I этап Актуализация знаний («Ситуация успеха») (7 мин) | Легенда Более 4 тысяч лет назад у одного императора выпала из рук фарфоровая плитка и …. Как вы думаете, что произошло с плиткой? На сколько частей она разбилась? На что похожи осколки плитки? Назовите названия геометрических фигур. Сколько всего треугольников, четырехугольников? С какой фигурой вы не знакомы? Называется эта фигура параллелограмм. У вас на столах лежат точно такие же фигуры, которые сделали своими руками ученики нашей школы на уроках технологии. Задание: помочь собрать квадрат за 1 минуту. Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой формы была сама плитка? Давайте поможем императору собрать квадрат из семи геометрических фигур. На выполнение данного задания даю вам 1 минуту. Поднимите руку те, кто собрал квадрат. Ребята, у вас не получилось с первого раза собрать плитку, а как вы думаете, смог ли собрать ее император. Давайте послушаем легенду дальше. Продолжение легенды Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. | Слушают легенду Отвечают на вопросы Работая в паре, пробуют собрать квадрат Приходят к выводу, что это сделать сложно |
II этап Целеполога ние (3 мин) | Ребята, знаете, ли вы, как называется данная игра-головоломка? Тогда предлагаю вам отгадать следующий ребус. Игра называется «Танграм», состоит она из 7 геометрических фигур называемых танами. Попробуйте сформулировать тему нашего занятия. Поскольку мы с вами ввели новое понятие «танграм», попробуйте дать ему определение. Что такое «танграм»? Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур). Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы Разгадывают ребус Танграм Формулируют тему урока Дают определение понятию танграм Собирать фигурки из семи танов. |
III этап Изучение новой темы (18 мин) | Поскольку «Танграм» - это игра-головоломка, есть ли у неё правила. Глядя на картинки, давайте попытаемся выработать правила для данной игры. Правила игры в каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов; при составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга; элементы фигур должны примыкать один к другому; в первую очередь нужно найти место самого большого треугольника. | Формулируют правила игры |
IV этап Решение частных задач (18 мин) | Типы задач, решаемых головоломкой танграм. Задание 1. Учащимся предлагается сложить фигуру по контурному рисунку. Задание 2. Учащимся предлагается сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой. Задание 3. Создание своих – простейших – изображений. Учащимся предлагается представить себя художниками и дорисовать картину «Лесное озеро». Посмотрите на экран. Кто-нибудь из вас знаком с этой картиной? Ребята, перед вами картина одного из известных художников Исаака Левитана, который рисовал в основном природу. Как вы думаете, как называется эта картина? Что изображено на картине? Где находится озеро? | Учащиеся работают индивидуально, в паре Учащиеся выполняют задание в паре, составляют картинку и приклеивают на лист А3 |
| Картина называется «Лесное озеро» Давайте дорисуем картину. Что бы вы сюда добавили? Кто может обитать на Лесном озере? Сейчас я предлагаю вам создать свое собственное изображение. Чтобы обитатели озера у нас не повторялись, каждая пара вытянет свой рисунок. Ваша задача: придумать и выложить на листе формата А3 фигуру животного соблюдая правила, и только после этого приступить к приклеиванию танов. Если у кого-то из учащихся данное задание вызовет затруднение, предложить им воспользоваться подсказками - заготовками. Подведение итога данного этапа Пары по очереди выходят к доске и вывешивают получившиеся рисунки Обитатели озера: рыбка, лебедь, лягушка Обитатели леса: волк, заяц, медведь, лиса Ребята, мы с вами помогли художнику дорисовать картину «Лесное озеро» | Учащиеся называют обитателей озера Работа в парах: Учащиеся вытягивают по одной карточке с названием животного и создают свое изображение Учащиеся развешивают свои рисунки на картине «Лесное озеро» |
Решение частных задач (12 мин) | Индивидуальная работа за компьютером с компьютерной версией программы «Танграм» Поскольку мы с вами живем в век компьютерных технологий, то я хочу предложить вам электронный вариант игры «Танграм». На панели задач находится свернутое окно программы «Танграм». Откройте его. Даю вам 15 секунд для того, чтобы подумать и ответить на вопрос: Как перенести и как повернуть фигуру? Задание считается выполненным, если появилось сообщение. На выполнение заданий дается 10 минут. | Индивидуально выполняют задания за компьютером |
V этап Рефлексия Результативность достижения цели урока (5 мин) | Давайте подведем итог нашей игры и нашего занятия. Для начала посчитаем количество набранных балов. Для этого считаем количество выполненных заданий. Проверяем, кто, сколько заданий выполнил. Начнем с цифры 5. Выяснить, кто набрал 5 балов и более пяти. Награждение победителей. Подведение итога урока: Стратегия «Шесть Я» Я сегодня удивился … Я сегодня научился … Я сегодня запомнил … Я сегодня повторил … Я сегодня узнал … Я сегодня захотел … Закончить урок мне бы хотелось словами М. Гарднера: «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью» | Каждая пара заканчивает предложение |