УТВЕРЖДАЮ
______________
Зам.директора по УР
Белова Л.Ю.
сабақтың № _______ __________тобы күні _________
№ урока__________ группа ________ дата _________
Сабақтың тақырыбы
Тема урока: Интегрированный урок «Углеродистые стали. Общие сведения о программе ОО Calc. »
Сабақтың мақсаттары
Цели урока: формирование знаний по спец.пердмету – материаловедение и информатике; организация работы по усвоению обучающихся основных понятий по теме «Углеродистые стали», предусмотренных учебной программой через интеграцию с информатикой.
Задачи урока:
Развивающие:
Изучение новой темы и отработка навыков работы по построению итоговых таблиц с помощью персонального компьютера.
Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
Уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами информатика и материаловединие; приводить примеры из жизни.
Сформировать умения работы с учебной литературой.
Воспитательные:
1. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.
2. Познакомить с названиями работы с электронными таблицами и применением их на практике.
3. Воспитывать интерес к информатике и спец.предмету.
4. Формирование информационной и языковой культуры.
Образовательные:
1. Совершенствовать навыки чтения и применения.
2. Совершенствовать навыки работы за ПК; дать представление о разнообразии компьютерных программ; активизировать познавательную деятельность обучающихся через интеграцию информатики и материаловедения.
Сабақтың түрі
Тип урока: комбинированный, интегрированный
Оқу құралдары
Средства обучения: проектор, презентация, учебно-справочная литература, электронно-учебные модули, лабораторно – практические работы, оценочные листы, видео - фильм, опорные конспекты, рефлексивные листы.
Сабақтың мазмұны
Содержание урока
Ұйымдастыру кезеңі
Организационный этап. 5 мин
Приветствие. Объявление даты.
- проверить готовность к уроку;
- проверить наличие списочного состава;
- проверить наличие учебных принадлежностей;
- проверить внешний вид;
- заполнить рапортичку и журнал отсутствующих.
Инструкция о форме проведения урока.
Вывод на экран эпиграфа. (слайд №2).
Раздача рейтинговых листов, инструктирование по заполнению.
Рейтинговый лист _______________________________________________________
(фамилия имя, группа)
Первый этап Проверка домашнего задания | Второй этап Всесторонняя проверка знаний (тестирование) | Третий этап Закрепление новой темы (практическая работа) | Усвоение новой темы |
«5» | «5» | «5» | Я усвоил(а) тему полностью |
«4» | «4» | «4» | Я усвоил(а) тему частично |
«3» | «3» | «3» | Я не усвоил(а) тему |
Инструкция: подписать лист, и отмечать результат работы на каждом этапе (подчеркивание, обведение в кружок, закрашивание маркером и т.п.).
Үй тапсырмасын тексеру
Проверка домашнего задания. 10 мин
Повторение при помощи игры «Вопрос - ответ». (слайд №3).
Вопросы по материаловедению для проверки домашнего задания
1.Какие вещества относятся к черным металлам?
(железо и сплавы на его основе – сталь и чугун)
2.Дайте определение стали?
(Сталь – это сплав железа с углеродом, где углерода содержится до 2,14%)
3.Какая сталь является более чистой и качественной? (сталь выплавленная электродуговым методом, электросталь)
4.По какому признаку определяется качество сталей?
(по наличию вредных примесей).
5.В чем заключается процесс легирования?
(это процесс введения в сталь химических элементов, для улучшения свойств или придания требуемых свойств).
6.Как подразделяются стали по назначению?
(конструкционные, инструментальные, и стали специального назначения с особыми свойствами)
7. Как называется способ выплавки стали из чугуна?
(кислородно-конвертерный).
Словесное оценивание преподавателя. Выставление результатов в рейтинговый лист.
Білімдерінің жан-жақты тексерісі
Всесторонняя проверка знаний.
Электронное тестирование по предметам (20 вопросов).
Подведение результатов по ключу. Выставление оценок в рейтинговый лист по критериям. (слайд №4). 10 мин
Оқушылардың жаңа материалды белсенді және саналы түрде игеруіне дайындығы
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Подведение к теме урока: разгадывание кроссворда. (слайд №5).
| | | | | Ч | у | Г | У | Н | | | | | | | | | |
| | | | Л | Е | г | И | Р | О | В | А | Н | И | Е | | | | |
К | Р | И | С | Т | А | Л | Л | И | З | А | Ц | И | Я | | | | | |
| | | М | А | Т | Е | Р | И | А | Л | О | В | Е | Д | Е | Н | И | Е |
| | | | | П | Р | О | Ч | Н | О | С | Т | Ь | | | | | |
| | | | | К | О | К | С | | | | | | | | | | |
| | | | | | Д | Е | Ф | О | Р | М | А | Ц | И | Я | | | |
1.Сплав железа с углеродом, в котором углерода содержится более 2, 14%.
2.Процесс введения в сплав химических элементов с целью улучшения его свойств.
3.Переход металла сварочной ванны из жидкого состояния в твердое.
4. Наука о строении и свойствах технических материалов, основной задачей, которой является установление связи между составом, структурой и свойствами.
5. Способность материалов воспринимать, не разрушаясь, различные виды нагрузок, вызывающих внутренние напряжения и деформации.
6. Твердое пористое вещество — является продуктом сухой перегонки каменного угля, служит топливом для плавки чугуна.
7. Изменение формы и размеров твердого тела под влиянием приложенных внешних сил.
Из угаданных слов нахождение ключевого понятия для темы урока (углерод). Связка с изучением вида сталей:
Как классифицируются стали по химическому состоянию? (углеродистые и легированные).
Определение темы урока по материаловедению «Углеродистые стали». (слайд №6).
Выход на тему урока по информатике при помощи направляющих вопросов:
Как при помощи ПК можно классифицировать и отразить данный материал, в виде чего? (схемы, таблицы)
Какая программа пакета ОО работает с таблицами (ОО Calc)
Выход на тему урока «Углеродистые стали и работа с электронными таблицами».
Выброс на доску названия темы.
Постановка целей и задач урока.
(Слайды 7-8)
5-7 мин
Жаңа білімдерді игеру
Усвоение новых знаний
Материаловедение (Слайды 9-15)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Углеродистые стали – сплавы, содержащие железо, углерод и небольшое количество примесей кремния, марганца, фосфора и серы. Углеродистые конструкционные стали обладают высокой прочностью, пластичностью и вязкостью в сочетании с хорошими технологическими св-вами: легко обрабатываются давлением, хорошо свариваются и термообрабатываются. Такие стали бывают качественные и обыкновенного качества.
1.Из сталей обыкновенного качества изготавливают горячекатаный прокат: балки, прутки, швеллеры, уголки, листы, которые широко используются для сварных строительных конструкций и неответственных деталей машин. По назначению такая сталь подразделяется на группы А, Б, В.
Сталь группы «А» изготавливают марок: Ст0, Ст1 и т.д. до Ст6. Буквы «Ст» означают сталь, цифра – номер стали. Чем больше цифра, тем больше содержится углерода в стали. Для обозначения раскисления к обозначению марки стали после номера добавляют индексы: кп – кипящая, пс - полуспокойная, сп - спокойная. Например, Ст3кп.
Сталь группы «Б» поставляют с гарантированным хим. составом, поэтому ее можно подвергать термической обработке. Сталь этой группы изготавливают марок: БСт1, БСт2, до БСт6.
Сталь группы «В» поставляют с гарантированными механическим свойствами и химическим составом. Подвергается термической обработке. Сталь этой группы изготавливают марок ВСт2сп, ВСт3пс и т.д.
2.Низкоуглеродистые качественные конструкционные стали широко применяются для штампованных изделий; они хорошо свариваются, обрабатываются резанием на металлорежущих станках. Из кач-х конструкц-х сталей изготавливают зубчатые колеса, шатуны, валы, оси, пальцы рессор, вилки и валики переключения передач и т.д. Маркируются: 0,5кп, 0,8; 10кп; 10пс; 10; 15кп; 15; 20кп; 20; 25; 30; 35 и т.д. до 85; 15Г; 20Г; 30Г и т. д. до 70Г. В марках двухзначные числа показывают среднее содержание углерода в сотых долях процента, буква Г обозначает повышенное содержание марганца.
3. Инструментальные качественные стали изготавливают марок У7, У8…..У13. Число указывает на среднее содержание углерода в десятых долях процента. Из углеродистых инструментальных сталей изготавливают разнообразные слесарные инструменты, подвергаемые термической обработке. К марке инструментальных высококачественных сталей добавляют букву А: У7А, У8А … У13А. Такие стали содержат меньше серы и фосфора, чем качественные. Из сталей марок У7А, У8 делают зубила, молотки измерительный инструмент; из стали марок У8, У8А – ножи, ножницы по металлу, ролики труборезов; из стали марок У10А, У11А, У12, У12А – инструменты, обладающие высокой твердостью: напильники, шаберы и др.
Информатика
Видео файл– запись в тетрадь (Слайд 16)
Calc – это табличный процессор в составе офисного пакета OpenOffice.org, предназначенный для работы с электронными таблицами.
Электронные таблицы являются компьютерным эквивалентом обычных таблиц, в ячейках которых хранятся данные. Как правило, электронные таблицы используются для обработки больших массивов числовых данных и служат удобным средством для проведения бухгалтерских и статистических расчетов.
Загрузка табличного процессора Calc осуществляется из системного меню: Пуск → Программы → OpenOffice.org → OpenOffice.org Calc. Общий вид окна Calc.
Общий вид окна Calc запись на карточках
Электронные таблицы (книги) состоят из определенного числа листов, любой из которых содержит блок ячеек, образующихся на пересечении столбцов и строк. Каждый лист Calc может иметь максимум 65536 строк и максимум 245 столбцов (от A до IV) – это составляет 16 056 320 индивидуальных ячеек на один лист.
Любая ячейка электронной таблицы имеет свой собственный адрес. Поскольку заголовки столбцов обозначаются латинскими буквами, а заголовки строк – числами, то адрес ячейки, состоит, соответственно из букв и чисел, например: F3, G23 или DF5.
Ячейка, в которой находится курсор, имеет более темное обрамление и называется активной В работе с электронными таблицами можно выделить четыре типа основных данных, вводимых в ячейки: число, текст, формула и дата.
Для ввода данных необходимо выделить нужную ячейку и набрать данные (до 240 символов), а затем нажать клавишу Enter или переместиться в другую ячейку. Числа по умолчанию выравниваются в ячейке по правому краю, текст – по левому краю. Формула должна начинаться со знака "=" и может включать в себя числа, адреса ячеек, знаки математических операций и функции.
Содержимое активной ячейки (данные) и ее адрес отображаются на ^ Панели формул. В Строке ввода, которая является составной частью Панели формул, можно редактировать содержимое активной ячейки, применяя все известные способы редактирования Используя функцию автозаполнения, заполните ячейки В3-В10 датами. Для этого: становите курсор мыши на черной точке (маркера заполнения) в правом нижнем углу ячейки В2 – при этом курсор мыши приобретает вид черного крестика; удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместите маркер заполнения до ячейки ^ В10 и отпустите кнопку мыши.
Форматирование ячеек (Слайд 17-18)
OpenOffice.org Calc, как и любая современная система электронных таблиц, позволяет форматировать символы, содержащиеся в ячейках, и сами ячейки.Для форматирования ячеек можно использовать кнопки (инструменты) на панели инструментов Форматирования, контекстное меню, а также команды меню Calc. Формат ячеек, которое вызывается, в частности, командой Формат ячеек. Диалоговое окно Формат ячеек → Выравнивание
VI. Жаңа білімдерді бекіту
Закрепление новых знаний. Выполнение практической работы – составление обобщающей таблицы по теме «Углеродистые стали» (применение дифференцированных заданий по уровням сложности).
Инструктирование по выполнению практической работы (слайд № 19 - 21)
Үй тапсырмасы/ Домашнее задание
Учить конспект, составить схему углеродистых сталей. (Слайд 22)
Рефлексия
Преподаватели: материаловедения Борисовская Е.В., информатики Поддубная О.В.
Я
Ничего не понял
Ничего не понял
Ничего не понял
Ничего не понял
Ничего не понял
Ничего не понял
Ничего не понял
Получил удовольствие
Получил удовольствие
Получил удовольствие
Получил удовольствие
Получил удовольствие
Получил удовольствие
Удивился
Удивился
Удивился
Удивился
Удивился
Удивился
Узнал что-то новое
Узнал что-то новое
Узнал что-то новое
Узнал что-то новое
Узнал что-то новое
Узнал что-то новое
Научился
Научился
Научился
Научился
Научился
Научился
Расстроился
Расстроился
Расстроился
Расстроился
Расстроился
Расстроился