УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
( МКОУ ШР «СОШ № 2»)
Микрорайон 4, д. 44, г. Шелехов, Иркутская область, 666036
Тел/факс (39550) 4-90-45, Е-mail: [email protected]
Коваленко Мария Анатольевна
Учитель Информатики и ВТ
Предмет: Информатика (Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 6 класс. ФГОС).
Класс: 6
Тема: Информационное моделирование как метод познания.
( раздел: "Информационное моделирование", Урок № 14)
Данный урок - это первый урок, входящий в общую модель современного непрерывного курса информатики.
Урок "Информационное моделирование как метод познания" является неотъемлемой частью в дидактической спирали методики обучения информатике:
В начале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;
Затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Выпускник должен научиться, осваивая данный раздел: "Информационное моделирование":
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Цели урока:
- для учителя:
Образовательная:
Развивающая:
Развитие учебно-познавательных информационных и коммуникативных компетенций;
Развитие навыков учащихся по созданию и форматированию текста и работе с графическими объектами в текстовом графическом редакторах;
Развитие самостоятельной деятельности и творческих способностей учащихся;
Воспитательная:
- для обучающихся: расширить представления о моделях, видах моделей, целях моделирования, моделировании, отработать навыки работы в текстовом и графическом редакторе.
Решаемые учебные задачи:
сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании;
сформировать представление о разнообразии моделей;
научить школьников различать натурные и информационные модели, виды информационных моделей;
дать примеры использования графического редактора для создания образных(графических) информационных моделей.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления о моделях и моделировании;
метапредметные – владение знаково-символическими действиями;
личностные – способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей
действительности.
Тип урока: урок изучения нового материала, практическая работа.
Вид урока: смешанный;
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
объект-оригинал;
модель;
моделирование;
натурная модель;
информационная модель.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
Электронное приложение:
презентация «Информационное моделирование как метод познания»;
карточка для работы учащихся в группах;
сценарий урока;
лист самооценки учащегося;
Сценарий урока
Организационный момент.
Кем-то придумано просто и мудро:
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро людям и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым-
Доброе утро длится до вечера.
-Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости!
Цель – подготовить учащихся к работе на уроке.
слайд1(приложение1)
Сегодня свой урок, я хочу начать с цитаты Лапласа:
«То, что мы знаем ограниченно, то,
что не знаем – бесконечно».
П. Лаплас
-Вы согласны с этим? Вы каждый день, каждый час, каждую минуту получаете новые знания. Этим вы уменьшаете свои бесконечные незнания. Стремитесь к знаниям получайте, как можно больше знаний, а когда станете взрослыми, обязательно передайте их другим!
Перед вами лист самооценки. (Приложение 3).
В течении всего урока вы будете проставлять в них баллы, оценивая свою работу на каждом этапе урока.
слайд2
Посмотрите на доску, сколько нового вы узнали всего лишь за неполных два месяца, на уроках информатики…
Давайте вспомним:
Актуализация опорных знаний:
Цель – повторение темы « Объекты и системы».
а) Обсуждение вопросов:
Что понимается под объектом?
Что может быть объектом? Примеры.
Какие бывают имена объектов? Примеры.
Какими признаками обладают объекты? Примеры.
Какие признаки объекта считаются существенными?
б) Взаимопроверка домашнего задания РТ № 98, 99. ( за наличие домашнего задания в лист самооценки заносим 1 балл, сдаём рабочие тетради на проверку).
Переход к изучению нового материала. Постановка целей.
Учитель обращает внимание учащихся на стол, где лежат предметы, и ставит серию проблемных вопросов:
– Что вы видите? (глобус, кукла, муляжи фруктов, игрушки, модели машин…).
- Могу я эти предметы назвать объектами ? ( Да)
– Что они заменяют ? (Оригиналы)
-Может кто-то знает, каким одним словом можно назвать все эти предметы?
-МОДЕЛИ.
-– Да, действительно, это модели ,правильно, молодец….
Постановка Целей урока:
Давайте вы сами сформулируете цели нашего урока. Что мы должны сегодня узнать: ( ребята называют).
-Молодцы!
Затем: (слайд 3)
Формирование понятия модель, виды моделей, моделирование.
Цель – сформировать представление учащихся о моделях, целях моделирования и моделировании.
Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока –
«Информационное моделирование как метод познания». (слайд 4)
Как только человек рождается, он начинает познавать окружающий нас мир с помощью органов чувств ( ребята перечисляют). Маленьким детям родители покупают очень много игрушек. Ребёнок впервые понимает как выглядит кошка, собака, крокодил....Маленьким детям не приводят живого медведя, для того, чтобы они поняли, какие у него лапы, уши и т.д., Нас не запускают в открытый космос, чтобы понять, как выглядит Земля и другие планеты, мы познаём окружающий нас мир через модели.
Давайте попробуем сформулировать, что же такое модель?
Все предметы, которые вы видите на столе, мы уже назвали объектами. Все они являются «заместителями» объектов оригиналов.
– Для чего человек создал эти предметы? ( ребята перечисляют)
Все эти объекты созданы с какой-то целью. ( Фиксируем на доске ключевые слова: объект, «заместитель», цель)
Приведите примеры моделей с которыми вы сталкивались в жизни. (Примеры, которые приводят учащиеся: модели машин, модели самолётов, муляжи, таблица Менделеева, модель строения атома, модель кристаллической решетки, модель скелета, муляжи и т.д.)
Примеры: (слайды 5-7):
1.Объект- человек
Модель- манекен
Манекен – модель человеческой фигуры.
Цель- демонстрация, реклама одежды.
По каким признакам модель соответствует объекту?__внешний вид, форма тела, размеры
Признаки объекта не представленные в модели? пищеварительная и кровеносная системы, и т.д
2.Объект- человек
Модель - макет скелета человека
Цель - _изучить строение опорно-двигательной системы человека.
По каким признакам модель соответствует объекту?_состав и структура опорно - двигательной системы человека.
Признаки объекта не представленные в модели?____кожа, волосы, глаза, и другое____________
3.Объект - земной шар
Модель - физическая карта мира
Цель - _изучить расположение материков, океанов. Равнин и т.д.
По каким признакам модель соответствует объекту?________________
__________________, расположение материков, океанов
Признаки объекта не представленные в модели?___не воспроизводит форму, размеры Земли__и т.д.
- А можно модель назвать точной копией объекта-оригинала? ( Ребята отвечают, что нет, в них отражается только часть свойств объекта - оригинала, это зависит от цели моделирования).
Добавляем к ключевым словам на доске: часть свойств объекта оригинала)
Таким образом мы можем сформулировать, что такое модель? Пробуем…(Ребята формулируют)
Вот, что у нас получилось: (слайд 8)
Запишем определение в рабочей тетради:
Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта
(оригинала) с определённой целью и отражает только часть его свойств, отношений и особенностей поведения этого объекта.
Так, что же такое моделирование?
В повседневной жизни мы постоянно занимаемся моделированием. Например, Вы идете по улице, вам необходимо перейти дорогу, ваши действия: посмотрели по сторонам, проанализировали ситуацию и в зависимости от этого выработали свою модель поведения. Если модель поведения правильная, то переход проезжей части завершится удачно, если нет, то может произойти авария.
Человек стремиться познать объекты окружающего мира. Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование.
Попробуем сформулировать.( Ребята формулируют).
- Молодцы!!! ( Слайд 9)
Моделирование – это процесс создания и исследования моделей реальных объектов. Моделирование – это один из основных методов познания окружающего мира.
Теперь давайте попробуем сами найти ответы на вопросы:
1) Какие бывают модели? Как их классифицируют?
2) что общего у всех моделей?
3) Какие бывают виды информационных моделей?
Для этого разбейтесь на 3 группы и поработайте с учебником и Рабочей тетрадью.
Перед вами карточка № 1. ( Приложение 2).
Итак, ваш вывод:
Проверяем, что у вас получилось.( группа № 1) ( слайд 11-14). ( За правильный ответ ставим в листе самооценки - 1балл)
Натурные - это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования.
Информационные - это описания объекта оригинала на языках кодирования информации.(словесное описание, формула, схема, чертеж, рисунок, фотография…)
Что общего у всех моделей?
(группа № 2) ( слайд 15-16). ( За правильный ответ ставим в листе самооценки - 1балл)
Во-первых: Модель не является точной копией объекта-оригинала.
Во- вторых: Можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта.
Какие бывают виды информационных моделей?
( группа № 3) ( слайд 17-18). ( За правильный ответ ставим в листе самооценки - 1балл)
Зачем создавать модель, а не лучше ли исследовать сам оригинал?
Причины самые разнообразные. Ваши примеры: (Рекомендуется: Учащиеся самостоятельно называют причины с примерами. Учитель корректирует, дополняет).
(слады19-22)
Например, когда реальный объект очень велик (Галактика, Вселенная).
- очень мал (атом);
-процесс протекает очень быстро (двигатель внутреннего сгорания);
- очень медленен (геологические процессы);
- очень дорог (макет города);
А также если:
- исследование может привести к разрушению самого объекта (самолет);
- исследуемый объект в природе не существует (динозавры, Атлантида).
А всегда ли нужно создавать модели с точки зрения морали?
(слайд 23) В Японии появился робот-учитель.
Думаем, не будет ошибкой сказать, что каждый из нас помнит своего первого школьного учителя. И вдвойне это будет справедливо, если бы первым учителем был не человек, а робот. А, между тем, именно такая машина появилась в одной из школ Токио.
Робот-учитель получил название Saya. Он умеет говорить на нескольких языках, производить перекличку, давать школьникам несложные задания, а также выражать свое текущее настроение при помощи мимики, управление которой осуществляется при помощи 18 моторчиков. А вот эмоциональной обстановкой в классе эта машина управлять, видимо, не может. Не может и давать индивидуальных уроков, поскольку для индивидуального подхода требуются, конечно же, определенные познания в человеческой психологии, а также критерии применения того или иного приема. Хотя, с другой стороны, действия, на которые этот робот все же способен, по сути, представляют собой арсенал действий учителя, приходящего на замену. Быть может, именно так проявляются тенденции светлого высокотехнологичного будущего?
5. Домашнее задание. Прочитать § 9." Модели объектов и их назначение", ответить на вопрос: для чего человек использует модели, В Р.Т. На стр. 93, 98 выполнит задания № 102, 106, 107.
6.Физкультминутка.(Слайд 24)
7. Практическая работа на ПК.
Компьютер сам является моделью человека, но не его физических свойств, а его интеллектуальных способностей.
Современным инструментом для информационного моделировании является компьютер. На ПК можно писать тексты, рисовать ,строить графики и диаграммы, проектировать…
Но при таком использовании компьютера в моделировании его возможности проявляются не в полной мере.
Для моделирования на ПК главным является:
его способность к быстрому счету (миллионы операций в сек).
возможность визуализации результатов расчётов.
большие объёмы памяти .
Очень часто на помощь человеку приходят модели, где главным инструментом исследования становится компьютер. И на уроках информатики мы сделаем первые шаги в освоении методов компьютерного моделирования. А сегодня мы попробуем создать словесные и графические модели и выполним 4 практических задания . Я предлагаю вам выбрать задания по своим силам:
Практическая работа. Тема: «Создание словесных и графических моделей».
Инструмент моделирования: текстовый редактор Word, графический редактор Paint.
Ребята сами выбирают, какую из 4-х моделей они будут создавать.
На практическую работу ребята разбиваются на пары.
