kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Файлы и файловые структуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используются задания разного уровня. Можно использовать материал для открытого урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Файлы и файловые структуры»


Урок информатики в 7 классе

Тема: Файлы и файловые структуры

Планируемые образовательные результаты

предметные – представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;

метапредметные – умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве;

личностные – понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.

Решаемые учебные задачи:

1) дать представление о логических именах устройств внешней памяти;

2) обобщить представления школьников о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников записывать полное имя файла / каталога, путь к файлу / каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;

3) сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;

4) расширить представления об операциях с файлами.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

логическое имя устройства внешней памяти;

файл;

правила именования файлов;

каталог;

корневой каталог;

файловая структура;

путь к файлу;

полное имя файла.

Электронные образовательные ресурсы

Презентация, выполненная в технологии Prezi

(В начале урока учащиеся рассаживаются на свои места за ПК)

Приветствие.

Добрый день. Нас ждет много нового и интересного впереди, и нет ни минуты свободного времени. Поэтому мы начнем наш урок.


  1. Проверка домашнего задания.

Первое задание на повторение изученного материала. Вам необходимо выполнить тест на изученные темы «Основные компоненты компьютера», «Программное обеспечение». Вы можете выбрать уровень сложности теста.

Тест №1 – высокий уровень, тест№2 – средний (в названии тестов уровень указан)

На выполнение теста дается 5 минут.

По завершении работы внесите свои результаты в оценочный лист.

Проходят за парты.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, как вы могли бы ответить на эти вопросы?

1. Как поступают в библиотеке, чтобы можно было книгу найти быстрее?

2. Как организовано хранение вещей в камерах хранения на вокзалах, и с какой целью?

3. Чем связаны эти два вопроса с темой нашего урока?

(обмен мнениями между учениками)


Фрагмент обучающего ролика о хранении информации в ПК, сравнение с библиотекой (1,35 мин).

Как организована информация в компьютере?

Как нам удается найти нужную нам информацию? (ответы учащихся)

Продолжение ролика (общая длительность 3,40 мин)

III. Теоретическая часть.

Файлы.

Что такое файл?

(дается несколько определений:

Файл – поименованная область внешней памяти.

Файл – место на диске, у которого есть имя.

Файл – это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем)

Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.

Записать в тетради: Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: имя файла и расширение.

В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов и правила их записи.

До появления первой операционной системы Windows на большинстве компьютеров работала операционная система MS-DOS, в которой действовали весьма строгие правила присвоения имен файлам. Эти правила называют соглашением 8.3. По соглашению 8.3 имя файла может состоять из двух частей, разделенных точкой. Первая часть может иметь длину до 8 символов, а вторая часть (после точки) — до 3 символов. Вторая часть, стоящая после точки, называется расширением имени. При записи имени файла разрешается использовать только буквы английского алфавита и цифры. Начинаться имя должно с буквы. Пробелы и знаки препинания не допускаются, за исключением восклицательного знака (!), тильды (~) и символа подчеркивания (_).

После введения в действие первой операционной системы из семейства Windows требования к именам файлов стали существенно мягче:

  1. Разрешается использовать до 255 символов.

  2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского.

  3. Разрешается использовать пробелы и другие ранее запрещенные символы, за исключением следующих девяти: /\:*?"|.

  4. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.

Они действуют и во всех последующих версиях.


Задание № 1 (фронтальный опрос)

Выберите допустимые имена файлов. Объясните, в чем заключаются ошибки при записи.

  1. Index*.doc

  2. Lin?exe

  3. kyky.bmp

  4. A.b.txt

  5. Comp.doc

  6. .gif

  7. Work/x.ppt

  8. Con.gif

Роль расширения имени файла чисто информационная, а не командная. Если файлу с рисунком присвоить расширение имени ТХТ, то содержимое файла от этого не превратится в текст. Его можно просмотреть в программе, предназначенной для работы с текстами, но ничего вразумительного такой просмотр не даст.

Тип файла

Расширение

Исполняемые программы

exe, com

Текстовые файлы

txt, rtf, doc

Графические файлы

bmp, gif, jpg, png, pds и др.

