kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Информация. Виды и свойства информации. Единицы измерения информации".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока 

  • дать понятие информации;
  • познакомить со свойствами, видами, единицами измерения информации;
  • научить определять информационный объем сообщения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Информация. Виды и свойства информации. Единицы измерения информации".»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Информация. Виды и свойства информации. Единицы измерения информации


  1. ФИО (полностью)

Резникова Ольга Васильевна

  1. Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Суземская средняя общеобразовательная школа №2»


  1. Должность

Учитель информатики

  1. Предмет

Информатика и ИКТ

  1. Класс

8 класс

  1. Тема и номер урока в теме

Информация. Виды и свойства информации. Единицы измерения. Место в учебном плане: первый урок по модулю «Информация и информационные процессы».

  1. Базовый учебник

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – 6-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

  1. Цель урока:

Дать представление об информации, ее видах, свойствах и единицах измерения.

  1. Задачи:

- обучающие:

  • дать понятие информации;

  • познакомить со свойствами, видами, единицами измерения информации;

  • научить определять информационный объем сообщения;

-развивающие

  • развитие мышления (умение строить по аналогии с раннее изученным, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать);

  • развитие речи;

  • развитие познавательного интереса у учащихся, уверенности в собственных силах, интереса к информатике как науке;

-воспитательные

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;

  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;

  • прививание навыков самостоятельной работы;

  • развить умение наблюдать и анализировать увиденное, делать выводы и обобщать информацию.


  1. Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

  1. Форма работы учащихся:

Индивидуальная, самостоятельная, парная.

  1. Необходимое техническое оборудование

Компьютер с устройством для воспроизведения звука, проектор на рабочем месте учителя и компьютеры для индивидуальной работы. Проводится в компьютерном классе.


Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

( мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент


Приветствие, проверка готовности, сообщение темы, целей, плана урока

Рабочее место ученика.

3 мин

2.

Объяснение нового материала

Опорный конспект (1)

Презентации (2), (3)

Объясняет учитель с использованием опорного конспекта и презентации, по ходу лекции задает наводящие вопросы

Учащиеся высказывают свои предположения.

Записывают определения в тетрадь.

.

25

мин

3.

Выполнение тестового задания «Единицы измерения информации»

Тест (4)


Организует самостоятельную деятельность учащихся.

С помощью “Калькулятора” выполняют расчетные задания в тесте, фиксируют расчеты в тетради

15 мин

4.

Подведение итогов


Подводит итоги урока, выставляет оценки и выдает домашнее задание.


Учащиеся копируют у учителя модули или ссылки на них в интернете.

2

мин


Приложение к плану-конспекту урока

Информация. Виды и свойства информации. Единицы измерения информации


Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Лекция


Опорный конспект


http://festival.1september.ru/articles/417537/


2.

Информация. Ее виды и свойства

Иллюстрация

Презентация 1

http://www.metod-kopilka.ru/page-4-1-6-3.html

3.

Единицы измерения информации

Иллюстрация

Презентация 2

http://fevt.ru/load/edinici_informacii_powerpoint/87-1-0-412

4.

Единицы измерения информации

Тестовая работа

Тест

http://www.openclass.ru/node/48762




Приложение 1



Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

Состоит из 3 блоков:

  • технические средства Hardware, которое буквально переводится как "твёрдые изделия";

  • программные средства Software (буквально — "мягкие изделия");

  • алгоритмические средства. Brainware (от англ. brain — интеллект).

Информация ("informatio"( лат.) - сведения, разъяснения, изложение) — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы; - применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

Информация вокруг нас существует в различных видах::

- в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; в виде световых или звуковых сигналов; в виде радиоволн; в виде электрических и нервных импульсов; в виде магнитных записей; в виде жестов и мимики; в виде запахов и вкусовых ощущений; в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

Языки существуют естественные и формальные. У каждого языка свой алфавит.

Виды информации, воспринимаемые компьютером: текстовая, числовая, звуковая, графическая, мультимедийная.

Информация (ресурсы, знания) подразделяется на декларативную (я знаю, что …) и процедурную ( я знаю, как …)

Информацию можно сгруппировать в две большие группы: дискретную (прерывную) и аналоговую (непрерывную)

Свойства информации: достоверность; полнота; ценность; своевременность; понятность; доступность; краткость и тд.

Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.. Канал связи – физическая линия (прямое соединение), телефонная, телеграфная, спутниковая линия связи и аппаратные средства, используемые для передачи информации.

Бит (англ. bitbinary digit — двоичная цифра) - количество информации, содержащееся в сообщении типа «да - нет»; количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений; наименьшая "порция" памяти, необходимая для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд; минимальное количество информации.

1 байт = 8 битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).

Широко используются более крупные производные единицы информации:

  • 1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,

  • 1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,

  • 1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.

  • 1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,

  • 1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.

Информационный объем сообщения – количество символов ( равно количеству байтов).

Информационный процесс – процесс выполнения определенных операций над информацией, при которых изменяется содержание информации или форма ее представления. Основные информационные процессы: прием, обработка, хранение, передача, кодирование, поиск, выдача. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.

Вопросы для самоконтроля
  1. Какие формы существования информации Вы можете назвать?

  2. Приведите примеры знания 5 фактов и знания 5 правил. Назовите новые факты и новые правила, которые Вы узнали за сегодняшний день.

  3. От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию?

  4. В каких формах человек передаёт и принимает информацию?

  5. Где и как человек хранит информацию?

  6. Что необходимо добавить в систему "источник информации — приёмник информации", чтобы осуществлять передачу сообщений?

  7. Какие типы действий выполняет человек с информацией?

  8. Приведите примеры ситуаций, в которых информация

    а) создаётся;

    д) копируется;

    и) передаётся;

    б) обрабатывается;

    е) воспринимается;

    к) разрушается;

    в) запоминается;

    ж) измеряется;

    л) ищется;

    г) делится на части;

    з) принимается;

    м) упрощается.

  9. Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?

10. Приведите примеры информации:

  • а) достоверной и недостоверной;

  • б) полной и неполной;

  • в) ценной и малоценной;

  • г) своевременной и несвоевременной;

  • д) понятной и непонятной;

  • е) доступной и недоступной для усвоения;

  • ж) краткой и пространной.

11. Назовите системы сбора и обработки информации в теле человека.

12. Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации.

13. Каков информационный объём сообщения "Я помню чудное мгновенье" при условии, что один символ кодируется одним байтом и соседние слова разделены одним пробелом?
14.
Определите приблизительно информационный объём:

  • а) страницы книги;

  • б) всей книги;



http://festival.1september.ru/articles/417537/



Приложение №2


  1. Что больше – 1 Мбайт или 1 Кбайт?

  2. Сколько бит в одном байте?

  3. Сколько байт в одном килобайте?

  4. *Выразить в байтах 2 килобайта.

  5. *Нибл информации равен полубайту. Сколько битов в 40 ниблах?

  6. Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?

  7. *Сколько байтов информации содержится в сообщении объемом четверть килобайта?

  8. *Верно ли, что 120 мегабайт равны 122 880 килобайт?

  9. *Каков информационный объем статьи, находящейся на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке.

  10. *Верно ли, что 2 гигабайта равны 2048 байт?




  1. Информация - …

  2. Виды информации, воспринимаемые человеком.

  3. Виды информации, воспринимаемые компьютером.

  4. Информационный процесс - …

  5. Перечислить известные информационные процессы, выделить основные.

  6. Что такое информационный объем сообщения?

  7. Что изучает наука информатика?

18. Перечислить все единицы измерения информации в порядке возрастания.

19. Наименьшая единица измерения информации

  1. Носителем информации может быть …



Номер вопроса

Ответ

1

1 Мбайт

2

8

3

1024

4

2048

5

160 битов

6

256

7

256 байтов

8

Да

9

4000 байт

10

Нет


Приложение 3
















































































































































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Информация. Виды и свойства информации. Единицы измерения информации".

Автор: Резникова Ольга Васильевна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Количество информации,единицы измерения информации. Свойства информации. "
    ["seo_title"] => string(80) "kolichiestvo-informatsii-iedinitsy-izmierieniia-informatsii-svoistva-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "202039"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429174926"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока информатики "Информация. Единицы измерения информации" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-informatiki-informatsiia-iedinitsy-izmierieniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "124444"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414695081"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Виды информации и способы ее обработки. Единицы измерения информации."
    ["seo_title"] => string(76) "vidy-informatsii-i-sposoby-ieie-obrabotki-iedinitsy-izmierieniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "249577"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446917438"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "Информация "
    ["seo_title"] => string(12) "informatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101106"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402406718"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Понятие информации и информационных процессов"
    ["seo_title"] => string(48) "poniatiieinformatsiiiinformatsionnykhprotsiessov"
    ["file_id"] => string(6) "259229"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448696229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства