развитие мышления (умение строить по аналогии с раннее изученным, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать);
развитие речи;
развитие познавательного интереса у учащихся, уверенности в собственных силах, интереса к информатике как науке;
-воспитательные
воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;
прививание навыков самостоятельной работы;
развить умение наблюдать и анализировать увиденное, делать выводы и обобщать информацию.
Тип урока
Урок усвоения новых знаний.
Форма работы учащихся:
Индивидуальная, самостоятельная, парная.
Необходимое техническое оборудование
Компьютер с устройством для воспроизведения звука, проектор на рабочем месте учителя и компьютеры для индивидуальной работы. Проводится в компьютерном классе.
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
( мин.)
1
2
3
5
6
7
1.
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности, сообщение темы, целей, плана урока
Рабочее место ученика.
3 мин
2.
Объяснение нового материала
Опорный конспект (1)
Презентации (2), (3)
Объясняет учитель с использованием опорного конспекта и презентации, по ходу лекции задает наводящие вопросы
Учащиеся высказывают свои предположения.
Записывают определения в тетрадь.
.
25
мин
3.
Выполнение тестового задания «Единицы измерения информации»
Тест (4)
Организует самостоятельную деятельность учащихся.
С помощью “Калькулятора” выполняют расчетные задания в тесте, фиксируют расчеты в тетради
15 мин
4.
Подведение итогов
Подводит итоги урока, выставляет оценки и выдает домашнее задание.
Учащиеся копируют у учителя модули или ссылки на них в интернете.
2
мин
Приложение к плану-конспекту урока
Информация. Виды и свойства информации. Единицы измерения информации
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Инфоpматика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.
Состоит из 3 блоков:
технические средства Hardware, которое буквально переводится как "твёрдые изделия";
программные средства Software (буквально — "мягкие изделия");
алгоритмические средства. Brainware (от англ. brain — интеллект).
Информация ("informatio"( лат.) - сведения, разъяснения, изложение) — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы; - применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.
Информация вокруг нас существует в различных видах::
- в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; в виде световых или звуковых сигналов; в виде радиоволн; в виде электрических и нервных импульсов; в виде магнитных записей; в виде жестов и мимики; в виде запахов и вкусовых ощущений; в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.
По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.
Языкисуществуют естественные и формальные.У каждого языка свой алфавит.
Виды информации, воспринимаемые компьютером: текстовая, числовая, звуковая, графическая, мультимедийная.
Информация (ресурсы, знания) подразделяется на декларативную (я знаю, что …) и процедурную ( я знаю, как …)
Информацию можно сгруппировать в две большие группы: дискретную (прерывную) и аналоговую (непрерывную)
Свойства информации: достоверность; полнота; ценность; своевременность; понятность; доступность; краткость и тд.
Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.. Канал связи – физическая линия (прямое соединение), телефонная, телеграфная, спутниковая линия связи и аппаратные средства, используемые для передачи информации.
Бит (англ. bit — binarydigit — двоичная цифра) - количество информации, содержащееся в сообщении типа «да - нет»; количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений; наименьшая "порция" памяти, необходимая для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд; минимальное количество информации.
1 байт = 8 битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28).
Широко используются более крупные производные единицы информации:
1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт,
1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт,
1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.
1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт,
1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.
Информационный объем сообщения – количество символов ( равно количеству байтов).
Информационный процесс – процесс выполнения определенных операций над информацией, при которых изменяется содержание информации или форма ее представления. Основные информационные процессы: прием, обработка, хранение, передача, кодирование, поиск, выдача. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.
Вопросы для самоконтроля
Какие формы существования информации Вы можете назвать?
Приведите примеры знания 5 фактов и знания 5 правил. Назовите новые факты и новые правила, которые Вы узнали за сегодняшний день.
От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию?
В каких формах человек передаёт и принимает информацию?
Где и как человек хранит информацию?
Что необходимо добавить в систему "источник информации — приёмник информации", чтобы осуществлять передачу сообщений?
Какие типы действий выполняет человек с информацией?
Приведите примеры ситуаций, в которых информация
а) создаётся;
д) копируется;
и) передаётся;
б) обрабатывается;
е) воспринимается;
к) разрушается;
в) запоминается;
ж) измеряется;
л) ищется;
г) делится на части;
з) принимается;
м) упрощается.
Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?
10. Приведите примеры информации:
а) достоверной и недостоверной;
б) полной и неполной;
в) ценной и малоценной;
г) своевременной и несвоевременной;
д) понятной и непонятной;
е) доступной и недоступной для усвоения;
ж) краткой и пространной.
11. Назовите системы сбора и обработки информации в теле человека.
12. Приведите примеры технических устройств и систем, предназначенных для сбора и обработки информации.
13. Каков информационный объём сообщения "Я помню чудное мгновенье" при условии, что один символ кодируется одним байтом и соседние слова разделены одним пробелом? 14.Определите приблизительно информационный объём:
а) страницы книги;
б) всей книги;
http://festival.1september.ru/articles/417537/
Приложение №2
Что больше – 1 Мбайт или 1 Кбайт?
Сколько бит в одном байте?
Сколько байт в одном килобайте?
*Выразить в байтах 2 килобайта.
*Нибл информации равен полубайту. Сколько битов в 40 ниблах?
Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?
*Сколько байтов информации содержится в сообщении объемом четверть килобайта?
*Верно ли, что 120 мегабайт равны 122 880 килобайт?
*Каков информационный объем статьи, находящейся на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке.
*Верно ли, что 2 гигабайта равны 2048 байт?
Информация - …
Виды информации, воспринимаемые человеком.
Виды информации, воспринимаемые компьютером.
Информационный процесс - …
Перечислить известные информационные процессы, выделить основные.
Что такое информационный объем сообщения?
Что изучает наука информатика?
18. Перечислить все единицы измерения информации в порядке возрастания.