Компьютер и информация. Единицы измерения информации.
Компьютер и информация. Единицы измерения информации.
Данная разработка позволяет сформировать знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера, помогает ученикам научиться измерять информацию и находить информационный объем носителя информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мы живем в информационном мире, в котором люди обладают очень большим объемом информации и постоянно обмениваются ей между собой. С какими видами информации может работать человек? (текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформацией).
Объем информации стал настолько велик, что для автоматической работы с ней были разработаны технические устройства. Приведите примеры таких устройств (калькулятор, компьютер).
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о представлении информации в памяти компьютера.
2. Какие желания вы бы хотели исполнить на сегодняшнем уроке? Учитель предлагает для составления табло желаний следующие карточки, написанные на прямоугольниках:
На уроке я хочу: слушать; считать; узнавать новое; рассуждать; решать задачи; отгадывать кроссворды; рассказывать.
Поработать на компьютере
Итак, это наши желания. Ну что ж приступим к их выполнению?
3. Актуализация полученных ранее знаний и умений; формулирование темы урока
Сейчас нам для работы на уроке необходимо разделиться на две группы. Какая же из групп быстрее ответит на следующий вопрос «Самый распространенный носитель информации?» Воспользуйтесь подсказкой ребуса (слайд 2)
Действительно, бумага остается самым распространенным источником информации, и в наши дни актуальна поговорка «Книга – источник знаний». Ребята, скажите, а ваш учебник информатики является источником знаний для вас? Вот с ним мы и будем работать сейчас в группах.
Каждая группа получает одно задание. Они лежат на столах у каждой группы (учитывая возрастные особенности шестиклассников, на экране для зрительного восприятия выведены основные правила) Итак, задания группам (слайд 3).
Задание 1 группе. Найдите площадь обложки, выразите ширину и длину в миллиметрах, сантиметрах и метрах.
Задание 2 группе. Прочитайте текст в книге за одну минуту. Узнайте, сколько времени понадобится, чтобы прочитать всю страницу, если на ней 625 слов, выразите в секундах, минутах и часах.
Необходимые приборы вы найдете на своих столах.
Проверка заданий (отвечают представители групп)
- Что вы использовали для выполнения этих заданий? (Соответствующие приборы, единицы измерения) (слайд 4)
- А теперь задание для всех: измерьте количество информации, содержащееся в ваших учебниках (слайд 5)
- Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение? (Не знаем единицы измерения информации)
- Какова будет тема урока? (Единицы измерения информации)
- Совершенно верно. (слайд 6)
- А какова же цель нашего урока? (Научиться измерять информацию).
4. Формирование новых знаний
Вопрос: Давайте, вспомним, какие данные называются цифровыми?
А почему возникла необходимость в цифровом представлении информации?
Представленная в цифровом виде информация тоже может быть измерена. Выясним, каковы же единицы измерения информации. В этом нам поможет кроссворд (раздать листы с кроссвордом (приложение 2), на экране слайд с кроссвордом (слайд 7).
1.
2.
3.
Задание
Ответ
Вот компьютер наш стоит.
Из чего ж он состоит?
Этот шкаф — Системный …,
Важно смотрит в потолок!
Клавиш ряд — …,
… — экран тут есть;
Мышка хвостиком вильнула –
Может, хочет внутрь залезть?
Вот компьютер наш стоит.
Из чего ж он состоит?
Этот шкаф — Системный блок,
Важно смотрит в потолок!
Клавиш ряд — Клавиатура,
Монитор — экран тут есть;
Мышка хвостиком вильнула –
Может, хочет внутрь залезть?
- Ребята, посмотрите внимательно на заполненный кроссворд и найдите слово, которое мы уже произносили на предыдущих уроках, но не уточняли смысл этого слова.
1. Б
Л
О
К
2. К
Л
А
В
И
А
Т
У
Р
А
3.М
О
Н
И
Т
О
Р
- Совершенно верно. Это слово БИТ (Приложение 1, слайд 8).
- БИТ (англ. bit — binary digit — двоичная цифра) – это самая маленькая единица для измерения информации. Один разряд двоичного кода (двоичная цифра) может принимать только два взаимоисключающих значения: да/нет, 1/0, включено/выключено. Бит «родился» в 1946 году, термин был впервые предложен Джоном Туки. 1 Байт равен 8 битам. (слайд 9)
- Как осуществляется кодирование текстовой информации? (Каждому символу ставится в соответствие уникальная цепочка из 8 нулей и единиц, называемая байтом)
- Какие кодовые таблицы вы знаете? (Кодовая таблица КОИ -8, Windows, ASCII)
- Используя таблицу кодировки ASCII, декодируйте слово
11001000
11101101
11110100
11101110
11110000
?
?
?
?
?
11101101
11100000
11110110
11101000
11111111
?
?
?
?
?
Какое слово было закодировано? (информация)
Сколько символов в этом слове? (10)
Один символ, который введен с клавиатуры кодируется 1 байтом.
Исходя из этого, скажите, сколько байт в слове «информация»? (10 байт)
Сколько бит в слове «информация»? (10*8 = 80 бит)
Представьте и это только одно слово «весит» 80 бит или 10 байтов. Конечно же, очень неудобно использовать такие маленькие единицы для измерения информации. Поэтому существуют более крупные единицы для измерения информации: (слайд 10)
1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт
1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт
1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт
1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт
- Как вы думаете, объем информационных носителей измеряется в битах или байтах? (не в битах и не в байтах, а в более крупных единицах – мегабайтах или гигабайтах).
Так, например, информационный объем (емкость) компакт-диска (CD) составляет 650 Мбайт, DVD-диска – 4,7 Гбайт. А вот емкость жесткого диска – примерно 300 Гбайт-1 Тбайт. (слайды 11, 12)
- Вы все, наверное, немного устали. Давайте же немного отдохнем.
Физкультминутка.
- Как же перейти от одних единиц измерения информации к другим единицам? Для этого нужно знать схему перевода (слайд 13)
б) ________________ Кбайт = _______________ байт = 12288 бит (в парах на карточке)
в) _______________ Гбайт = 1536 Кбайт = ______________ байт (в парах на карточке)
5.Формирование новых умений
Итак, мы с вами узнали, как найти информационный объем сообщения. (Это количество символов – равно количеству байтов). Теперь мы сможем найти, сколько информации содержится в вашем учебнике? (Да). Как определить информационный объем книги? Для этого нужно: (слайд 15)
1. Посчитать количество символов в строке, учитывая знаки препинания, пробелы, цифры
2. Посчитать количество строк на странице
3. Умножить количество символов на количество строк.
4. Умножить это число на количество страниц. Ты получишь общее ≈ количество символов (байтов) книги.
Приступайте к работе, используя (приложение) калькулятор. Выразите в байтах, килобайтах и мегабайтах (слайд 16)
6. Закрепление
Работа с тетрадью
Самостоятельная работа: выполнение № 42 в рабочей тетради стр. 35-37). Взаимопроверка (соседи меняются тетрадями) (слайд 17).
Откройте текстовый процессор MS Word и наберите текст:
Единицы измерения информации:
Перейдите на новую строку. Щелкните на кнопке Маркированный список и наберите текст (для перехода к каждому следующему пункту надо нажимать клавишу {Enter}:
бит
байт
килобайт
мегабайт
гигабайт
терабайт
петабайт
эксабайт
зеттабайт
йоттабайт
Отмените продолжение списка, два раза нажав клавишу {Enter}.
Отформатируйте заголовок маркированного списка, придав ему полужирное начертание.
Сохраните файл в собственной папке под именем Единицы измерения и закройте программу.