятие и сохранение учебной задачи (М) Анализ (М) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (М) | - Чтобы убедиться в универсальности двоичного кодирования, решим задачу (слайд 7). - Что известно из условия задачи? - Какой буквой обозначим количество символов в алфавите? - Что необходимо найти? - Какой буквой обозначим разрядность двоичного кода? - Какая формула связывает мощность алфавита и разрядность двоичного кода? - Какой ответ получился? Фронтальная форма. | Анализируют задачу: Из условия задачи известна мощность алфавита. Мощность алфавита обозначается буквой N. Необходимо найти разрядность двоичного кода. Разрядность кода обозначается буквой i. Формула имеет вид: N=2^i. Решают задачу. Озвучивают ответ: 6 бит. |
Физминутка |
| 1. Крепко зажмурьте глаза и досчитайте до 5. 2. Быстро поморгайте глазами. 3. Вращайте глазами по кругу сначала в одну сторона, затем – в другую. 4. Закройте глаза на 10 секунд и дайте им отдохнуть. | Выполняют упражнения. |
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л) Знать основную формулу теории кодирования (П) Уметь применять формулу при решении задач (П) Принятие и сохранение учебной задачи (М) Планирование (М) Контроль (М) Анализ (М) | - У каждого из вас на парте лежат карточки. Выполните задание самостоятельно. На выполнение задания у вас есть 5 минут. - Поменяйтесь листочками с соседом и проверьте правильность выполнения задания. Индивидуальная, парная форма. | Самостоятельно выполняют задание, проводят взаимопроверку. |
VI. Итог урока |
Формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л) Знать основные понятия изученной темы (П) Знать основную формулу теории кодирования (П) Уметь применять формулу при решении задач (П) | - А теперь вспомним, что мы узнали на сегодняшнем уроке. - У вас на партах лежат карточки. На экране будут появляться вопросы (Интерактивный тест на сайте Plickers.com). Вам необходимо поднять карточку вверх той стороной, какой вариант ответа вы считаете верным. Вопросы: 1. Как называется конечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации? Строка Абзац Предложение Алфавит 2. Как называется алфавит, который содержит два символа? Десятичный алфавит Двоичный алфавит Троичный алфавит Восьмеричный алфавит 3. Как называется количество символов (знаков), которые входят в алфавит? Сила алфавита Содержание алфавита Мощность алфавита Значимость алфавита 4. Сколько существует различных последовательностей из символов «0» и «1» длиной ровно пять символов? 8 16 32 64 5. Какая формула используется для определения количества кодовых комбинаций? N=2*i N= 2^i N= 2^i + 1 N= 2+i Фронтальная, индивидуальная форма. | Отвечают на вопросы теста. |
| VII. Рефлексия | |
Формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (М) Структурирование знаний (М) | - Вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока: можно ли представить данные объекты в двоичном коде? Каким образом? - А теперь обобщим все новые сведения, полученные на уроке. Для этого я вам предлагаю начертить интеллект-карту по теме «Двоичное кодирование». Фронтальная, индивидуальная форма. | Высказывают собственное мнение, аргументирую свою точку зрения. Чертят интеллект-карту, опираясь на полученные знания. |
Приложение 1. Интерактивное задание на сайте LearningApps.org
Приложение 2. Мультимедийная презентация по теме
Приложение 3. Карточки для самостоятельной работы
Приложение 4. Карточки Plickers