kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алгоритмизация и программирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

В информатике под алгоритмом понимают понятное и точное предписание исполнителю совершить  последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи. В разветвляющемся алгоритме имеются   разные варианты   решения задачи  в  зависимости
от результата проверки какого-либо условия (расходятся в разные стороны как веточки на дереве, отсюда название – разветвленный).
Например, алгоритм проведения выходного дня в зависимости от погоды.  Если будет дождь – одни действия,
если – нет, то планы будут другие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритмизация и программирование »

ДАТА:______

УРОК:______

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Тема урока: Понятия вспомогательного алгоритма.

Цель: Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод пошаговой детализации алгоритма, исполнителем Чертежник. Формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами. Закрепление навыков по составления линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами, работы в группе. Воспитание информационной культуры учащихся, развитие познавательного интереса, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.


Требования, предъявляемые к знаниям учащихся: учащиеся должны дать несколько определений алгоритма и, приведя примеры, уметь охарактеризовать его основные свойства.

- учащиеся должны знать понятие алгоритма, вспомогательный алгоритм;

- учащиеся должны уметь приводить примеры алгоритмов.


План – содержание урока:

1. Орг. момент:

- приветствие;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- сообщение новой темы урока, цели урока.

2. Повторение:

- проверка домашнего задания (фронтальный опрос, тест, сам .работа).

Контрольные вопросы
  1. В чем сходство и отличия между программой и алгоритмом?

  2. Перечислите свойства алгоритмов, выполняемых на компьютере.

  3. Какие способы описания алгоритмов вы знаете?

  4. Какими могут быть этапы решения задач на компьютере?

  5. Что вы знаете о линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмах?

  6. Назовите итерационные циклы и их особенностит.


3. Основная часть:

- объяснение нового материала.

Обозначения, принятые в конспекте

Запись в тетрадь

Слайд презентации

Домашнее задание

Рефлексия, вопросы для размышления

Многие из вас были в летнем лагере отдыха. Давайте вспомним это прекрасное время года попробуем представить себя в качестве дежурного по лагерю отряда и более конкретно – дежурного по столовой. Нам как исполнителям необходим алгоритм дежурства по лагерю. Давайте попробуем его составить.

В результате диалога на доске возникает алгоритм:


Алгоритм:

  1. Прийти в столовую в 7.30.

  2. Накрыть столы к завтраку.

  3. Дождаться пока все поедят.

  4. Убрать со столов посуду.

  5. Вытереть столы.

  6. Расставить стулья.

  7. Уйти.

  8. Прийти в столовую к 11.30.

  9. Накрыть столы к обеду.

  10. Дождаться пока все поедят.

  11. Убрать со столов посуду.

  12. Вытереть столы.

  13. Расставить стулья.

  14. Уйти.

  15. Прийти в столовую к 17.30.

  16. Накрыть столы к ужину.

  17. Дождаться пока все поедят.

  18. Убрать со столов посуду.

  19. Вытереть столы.

  20. Расставить стулья.

  21. Уйти.

Какую особенность в этом алгоритме можно отметить?

(Отмечают повторение команд 2-7, 9-14, 16-21.)

Очень много времени мы потеряли на запись повторяющихся команд. Как же можно сократить запись данного алгоритма? Ответить мы сможем на данный вопрос после рассмотрения сегодняшней темы урока: «Вспомогательные алгоритмы».

Сегодня мы познакомимся с понятием «вспомогательный алгоритм», рассмотрим правила оформления вспомогательных алгоритмов.

Вопросы урока:

  • Какие алгоритмы называют вспомогательными?

  • Как оформляются такие алгоритмические структуры?

Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Дежурный. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:


Алгоритм:

  1. Прийти в столовую в 7.30.

  2. Выполнить алгоритм Дежурный.

  3. Прийти в столовую к 11.30.

  4. Выполнить алгоритм Дежурный.

  5. Прийти в столовую к 17.30.

  6. Выполнить алгоритм Дежурный.

Алгоритм, который мы получили будет называться основным, а алгоритм Дежурный будет являться вспомогательным.



Алгоритм Дежурный

Алгоритм Основной

  1. Накрыть столы к обеду.

  2. Дождаться пока все поедят.

  3. Убрать со столов посуду.

  4. Вытереть столы.

  5. Расставить стулья.

  6. Уйти.

  1. Прийти в столовую в 7.30

  2. Выполнить алгоритм Дежурный

  3. Прийти в столовую к 11.30.

  4. Выполнить алгоритм Дежурный

  5. Прийти в столовую к 17.30.

  6. Выполнить алгоритм Дежурный


Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов.



4. Закрепление (практическая работа)

У исполнителя Чертежник допустимые действия:



Действие

Команда в алгоритме

  1. Нарисовать линию длинной 1 см в направлении стрелки.

  2. Переместиться по направлению стрелки на 1 см, не рисуя линию.

  3. Повернуться на 90º влево вокруг начала стрелки.

  1. Сделать шаг. 

  2. Прыгнуть. 

  3. Повернуть налево.

Задача. Составьте алгоритм построения изображения Чертежником:



Алгоритм:
Сделать шаг
Повернуть налево 3 раза
Сделать шаг
Повернуть налево 3 раза
Сделать шаг
Повернуть налево
Сделать шаг
Повернуть налево
Сделать шаг
Повернуть налево 3 раза
Сделать шаг
Повернуть налево 3 раза
Сделать шаг
Повернуть налево
Сделать шаг

  будет отмечать начальное положение стрелки на рисунке.

  1. Применим к данному алгоритму теорию вспомогательных алгоритмов.

  2. Определите повторяющийся элемент в алгоритме.

  3. Составьте алгоритм «Ступенька»

  4. Как будет выглядеть основной алгоритм?



Алгоритм Ступенька:
Сделать шаг
Повернуть налево 3 раза
Сделать шаг
Повернуть налево 3 раза
Сделать шаг
Повернуть налево
Сделать шаг

Основной алгоритм:
Выполнить алгоритм Ступенька
Повернуть налево
Выполнить алгоритм Ступенька

Способ разбиения сложной задачи на несколько простых задач называется последовательной детализацией алгоритма. 

6. Итог урока:

- постановка домашнего задания (стр. 30-31, 32-34 к-т в рабочей тетради)

- выставление оценок;

- уборка рабочего места.

  1. Какие вопросы были поставлены перед нами?

  2. Получены ли ответы на поставленные вопросы?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Алгоритмизация и программирование

Автор: Махотина Юлия Валерьевна

Дата: 24.07.2014

Номер свидетельства: 110570

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Задания для обобщения по теме "Алгоритмизация. Программирование" "
    ["seo_title"] => string(75) "zadaniia-dlia-obobshchieniia-po-tiemie-alghoritmizatsiia-proghrammirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "241535"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445265890"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Программирование. Курс лекций "
    ["seo_title"] => string(32) "proghrammirovaniie-kurs-liektsii"
    ["file_id"] => string(6) "140232"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417895341"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа курса "Программирование в Scratch" "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-kursa-proghrammirovaniie-v-scratch"
    ["file_id"] => string(6) "102556"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402514994"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Программа спецкурса "Основы алгоритмизации и программирования" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-spietskursa-osnovy-alghoritmizatsii-i-proghrammirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145861"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419004483"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Проблемы обучения программированию в средней школе "
    ["seo_title"] => string(60) "probliemy-obuchieniia-proghrammirovaniiu-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "175613"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424281197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства