kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Архивирование информации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: «Архивание информации» разработан на основе программы общеобразовательной  учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением среднего общего образования.  в урок включена работа с кроссвордами, проверка знаний с помощью тестовой программы  

Просмотр содержимого документа
«Архивирование информации»

Тема урока: «Архивирование информации»

Цель урока:

образовательные: сформировать у обучающихся представление об архивах файлов, о программах – архиваторах, познакомить с возможностями программ – архиваторов, научить оценивать степень сжатия файлов, понимать процесс архивации файлов, закрепить навыки работы в программах – архиваторах.

воспитательные: воспитание внимательности, аккуратности, усидчивости, дисциплинированности, соблюдения информационной культуры, умение работать в группе.

развивающие: развитие коммуникативной культуры, познавательных интересов, самоконтроля.

Тип урока: урок формирования, первичного закрепления, коррекции и контроля новых знаний и умений.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный практический.

Методы контроля: тестовый метод контроля, самоконтроль знаний с помощью опорной таблицы (таблица 1)

Оборудование: компьютер, программа-архиватор, проектор, таблица работы с новыми знаниями, инструкции к практической работе, презентация.

Структура урока:

  1. Организационный момент. (1мин.)

  2. Актуализация знаний. (5мин)

  3. Основная часть. Формирование новых знаний. (15мин.)

  4. Практическая часть (10мин)

  5. Закрепление изученного материала методом тестирования и работа за пк (10мин)

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3мин)

  7. Домашнее задание. (1мин)



ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

Урок начинается с проверки готовности учащихся. Тема урока пока не объявляется.

Преподаватель: Здравствуйте, садитесь. Интересно, как вы настроены на урок? Какое у Вас настроение? Предлагаю продемонстрировать мне его, подняв индивидуальные "смайлики".

Обращаю ваше внимание на то, что смайлики означают:

  • желтый - доброжелательность и готовность к сотрудничеству;

  • синий - разочарование и безразличие;

  • красный - агрессивность и нежелание учить заданную тему.

/Обучающиеся с помощью смайликов показывают своё настроение к уроку/.

Преподаватель: спасибо, ваше настроение удовлетворяет меня. Вижу, вы настроены на сотрудничество. А те, кто имеет плохое настроение, я уверена, улучшат его в течение урока.

2. Актуализация знаний

Преподаватель: для повторения изученных основных понятий на предыдущих уроках я предлагаю вам поработать в паре и заполнить кроссворд. (см. прилож 1).








1
















2



















3


















4












5


























6












7





















8




















9

















10














  1. Электронное устройство, предназначенное для визуального отображения информации ...(дисплей).

  2. Периферийное устройство компьютера, предназначенное для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы …(принтер).

  3. Область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения ….(информатика).

  4. Устройство ручного ввода графических данных или управления курсором …(джойстик).

  5. Комплект расположенных в определенном порядке клавиш для управления каким-либо устройством или для ввода данных …(клавиатура).

  6. Механический манипулятор, преобразующий движение в управляющий сигнал ...(мышка).

  7. Запоминающее устройство, использующее в качестве носителя флеш-память и подключаемое к компьютеру или иному считывающему устройству по интерфейсу USB …(флешка).

  8. Главная часть аппаратного обеспечения компьютера ……(процессор).

  9. Блок, в котором находятся различные компоненты аппаратного обеспечения …(системным).

  10. Любое химическое соединение, находящееся в неположенном месте …(грязь).

Какое слово получилось в выделенном столбике? (Информация)

Обратите внимание у Вас на парте лежит оценочный лист подсчитайте свои правильные ответы и заполните свои данные, полученные при решении кроссворда (см. прилож 2)


3. Основная часть. Формирование новых знаний.

При работе с информацией очень часто встречаются случаи, когда файлы, предназначенные для хранения или перемещения, не вмещаются на носитель информации или не соответствуют требуемому объему.

Можно ли уменьшить размер файла, не теряя содержащуюся в нем информацию? Можно!!! Например, мы складываем в несколько раз газету и кладём в карман, а потом на досуге без проблем разворачиваем и читаем. Компьютерным носителям информации в этом помогают особые программы для сжатия данных.

Такие программы, осуществляющие сжатие (упаковку) файлов, называются архиваторами. А сама операция – архивацией. И наша сегодняшняя задача – овладеть операцией архивации – упаковки файлов, обратной операции – распаковки и научиться работать с программой, выполняющей данные операции.

Таким образом, тема урока: «Архивирование информации».

Запишем: Архивация служит для компактного (сжатого) хранения информации (файлов или папок).

Программы, осуществляющие архивацию (сжатие, упаковку) файлов, называются архиваторами.

В настоящее время применяется несколько десятков программ-архиваторов, которые отличаются перечнем функций и параметрами работы. ARJ, PKPAK, LHA, ICE, HYPER, ZIP, РАК, ZOO, EXPAND, разработанные за рубежом,а также AIN и RAR, разработанные в России.

Создано множество различных архиваторов, из которых три наиболее распространенных – это: WinZip, WinRar, Arj.

Кроме того, в состав операционных систем Windows входит архиватор Backup («Бэкап») – с английского дословно «резервно».

При сжатии удается уменьшить размер файла в несколько раз, что дает заметную экономию памяти. Это особенно ценно при пересылке информации по сети Интернет, при хранении резервных копий на дискетах, так как их объем невелик.

Основные действия при работе с архивами:

  • создание нового архива;

  • добавление файлов в архив;

  • просмотр содержимого архива;

  • извлечение файлов из архива;

  • просмотр файла в архиве;

  • удаление файлов из архива.

  • проверка целостности архива;

  • восстановление поврежденных архивов;

  • защита архива с помощью пароля.

Если попытаться применить операцию архивации повторно, то это не даст никакого эффекта, так как избыточность уже устранена при первом сжатии.

Информация, упакованная архиватором, хранится в наиболее экономичной форме, но она закодирована таким образом, что работать с ней может только программа-архиватор, поэтому прежде, чем открыть содержание файла, необходимо произвести обратную перекодировку файла, то есть распаковать, разархивировать его, восстановить.

Запишем: операция восстановления файлов из архива – разархивация, распаковка.


На сегодняшнем уроке мы научимся работать с одной из наиболее популярных в мире программ-архиваторов – программой WinRar, созданной российским программистом- Евгением Рошал. Рошал (родился 10 марта 1972, Челябинск) — автор известного файлового менеджера FAR Manager, формата сжатия RAR, архиваторов RAR и WinRAR, особенно популярных в России и других странах.

Лучшие их архивов:

  • Win Rar (бесплатный) – максимальный коэффициент сжатия, высокая скорость, наличие специального улучшенного алгоритма сжатия.

  • 7zip (бесплатный) – высокая степень сжатия, быстрая скорость распаковки, многотомное сжатие.

  • Win Zip (платный) – создание архивов zip zipx, извлечение из zip, zipx, rar, iso и других

Запускается программа -архиватор WinRar. с рабочего стола, либо Пуск  Программы  WinRar.

Программа WinRar позволяет:

  • создавать rar-архивы и извлекать из них файлы;

  • создавать самораспаковывающиеся архивы – архивный файл в этом случае будет иметь расширение *.exe и запускается как обычная программа. Файлы из такого архива могут быть извлечены на любом компьютере путем запуска программы;

  • создавать многотомные архивы, что позволяет разместить большой архив на нескольких носителях ограниченной емкости.

  • устанавливать пароль на архив – при этом посторонний сможет лишь просмотреть список файлов архива, но не сможет распаковать сжатые данные;

  • уменьшить размер файла для отправки по e-mail, обеспечивает степень сжатия до 95 %.

Интерфейс WinRar – стандартный, оконный. Каковы элементы такого интерфейса? (имеется заголовок, главное меню, панель инструментов.)

После запуска рабочее окно программы очень похоже на окно Проводника и выполняет те же функции – обзор файлового дерева.

Запишем: чтобы заархивировать один или несколько файлов, или папок в единый файл-архив, нужно в программе WinRar выделить имена файлов и нажать кнопку архивации.

При этом автоматически будет предложено имя для файла-архива с расширением «.rar».

Запишем: для распаковки файлов из архива нужно открыть файл-архив, выделить нужные файлы и нажать кнопку разархивации.

Прежде, чем займемся работой в программе WinRar, нам нужно научиться количественно оценивать необходимость и выгоду от использования программ-архиваторов.

В своей личной папке, имеющейся у учеников, создаем новую папку «Архивация». Запустим Проводник. Откроем папку WINNT, кнопкой «Вид» настроим вид как «Таблица»: отсортируем по типу, нажав заголовок поля:

В папке находится несколько файлов с расширением «.bmp», выделим их:







Скопируем в папку «Архивация». Кнопкой «Вид» настроим вид как «Таблица»:


Опять выделим, вызовем контекстное меню, выбрав пункт «Свойства»:

в появившемся окне свойств смотрим размер выделенных файлов: .

Сюда же, в папку «Архивация», скопируем имеющиеся в папке WINNT текстовые документы, аналогично просмотрим их размер.

Преподаватель демонстрирует.

Преподаватель: рассмотрим самораспаковывающиеся архивы

Программа WinRAR также может создавать самораспаковывающиеся архивы. Самораспаковывающийся (SFX, от англ. SelF-eXtracting) архив — это архив, к которому присоединен исполняемый модуль. Этот модуль позволяет извлекать файлы простым запуском архива как обычной программы.

Таким образом, для извлечения содержимого SFX-архива не требуется дополнительных внешних программ. Тем не менее, WinRAR может работать с SFX-архивом так же, как и с любым другим, поэтому если вы не хотите запускать SFX-архив (например, когда не можете гарантировать, что в нем нет вирусов), то для просмотра или извлечения его содержимого можно использовать WinRAR.

SFX-архивы, как и любые другие исполняемые файлы, обычно имеют расширение .EXE. SFX-архивы удобны в тех случаях, когда нужно передать кому-то архив, но вы не уверены, что у адресата есть соответствующий архиватор для его распаковки. Вы также можете использовать SFX-архивы для распространения своих собственных программ.

4. Практическая часть.

Для выполнения задания этого урока создайте новую папку «Архивация файлов» в своей папке и скопируйте в нее файлы из папки C:\Наш урок.

Теперь поучимся архивировать файлы.

Запустите программу WinRAR. (Пуск→Все программы→Архиваторы→ WinRAR→ WinRAR). Откройте в окне программы свою папку Архивация файлов и выделите несколько файлов.

Щелкните кнопку добавить. Дайте название будущему архиву и нажмите ОК.

Начнется упаковка файлов в архив. При этом вы можете видеть окно со статистикой процесса упаковки.

В ваше папке появится новый файл архива Архив1. Можете открыть файл архива и щелкнув Инфо вызовите окно информации, где наглядно видна степень сжатия файлов.

 

Обратите внимание, что некоторые файлы сжимаются хорошо, некоторые практически не сжимаются, так как сохранены в формате сжатием.

Вот, например статистика сжатия текстового файла с большим числом повторов:

Как видите экономия памяти в этом случаи целых 99%!

Теперь заархивируем файлы с помощью проводника.

Откройте свою папку Архивация, выделите несколько файлов, нажмите правую кнопку мыши на выделенных файлах и выберите команду «Добавить в архив…». Появляется окно аналогичное предыдущему заданию. Вводим имя файла Архив2 и жмем ОК.

Возможно, вы заметили кроме команды «Добавить в архив…» еще команду «Добавить в архив имя архива». При выборе этой команды будут применены параметры архивации из профиля архивации по умолчанию.

Для создания шифрованного архива необходимо после того, как появится окно добавления файлов в архив выбрать закладку Дополнительно, нажать кнопку Установить пароль и в появившемся окне ввести пароль для архивации.

Теперь займемся распаковкой архивов и просмотром его содержимого.

Удалите из папки все файлы кроме полученных архивов.

Для того чтобы просмотреть содержимое архива или извлечь файлы из архива с помощью оболочки WinRAR, сначала нужно открыть архив в WinRAR. Как это сделать мы с вами сегодня уже говорили. При открытии архива в окне WinRAR выводится его содержимое. Выделите те файлы и папки, которые вы хотите извлечь. Выделив один или несколько файлов, нажмите кнопку "Извлечь в" вверху окна WinRAR, введите в появившемся диалоге нужный путь, а после этого нажмите кнопку "OK".

Извлечь файлы, можно и просто перетащив их из окна оболочки WinRAR в вашу папку.

Для того чтобы извлечь файлы из архива в окне Мой компьютер, не отрывая оболочку WinRAR, щелкните правой кнопкой мыши на значке архива, выберите команду "Извлечь файлы...", введите в появившемся диалоговом окне имя папки, в которую их надо извлечь, и нажмите кнопку "OK".

Вы можете также выбрать команду "Извлечь в ", чтобы распаковать файлы в предложенную папку без каких-либо дополнительных запросов или "Извлечь в текущую папку" для извлечения в текущую папку.

Теперь выполните задания самостоятельно:

  • Создайте 2 архива, один без шифрования, другой с шифрованием.

  • Извлеките файлы из архива.

  • Извлеките файлы из архива, подготовленного преподавателем из С:\Наш урок.

  • ** Получите по электронной почте файл с архивом, распакуйте документ, допечатайте необходимую информацию, заархивируйте документ и отправьте преподавателю по электронной почте. Пароль к архиву в письме.

Обучающиеся выполняют задание.

5.Закрепление изученного материала методом тестирования обучающихся

Для закрепления знаний, полученных сегодня на занятии, я предлагаю вам пройти электронный тест.

Система оценивания:

Количество правильных ответов

в процентах

Оценка

100 - 85%

5 (отлично)

84 - 70%

4 (хорошо)

69 - 50%

3 (удовлетворительно)

49 - 0%

2 (неудовлетворительно)


Тест на тему: "Архивация данных"

  1. Архивация – это …

    1. сжатие одного или более файлов с целью экономии памяти и размещения сжатых данных в одном архивном файле*

    2. процесс, позволяющий создать резервные копии наиболее важных файлов на случай непредвиденных ситуации

    3. процесс, позволяющий увеличить объем свободного дискового пространства на жестком диске за счет неиспользуемых файлов

  2. Какие программы используют для уменьшения объема файлов?

    1. программы-архиваторы*

    2. программы резервного копирования файлов

    3. программы-трансляторы

  3. Величина, показывающая, на сколько сильно упакован выходной поток характеризует

    1. степень сжатия

    2. скорость сжатия

    3. качество сжатия *


  1. Что такое архив?

    1. набор данных определенной длины, имеющий имя, дату создания, дату изменения и последнего использования

    2. системный файл

    3. набор файлов, папок и других данных, сжатых и сохраненных в одном файле *

  2. Преобразование входных данных, при котором можно получить только более или менее близкую к оригиналу копию является …

    1. обратимым

    2. не обратимым *

    3. разовым

  3. Сжатый файл представляет собой …

    1. файл, защищенный от копирования

    2. файл, упакованный с помощью архиватора *

    3. файл, защищенный от несанкционированного доступа

  4. Сжатый (архивированный) файл отличается от исходного тем, что …

    1. доступ к нему занимает меньше времени

    2. он легче защищается от несанкционированного доступа

    3. он занимает меньше места *

  5. Отношение объемов исходного и результирующего потоков

    1. степень сжатия *

    2. скорость сжатия

    3. качество сжатия

  6. Укажите программы-архиваторы.

    1. WinZip, WinRar *

    2. WordArt

    3. Word, PowerPoint

  7. Программы WinRar и WinZip предназначены…

    1. для работы с папками

    2. для работы с файлами

    3. для сжатия файлов*

  8. Чтобы архивировать файл или папку, надо …

    1. нажать на выбранном объекте правой кнопкой мыши, в контекстном меню выбрать команду Добавить в архив – выбрать нужные параметры – нажать ОК *

    2. нажать на выбранном объекте левой кнопкой мыши, в Главном меню выбрать команду Выполнить – заполнить нужные параметры – нажать ОК

    3. в меню Сервис выбрать команду Добавить в архив – выбрать нужные параметры – нажать ОК

  9. Необратимый способ сжатия можно применять только к …

    1. растровым графическим файлам *

    2. векторным графическим файлам

    3. красочным графическим файлам

  10. Какое из названных действий необходимо произвести со сжатым файлом перед началом работы?

    1. сделать копию в текущем каталоге

    2. распаковать*

    3. запустить на выполнение

  11. Обратимое сжатие данных заключается в ….

    1. перекодировании данных из одной группы символов на другую, более компактную серию символов *

    2. хранении строк 8-битовых кодов, которые определяются из строк во входном потоке

    3. формировании некоторого объема информации входного потока

  12. Когда мы вынуждены выполнять архивацию?

    1. когда файлов много

    2. когда не хватает места на диске *

    3. когда играем в игры


6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Преподаватель: Запишите результаты тестирования в оценочной таблице и подсчитайте баллы за урок. Сегодня мы попытались ответить на три вопроса: почему архивируют данные? Как производится архивация? Где хранятся архивы?

Интересно, как изменился ваше настроение в конце урока? Предлагаю продемонстрировать мне его, подняв индивидуальные «смайлики» на вашем столе. Молодцы, вы хорошо работали и как, вижу, улучшила ваше настроение. Всем спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать.

7.Домашнее задание.

Достаточный уровень - Заархивируйте стих и оцените ее размер до и после сжатия:

Мотор урчит, как зев звериный,
И плеск воды у самых ног,
Песков желтеющие спины
И мокрый, темно-желтый стог.

А ты сиди и жди погоды,
Но я хочу идти туда,
И пусть меня поглотят воды
И не отпустят никогда.

И все пройдет, и будет ветер,
И будет солнце в желтой мгле,
И я забуду все на свете, —
Мне лучше там, чем на земле.

А ветер рвет, и ярость снится,
Прошедшим в будущем конец,
И так и хочется напиться
И утопиться, наконец.

И я стою над краем бездны
И краем борта пополам,
И груз качелей неизвестный
Я должен перевесить сам.

Что ж, удивить или увидеть?
И кто подумает о чем?
И смех звучит как победитель,
А под ногами водоем

Размер при однобайтной кодировке

до сжатия

после сжатия



Средний уровень – подготовить сообщение «Архитектура компьютеров»

Высокий уровень - составить кроссворд по темам: «Архивирование информации» и «Архитектура компьютеров»

Приложение 1

Кроссворд








1
















2



















3


















4












5


























6












7





















8




















9

















10












1. Электронное устройство, предназначенное для визуального отображения информации.

2. Периферийное устройство компьютера, предназначенное для перевода текста или графики на физический носитель из электронного вида малыми тиражами (от единиц до сотен) без создания печатной формы.

3. Область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

4. Устройство ручного ввода графических данных или управления курсором.

5.Комплект расположенных в определенном порядке клавиш для управления каким-либо устройством или для ввода данных.

6. Механический манипулятор, преобразующий движение в управляющий сигнал.

7. Запоминающее устройство, использующее в качестве носителя флеш-память и подключаемое к компьютеру или иному считывающему устройству по интерфейсу USB.

8. Главная часть аппаратного обеспечения компьютера.

9. Блок, в котором находятся различные компоненты аппаратного обеспечения.

10. Любое химическое соединение, находящееся в неположенном месте.

Какое слово получилось в выделенном столбике?


Приложение 2

Оценочный лист


Заполните лист оценки Ваших знаний и сдайте учителю.

Вид деятельности

Возможный балл

Полученный балл

1

Разгадывание кроссворда

Каждое слово – 1 балл (максимум 10)


2

Практическая работа

Работа оценивается вся в 10б




Если с допущенными ошибками 5б


3

Тестирование

100 - 85% -30б




84 - 70% - 20 б




69 - 50% - 10б




49 - 0% - 5б



Критерии оценивания:

50-41 – оценка 5

40-31 – оценка 4

30–21 – оценка 3

20-11 оценка 2

Всего баллов Моя оценка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Архивирование информации

Автор: Несвит Елена Николаевна

Дата: 19.01.2019

Номер свидетельства: 496107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Презентация на тему"Архивирование информации""
    ["seo_title"] => string(48) "prezentatsiia_na_temu_arkhivirovanie_informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "496110"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1547902481"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Статья "Информационные технологии в образовательном процессе" "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-informatsionnyie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "140676"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417978993"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Технологии хранения информации "
    ["seo_title"] => string(37) "tiekhnologhii-khranieniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "121871"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414082826"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Информационная безопасность и защита информации "
    ["seo_title"] => string(53) "informatsionnaia-biezopasnost-i-zashchita-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "228327"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441225435"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Лабораторная работа "Архивирование файлов" "
    ["seo_title"] => string(43) "laboratornaia-rabota-arkhivirovaniie-failov"
    ["file_id"] => string(6) "226688"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440422110"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства