kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алгоритм и его формальное исполнение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок информатики, 9 класс. Урок формирования понятий «алгоритма» и «формального исполнителя» и систематизации понятий, связанных с ними: свойства алгоритма и система команд исполнителя.
На уроке предусмотрено использование различных деятельностных методов работы на уроке. Особое внимание уделено рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм и его формальное исполнение »

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока по предмету информатика и ИКТ


Учитель информатики и ИКТ: Зуева Ирина Юрьевна, высшая квалификационная категория.

Класс: 9

Тема: Алгоритм и его формальное исполнение

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.


Цели: формирование понятий «алгоритма» и «формального исполнителя» и систематизация понятий, связанных с ними: свойства алгоритма и система команд исполнителя.


Планируемые результаты:

предметные:

  • расширить знания об алгоритмах;

  • систематизировать знания по данному блоку учебной программы;

  • создавать, применять, преобразовывать объекты компьютерной информации.

метапредметные:

  • находить пути решения поставленной задачи;

  • корректировать свои действия в случае несоответствия планируемого и полученного результата;

  • оценивать умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения, делать выводы;

  • формировать умение самостоятельно планировать свою деятельность;

  • соотносить свои действия с прогнозируемым результатом;

  • развивать компетентность в области использования ИКТ.

  • осуществлять рефлексию;

личностные:

  • соотносить учебное содержание с витагенным опытом;

  • понимать значение алгоритмического мышления для современного человека;

  • мотивировать отношение к овладению знаниями.


Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • алгоритм;

  • свойства алгоритма;

  • исполнитель;

  • СКИ.

Методы: необъявленная тема, стратегия «Идеал», отсроченная отгадка, работа с понятиями, опрос по цепочке, проблемно-поисковый, физкультминутка, 6 шляп.

Оборудование: ПК учителя, ПК учащихся, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, флипчарты для интерактивной доски.


План урока:

  1. Вызов – 5 мин.

  2. Осмысление понятия алгоритма через его свойства – 8 мин.

  3. Закрепление свойств через практическое задание – игру – 2 мин.

  4. Ввод понятия исполнителя – 2 мин

  5. Контроль понимания понятия – формальный исполнитель – 2 мин

  6. Практическая работа за компьютером с исполнителем «Ханойская башня» - 4 мин

  7. Физкультминутка – 3 мин.

  8. Рефлексия (метод 6 шляп) и оценивание – 8 мин.

  9. Д/З и выставление оценок за урок– 1 мин

Ход урока

Продолжительность: 1 урок (35 минут)

Алгоритм и его формальное исполнение

1 Начало урока. Небольшое вступление (ВЫЗОВ)

Гимнастика для пальчиков. - Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

Приложение1

1) Представьте себе, что вы учитель и вам необходимого научить своего ученика рисовать прямоугольник.

Варианты ответов учеников:

  1. Из учебника геометрии известно "Прямоугольник – это геометрическая фигура, такая что….." (Учитель: И это ваша первая ошибка. Что такое прямоугольник и как нарисовать прямоугольник, это не одно и тоже. От вас не требуется объяснения что это такое.)

  2. просто нарисуем много самых разных прямоугольников. (Учитель: Скорее всего, этого будет достаточно и после такого объяснения он сможет чертить прямоугольники. Но будет ли такое объяснение правильным?)

2) А теперь представьте себе, что мы должны научить рисовать прямоугольники робота умеющего выполнять определённые операции и не знающего ничего дополнительно о свойствах геометрических фигур и куриц.

а) Покажите ему два прямоугольника:


Вот

такой


И вот такой






Это не прямоугольник.




И этот робот будет убежден, что фигура нарисованная ниже не прямоугольник.

И этот робот будет прав. Ведь третья фигура не совпадает точно с первыми двумя которые мы сами показали ему и сказали, что это прямоугольники, а следовательно нет никаких оснований называть прямоугольником третью фигуру.

Вывод: Это означает, что робот по нашей просьбе нарисовать прямоугольник, сможет нарисовать фигуру №1 и фигуру №2 и всё.

b) Попробуем по другому. НЕ БУДЕМ НИЧЕГО ОБЪЯСНЯТЬ. А ПРОСТО РАССКАЖЕМ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ. Например, скажем ему так: чтобы нарисовать прямоугольник нужно поставить четыре точки и соединить их линиями под прямым углом.

И он нарисует нам следующую картинку:







Что произошло (а кстати случайно он мог нарисовать и правильно), почему всё так плохо!? А потому, что наша команда неопределённа. И кроме того, он может быть не знает, что такое прямой угол.

Вывод: Значит, мы должны скомандовать так, чтобы он мог понять наши команды только одним способом.

Какой из всего сказанного выше следует вывод. А такой:

Не такая уж это простая задача научить кого-нибудь, сделать что-нибудь. Сразу возникает масса сложнейших проблем, для решения которых нужна целая наука.


Мы всё время говорили о некой инструкции к действию, некой последовательности действий.

Вспомните! Из курса начальной школы вы знаете что последовательность действий – это алгоритм.


2. Изучение нового материала (ОСМЫСЛЕНИЕ)

Алгоритм - самое важное понятие нашей науки. Пока не будем давать точного определения. Постараемся понять что это такое как-нибудь, а потом уточним.


Ведь, не всякая последовательность команд является алгоритмом!


Приложение1. (СЛАЙД иллюстрирующий необходимые СВОЙСТВА АЛГОРИТМА Дискретность. Понятность. Результативность (конечность). Детерминированность (Определённость и однозначность). Массовость)

Уточнённое определение Алгоритма

Алгоритм — это понятное и точное предписание исполнителю на выполнение конечной последовательности действий, приводящей от исходных данных к искомому результату.


3. ИГРА собери понятие – одно свойство алгоритма (работа в пара: восстановить разрезанное на части распечатанное одно из свойств алгоритма, для уточнения точной формулировки - работа с учебником). – Приложение 4


4. Любая последовательность действий предназначена для некоего исполнителя.
Объект выполняющий инструкции алгоритма, называется исполнителем.

ИСПОЛНИТЕЛЬ - Это второе важнейшее понятие алгоритмики. Как мы уже видели раньше один и тот же алгоритм может быть одновременно понятен и не понятен (разным исполнителям).

Исполнители бывают формальными и нет.

Формальный – это исполнитель выполняет инструкции формально, не задумываясь в их смысл.

ИСПОЛНИТЕЛЮ НЕ ТРЕБУЕТСЯ ПОНИМАНИЕ АЛГОРИТМА!

5. Определите какой из представленных вниманию исполнителей является формальным, а какой нет? (Работа по цепочке) http://learningapps.org/265875

Мы будем решать много задач (не пугайтесь). Ответом в этих задачах будет совсем даже не число, как на уроках математики (физики или химии). Что же тогда является ответом?

То же, что требуется для победы в некоторых логических играх: последовательность действий, которая от данной в начале игры ситуации приводит к той, которую следует получить для выигрыша.


Если мы хотим, чтобы наш алгоритм мог выполнить очень простой исполнитель (мало знающий), то алгоритм нужно записывать очень простыми командами.


  1. Ханойская башня –
    Легенда:

(компьютерный практикум - Приложение2 и Приложение 3) - электронная версия логической игры – самостоятельная работа уч-ся за ПК


Психологическая подготовка к рефлексии «Доброволец».

Погладьте, пожалуйста, себя по голове, теперь по животику, а теперь и начертите глазами восьмёрку. Очень хорошо. А теперь сделайте это всё одновременно. Легко?

Очень часто в нашей голове происходит то же самое.

  1. Рефлексия (метод 6 шляп).

  1. Д/З

  1. § 4.1.2 – вопросы

  2. Привести свой пример алгоритма.

  3. Сообщение об авторе логической задачи «Ханойская башня»

Формирование оценки деятельности учащихся на уроке производится на протяжении всего урока:

  1. помощь учителю в решении проблемы: - 1 балл

  2. определение свойств – 1 балл

  3. верное определение формального исполнителя – 1 балл

  4. выполнение практикума 1 задача - 1 балл – решение или 2 балла (решение за минимальное число шагов)

  5. рефлексия – 1 балл.



Желая успеха, Ирина Юрьевна.



Прилодение 3

Свойства алгоритма:


Дискретность.

Понятность.

Результативность (конечность).

Детерминированность (Определённость и однозначность).

Массовость

Правила игры – Ханойская башня.

Нужно за меньшее число шагов переставить пирамиду с одной площадки на другую, следуя определенным правилам.


Они очень просты.

Есть 1 пирамидка с дисками разного размера, и еще 2 пустые пирамидки.

Надо переместить диски с одной пирамидки на другую.

Перекладывать можно только по одному диску за ход. Складывать диски можно только меньший на больший.Ы


Решение

Задание с 3 кольцами Задание с __ кольцами

№ команды

Команда


№ команды

Команда











































ОЦЕНКА



Приложение 4

Результативность.- получение из исходных данных результата.

Дискретность - алгоритм состоит из последовательности шагов.

Детерминированность. – выполнение команд в строго определённой последовательности.

Понятность - алгоритм записан на понятном исполнителю языке.

Выполнимость - алгоритм должен содержать команды, входящие в СКИ.

Массовость - алгоритм применяться к большому количеству однотипных объектов. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Алгоритм и его формальное исполнение

Автор: Зуева Ирина Юрьевна

Дата: 18.03.2015

Номер свидетельства: 188310

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Алгоритм и его формальное исполнение "
    ["seo_title"] => string(42) "alghoritm-i-iegho-formal-noie-ispolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "144379"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418714772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Презентация. Алгоритм и его формальное исполнение. "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-alghoritm-i-iegho-formal-noie-ispolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "166795"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422988066"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока  "Алгоритмы и их исполнители" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-alghoritmy-i-ikh-ispolnitieli"
    ["file_id"] => string(6) "121790"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414072663"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "МОДЕЛЬ. АЛГОРИТМ.ИСПОЛНИТЕЛЬ. СКИ.ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. "
    ["seo_title"] => string(61) "modiel-algoritm-ispolnitiel-ski-informatsionnoie-upravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "123354"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414479810"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Алгоритм и его формальное исполнение.Типы алгоритмических структур."
    ["seo_title"] => string(67) "algoritm_i_ego_formalnoe_ispolnenie_tipy_algoritmicheskikh_struktur"
    ["file_id"] => string(6) "563063"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1605036923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства