Предмет: информатика
Класс: 5
Тема урока: "Количество информации, единицы ее измерения".
Цель урока: ввести понятие «количество информации».
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с единицами измерения информации.
Воспитательные: воспитать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность.
Развивающие: развить познавательный интерес.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: интерактивный проектор с доской, презентация.
План урока:
- Организационный момент - 2 мин.
- Актуализация знаний – 5 мин.
- Объяснение нового материала – 18 мин.
- Практическая работа – 10 мин.
- Физкультминутка – 3 мин.
- Закрепление урока – 4 мин.
- Итог урока – 2 мин.
- Домашнее задание - 1 мин.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих.
- Актуализация знаний. Тест «Проверь себя»
- Укажите процесс хранения информации.
- Передача по телевизору.
- Запись в тетради.
- Чтение учебника.
- Разговор по телефону.
- Записная книжка обычно используется с целью:
- Обработки информации;
- Хранения информации;
- Передачи информации;
- Хранения, обработки и передачи информации.
- Что будет являться поиском информации?
- Получение информации по электронной почте.
- Передача информации на большие расстояния с помощью компьютерных сетей.
- Работа с оглавлением книги.
- Перевод текстов на другой язык.
- Примером передачи информации может служить процесс:
- Поиска книги в библиотеке;
- Разговора по телефону;
- Прослушивания музыки;
- Наблюдения за природными явлениями.
- Получение информации – это:
- Выполнение домашней работы;
- Высадка саженцев деревьев;
- Прослушивание музыки;
- Решение задачи по математике.
- Сотовый телефон для человека – это:
- Источник информации;
- Приемник информации;
- Средство обработки информации;
- Средство связи.
- Перевод текста с казахского языка на русский является процессом:
- Передачи информации;
- Поиска информации;
- Обработки информации;
- Хранения информации.
Ответы: 1) В; 2) В; 3) C; 4) B; 5) C; 6) D; 7) С
- Объяснение нового материала.
Для хранения и передачи информации человеку необходимо ее зафиксировать.
Например, для записи текста человек использует буквы, для записи музыка – ноты, для записи чисел – цифры.
Расстояние принято измерять в сантиметрах, метрах, километрах и т.д., вес – в граммах, килограммах и т.д.
Компьютер – это электронная машина. Она «воспринимает» только электрические сигналы. Поэтому информацию в компьютере можно представить только в виде электрических сигналов. Для того чтобы записать информацию в компьютер, каждый знак (буква или цифра, звук или видео) в компьютере должен быть переведен на язык сигналов. Отсутствие сигнала принято обозначать 0, наличие – 1.
Эти «нули и единички» называются битом.
Бит может принимать только одно из двух значений 0 или 1. Бит является наименьшей единицей измерения информации. Следующая единица измерения называется байт. Информацию считают в байтах, где 1 байт = 8 битам.
Обычно при помощи 1 байта кодируется один символ. Символом является любой знак: буква, цифра, знак препинания или пробел. Рассмотрим пример:
Итак, мы узнали, что единица измерения информации – это байт. В жизни приходится работать с большими объемами информации. Поэтому существуют более крупные единицы измерения информации:
1 Килобайт (Кб) = 1024 байта
1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб
1 Гигабайт (Гб) = 1024 Мб
1 Терабайт (Тб) = 1024 Гб
Информационный объем сообщения – количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах, Кбайтах, Мбайтах и т.д.
Например, в 100 Мб можно «уместить»:
Страниц текста - 50000
Цветных слайдов – 150
Музыкального фрагмента - 10 минут
Фильма – 15 секунд
Теперь вы умеете измерять информацию. Современные технологии позволяют передавать большое количество информации, например, по сети Интернет.
Скорость передачи информации – это количество информации, передаваемое за единицу времени. Измеряется скорость в бит/с, байт/с и т.д.
- Практическая работа.
Задание 1.
Имеется книга в 290 страниц, на странице 39 строк по 67 символов. Можно ли её разместить на дискете объёмом 1,44 Мбайта?
Решение:
Информационный объём одной страницы ______________ символов = _________ Байт.
Информационный объём книги ________ байт = ________ Кбайт = ________Мбайт.
Ответ: ____________________
Задание 2.
Определить скорость чтения текста.
За минуту ____________ символов
За секунду ____________ символов.
__________ байт
__________ бит
__________ Кбайт
Ответ:____________
Определить скорость речи.
За минуту ____________ символов
За секунду ____________ символов.
__________ байт
__________ бит
__________ Кбайт
Ответ:____________
- Физкультминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь - на место сели…
- Закрепление урока. Ответить на вопросы:
- Назовите единицы измерения информации.
- На какую величину отличается байт от Кбайта, Кбайт от Мбайта, Мбайт от Гбайта?
- Сколько битов содержится в 1 байте?
- Какое количество информации несет сообщение: «Встреча назначена на сентябрь»?
- Итог урока. Выставление оценок за практическую работу.
- Домашнее задание. Заполнить таблицу.