« Формирование единой информационно- образовательной среды образовательной организации в условиях введения ФГОС ООО »
« Формирование единой информационно- образовательной среды образовательной организации в условиях введения ФГОС ООО »
Методическое сопровождение информатики в условиях информционно- образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидаемые действия учеников.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Форма записи урока дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Формирование единой информационно- образовательной среды образовательной организации в условиях введения ФГОС ООО »»
Пояснительная записка к уроку по разделу программы: Информация вокруг нас. Тема урока: «Передача информации»
Давлетшин Рафик Рашитович учитель информатики МБОУ «Староромашкинская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ
Данный урок является пятым уроком по теме: «Информация вокруг нас», на изучение которой в курсе информатики отводится 15 часов. По структуре этот урок является уроком изучение нового материала.
Цели данного урока:
Закрепить понятие информации.
Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.
Рассказать о языке передачи информации.
Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.
Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.
Задачи урока:
Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Действия с информацией»
Развивающие: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.
Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность, воспитание информационной культуры учащихся.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Данный урок сопровождается презентацией. Применение ИКТ способствует повышению эффективности урока за счет активизации не только слухового, но зрительного канала. В презентации использованы эффекты анимации, множество картинок. При комплексном восприятии информации с помощью органов чувств получение информации увеличивается в разы. Мультимедийные презентации не только привлекают внимание учащихся, но помогают вести урок четко, структурировано.
Класс: 5
Раздел программы: Информация вокруг нас
Тема урока: «Передача информации»
Цели урока:
Закрепить понятие информации.
Сформировать понятие о способах передачи информации на разных этапах развития человечества.
Рассказать о языке передачи информации.
Выяснить, с помощью, каких технических средств можно передавать информацию.
Сформировать понятие “помехи” и выяснить способы их преодоления.
Основные понятия:
Источник информации;
Информационный канал;
Приемник информации
Задачи урока:
Образовательные: формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Действия с информацией»
Развивающие: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.
Воспитательные: развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность, воспитание информационной культуры учащихся.
Оборудования: компьютерный класс, оснащённый компьютерной техникой, мультимедийным проектором и современным программным обеспечением, компьютерная презентация, клавиатурный тренажер, учебники, рабочие тетради, Приложение (жетоны -«биты» для оценивания знаний учащихся на уроке).
Список литературы:
Л. Босова информатика 5 класс (учебник) Бином Лаборатория знаний 2009 год
Л.Босова Рабочая тетрадь 5 класс Бином Лаборатория знаний 2009 год
Л. Босова Методическое пособие «Уроки информатики в 5-6 классах» Бином Лаборатория знаний 2006 год
Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент. (2 мин.)
Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь соседу по парте и пожелайте ему хорошего настроения. Я также желаю вам прекрасного настроения и активной работы на уроке.
- Вы знаете, что такое «бит»? (Бит – это единица измерения информации).
- Я сегодня буду измерять ваши знания в «битах», которые буду вам вручать за каждый правильный ответ. Чем больше битов вы получите, тем выше будет оценка за урок.
Вводная часть. Постановка цели и задачи урока.
Актуализация знаний. (фронтальный опрос)
1. Носитель информации – это …
- это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.
2. Что служит носителями информации?
Носителями информации служат: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.
3. Какой носитель информации является основным?
Основным носителем информации до настоящего времени остается - бумага
4. Перечислите свойства бумаги, как носителя информации?
- она значительно дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывается из тряпья и древесины;
- даже тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;
- бумага очень удобна для нанесения на нее знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.
Оценить правильные ответы в «1 бит»
3. Объяснение нового материала
Развитие человечества было бы невозможно без обмена информацией. С давних времён люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. И тема нашего сегодняшнего урока « Передача информации»
Первоначально люди пользовались лишь средствами ближней связи: речь, слух, зрение.
1.Скажите что может быть общего между поэтом А.С. Пушкиным и информатикой?
Оказывается великий поэт, выразитель своей эпохи, оставил свидетельство о том, как в древности люди передавали информацию. Вспомните:
Ветер по-морю гуляет и кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Кораблик доставлял моряков в разные страны, они вели торг своими товарами, узнавали новости из разных стран и рассказывали о своей стране. На суше все важные новости доставлял гонец – человек, передающий устные сообщения. (слайд №4-5 )
Рассмотрим ситуацию:
“Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку.
Другой спрашивает:
- Ты что, на рыбалку собрался?
- Да нет, я на рыбалку.
- А я думал, ты на рыбалку…”
Что помешало обмену информацией? (Оценить правильные ответы в «1 бит») Информация была передана, но до адресата не дошла из-за отсутствия физической возможности её воспринять. Ведь при любом обмене информацией должны существовать её источник и её приёмник.
Когда ты читаешь книгу, эта книга является для тебя источником информации, а ты – приёмник этой информации. Убери книгу – и информация в ней станет для тебя недоступной, поскольку исчез её источник. Закрой глаза или выйди в другую комнату – тогда для книги не будет приёмника информации.
Первый вывод: Если есть передача информации, то обязательно есть её источник и её приёмник (получатель). Слайд№6 (Оценить правильные ответы в «2 бита»)
Вот несколько ситуаций, в которых можно обнаружить передачу информации. Определи, кто или что является источником, а кто или что - приёмником. (Слайд№7)
Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрёстку. ( источник-светофор, приемник-пешеход)
Школьник учит уроки по учебнику. (источник-учебник, приемник-ученик)
Мальчик играет на компьютере. (Взаимный обмен)
Ты набираешь телефонный номер, чтобы позвонить. (источник –ты, приемник- телефонная станция)
Обратите внимание на то, что в одних ситуациях информация передаётся только в одну сторону, а в других происходит взаимный обмен информацией.
В каких из предыдущих ситуаций происходит обмен информацией и кто в какой момент становится то источником, то приёмником? (Оценить правильные ответы в «2 бита»)
А может ли быть так, что:
1.Источник информации один, а приёмников – несколько? Приведите примеры.
Учитель-ученик
Телевизор-семья
2. Источников информации несколько, а приёмник один? Приведите примеры.
3. Приведите примеры с взаимным обменом информации.
Разговор по телефону
(Оценить правильные ответы в «1 бит»)
При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Если я начну разговаривать с вами на английском языке, тогда несмотря на то, что вы изучаете английский язык, вы не сможете понять меня, а поймёте только отдельные слова из моей речи.
А вот учащиеся лицеев с углублённым изучением английского языка, смогли бы понять мою речь, то есть восприятие информации от уровня подготовленности принимающего объекта.
Одну и ту же информацию можно передать разными сигналами и даже совсем разными способами. Для передачи информации не так уж существенно, каким образом передавать, а главное – заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. И если мы об этом договорились, то уже получается код или шифр. Так, например, если горит красный сигнал – это значит нельзя переходить улицу. Загорелся зелёный – иди и не бойся.
А какие коды ты знаешь? (Оценить правильные ответы в «1 бит»)
Просто есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем. А другие для нас в новинку, а то и вовсе непонятны.
Например: В русском языке – СОБАКА; в английском – Dog; в немецком – Нund.
Для оценки твоих знаний в школе тоже используются коды:
Отличные знания – “5”; хорошие – “4”; удовлетворительные – “3”;плохие – “2”, а если ничего не знаешь, то можно и единицу получить. Скажем, получил ты “5” и радостный идёшь домой. А немецкий мальчик идёт с пятёркой и горько плачет, потому что в той стране, тот же самый код “5” означает плохие знания – как у нас “1”. Получается, что одни и те же цифры 1, 2, 3, 4, 5 – в разных странах имеют для оценки знаний разный смысл.
Второй вывод: Сигнал сам по себе ещё не несёт информацию. Только когда с помощью сигналов передаётся некоторый код, мы можем говорить о передаче информации.
Для общения друг с другом мы используем код – русский язык. При разговоре этот код передаётся звуками, при письме он передаётся условными знаками – буквами.
Одна и та же кодовая запись может обозначать совершенно разные вещи в зависимости от того, какой смысл мы связываем с этим кодом. Например, набор цифр 200115 может обозначать:
- почтовый индекс;
- расстояние между городами в метрах;
- номер телефона;
- запись даты “20 января 2015 года”.
Итак, в любом процессе передачи или обмена информацией существует её источник и получатель, а сама информация передаётся по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и других. (Слайд№6)
В обычной жизни для человека любой звук и свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена – звуковой знак тревоги; звонок телефона – сигнал, чтобы взять трубку телефона; красный свет светофора – сигнал, запрещающий переход дороги. Если мы заметили какое-то изменение в окружающей обстановке, то можно сказать, что произошло событие. Школьный звонок вдруг зазвенел после длительного молчания – произошло событие – закончился урок. У чайника на плите вдруг из носика пошёл пар – произошло событие – вода в чайнике закипела.
Привести ещё примеры событий из вашей жизни. (Оценить правильные ответы в «2 бита»)
Итак, в передаче информации участвует “Канал связи”. Разберёмся с ним.
Рассмотрим наш урок с точки зрения передачи информации.
Я – источник, говорю с вами на русском языке, кодируя речь понятными для вас словами. Канал связи – воздушная среда, которая передаёт колебания, производимые мною. Вы – получатели информации. Ваше ухо воспринимает колебания воздуха, расшифровывает информацию и вы понимаете, о чём идёт речь на уроке. Представим себе, что вы отвлеклись, и тогда часть сказанного мною не дошла до вас, и вы уходите с урока так и не поняв, о чём говорилось на уроке. Знакомая ситуация, не правда ли? Именно поэтому вас постоянно просят учителя не отвлекаться и не отвлекать других, так как трудно усвоить материал, о котором ты не прослушал объяснения учителя.
Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру: “Глухой телефон”. Ведущий передаёт слово первому игроку на ушко, чтобы никто не слышал. Тот, в свою очередь, передаёт следующему и так далее. Затем ведущий спрашивает услышанное слово у последнего игрока, затем у предыдущего и далее по цепочке. Выясняется, что первоначальная информация неимоверно исказилась. Причиной может быть и плохо услышанная информация, и специально неправильно переданное слово. На этом примере мы разбираемся, что не любая информация доходит до получателя в первоначальном виде.
Оказывается, чтобы попасть к своему адресату, информация проходит ещё более сложный путь
Третий вывод: В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться..(слайд №8,)
Это происходит из-за различных помех на канале связи. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчётах. Вспомним опять сказку о царе Султане, да и другие литературные произведения, когда героям всегда кто-нибудь мешает..слайд№9
Человечество всегда стремилось к передаче информации без помех, создавая всё новые и надёжные средства связи.
В XVIII веке возник семафорный телеграф. Это световая связь.(слайд№10)
Очень богатым на открытия в области связи был XIX век. В этом веке люди овладели электричеством, которое породило множество открытий. Сначала П.Л. Шеллинг в России в 1832 году изобрёл электрический телеграф. .(слайд№11)
В 1837 году американец С. Морзе создал электромагнитный телеграфный аппарат и придумал специальный телеграфный код – азбуку, которая теперь носит его имя.(слайд№12). В 1876 году американец А. Белл изобрёл телефон. .(слайд№13)
В 1895 году русский изобретатель А.С. Попов открыл эпоху радиосвязи. .(слайд№14)
Самым замечательным изобретением XX века можно считать телевидение. Освоение космоса привело к созданию спутниковой связи. Среди самых последних новинок – оптоволоконная связь. .(слайд№15-17)
Физкультминутка.(слайд№18-19)
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Пошевелите пальчиками.
С помощью жестов передайте мне информацию о том:
а) как вы прощаетесь с провожающими (помашем им ручками).
б) как вы смотрите вдаль.
в) что вам холодно.
г) о том, что вы победили в соревнованиях. (Оценить правильные ответы в «1 бит»)
Молодцы, спасибо. Присаживайтесь.
5. Закрепление
Совместное выполнение задания 5-7 на стр.23-24 учебника (Оценить правильные ответы в «2 бита»)
Домашнее задание: во время просмотра телевизионных передач, записать примеры средств связи; зафиксировать помехи, если они наблюдались, их частоту и причину.п.1.5 РТ № 6 стр.12, №9.(слайд№20)
Рефлексия
Оцените себя, как вы поняли материал сегодняшнего урока.
1. Сегодня за урок каждый получил биты. Три ученика с наибольшим количеством бит получат «5».
2. Запишите в тетрадь полученное число своих битов. Я переведу ваши биты в оценки за урок.
3. Биты положите в тетрадь.
4. Обведите смайлик (приложение-смайлики), в соответствии с образцом: (слайд№21) Понял все, Понял, но не все, Ничего не понял. Карту со смайликами тоже положите в тетрадь и передайте мне.
- Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе! (слайд 22)