Задание № 1. Словесный портрет.
Задание № 2. План кабинета информатики.
Задание № 3. Сиквейн; ( Компьютер, Информатика, кошка).
Задание № 4. Создание модели цветка. (Одни рисуют цветок для учебника биологии, другие – для иллюстрации детской сказки «Цветик – Семицветик»).
– Давайте, сравним результаты. Смотрите, оба рисунка – это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же
предмет. Почему мы получили разные результаты? (Разные цели)
В основе каждой модели лежит конкретная цель.
От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта оригинала она должна отразить.
8. Подведение итогов. Выводы. (Слайд 31)
Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется модель.
Моделью называют объект, имеющий существенные признаки объекта оригинала.
Можно создавать и использовать разные модели объекта.
Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации.
Модели бывают натурные и информационные.
Моделирование - это процесс создания исследования моделей реальных объектов.
Моделирование – это один из основных методов познания окружающего мира.
9. Выставление оценок по оценочному листу.
10. Рефлексия.
Учитель:
На листе самооценки дорисуйте смайлик, смоделируйте своё отношение к уроку.
Понравилось, не понравилось, я остался равнодушным.
Технологическая карта урока
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | Организационный момент | приветствие учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации развитие самооценки |
2 | Проверка домашнего задания (по 1 баллу за наличие д/з) | §8 РТ: №98, 99 ( сдать РТ на проверку) | Дети разбиваются на пары и проверяют друг у друга домашнее задание, заполняют лист самооценки, сдают РТ на проверку. |
3 | Формулирование темы и целей через повторение (по 1 баллу за каждый верный ответ) (по 1 баллу) | Что понимаем под объектом? Что может быть объектом? Какие бывают имена объектов? Какими признаками обладают объекты? Примеры. Какие признаки объекта считаются существенными? Обращает внимание на предметы лежащие на столе. -У тебя есть любимая игрушка? Расскажи. - Подумай, зачем родители дают детям игрушки? - О каких свойствах реальных объектов можно узнать по игрушке, манекену, муляжу?... - Вы уже поняли, что игрушки – это не просто объекты, а объекты – заместители реальных предметов. Они обладают некоторыми свойствами реальных объектов и могут помочь в познании окружающего мира. Существует множество других объектов – заместителей: это глобус – заместитель Земного шара, это карта местности – заместитель ландшафта Земли и многие другие. Все они обладают некоторыми свойствами реальных объектов: форма, способность вращаться, расположение материков и океанов, природных ресурсов. И объекты-заместители помогают изучать эти свойства. Как называются такие заместители? Подумайте, как может называться тема нашего урока? - Назовите цели урока: | -отвечают на вопросы -рассказывают о предметах и их назначении - рассказывают о любимых игрушках. - для того, чтобы ребенок мог узнать как устроен тот или иной объект, так как игрушки частично похожи на реальные объекты. - о форме, назначении, возможностях. -называют моделями. - «Моделирование как метод познания» - узнать: с какой целью создают модели. - понять: какие существуют модели и какими свойствами они обладают; - научиться: создавать словесные и графические модели с помощью компьютера. | Познавательные УУД: закрепление материала, изученного на предыдущих уроках. Личностные УУД: развитие памяти и мышления Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему развитие логического мышления |
4 | Изучение новой темы | Давайте попробуем сформулировать, что же такое модель? Учитель задаёт наводящие вопросы, фиксирует ключевые слова на доске. Что же такое моделирование? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют определение модели, моделирования. | Познавательные УУД: развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие. |
5 | Углубление в тему (По 1 баллу) | - Познакомься с видами моделей и их свойствами. Расскажи. | Работают в группах с учебником, с.52-53, выполняют задания из карточки №1 и в рабочей тетради. | Познавательные УУД: умение отбирать нужную информацию из имеющегося источника, работать со схемами Личностные УУД: развитие навыков работы с информацией Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других |
6 | Проверка знаний | -По итогам работы ответь на вопросы: 1) Какие бывают модели? Как их классифицируют? 2) что общего у всех моделей? 3) Какие бывают виды информационных моделей? | отвечают на вопросы: -Для чего создаются модели? - Какие существуют виды моделей? Каков их отличительный признак? Приведи примеры. - Что общего у всех моделей? - На какие подвиды делятся информационные модели? Приведи примеры. |
7 | Запись домашнего задания | § 9 РТ: №102,№106, 107. | Работа с дневниками | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации |
8 | Физминутка | Разминка для глаз и тела. | Выполняют упражнения | Личностные УУД: снятие физического напряжения. |
9 | Компьютерный практикум (3 балла) | Выполни задание на компьютере. | Разбиваются на группы по 2 человека и выполняют на выбор предложенный компьютерный практикум. | Регулятивные УУД: формирование навыков работы с ПК Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других |
10 | Итоги урока, рефлексия | Можете ли вы назвать тему урока? Что нового вы узнали? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? | Формулируют основные выводы по теме урока. Работа с оценочными листами, подсчет баллов, выставление оценок. | Личностные УУД: развитие самооценки |
Методы обучения: наглядные, словесные, практические, аудивизуальные, проблемные, проблемно-поисковые, работа в группах, индивидуальная работа.
Технологии: критического мышления, технологии проблемного и развивающего обучения, прогнозирование по ключевым словам, технология группового взаимодействия, технология работы по опоре - составление сиквейна, использование демонстрационных презентаций и объектов, ИКТ.
Здоровьесберегающие технологии: соблюдение гигиенических требований к кабинету, благоприятный настрой, смена деятельности, физминутка.
Список литературы для учителя: учебник Информатика ФГОС для 6 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., год издания:2013; сценарий урока для учителя;
Список литературы для учащихся: учебник Информатика ФГОС для 6 класса. Авторы: Босова Л.Л., босова А.Ю., год издания:2013; рабочая тетрадь для 6 класса ФГОС, авторы: Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю., год издания:2013;
Рефлексивно-оценочная деятельность: в конце урока проведена рефлексия, к уроку разработан лист самооценки учащегося.
Рекомендации по практическим результатам:
Задания для практической работы можно выбирать другие, это зависит от программного обеспечения, уровня подготовленности класса, оставшегося времени на практическую работу и т.д. Некоторые задания можно перенести на следующий урок, можно создать графический рисунок именно вашего компьютерного класса, можно менять номера заданий в рабочей тетради, которые ребята выполняют дома и в классе и т.д. Для физминутки можно выбрать любой весёлый видеоролик.
Методические рекомендации для учителей:
В начале урока постарайтесь создать дружескую рабочую обстановку, добрым приветствием расположите ребят к себе. Рекомендую принести побольше разных моделей, например, скелет человека из биологии, модель солнечной системы, оставшийся с астрономии, побольше игрушек – это очень положительно действует и заинтересовывает ребят. Для исследовательской работы при делении на группы рекомендую формировать группы так, чтобы в группе были и сильные и слабые ученики. Это поможет ребятам быстрее выполнить задание по карточкам и сэкономит время.
Перечень электронных образовательных ресурсов:
Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л.
Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л. М.: 2013 - 213с. 4-е изд. - М.: 2012 - 215с.
Учебник предназначен для изучения курса «Информатика» в 6 классе общеобразовательной школы.
www.alleng.ru
Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса
Электронное приложение представляет собой набор электронных образовательных ресурсов, предназначенных для совместного использования с учебником 6 класса.
Информатика. Босова Л. Л.
metodist.lbz.ru
ГДЗ по информатике 6 класс рабочая тетрадь Босова ФГОС
ГДЗ ответы к рабочей тетради по информатике 6 класс Босова ФГОС.
1. Совокупность текстовых, графических, звуковых и других файлов образуют ... ресурсы компьютера. gdz-geo.ru