kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Геометрическая головоломка «Танграм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание занятия ориентировано на расширение начальных сведений о пространственных геометрических фигурах. С помощью игры «Танграм» учащиеся развивают пространственное воображение, совершенствуют умение анализировать простые изображения, выделять в них геометрические формы, практически видоизменять их для получения новой формы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Геометрическая головоломка «Танграм»»

Тема урока: Геометрическая головоломка «Танграм»

Учитель информатики: Вансович Светлана Валерьевна

Предмет: вариативный курс «Решение творческих задач»

Класс:

Цель: освоение умения составлять различные виды фигур из простейших геометрических фигур


Ход урока:

Этапы урока, временные рамки

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап

Актуализация знаний («Ситуация успеха»)

(7 мин)

Легенда

Более 4 тысяч лет назад у одного императора выпала из рук фарфоровая плитка и ….

Как вы думаете, что произошло с плиткой?

На сколько частей она разбилась?

На что похожи осколки плитки?

Назовите названия геометрических фигур.

Сколько всего треугольников, четырехугольников?

С какой фигурой вы не знакомы?

Называется эта фигура параллелограмм.

У вас на столах лежат точно такие же фигуры, которые сделали своими руками ученики нашей школы на уроках технологии.

Задание: помочь собрать квадрат за 1 минуту.

Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой формы была сама плитка?

Давайте поможем императору собрать квадрат из семи геометрических фигур. На выполнение данного задания даю вам 1 минуту.

Поднимите руку те, кто собрал квадрат.

Ребята, у вас не получилось с первого раза собрать плитку, а как вы думаете, смог ли собрать ее император. Давайте послушаем легенду дальше.

Продолжение легенды

Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал новые интересные изображения.

Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Слушают легенду




Отвечают на вопросы














Работая в паре, пробуют собрать квадрат




Приходят к выводу, что это сделать сложно


II этап

Целеполога ние

(3 мин)

Ребята, знаете, ли вы, как называется данная игра-головоломка?

Тогда предлагаю вам отгадать следующий ребус.

Игра называется «Танграм», состоит она из 7 геометрических фигур называемых танами.

Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

Поскольку мы с вами ввели новое понятие «танграм», попробуйте дать ему определение. Что такое «танграм»?

Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур).

Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы


Разгадывают ребус

Танграм


Формулируют тему урока


Дают определение понятию танграм



Собирать фигурки из семи танов.

III этап

Изучение новой темы

(18 мин)

Поскольку «Танграм» - это игра-головоломка, есть ли у неё правила.

Глядя на картинки, давайте попытаемся выработать правила для данной игры.

Правила игры

    в каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов;

    при составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга;

    элементы фигур должны примыкать один к другому;

    в первую очередь нужно найти место самого большого треугольника.





Формулируют правила игры





IV этап

Решение частных задач

(18 мин)

Типы задач, решаемых головоломкой танграм.

Задание 1. Учащимся предлагается сложить фигуру по контурному рисунку.

Задание 2. Учащимся предлагается сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой.       
Задание 3. Создание своих – простейших – изображений.

Учащимся предлагается представить себя художниками и дорисовать картину «Лесное озеро».

Посмотрите на экран.

Кто-нибудь из вас знаком с этой картиной? Ребята, перед вами картина одного из известных художников Исаака Левитана, который рисовал в основном природу.

Как вы думаете, как называется эта картина? Что изображено на картине?

Где находится озеро?


Учащиеся

работают индивидуально,

в паре




Учащиеся выполняют задание в паре, составляют картинку и приклеивают на лист А3


Картина называется «Лесное озеро»

Давайте дорисуем картину. Что бы вы сюда добавили? Кто может обитать на Лесном озере?

Сейчас я предлагаю вам создать свое собственное изображение. Чтобы обитатели озера у нас не повторялись, каждая пара вытянет свой рисунок.

Ваша задача: придумать и выложить на листе формата А3 фигуру животного соблюдая правила, и только после этого приступить к приклеиванию танов.

Если у кого-то из учащихся данное задание вызовет затруднение, предложить им воспользоваться подсказками - заготовками.

Подведение итога данного этапа

Пары по очереди выходят к доске и вывешивают получившиеся рисунки

Обитатели озера: рыбка, лебедь, лягушка

Обитатели леса: волк, заяц, медведь, лиса

Ребята, мы с вами помогли художнику дорисовать картину «Лесное озеро»

Учащиеся называют обитателей озера


Работа в парах:

Учащиеся вытягивают по одной карточке с названием животного и создают свое изображение



Учащиеся развешивают свои рисунки на картине «Лесное озеро»

Решение частных задач

(12 мин)

Индивидуальная работа за компьютером с компьютерной версией программы «Танграм»

Поскольку мы с вами живем в век компьютерных технологий, то я хочу предложить вам электронный вариант игры «Танграм».

На панели задач находится свернутое окно программы «Танграм». Откройте его. Даю вам 15 секунд для того, чтобы подумать и ответить на вопрос:

Как перенести и как повернуть фигуру? Задание считается выполненным, если появилось сообщение.

На выполнение заданий дается 10 минут.





Индивидуально выполняют задания за компьютером

V этап Рефлексия Результативность достижения цели урока

(5 мин)

Давайте подведем итог нашей игры и нашего занятия. Для начала посчитаем количество набранных балов. Для этого считаем количество выполненных заданий.

Проверяем, кто, сколько заданий выполнил. Начнем с цифры 5. Выяснить, кто набрал 5 балов и более пяти.

Награждение победителей.

Подведение итога урока:

Стратегия «Шесть Я»

Я сегодня удивился …

Я сегодня научился …

Я сегодня запомнил …

Я сегодня повторил …

Я сегодня узнал …

Я сегодня захотел …


Закончить урок мне бы хотелось словами М. Гарднера: «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»







Каждая пара заканчивает предложение













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Геометрическая головоломка «Танграм»

Автор: Вансович Светлана Валерьевна

Дата: 17.04.2019

Номер свидетельства: 507474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Презентация по теме "Геометрические головоломки" "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-po-tiemie-gieomietrichieskiie-gholovolomki"
    ["file_id"] => string(6) "139503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417721130"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование головоломки «Танграм»"
    ["seo_title"] => string(64) "master_klass_dlia_pedagogov_dou_ispolzovanie_golovolomki_tangram"
    ["file_id"] => string(6) "626811"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1677592276"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Мастер-класс: Приемы активизации учебно-исследовательской деятельности на примере создания и использования головоломки «Танграм»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_priemy_aktivizatsii_uchebno_issledovatelskoi_deiatelnosti_na_primer"
    ["file_id"] => string(6) "651915"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1717170350"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "«Танграм – математическая головоломка»"
    ["seo_title"] => string(36) "tangram_matematicheskaia_golovolomka"
    ["file_id"] => string(6) "584920"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1627570798"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Исследовательская работа "Геометрические головоломки""
    ["seo_title"] => string(60) "issliedovatiel_skaia_rabota_gieomietrichieskiie_gholovolomki"
    ["file_id"] => string(6) "414904"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494617130"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства