Урок информатики, 9 класс. Урок формирования понятий «алгоритма» и «формального исполнителя» и систематизации понятий, связанных с ними: свойства алгоритма и система команд исполнителя.
На уроке предусмотрено использование различных деятельностных методов работы на уроке. Особое внимание уделено рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритм и его формальное исполнение »
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока по предмету информатика и ИКТ
Учитель информатики и ИКТ: Зуева Ирина Юрьевна, высшая квалификационная категория.
Класс:9
Тема: Алгоритм и его формальное исполнение
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели: формирование понятий «алгоритма» и «формального исполнителя» и систематизация понятий, связанных с ними: свойства алгоритма и система команд исполнителя.
Планируемые результаты:
предметные:
расширить знания об алгоритмах;
систематизировать знания по данному блоку учебной программы;
создавать, применять, преобразовывать объекты компьютерной информации.
метапредметные:
находить пути решения поставленной задачи;
корректировать свои действия в случае несоответствия планируемого и полученного результата;
оценивать умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, делать выводы;
формировать умение самостоятельно планировать свою деятельность;
соотносить свои действия с прогнозируемым результатом;
развивать компетентность в области использования ИКТ.
осуществлять рефлексию;
личностные:
соотносить учебное содержание с витагенным опытом;
понимать значение алгоритмического мышления для современного человека;
мотивировать отношение к овладению знаниями.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
алгоритм;
свойства алгоритма;
исполнитель;
СКИ.
Методы: необъявленная тема, стратегия «Идеал», отсроченная отгадка, работа с понятиями, опрос по цепочке, проблемно-поисковый, физкультминутка, 6 шляп.
Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, флипчарты для интерактивной доски.
План урока:
Вызов – 5 мин.
Осмысление понятия алгоритма через его свойства – 8 мин.
Закрепление свойств через практическое задание – игру – 2 мин.
Ввод понятия исполнителя – 2 мин
Контроль понимания понятия – формальный исполнитель – 2 мин
Практическая работа за компьютером с исполнителем «Ханойская башня» - 4 мин
Физкультминутка – 3 мин.
Рефлексия (метод 6 шляп) и оценивание – 8 мин.
Д/З и выставление оценок за урок– 1 мин
Ход урока
Продолжительность: 1 урок (35 минут)
Алгоритм и его формальное исполнение
1 Начало урока. Небольшое вступление (ВЫЗОВ)
Гимнастика для пальчиков. - Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.
Приложение1
1) Представьте себе, что вы учитель и вам необходимого научить своего ученика рисовать прямоугольник.
Варианты ответов учеников:
Из учебника геометрии известно "Прямоугольник – это геометрическая фигура, такая что….." (Учитель: И это ваша первая ошибка. Что такое прямоугольник и как нарисовать прямоугольник, это не одно и тоже. От вас не требуется объяснения что это такое.)
просто нарисуем много самых разных прямоугольников. (Учитель: Скорее всего, этого будет достаточно и после такого объяснения он сможет чертить прямоугольники. Но будет ли такое объяснение правильным?)
2) А теперь представьте себе, что мы должны научить рисовать прямоугольники робота умеющего выполнять определённые операции и не знающего ничего дополнительно о свойствах геометрических фигур и куриц.
а) Покажите ему два прямоугольника:
Вот
такой
И вот такой
Это не прямоугольник.
И этот робот будет убежден, что фигура нарисованная ниже не прямоугольник.
И этот робот будет прав. Ведь третья фигура не совпадает точно с первыми двумя которые мы сами показали ему и сказали, что это прямоугольники, а следовательно нет никаких оснований называть прямоугольником третью фигуру.
Вывод: Это означает, что робот по нашей просьбе нарисовать прямоугольник, сможет нарисовать фигуру №1 и фигуру №2 и всё.
b) Попробуем по другому. НЕ БУДЕМ НИЧЕГО ОБЪЯСНЯТЬ. А ПРОСТО РАССКАЖЕМ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ. Например, скажем ему так: чтобы нарисовать прямоугольник нужно поставить четыре точки и соединить их линиями под прямым углом.
И он нарисует нам следующую картинку:
Что произошло (а кстати случайно он мог нарисовать и правильно), почему всё так плохо!? А потому, что наша команда неопределённа. И кроме того, он может быть не знает, что такое прямой угол.
Вывод: Значит, мы должны скомандовать так, чтобы он мог понять наши команды только одним способом.
Какой из всего сказанного выше следует вывод. А такой:
Не такая уж это простая задача научить кого-нибудь, сделать что-нибудь. Сразу возникает масса сложнейших проблем, для решения которых нужна целая наука.
Мы всё время говорили о некой инструкции к действию, некой последовательности действий.
Вспомните! Из курса начальной школы вы знаете что последовательность действий – это алгоритм.
2.Изучение нового материала (ОСМЫСЛЕНИЕ)
Алгоритм - самое важное понятие нашей науки. Пока не будем давать точного определения. Постараемся понять что это такое как-нибудь, а потом уточним.
Ведь, не всякая последовательность команд является алгоритмом!
Приложение1. (СЛАЙД иллюстрирующий необходимые СВОЙСТВА АЛГОРИТМА Дискретность. Понятность. Результативность (конечность). Детерминированность (Определённость и однозначность). Массовость)
Уточнённое определение Алгоритма
Алгоритм — это понятное и точное предписание исполнителю на выполнение конечной последовательности действий, приводящей от исходных данных к искомому результату.
3. ИГРА собери понятие – одно свойство алгоритма (работа в пара: восстановить разрезанное на части распечатанное одно из свойств алгоритма, для уточнения точной формулировки - работа с учебником). – Приложение 4
4. Любая последовательность действий предназначена для некоего исполнителя. Объект выполняющий инструкции алгоритма, называется исполнителем.
ИСПОЛНИТЕЛЬ - Это второе важнейшее понятие алгоритмики. Как мы уже видели раньше один и тот же алгоритм может быть одновременно понятен и не понятен (разным исполнителям).
Исполнители бывают формальными и нет.
Формальный – это исполнитель выполняет инструкции формально, не задумываясь в их смысл.
ИСПОЛНИТЕЛЮ НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОНИМАНИЕ АЛГОРИТМА!
5. Определите какой из представленных вниманию исполнителей является формальным, а какой нет? (Работа по цепочке) http://learningapps.org/265875
Мы будем решать много задач (не пугайтесь). Ответом в этих задачах будет совсем даже не число, как на уроках математики (физики или химии). Что же тогда является ответом?
То же, что требуется для победы в некоторых логических играх: последовательность действий, которая от данной в начале игры ситуации приводит к той, которую следует получить для выигрыша.
Если мы хотим, чтобы наш алгоритм мог выполнить очень простой исполнитель (мало знающий), то алгоритм нужно записывать очень простыми командами.
Ханойская башня – Легенда:
(компьютерный практикум - Приложение2 и Приложение 3) - электронная версия логической игры – самостоятельная работа уч-ся за ПК
Психологическая подготовка к рефлексии «Доброволец».
Погладьте, пожалуйста, себя по голове, теперь по животику, а теперь и начертите глазами восьмёрку. Очень хорошо. А теперь сделайте это всё одновременно. Легко?
Очень часто в нашей голове происходит то же самое.
Рефлексия (метод 6 шляп).
Д/З
§ 4.1.2 – вопросы
Привести свой пример алгоритма.
Сообщение об авторе логической задачи «Ханойская башня»
Формирование оценки деятельности учащихся на уроке производится на протяжении всего урока:
помощь учителю в решении проблемы: - 1 балл
определение свойств – 1 балл
верное определение формального исполнителя – 1 балл
выполнение практикума 1 задача - 1 балл – решение или 2 балла (решение за минимальное число шагов)
рефлексия – 1 балл.
Желая успеха, Ирина Юрьевна.
Прилодение 3
Свойства алгоритма:
Дискретность.
Понятность.
Результативность (конечность).
Детерминированность (Определённость и однозначность).
Массовость
Правила игры – Ханойская башня.
Нужно за меньшее число шагов переставить пирамиду с одной площадки на другую, следуя определенным правилам.
Они очень просты.
Есть 1 пирамидка с дисками разного размера, и еще 2 пустые пирамидки.
Надо переместить диски с одной пирамидки на другую.
Перекладывать можно только по одному диску за ход. Складывать диски можно только меньший на больший.Ы
Решение
Задание с 3 кольцами Задание с __ кольцами
№ команды
Команда
№ команды
Команда
ОЦЕНКА
Приложение 4
Результативность.- получение из исходных данных результата.
Дискретность - алгоритм состоит из последовательности шагов.
Детерминированность. – выполнение команд в строго определённой последовательности.
Понятность - алгоритм записан на понятном исполнителю языке.
Выполнимость - алгоритм должен содержать команды, входящие в СКИ.
Массовость - алгоритм применяться к большому количеству однотипных объектов.