на данном уроке учащиеся получат представление о единицах измерения информации, научатся находить информационный объем сообщений. Формировать навыки преобразования единиц измерения информации, навыки самостоятельной работы.Развивать логическое мышление, память, внимание учащихся.Формирование информационной компетентности.воспитывать правила поведения в компьютерном классе, бережное отношение к компьютерной технике;формировать умения применять на практике полученные знания;воспитывать интерес к учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Единицы измерения информации »
Тема урока: Единицы измерения информации
Цели:
Образовательная:
Обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера.
Дать учащимся представление о единицах измерения информации.
Формировать навыки преобразования единиц измерения информации, навыки самостоятельной работы.
Научить находить информационный объем сообщений.
Развивающая:
Развивать логическое мышление, память, внимание учащихся.
Формирование информационной компетентности.
Воспитательная:
воспитывать правила поведения в компьютерном классе, бережное отношение к компьютерной технике;
формировать умения применять на практике полученные знания;
воспитывать интерес к учебной деятельности.
Тип урока:комбинированный.
Оборудование компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, тест, задание для интерактивной доски, задания для практической работы.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие класса.
Контроль отсутствующих.
Техника безопасности в кабинете информатики.
Актуализация знаний.
На чистом листочке обведите свою руку
Слева от ладошки покажите свое настроение (солнце, туча)
и за правильные ответы на ладошке рисуйте себе звездочку
Повторим материал прошлого урока. Открытый микрофон
Каждый день вы получаете какую-либо информацию.
Ребята, вспомните, а что такое информация? (это знания, сведения о чем-либо, об окружающем мире, данные).
А что может делать человек с информацией? (получать, хранить, передавать, обрабатывать).
А с какими видами информации может работать человек? (текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформацией).
Какие существуют виды информации по способу восприятия? (зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная)
Какими свойствами должна обладать информация?
К какому виду информации относятся следующие данные: рассказ в книге, таблица умножения, рисунок, речь диктора, звук техники, иллюстрация)?
Изложение нового материала.
Всё в нашем мире можно сосчитать или измерить.
Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «38 попугаев», в котором рассказывается о существовании разных единиц измерения (обучающиеся смотрят отрывок из мультфильма «38 попугаев» , 4.30-7.50).
И так, скажите пожалуйста, какими единицами пользовались герои для того, чтобы измерить удава? (удавами, мартышками, попугаями и мартышками).
Какая из названных единиц измерения самая маленькая (попугаи), а самая крупная (слонята).
Скажите какими единицами измерения вы пользуетесь сегодня (сантиметр, миллиметр, килограмм, грамм, минута, секунда, минута, тысяча, миллион).
В каких единицах измеряется масса, время, угол? (Масса измеряется в граммах, килограммах, центнерах и тоннах. Углы измеряются в градусах. Время – в секундах, минутах и часах.)
А есть ли среди данных величин единицы измерения, которыми можно измерить информацию? (нет)
Оказывается, кроме массы, расстояния и времени можно измерять нформацию.
Сегодня наша задача, выяснить, а каковы же единицы измерения информации, мы будем учиться переводить из больших единиц в меньшие и наоборот. У нас на уроке будет много вычислений, будьте очень внимательны. В конце урока вы выполните тест и мы узнаем, насколько хорошо вы усвоили новую тему. За работу на уроке я выставлю оценки.
Итак, тема нашего урока «Количество информации. Единицы измерения информации». Запишем в тетрадь число и тему.
А для того, чтобы узнать, что принимают за минимальную единицу измерения информации нам нужно разгадать ребус. (Ответ: бит.)
– Бит – это минимальная единица измерения информации, которая может принимать только одно из двух значений 0 или 1.
Почему 0 или 1? (ответ дает ученица_________________)
Существуют более крупные единицы измерения информации.
Давайте узнаем, какая же следующая единица после бита.
Записать слово бит.
Вставить букву н после буквы и. (бинт)
Заменить букву и на а. (бант)
Заменить букву а на й. (байт).
Слайд 6. Байт – последовательность информации, состоящая из 8 бит.
1 символ = 1 байту = 8 битам
Именно в байтах и более крупных величинах измеряется объем компьютерной информации. Слайд 7.
– Подсчитаем информационный объём слова ИНФОРМАТИКА
Слово состоит из 11 символов, каждый из которых кодируется цепочкой из 8 нулей и единиц. Следовательно, это сообщение имеет информационный объем 88 битов, или 11 байтов.
Мы научились с вами переводить из более крупных единиц в более мелкие, но бывает и наоборот, когда необходимо выразить результат в более крупных единицах? Например, узнать, сколько байтов в сообщении размером 24 бита.
Чтобы перевести из мелких единицы в крупные, необходимо разделить. Сколько бит в одном байте? (8). Значит нужно 24 разделить на 8, получим 3. Это значит, что 24 бита равно 3 байтам.
Решим ещё примеры.
72 бита = __9__ байт
80 бит = __10__ байт
480 бит = ___60____ байт
Но байт тоже достаточно мелкая единица измерения информации.
Есть и более крупные единицы измерения: (отгадать ребусы)
килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт.
Для измерения больших объемов информации мы будем использовать следующие единицы:
Робот делает зарядку И считает по порядку. Раз контакты не искрят, (руки в кулак) Два – суставы не скрипят, (руки на пояс) Три прозрачен объектив, Я исправен и красив. Для глаз и настроения: Глазки вверх поднимем мы – улыбнемся. Глазки вниз опустим мы – улыбнемся, Глазки влево повернем – улыбнемся. Глазки вправо повернем – И работать мы начнём
Решим задачу. Определи количество информации в книге, которая содержит 20 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 64 символов. Ответ запиши в килобайтах.
Сможем сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
Почему? (мы не знаем, сколько символов на одной странице)
Сможем это узнать? (да)
Каким действием? (умножением)
Узнав это, сможем ответить на вопрос задачи? (да)
Каким действием? (делением)
Мы найдём информационный объём сообщения в байтах. А как узнать в килобайтах? (разделить на 1024)
Выполните решение в тетрадях, и у доски.
Решение:
40*64=2560 (символов)=2560 байт информационный объем одной страницы
2560*20=51200 (байт) инф.объем книги
51200:1024=50 (Кб)
Слайд 10–11.А знаете ли вы, что объем компьютерных информационных носителей также измеряется в мегабайтах и гигабайтах. Так, flash-карта имеет объем (емкость) 1–16 Гбайт, стандартный жесткий диск – 40–120 Гбайт, компакт-диск (CD) – 650 Мбайт, цифровой диск (DVD) – от 4,7 до 17 Гбайт.
– А знаете такой интересный факт:
Ребята, а сейчас вы можете себя проверить, как вы разобрались в новом материале.
Закрепление.Самостоятельная работа“Единицы измерения информации”
1-вариант 2-вариант
Домашнее задание:
Провести исследования: Какие ещё существуют единицы измерения информации следующие после Гб, выучитьконспект, кроссворд, карточка с заданиями
Подведение итогов урока.
- С какими единицами измерения информации познакомились?
- Назовите минимальную единицу измерения информации.
- Какие ещё единицы измерения вы теперь знаете?
- А сколько бит в одном байте?
- Сколько мегабайт в одном гигабайте?
Я знал…
Я узнал…
Я научился…
Я буду применять…
Я оцениваю свою работу…
Выставление оценок.
Практическая работа
Заполните схему для перевода в различные единицы измерения информации.
: 8
: 1024
: 1024
: 1024
*1024
*1024
*1024
*8
Определите, какой информационный объем несет ваша фамилия и имя.
Посчитайте количество символов в вашей фамилии и полном имени, при этом учитывайте пробел;
Умножьте количество полученных символов на количество информации, которую несет 1 символ (1 символ=1 байту);
Запишите полученный ответ, переведя его в биты (можете использовать схему из задания №1).
Ответ:
Выполнить перевод с помощью программы Калькулятор(Пуск - все программы – Стандартные – Калькулятор)
18 байт = ___________ бит
5 Кб = ____________ байт
3Гб = ___________ Мб
864 бит = ________ байт
1 Мб = ___________ Кб = __________ байт
________Гб=512 Мб = __________ Кб
4096 бит = _________Кб
3457280 бит = ________Мб
Решите задачу:Текст состоит из 16 строк, а в каждой строке 64 символа. Каков информационный объем текста, если он занимает 2 страницы? (1 символ = 1 байт) Ответ представить в Кб.