Web-страницы

htm, html

Звуковые файлы

wav, mp3, midi, kar, ogg

Видеофайлы

 avi, mpeg

Код (текст) программы на языках программирования

bas, pas, cpp и др.

Папка – это объект Windows, предназначенный для объединения файлов и других папок в группы. Другое название папки – каталог.

Задание № 2. Определите тип файла по иконке (фронтальный опрос)


pdf Папка rar jpg mp3 doc txt


Путь к файлу. Для того чтобы найти файл в файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель "\" логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный файл. На одном компьютере может быть несколько дисков. Каждому дисководу присваивается однобуквенное имя со знаком «:», например А:, В:, С:, D:, … Логический диск – это физический диск, реальный диск или часть физического диска, которому присвоено имя.

Вот всем известная сказочная аналогия понятию «путь к файлу»: «На дубе висит сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце которой смерть Кощеева».

Записать в тетради: Путь к файлу - последовательность папок.

Например, путь к файлам на рисунке можно записать так:
C:\Рефераты\
C:\Рефераты\Физика\
C:\Рефераты\Информатика\
C:\Рисунки\

Полное имя файла.

Записать в тетради: Полное имя файла - путь к файлу вместе с именем файла.

Пример полного имени файлов, изображенных на рисунке выше:
C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc
C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc
C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc
C:\Рисунки\Закат.jpg
C:\Рисунки\ Зима.jpg

Задание №3. Запишите полные имена всех файлов.

I вариант – файлов QBacic.exe, Письмо.

II вариант – файлов Море, Интересный фильм

Взаимопроверка

Ответ:
C:\Мои документы\Иванов\QBasic.doc
C:\Мои документы\Петров\Письмо.txt
C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море.bmp
C:\Фильмы\Интересный фильм.avi

Файловая система. На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.

Каталог сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Это аналогично тому, как папка вкладывается в другую папку большего размера. Таким образом, каждый каталог может содержать внутри себя множество файлов и вложенных каталогов (их называют подкаталогами). Каталог самого верхнего уровня, который не вложен ни в какие другие, называется корневым каталогом.

Графическое изображение иерархической файловой структуры называют деревом.

Объяснение учителя на доске. Изобразите файловую структуру в виде дерева

С: \Рисунки \ Природа \ Небо .bmp

C: \ Рисунки \ Природа \ Снег .bmp

C: \ Рисунки \ Компьютер \Монитор .bmp

C: \ Мои документы \Доклад .doc

Задание №4 Выполните задание №14 учебника стр.89.

Работаем в парах. Взаимоконтроль. (Ответ на экране)

Оцените работу на закрепление вашего соседа по парте, поставьте оценку в его оценочный лист.

Действия с файлами и папками.

С файлами и папками можно выполнить ряд стандартных действий. Такие действия с файлами, как «создать», «сохранить», «закрыть» можно выполнить только в прикладных программах («Блокнот», «Paint», …).

Действия «открыть», «переименовать», «переместить», «копировать», «удалить» можно выполнить в системной среде.

• Копирование (копия файла помещается в другой каталог);

• Перемещение (сам файл перемещается в другой каталог);

• Удаление (запись о файле удаляется из каталога);

• Переименование (изменяется имя файла).

Графический интерфейс Windows позволяет производить операции над файлами с помощью мыши с использованием метода Drag&Drop (тащи и бросай). Существуют также специализированные приложения для работы с файлами, так называемые файловые менеджеры.


IV. Практическая часть (за компьютерами).

Учитель: Сегодня на практической части мы будем работать с файлами. На «Рабочем столе» откройте папку «Задание к уроку в 8 классе». В этой папке несколько вложенных папок и различные файлы. Просмотрите содержимое знакомых вам типов файлов… Выберите один из файлов и вызвав контекстное меню (правой кнопкой мыши) просмотрите его свойства (тип, размер, дата создания, атрибуты…).

Задание. Откройте папку «Файл». В этой папке есть «Каталог», который вам нужно переименовать в свое имя. Требуется на основе полученных знаний рассортировать представленные в папке файлы и разместить по папкам, которые там имеются в наличии, не создавая новых:

Примечание: Ярлыки перемещают в папку Программы, но вариант, в котором ярлыки остаются на своих местах тоже является правильным.

По какому принципу Вы распределяли файлы?

Вашу работу за компьютером буду оценивать я сама. Общую оценку за урок сообщу позднее, изучив ваши листы самооценки.

Резерв: 2 варианта теста на проверку полученных знаний


VI. Вопросы учеников. Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы учащихся. Подведение итога урока.

На уроке мы познакомились с понятиями файл, ярлык и файловая система, научились производить основные операции с файлами и папками. Применив полученные знания, мы смогли навести на компьютерном «Рабочем столе» порядок, который должен быть и в нашей повседневной жизни.

VI. Рефлексия.

Учитель: Ребята, выскажите, пожалуйста, своё мнение о нашем занятии, дополнив понравившиеся вам данные фразы своими мыслями (на обратной стороне листа самооценки). Ребята делают записи на своих карточках.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я понял, что…

  5. теперь я могу…

  6. я научился…

  7. я смог…

  8. я попробую…

  9. меня удивило…

  10. урок дал мне для жизни…

  11. мне захотелось…

Кто хочет, выскажите свои мысли вслух.


Домашнее задание. §2.4, Рт №105, 111.


Творческое задание: 1. Отобразите файловую структуру, содержащую следующие объекты и объедините их в группы (названия файлам и папкам определите самостоятельно)

Казачьи атаманы

Матвей Платов

Новочеркасск

Степан Разин

Покров Пресвятой Богородицы

Старочеркасск

Курень

Пасха

Ермак Тимофеевич

Азов

Крещение

Иван Матвеевич Краснощеков

История казачества



2. Кроссворд на тему: Файлы. Файловая система.

Ключевое слово отправить на электронный почтовый ящик учителя. Приславший правильный ответ первым, получает «5».











12








1


















2
























3












4


















5




















6

















7
















8
















9
















10



















11





























По горизонтали:

  1. Что хранится в любом файле или папке?

  2. Часть имени файла, которая обозначает тип файла.

  3. Информация, хранящаяся на компьютере и объединенная общим именем.

  4. Папка, в которой хранятся документы, является для этих документов …

  5. Операция создания клона имеющегося файла или папки.

  6. Это есть у каждого файла или папки.

  7. С ее помощью организуется многоуровневая иерархическая файловая система.

  8. То, без чего ярлык не сможет открыть нужный файл или папку.

  9. У него расширение одно, а тип информации в нем может быть любой.

  10. Ссылка на файл или папку.

  11. Процесс очистки записи о файле на компьютере.

Ответ










12








1

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

Я








2

Р

А

С

Ш

И

Р

Е

Н

И

Е














3

Ф

А

Й

Л








4

К

А

Т

А

Л

О

Г











5

К

О

П

И

Р

О

В

А

Н

И

Е









6

И

М

Я














7

П

А

П

К

А











8

П

У

Т

Ь












9

А

Р

Х

И

В











10

Я

Р

Л

Ы

К














11

У

Д

А

Л

Е

Н

И

Е

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Файлы и файловые структуры

Автор: Курносова Валенртина Васильевна

Дата: 06.01.2023

Номер свидетельства: 622382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Информатика. Тест по теме: Файл. Файловая структура. Задачи. "
    ["seo_title"] => string(60) "informatika-tiest-po-tiemie-fail-failovaia-struktura-zadachi"
    ["file_id"] => string(6) "168868"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423311922"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Тест по теме "Файлы. Файловые структуры""
    ["seo_title"] => string(37) "test_po_teme_faily_failovye_struktury"
    ["file_id"] => string(6) "622737"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1673411931"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок информатики в 8 классе. Тема урока: Файлы и файловые структуры."
    ["seo_title"] => string(65) "urok_informatiki_v_8_klasse_tema_uroka_faily_i_failovye_struktury"
    ["file_id"] => string(6) "508616"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556460881"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок "Файлы и файловые структуры" "
    ["seo_title"] => string(32) "urok-faily-i-failovyie-struktury"
    ["file_id"] => string(6) "226422"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440257283"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Файлы и файловые структуры "
    ["seo_title"] => string(27) "faily-i-failovyie-struktury"
    ["file_id"] => string(6) "173516"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424002509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства