В информатике под алгоритмомпонимают понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. В разветвляющемся алгоритме имеются разные варианты решения задачи в зависимости
от результата проверки какого-либо условия (расходятся в разные стороны как веточки на дереве, отсюда название – разветвленный).
Например, алгоритм проведения выходного дня в зависимости от погоды. Если будет дождь – одни действия,
если – нет, то планы будут другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритмизация и программирование »
ДАТА:______
УРОК:______
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Тема урока: Понятия вспомогательного алгоритма.
Цель: Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод пошаговой детализации алгоритма, исполнителем Чертежник. Формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами. Закрепление навыков по составления линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами, работы в группе. Воспитание информационной культуры учащихся, развитие познавательного интереса, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Требования, предъявляемые к знаниям учащихся:учащиеся должны дать несколько определений алгоритма и, приведя примеры, уметь охарактеризовать его основные свойства.
- учащиеся должны знать понятие алгоритма, вспомогательный алгоритм;
- учащиеся должны уметь приводить примеры алгоритмов.
План – содержание урока:
1. Орг. момент:
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- сообщение новой темы урока, цели урока.
2. Повторение:
- проверка домашнего задания (фронтальный опрос, тест, сам .работа).
Контрольные вопросы
В чем сходство и отличия между программой и алгоритмом?
Перечислите свойства алгоритмов, выполняемых на компьютере.
Какие способы описания алгоритмов вы знаете?
Какими могут быть этапы решения задач на компьютере?
Что вы знаете о линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмах?
Назовите итерационные циклы и их особенностит.
3. Основная часть:
- объяснение нового материала.
Обозначения, принятые в конспекте
Запись в тетрадь
Слайд презентации
Домашнее задание
Рефлексия, вопросы для размышления
Многие из вас были в летнем лагере отдыха. Давайте вспомним это прекрасное время года попробуем представить себя в качестве дежурного по лагерю отряда и более конкретно – дежурного по столовой. Нам как исполнителям необходим алгоритм дежурства по лагерю. Давайте попробуем его составить.
В результате диалога на доске возникает алгоритм:
Алгоритм:
Прийти в столовую в 7.30.
Накрыть столы к завтраку.
Дождаться пока все поедят.
Убрать со столов посуду.
Вытереть столы.
Расставить стулья.
Уйти.
Прийти в столовую к 11.30.
Накрыть столы к обеду.
Дождаться пока все поедят.
Убрать со столов посуду.
Вытереть столы.
Расставить стулья.
Уйти.
Прийти в столовую к 17.30.
Накрыть столы к ужину.
Дождаться пока все поедят.
Убрать со столов посуду.
Вытереть столы.
Расставить стулья.
Уйти.
Какую особенность в этом алгоритме можно отметить?
(Отмечают повторение команд 2-7, 9-14, 16-21.)
Очень много времени мы потеряли на запись повторяющихся команд. Как же можно сократить запись данного алгоритма? Ответить мы сможем на данный вопрос после рассмотрения сегодняшней темы урока: «Вспомогательные алгоритмы».
Сегодня мы познакомимся с понятием «вспомогательный алгоритм», рассмотрим правила оформления вспомогательных алгоритмов.
Вопросы урока:
Какие алгоритмы называют вспомогательными?
Как оформляются такие алгоритмические структуры?
Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Дежурный. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:
Алгоритм:
Прийти в столовую в 7.30.
Выполнить алгоритм Дежурный.
Прийти в столовую к 11.30.
Выполнить алгоритм Дежурный.
Прийти в столовую к 17.30.
Выполнить алгоритм Дежурный.
Алгоритм, который мы получили будет называться основным, а алгоритм Дежурный будет являться вспомогательным.
Алгоритм Дежурный
Алгоритм Основной
Накрыть столы к обеду.
Дождаться пока все поедят.
Убрать со столов посуду.
Вытереть столы.
Расставить стулья.
Уйти.
Прийти в столовую в 7.30
Выполнить алгоритм Дежурный
Прийти в столовую к 11.30.
Выполнить алгоритм Дежурный
Прийти в столовую к 17.30.
Выполнить алгоритм Дежурный
Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов.
4. Закрепление(практическая работа)
У исполнителя Чертежник допустимые действия:
Действие
Команда в алгоритме
Нарисовать линию длинной 1 см в направлении стрелки.
Переместиться по направлению стрелки на 1 см, не рисуя линию.
Повернуться на 90º влево вокруг начала стрелки.
Сделать шаг.
Прыгнуть.
Повернуть налево.
Задача. Составьте алгоритм построения изображения Чертежником:
Алгоритм: Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево Сделать шаг Повернуть налево Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево Сделать шаг
–будет отмечать начальное положение стрелки на рисунке.
Применим к данному алгоритму теорию вспомогательных алгоритмов.
Определите повторяющийся элемент в алгоритме.
Составьте алгоритм «Ступенька»
Как будет выглядеть основной алгоритм?
Алгоритм Ступенька: Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево Сделать шаг
Основной алгоритм: Выполнить алгоритм Ступенька Повернуть налево Выполнить алгоритм Ступенька
Способ разбиения сложной задачи на несколько простых задач называется последовательной детализацией алгоритма.
6. Итог урока:
- постановка домашнего задания (стр. 30-31, 32-34 к-т в рабочей тетради)