Методическая разработка практического занятия по теме: «Файловые системы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическая разработка практического занятия по теме: «Файловые системы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Файловые системы»
Цели занятия:
1. Дидактические:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: познакомиться с файлами и файловой системой, отработать навыки работы на ПК: выделять файл и группу файлов, осуществлять поиск файла на диске; копировать, переименовывать и уничтожать файлы и каталоги на диске; работать с машинными носителями информации;
контроль и коррекция знаний по теме «Файловые системы»;
2. Развивающие:
развивать способность осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности;
развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;
развивать способность работать в команде;
развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях.
3. Воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды.
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
определение файла, каталога;
понятие копирования, перемещения файла, каталога.
Студенты должны уметь:
создавать, копировать, переименовывать, архивировать и уничтожать файлы и каталоги на диске;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа, репродуктивный.
Метод контроля знаний: индивидуальный письменный опрос;
индивидуальный устный опрос.
Продолжительность занятия: 90 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК
Английский язык,
Основы латинского языка с медицинской терминологией
«Информатика»
«Информационные технологии»
МДК.03.01. Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы
Моделирование на языке программирования.
Поисковые системы.
Используемая литература:
Для студентов: конспект лекций №7,8, учебник
Для преподавателей:
Основная литература:
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 511 с.: ил.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. – 704 с. (СПО)
Интернет ресурсы:
http://www.alleng.ru
http://informatika.na.by
http://metod-kopilka.ru
http://informatika.in.ua
http://www.metodika1.ucoz.ru
http://info.h16.ru/
Хронокарта занятия.
1
Организационный момент
2 минуты
2
Мотивация
3 минуты
3
Контроль исходного уровня знаний
20 минут
4
Методические инструкции
20 минут
5
Самостоятельная работа студентов по заданиям
40 минут
6
Подведение итогов занятия
3 минуты
7
Сообщение домашнего задания
2 минута
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия
Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что вся информация, хранящаяся на внешних носителях, представлена в виде каталогов и файлов. Поэтому очень важно знать как работать с ними. Узнав структуру организации файлов на дисках, научившись работать с файлами и каталогами, научившись их сохранять, у студентов в дальнейшем не будет трудностей в усвоении изучаемого материала в курсе информатики, а также в применении полученных знаний на практике. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.
3. Контроль исходного уровня знаний
Используется письменный опрос знаний по теоретическому курсу по теме «Клавиатура» (Приложение 1)
4. Инструктаж к выполнению практической работы
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями. Преподаватель обращает внимание на наиболее сложные моменты, на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима при работе в компьютерном классе. (Приложение 2)
5. Выполнение практической работы
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарного режима в компьютерном классе.
6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы.
7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Поисковые системы», дает рекомендации по подготовке к занятию.
Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы
Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий
Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «Файловые системы»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
определение файла, каталога;
понятие копирования, перемещения файла, каталога.
Студенты должны уметь:
создавать, копировать, переименовывать, архивировать и уничтожать файлы и каталоги на диске;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Цели занятия:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: познакомиться с файлами и файловой системой, отработать навыки работы на ПК: выделять файл и группу файлов, осуществлять поиск файла на диске; копировать, переименовывать и уничтожать файлы и каталоги на диске; работать с машинными носителями информации;
контроль и коррекция знаний по теме «Файловые системы»;
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
Как создать файл?
Как создать каталог?
Как переименовать файл?
Как скопировать файл?
Как переместить файл?
Чем отличаются действия: копирование и перемещение?
Как удалить каталог?
Как выделить несколько файлов?
Как выделить файлы по маске?
Как скопировать каталог с винчестера на внешний носитель?
Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию
изучение информационного материала
работа с банком тестов
Литература: конспект лекций №7,8
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 511 с.: ил.
Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. – 704 с. (СПО)
Интернет ресурсы:
http://www.alleng.ru
http://informatika.na.by
http://metod-kopilka.ru
http://informatika.in.ua
http://www.metodika1.ucoz.ru
http://info.h16.ru/
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА: «Файловые системы»
Время: 90 минут.
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студенты должны знать:
определение файла, каталога;
понятие копирования, перемещения файла, каталога.
Студенты должны уметь:
создавать, копировать, переименовывать, архивировать и уничтожать файлы и каталоги на диске;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Цели занятия:
формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: познакомиться с файлами и файловой системой, отработать навыки работы на ПК: выделять файл и группу файлов, осуществлять поиск файла на диске; копировать, переименовывать и уничтожать файлы и каталоги на диске; работать с машинными носителями информации;
контроль и коррекция знаний по теме «Файловые системы»;
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
Этапы занятия
Организационный момент.
Входной контроль.
Инструктаж и самостоятельное выполнение практической работы.
Подведение итогов занятия.
Методические указания к выполнению практической работы
Ознакомиться с содержанием работы.
Изучить теоретические сведения.
Выполнить задания.
Ответить на контрольные вопросы.
Сформулировать и записать вывод о проделанной работе.
Содержание работы:
Задание 1.Определите тип, размер свободного пространства накопителей, установленных на компьютере. Просмотрите, какие папки и Файлы хранятся на дисках.
Технология работы
1. Определите, какие накопители установлены на вашем компьютере. Для этого:
Вариант 1 • откройте Мой компьютер, дважды щелкнув мышью на значке: по значку и букве, сопровождающей значок, можно судить о типе накопителя; Вариант 2 • запустите программу Проводник, выбрав в Главном меню пункт Программы и в подменю пункт Проводник; • просмотрите в окне программы Проводник в разделе Папки под значком Мой компьютер расположенные там значки накопителей: по рисунку значка и букве, сопровождающей значок, можно судить о типе накопителя.
2. Определите величину свободного пространства на диске:
Вариант 1 • откройтеМой компьютер, дважды щелкнув мышью на значке; • щелкните левой кнопкой мыши на значке накопителя (если вы выделяете накопитель на гибком магнитном диске, проверьте, что диск был установлен в дисковод); • просмотрите в строке состояния в нижней части экрана, предназначенной для вывода справочной информации, сообщение о свободном пространстве на диске и общей его емкости.
Вариант 2 • запустите программу Проводник, выбрав в Главном меню пункт Программы и в подменю пункт Проводник; • вызовите контекстное меню, щелкнув правой кнопкой мыши на значке накопителя; • выберите пункт меню Свойства; • просмотрите содержание вкладки Общие окна Свойства; • закройте окно.
3. Для того чтобы получить доступ к информации о дисках:
Вариант 1 • откройте Мой компьютер; • откройте и просмотрите содержимое накопителя, дважды щелкнув на его значке; • закройте папку накопителя;
Вариант 2 • запустите программу Проводник: щелкните на кнопке Пуск, в Главном меню выберите пункт Программы, в открывшемся подменю выберите название программы Проводник и щелчком мыши запустите программу; • откройте папку накопителя; • просмотрите содержание; • закройте окно программы Проводник.
Задание 2.Откройте Мой компьютер и создайте на диске D: с помощью Основного меню папку Новая, в папке Новая — папку Моя и папкуОбщая
Технология работы
1. Создайте на диске D: папку Новая: • откройте Мой компьютер и просмотрите содержимое диска D: • откройте меню Файл, выберите параметр Создать; • в раскрывшемся подменю выберите пункт Папка, таким образом, вы выполните команду Файл – Создать - Папка; • введите в поле ввода имени рядом со значком созданной папки «Новая» (вновь созданная папка появляется с именем Новая папка); • нажмите клавишу Enter.
2. Создайте папки Моя и Общая в папке Новая: • откройте папку Новая, дважды щелкнув на значке папки; • создайте папку Моя и папку Общая, используя технологию работы, описанную в п.1 этого задания.
Задание 3.Выполните стандартный набор действий над папками и Файлом, используя команды меню Правка программы Проводник:Вырезать, Копировать, Вставить.
Технология работы
1. Запустите программу Проводник и перейдите в папку Новая.
2. Переместите папку Моя в папку Общая: • откройте папку Новая; выделите папку Моя; • выполните команду Правка - Вырезать, папка Моя будет перемещена в буфер обмена; откройте папку Общая; • выполните команду Правка - Вставить; папка Моя будет вставлена из буфера обмена в папку Общая.
3. Скопируйте папку Моя из папки Общая в папку Новая: • откройте папку Общая; выделите папку Моя; • выполните команду Правка - Копировать — папка Моя будет перемещена в буфер обмена; откройте папку Новая; • выполните команду Правка - Вставить — папка Моя будет вставлена из буфера обмена в папку Новая.
4. Скопируйте любой Файл с диска D: в папку Новая: • откройте диск D: и выделите Файл; • выполните команду Правка - Копировать; • откройте папку Новая; выполните команду Правка - Вставить.
5. Скопируйте папку Новая на внешний носитель. 6. Удалите Файл из папки Новая, папку Моя из папки Общая. 7. Переименуйте папки Моя и Общая: • откройте папку Новая; • выделите папку Моя; • выполните команду Файл - Переименовать; • в поле ввода введите новое имя: Моя1 и нажмите клавишу Enter; • выделите папку Общая; • выполните команду Файл - Переименовать; • в поле ввода введите новое имя: Общая и нажмите клавишу Enter.
Восстановите удаленные папки.
Технология работы
1. Восстановите удаленные папки Моя и Общая: • откройте Корзину, дважды щелкнув на ее значке; • в окне Корзины выделите папку Моя; • выполните команду Файл - Восстановить; • в окне Корзины выделите папку Общая; • выполните команду Файл - Восстановить; • закройте Корзину.
2. Очистите корзину: • откройте Корзину, дважды щелкнув на ее значке; • выполните команду Файл - Очистить Корзину. 6. Ответить на контрольные вопросы.
Файл – это порция информации, хранящаяся на внешнем носителе и имеющая имя.
Каталог – это группа файлов, объединенная общим именем.Полное имя файла состоит из имени и расширения, которое указывает на тип данных в файле. Имя и расширение записываются с помощью строчных латинских букв. В имени не должно быть более 8 символов, а в расширении – 3 иногда 4. Например, rabota.txt.
txt, rtf, doc – текстовые файлы,
dbf – файл базы данных,
bmp, gif, jpg, png, pds – графические файлы,
bak– копии файлов, сохраняемые при редактировании,
com и exe – файлы, готовые к исполнению программы.
«Проводник» - является программой, предназначенной для работы с файлами и каталогами. Он позволяет просматривать содержимое каталогов на дисках, копировать, перемещать, удалять и переименовывать файлы и каталоги, производить поиск файлов, распечатку файлов и т.д., использовать преимущества Windows (метод перетащи и отпусти).
Запуск: нужно дважды щелкнуть его пиктограмму. Чтобы завершитьработу надо щелкнуть кнопку в правой части строки заголовка окна. Для получения справки - нажать F1 или выбрать пункт меню Справка. При запуске Проводникавысвечивается окно. Вверху располагается строка заголовка окна, ниже - строка меню. Внутри окна располагаются два вторичных окна, отображающих дерево каталогов на диске и сведения о файлах в конкретном раскрытом каталоге на диске. В нижней части окна находится строка состояния, в которой:
• слева приводятся сведения о количестве и суммарном размере выделенных в текущей панели файлов, а если не выделено ни одного файла - данные о количестве объектов;
• справа приводятся суммарные сведения о текущем каталоге: количестве файлов и их общий размер.
Работа с файлами.
Для каждого файла приводится его имя и условный значок. Подкаталог текущего каталога, обычно закрашивается желтым цветом. При двойном щелчке - раскрывается, т.е. происходит переход в этот каталог. Исполнимые файлы - это файлы, запускающие программу. Это файлы с расширением - .com, .bat, .exe, .pif; Файлы с расширением - .doc, .xls, bmp и т.д.- это файлы, обрабатываемые некоторой программой. Если дважды щелкнуть мышью по имени этого файла, то запускается программа с именем файла в качестве параметра. Для работы с файлами необходимо выделить нужный файл или файлы.
Выделение файлов и группы файлов.
- чтобы выделить одинфайл нужно щелкнуть его имя или расположенный слева от имени значок.
- чтобы выделить несколькофайлов:
выделить первый файл, затем нажать Ctrl, и удерживая ее, щелкать мышью имена остальных выделяемых файлов;
чтобы выделить файлы, расположенные подряд, надо выделить 1-ый файл, затем нажать клавишу Shift и, удерживая ее, щелкнуть имя последнего файла из группы;
- чтобы добавить к уже выделенным файлам группу файлов, расположенным в панели подряд, надо нажать клавишу Ctrl, не отпуская, щелкнуть имя 1-го файла из группы, нажать еще клавишу Shift, и, удерживая обе клавиши, щелкнуть имя последнего файла из группы.
- чтобы выделить все элементы из каталога, надо нажать комбинацию клавиш Ctrl + А, или:
меню – Правка - Выделить все.
- чтобы снять выделениес некоторого файла, не отменяя выделения остальных файлов, надо нажать Ctrl и, не отпуская ее, щелкнуть имя файла, с которого снимаем выделение.
- чтобы снять выделение со всехвыделенных файлов и выделить те файлы, которые не были выделены – меню – Правка -Обратить выделение.
Копирование файлов:
1. выделить,
2. нажать Ctrl,
3. удерживая ее, указать мышью на файл,
4. нажать на левую кнопку и, удерживая ее, передвинуть указатель мыши к "пункту назначения".,
5. отпустить клавиши.
Перенос файлов. Аналогично копированию, только не надо нажимать клавишу Ctrl.
Удаление файлов:
1. выделить файл или файлы,
2. нажать Del, или щелкнуть инструмент, или Файл -Удалить,
3. в окне запроса - подтвердить или отказаться.
Переименование файлов:
1. выделить файл или каталог,
2. выбрать: "Файл" - "Переименовать" - в окне указать новое имя. Вся работа с файлами и каталогами может выполняться через строку "Меню", выбирая соответствующий режим. 3.удерживая ее, указать мышью на файл,
4. нажать на левую кнопку и, удерживая ее, передвинуть указатель мыши к “пункту назначения”, отпустить клавиши.
Вся работа с файлами и каталогами может выполняться через строку “Меню”, выбирая соответствующий режим.
Для ускорения работы во всех приложениях используются комбинации клавиш, ”быстрые клавиши”, соответствующие некоторым пунктам меню.
Комбинации клавиш (“быстрые клавиши”)
Alt +F4-закрытие окна документа или приложения;
F1-открытие окна Справочной системы;
Shift+F1-вызов подсказки;
Shift+F10-открытие контекстного меню;
Ctrl + Esc-открытие стартового меню Windows 95;
Alt + Tab-переход в другое приложение;
Ctrl + C-копирование выделенного фрагмента в буфер обмена;
Ctrl +X-удаление выделенного фрагмента и помещение его в буфер обмена;
Ctrl + V-вставка содержимогобуфера обмена в позицию, в которой находится курсор